Дамир Мухетдинов: «Палеогенетики убедительно доказывают, что российское Поволжье, Южный Урал, Причерноморские степи, то есть территории современной России вне исторической Руси, являлись в древности очагами цивилизации, то есть их вклад в развитие человечества имеет мировое значение» Дамир Мухетдинов: «Палеогенетики убедительно доказывают, что российское Поволжье, Южный Урал, Причерноморские степи, то есть территории современной России вне исторической Руси, являлись в древности очагами цивилизации, то есть их вклад в развитие человечества имеет мировое значение» Фото: «БИЗНЕС Online»

Продолжая дискуссию Мухетдинов – Холмогоров

Конец года в России ознаменовался шумным обсуждением выступления первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова на научной конференции в Екатеринбурге, где тот размышлял о многообразии исторических и этнических основ современной России, включая в их число и Золотую Орду.

В ответ оппоненты Дамира хазрата во главе с публицистом Егором Холмогоровым высказались в том духе, что известный мусульманский деятель «объявил историческую войну славянам и русским», поставив под сомнение главную роль русских и славян в формировании Руси. В своем интервью официальному сайту ДУМ РФ Мухетдинов продолжает тему осмысления российской истории и содержания школьных учебников по соответствующему предмету.

«Я недавно был в Новгороде, посетил основные православные соборы и, конечно, Софийский собор» «Я недавно был в Новгороде, посетил основные православные соборы и, конечно, Софийский собор» Фото: CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

«Про новые основы многосоставной российской гражданской нации предстоит договориться»

— Дамир хазрат, ваше выступление на конференции «Пути и страны: цивилизации Востока в исторической динамике» во многом опирается на современную российскую историческую науку. Чтобы убедиться в том, достаточно обратиться к работам ведущего научного сотрудника Отдела Востока Государственного Эрмитажа, начальника Старокрымской (Золотоордынской) археологической экспедиции М. Г. Крамаровского (см., например, «Золотая Орда. История и культура», 2005). Или выступлениям главного научного сотрудника Института российской истории РАН В. В. Трепавлова (см. Материалы Международной научно-практической конференции ХIII Фаизхановские чтения, 2016). Вы считаете себя продолжателем их традиций?

— Спасибо за вопрос. Действительно, я не открыл Америки и даже не планировал ее открывать. Ученых, имена которых Вы назвали, я считаю своими учителями, работы которых изучаю на протяжении 20 лет, в том числе имел практический опыт общения с ними, публиковал их научные работы и выступления. В той или иной степени я нахожусь в рамках их школы, которая сформировалась в позднесоветский и постсоветский период в российском востоковедении. К этой плеяде можно отнести и д-ра исторических наук Р. Г. Ланду, автора книги «Ислам в истории России», и д-ра философских наук Э. С. Кульпина с его исследованиями российской ментальности, российской цивилизации. Они переосмысляли традиции Л. Гумилева, Г. Вернадского и других евразийцев и развили свои теории, обозначив некие тренды. Конечно, нужно назвать и директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, который, организуя выставки, посвященные исламскому искусству, в России и за рубежом, всегда подчеркивал многорелигиозный характер нашего государства на всем протяжении его существования.

Опираясь на академический подход, я обобщил в докладе взгляды этих ученых. Их идеи сегодня подтверждаются и современным научным инструментарием. Палеогенетики, например, убедительно доказывают, что российское Поволжье, Южный Урал, Причерноморские степи, то есть территории современной России вне исторической Руси, являлись в древности очагами цивилизации, то есть их вклад в развитие человечества имеет мировое значение.

Совсем недавно сотрудники Института археологии РАН нашли в Великом Новгороде крупнейший в истории города клад последней четверти X века. В нем около 1,9 тыс. предметов, большая часть которых — целые и фрагментированные серебряные дирхамы Арабского халифата, отчеканенные на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Наиболее поздняя из монет датируется 974–975 годами. К этому времени волжские булгары уже приняли ислам на государственном уровне. Это произошло на 66 лет раньше, чем великий князь Владимир крестил Киевскую Русь, что признает сегодня и Русская Православная церковь, и патриарх Кирилл. Через Волжскую Булгарию, через Итиль арабы, персы, тюрки шли с юга на север. Это был огромной протяженности торговый путь, который доходил до Хорезма (средневекового государства на территории современного Туркменистана, Узбекистана и Казахстана — прим. ред). Найденный клад проливает свет на многие аспекты внутренней миграции, торговли, межгосударственных отношений на огромном евразийском пространстве.

— Кстати, в Новгороде, в замечательном музее-заповеднике можно увидеть многие материальные свидетельства тех контактов, которые этот древний русский город имел с Востоком. А арабские дирхамы там находили и в предыдущие годы!

— Я недавно был в Новгороде, посетил основные православные соборы и, конечно, Софийский собор. Поинтересовался, к какому веку относится иконостас. Мне сказали, что основной массив всего иконостаса, который украшает главный храм Новгорода, относится к ХIII–XIV векам. Это расцвет взаимоотношений Орды и русских княжеств. На это тоже надо обратить внимание. Многие ученые писали, что с усилением ислама в Орде при хане Узбеке (в годы его правления ислам стал государственной религией Золотой Ордыприм. ред.) языческие элементы, которые если еще и сохранялись в тех или иных русских княжествах, начали исчезать. То есть православие окончательно побеждало с укреплением ислама в Орде.

— Именно золотоордынская тематика стала триггером, спровоцировавшим множество комментариев и отзывов к вашему выступлению. Политолог Марков пишет, что «часть общества и историков просто встали на дыбы», а автор издания «Регнум» Тараторин приравнивает пересмотр подходов к историческому нарративу к подрыву русской идентичности.

— Я знаком с этими отзывами, о которых вы говорите и благодарен авторам за желание разъяснить, а не присоединиться к потоку злобного троллинга, который льется неделями. Соглашусь, что нерв дискуссии лежит не только в научной, но и в эмоционально-нравственной плоскости, поскольку затрагивает национальные чувства и даже культурный код. Прекрасно могу понять тезис о том, что монгольское завоевание оставило в коллективной душе и исторической памяти русского народа глубокий след. Но нельзя забывать, что столь же неизгладимый след в коллективной душе других народов России оставило и покорение Иваном Грозным постордынских татарских ханств, завоевание российским государством Сибири, Кавказа и Средней Азии.

Разговор о культурном коде страны — вещь еще более серьезная, чем даже общепринятый исторический нарратив, поскольку имеет дело с бессознательным и государствообразующего русского народа, и всех других народов, веками и ценой жизней своих сыновей и дочерей, участвовавших в строительстве российского государства.

Ресентимент, а в данном случае мы имеем дело именно с ним, — вещь очень тонкая и может стать катализатором как созидательной, так и разрушительной активности. Нынешний кризис российско-украинских отношений начинался с возведения в культ трагедии голода на Украине, Первая Чеченская война подпитывалась этим же чувством ресентимента, реванша. Но может быть и наоборот. Посмотрите на Казань, где восстановили разрушенную при завоевании Казани мечеть и назвали ее именем настоятеля того храма — Кул Шариф. Сегодня это символ города, как и восстановленный Болгар стал символом Татарстана.

Мне довелось стать непосредственным участником одного из таких исторических моментов в день открытия памятника царице Сююмбике в городе Касимове. Известно, что выдача регентши Сююмбике и малолетнего наследника Утямыш-Гирея Москве стала незаживающей раной в душе татарского народа. Это травма год за годом, эпоха за эпохой заставляла татар оглядываться в XVI век и горевать о предательстве, допущенном по отношению к правительнице. Муфтий Гайнутдин, обращаясь к собравшимся на татарском языке, апеллируя даже не к разуму, а к нашей коллективной душе, дал понять, что открытием памятника восстановлена поруганная честь царицы и мы вернули прекрасную Сююмбике на то высокое место, которого она заслуживает. И недостойное поведение последнего мужа Сююмбике — Шах Али, который был соратником и сторонником Грозного, и все противоречия XVI века должны остаться в XVI веке, а мы должны пережить, преодолеть свою травму и идти вперед, смотреть в будущее.

Но преодолеть не означает забыть все трагедии прошлого, снивелировать их за политкорректными формулировками, проигнорировать противоборства прошедших эпох. Нужно знать и понимать нерв конфликтов прошлого, но относиться к ним с высоты зрелой позиции, без триумфаторства или психологии жертвы.

Не секрет, когда сегодня татарские, башкирские, дагестанские мужчины видят, как с наших мусульманок пытаются сорвать платки, как топчут уличной обувью чистое молитвенное пространство наших мечетей и общинных домов, они невольно ассоциируют эти действия с теми историческими эпохами, когда велись войны, когда наши мечети разрушали, когда статус ислама в России оставался не определенным, пока не был защищен на государственном уровне, то есть в эпоху до правления Екатерины II. Разумеется, тут же появляются провокаторы, которые подведут их к мыслям о реванше, о «восстановлении справедливости», о «создании халифата». Социальные и политические технологи прекрасно знают, что нельзя рассчитывать на полноценное гражданское самосознание людей, которым отказано в своем месте и вкладе в отечественную историю и государственное строительство, тем более если их историческая память входит в конфронтацию с официальным историческим нарративом.

В царское время противоречие дискурса большинства и дискурсов меньшинств разрешалось за счет компактного, слободского проживания и, таким образом, культурной сегрегации последних. В советское время основой гражданского единства выступал марксистский классовый подход.

Прежние алгоритмы дружбы народов больше не работают, про новые основы многосоставной российской гражданской нации предстоит договориться. И лучше, если мы сами будем направлять этот процесс в конструктивное, позитивное русло, а не работать с последствиями зарубежной пропаганды.

«Я считаю, что нужно быть очень корректным в вопросе учебников — все-таки не переписать, а скорректировать» «Я считаю, что нужно быть очень корректным в вопросе учебников — все-таки не переписать, а скорректировать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«А что наши предки — татары — были такими разбойниками? Только грабили и убивали?»

— Что вы предлагаете вместо этноцентричного подхода к истории, который вы назвали «примитивным и давно устаревшим»? В какой степени нужно пересмотреть те учебники истории, по которым сейчас учатся дети в российских школах?

— Я регулярно читаю учебники моих детей, по которым они учатся в школе. Особое внимание уделяю преподаванию отечественной истории. Я вижу, насколько однобоко и тенденциозно в них написано о других империях и народах, существовавших в разные века на российском пространстве. Например, Золотая Орда появляется в учебнике исключительно в контексте монгольского завоевания, а затем освобождения Московского великого княжества от ордынской зависимости. При этом и одного параграфа не посвящено колоссальному влиянию Золотой Орды на всю русскую административную систему и военное дело, традицию и культуру, торговлю и экономику, государствостроительство! А ведь почти половина российской элиты — это татары-полукровки: писатели, музыканты, военачальники, государственные деятели… А в учебнике сказано только о монголо-татарском иге, о том, что Орда обложила данью Русь, в полон уводила русских девушек, разрушила все города. Про Волжскую Булгарию, про Хазарию, про тюркский каганат в учебнике хорошо, если будет один абзац. Но ведь Хазарский каганат не сравнить ни с Киевской Русью, ни с Волжской Булгарией. Киев был частью каганата также, как и Волжская Булгария. Хазарский каганат — это территория современной Астрахани и Волгограда, т. е. это часть нашей российской истории и культуры. Это огромное государство, в котором и славяне играли огромную роль. На примере Хазарского каганата, некоторые каганы которого исповедовали иудаизм, мы можем показать, насколько толерантным было еще с VIII века это государственное объединение: там были синагоги, и церкви, и мечети, свобода религии, свобода торговли.

Я считаю, что нужно быть очень корректным в вопросе учебников — все-таки не переписать, а скорректировать.

Скажем честно, национальные меньшинства не претендуют на первенство. Речь идет о нормальном человеческом достоинстве. Я не хочу, чтобы мой ребенок, читая книгу по истории отечества, подходил ко мне и спрашивал: а что наши предки — татары — были такими разбойниками? Только грабили и убивали?

Другой пример — Республики Бурятия, Калмыкия и Тыва. Там Чингисхан — не просто покоритель Вселенной, это культовая фигура, ему ставят памятники, его именем называются культурные мероприятия и заведения, его имя дают детям.

Нужно правильно расставить акценты, рассказать о каждом государственном образовании, об его взаимоотношениях с соседями. Не выпячивать их историю, а объективно ее показать и с уважением к ней отнестись.

Мне возразят аргументом о «переписывании истории». Но мы и без этого являемся свидетелями ее «переписывания». Мы повсеместно в учебниках отказываемся от Киевской Руси, вместо этого употребляем словосочетание Древнее русское государство, а ведь Киев — это наше общерусское наследие. «Киев — мать городов русских», — эту фразу вставляет летописец в уста князя Олега. Не надо отдавать ее кому-то на откуп.

К слову, я перечитал недавно статью «Чингисхан и монголосфера» философа Александра Дугина. Вот как он отзывается о Чингисхане: «Он не просто организовал железной дланью континентальную административную машину, где мы по началу были данниками, но передал нам основы государственного аппарата, которыми мы пользовались в течение долгих веков». Со многим в этой статье можно спорить, но конкретно вот этот тезис — принимается практически всеми.

Повторяю, академическая традиция изучения русской — российской истории базируется на восприятии России как огромного многонационального и многорелигиозного государства, территория которого простирается от Японии и США включая Польшу и Прибалтику. В. В. Трепавлов задавался вопросом: можно ли считать русские княжества частью татарской Золотой Орды? И он положительно отвечал на этот вопрос, потому что в политическом плане русские княжества не имели субъектности, они не могли вести дела от имени своих княжеств. Их сюзерен — это ордынский хан, который давал ярлык на княжение.

Главная задача современной академической исторической науки — объективно показать, какие государственные образования в разные века существовали на этой территории не только на страницах сугубо научных изданий, но и для массовой аудитории.

И получится, что мы — наследники и скифов (помните у Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы…»), и тюркского каганата, и Волжской Булгарии, и Золотой Орды. Недопустимо представителей степной культуры считать и показывать исключительно варварами или кочевниками. Не думаю, что варваров среди печенегов было больше, чем среди скандинавов-рюриковичей! О каждом народе, будь то половцы, печенеги или болгары, нужно говорить с уважением, потому что это часть нашей русской истории, нашей культуры.

На днях я получил результат своего расширенного ДНК-анализа. Он показал, что на протяжении полутора тысячи лет мои предки жили и живут на территории той исторической области России, которая называется Мещера. Мой генотип не уходил из этих мест более пятнадцати веков. То есть я коренной представитель автохтонного древнего народа, который полторы тысячи лет живет на этой земле. Генеалогическое древо, которое мы составили на основе метрических книг, изучения ревизских сказок и семейных шаджаре, прослеживается до 1500 года. Таким образом, мы, мои предки — не пришлый народ, мы жили на современной нижегородской земле столетиями.

Поэтому симбиоз разных народов — чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, русских, татар — нужно правильно осмыслять. Это наше великое достояние.

Есть еще и теологический аспект вопроса. Если ты человек верующий, то ты, в конечном итоге, придешь к первочеловеку — к Адаму. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет превосходства у араба над не арабом, и у не араба над арабом. Как и нет превосходства белого человека над черным, и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности». Мы все созданы из праха, мы все — сыны Адама и Евы, потомки их детей. Поэтому как бы вы ни кичились и не гордились своими племенами, народами и историей, вы все равно вернетесь к первочеловеку — к Адаму.

«Вслед за В. Р. Мединским я говорю: татары — второй государствообразующий народ» «Вслед за В. Р. Мединским я говорю: татары — второй государствообразующий народ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вот это надо показывать в учебниках истории — что русский дух оказался сильнее»

— Итак, Дамир хазрат, вы рассчитывали, что ваш доклад на конференции вызовет научную дискуссию, но вопросов не последовало?

— Нет, вопросов не последовало. Нужно констатировать, что наше академическое сообщество пока находится в инертном состоянии и плывет по течению, не в полной мере отдавая себе отчет в актуальности всех этих вопросов.

Зато ополчились крайние элементы. От них последовали оскорбления, угрозы физической расправы с предложением лично мне срочно собрать чемодан и покинуть РФ, пока я жив, пока машину не взорвали, жену и детей не подловили. Они подличают, копаются в моей биографии, выискивая личные факты и семейные фотографии. Тем самым они показывают свой же интеллект, свое нутро, свою сущность. И это сильно расходится с образом русских и русского духа, каким мы его знаем. Мой ближайший родственник Максуд-абзый более 65 лет проработал на Горьковском автомобильном заводе. Он всегда говорил нам: «С русскими — не шутите! Они „проснутся“, никому мало не покажется. Русского никто никогда не победит в честном противостоянии!» Я с детства слышал эти слова от главы нашего рода, которому на сегодняшний день уже под 90 лет. А глядя на нынешних экстремистов, взявших на вооружение тему «русскости», я прихожу к выводу, что я больше русский, чем они. По духу и по мыслям своим!

Возвращаясь к вопросу о содержательной дискуссии, о разговоре по существу, я хочу подчеркнуть, что флагманом, знаменосцем идеи российского государства-цивилизации является не кто иной как наш президент. Владимир Путин на протяжении многих лет однозначно подчеркивает изначальную многосоставность, многонациональность, многорелигиозность единого российского народа и государства.

А я от себя добавлю, что русские в силу своего мощного духа смогли все эти государственные образования победить и включить в себя. Вот это надо показывать в учебниках истории — что русский дух оказался сильнее, что славянский этнос сильнее. Значит, в нем есть какие-то коды, какие-то элементы, которые и привели к созданию великой России такой, какой мы ее знаем сейчас.

Благодаря русским и России среднеазиатские республики из феодального прошлого шагнули в индустриальную эпоху: русские и татары строили мосты, прокладывали железные дороги, возводили промышленные предприятия, создавали оросительные системы. И если об этом кто-то в Средней Азии забывает, грош им цена. Но большинство людей — умных — не забывает.

Мы, татары, открыто говорим, что наши национальные писатели следовали, учились и подражали Пушкину, Лермонтову, Чехову, Толстому, Достоевскому!

— Вслед за татарами так, я думаю, многие народы могут сказать!

— Да, конечно. Но вслед за В. Р. Мединским я говорю: татары — второй государствообразующий народ. До XVI века доминировали тюрки, русские князья были подданными татарских ханов, они им платили дань и т. д.

Когда я приезжаю в Казахстан, Кыргызстан или Узбекистан, я всегда слышу, какую колоссальную роль с XVIII по начало XX века сыграли татарские миссионеры — богословы и купцы! Многие исторические мечети в Казахстане, особенно на севере страны, были построены татарами, и школы были основаны ими. То есть, когда татары, башкиры, которые были частью русского имперского кода и при этом не потерявшие свою идентификацию, шли в эти земли, то воспринимались там как связующее звено с Россией. Так, первый российский муфтий Мухаммеджан Хусаинов (1756-1824) благодаря своим профессиональным дипломатическим навыкам смог склонить к русскому подданству элиту Букеевской Орды, будучи сам породнен с ее представителями.

Нельзя однобоко показывать и обеднять историю нашего российского государства, в котором сегодня «поворот на юг» в политическом плане — это концептуальное решение. Как вы собираетесь идти на юг, если вы узбеку, киргизу, таджику говорите, что он варвар, черный, чумазый, узкоглазый, косой, замоташка, абу-бандит, басурман?!

Наоборот, мы должны гордиться тем, что Россия сохранила 190 народов, сохранила языки, и каждый на своем языке прославляет Бога. В этом заключается величие нации. Она сильна по духу, по мысли, по своей литературе.

— Вам возразят, что сегодня, когда идет специальная военная операция, поднимать эти вопросы неуместно, несвоевременно.

— Все ровно наоборот! У нас есть данные по казахским деревням Астраханской и Омской области, там массово молодые казахи отправились на СВО и сложили свои головы в ходе боев. Наши единоверцы в сердцах восклицают: «Если мы чурки, как говорят некоторые, то ради чего наши ребята погибли?!» И эти мысли сегодня западная пропаганда активно внедряет в умы молодых мусульман. Раскачка Западом российского государства идет по отработанному сценарию. Вспомните СССР, когда проблемы начались на окраинах по национальному признаку: Карабах в составе Азербайджана, Прибалтика, Фергана. Возникли конфликты и внутри России: Чеченская Республика, Татарстан с его государственным суверенитетом. Эта раскачка будет продолжаться согласно уже утвержденной стратегии. Перечитайте книгу «Великая шахматная доска» Збигнева Бжезинского. Он еще в 90-е годы писал, что для дальнейшего развала нужно отколоть Украину и Казахстан. Нет Украины, Казахстана, Белоруссии, и вы превращаетесь в небольшое унитарное русское государство. Потом отколется Кавказ, ослабнут связи со Средней Азией и Россия скукожится до границ Московского царства. Надо быть близоруким, чтобы этого не видеть! Мы можем получить новые негативные процессы. Вместо великорусского шовинизма появится великоказахский шовинизм, или турецкий, или еще какой-нибудь!

Численность мусульманских народов в наших сопредельных государствах постоянно растет. Что говорят наши идейные противники? Что в России хотят принять антимигрантские законы: срок временного пребывания сокращается, семью привезти нельзя… А как молодые люди будут жить? Вы же сами говорите, что мигранты пристают к русским женщинам. Антимигрантские законы зачастую принимаются впопыхах и бьют по уважению к личности и достоинству человека!

Не надо забывать и о том, что в бывших советских республиках остались русские общины. И православные служители на встрече с Патриархом говорят: градус нажима здесь, в России, пропорционален градусу нажима на нас там.

Антимигрантскую волну сегодня оседлали популисты, которые просто пользуются моментом для зарабатывания очков. А те руководители, которые отвечают за благосостояние народа, за то, чтобы предприятия работали, чтобы росла производительность труда, снижалась импортозависимость — они четко осознают, что альтернативы трудовой миграции сейчас не просматривается. Главы регионов, например, раис Татарстана Рустам Минниханов и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров открыто говорят об этом.

Надо брать пример с нашего Президента. Мне порой кажется, что он в одиночку бьется. Помните его выступление на Валдайском форуме? «„Я русский“ — так может сказать любой житель России независимо от национальности». Это Президент сказал применительно к международному контексту. Когда я выезжаю за рубеж, я тоже говорю: я русский. Вспомним великого Расула Гамзатова, который говорил: в Дагестане я аварец, в России — дагестанец, а за границей я — русский.

Но В. В. Путин дает четкие сигналы: будучи в Чечне, он поцеловал Коран. Он обнимает Коран в Дербенте. Коран у него на рабочем столе на совещании. Президент отдает себе отчет, как на это может отреагировать праворадикальная часть общества, однако он твердо выступает в защиту священных писаний и памяти Божьих пророков и заявляет, что ислам ближе современному православию нежели западное христианство. И с этой его позицией солидарен патриарх Кирилл, о чем он говорил, посещая Казань. Межнациональное и межрелигиозное согласие — это фундамент нашего гражданского единства.

— Вы затронули еще одну животрепещущую тему — до каких границ допустимо присутствие религии в публичном пространстве светского общества?

— Если коротко, то недопустимо отчитывать мальчика, который перекрестился на татами перед схваткой. Честь и хвала ему, что он живет с Богом. Перекреститься — это естественная вещь для православного человека. Для мусульманина естественно прочитать дуа, произнести «Аллаху акбар». Только не надо это делать громко, нарочито, напоказ. Нельзя использовать религию и ее символы как знак собственного превосходства.

И в этой теме нужен серьезный разговор. Он может быть горячий, но это должен быть диалог. Диалог профессионалов, специалистов. А «Царьград», «Спас» приглашают к себе православных священников, своих псевдоисламоведов и между собой решают, никаб — традиционная одежда мусульманской женщины или нет. Вы спросите лучше профессионального теолога, профессионального востоковеда, таких как В. В. Наумкин, М. Б. Пиотровский, каково их мнение по этому вопросу. Почитайте наибов имама Шамиля, работы Гаяза Исхаки. Почитайте Дмитрия Кантемира, наконец. Он пишет, как крымские татарки шалью закрывали свои лица, как турчанки. Наши бабушки рассказывали, что их бабушки закрывали лица шалью перед чужими.

Почему сегодня издеваются над мусульманскими женщинами, покрытыми согласно своим религиозным убеждениям? Посмотрите фото — Патриарх посещает женский монастырь! Русская женщина — монахиня, в черном одеянии — чем внешне отличается от сестры-мусульманки в хиджабе и даже в черном хиджабе? Ничем. Вы просто бесчестные люди. Креста на вас нет и Христа нет в вашем сердце. Честно и объективно нужно подходить к этим вопросам, к русской культуре, русской традиции, читать исторические источники и богословские тексты.

Когда лично меня спрашивают: традиционен ли никаб для российских мусульманок, я как историк, как теолог, отвечаю — да, традиционен. Если у меня спросят: Вы — за никабы? Отвечу: я — против, потому что религиозное предназначение никаба — сохранить целомудренность женщины, чтобы на нее никто не напал, не домогался, не оскорбил, а в наших условиях он приводит к совершенно обратному, поэтому я против никабов. Но я не вправе заставить женщин от него отказаться. У них есть мужья, их вера и принципы, они сами примут правильное решение.

— Дамир хазрат, в заключение нашего разговора, приведу одну цитату из статьи И. Гаспринского, в которой он пишет о специфическом характере взаимоотношений Руси и Золотой Орды: «Говоря о татарском господстве, следует подумать о том, что оно, может быть, охранило Русь от более сильных чужеземных влияний и своеобразным характером своим способствовало выработке идеи единства Руси, воплотившейся в первый раз на Куликовом поле».

— Гаспринский — честь ему и хвала — в конце XIX века одним из первых концептуально понял дух русской культуры, русского народа. Крымский татарин, он был помощником у великого человека — писателя И. С. Тургенева, работал в Париже, Каире, был главой Бахчисарая. Это человек величайшего кругозора, образования, воспитанный в тюркской и русской культурах, знакомый с арабской, он такие концепты создал! Почитайте его статью «Русское мусульманство», где он пишет: «…мне кажется, что в будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы»!

К слову, Гаспринский был не одинок в своей позиции, целая плеяда российских мусульманских мыслителей-джадидистов обосновала в своих трудах, что российским мусульманам не стоит питать иллюзий относительно далеких исламских государств и великих империй, а жить и развиваться совместно с русским народом в составе единого российского государства.

Безусловно, Россия была, есть и будет православным государством. Никто ее код никогда не перепишет. Ни сил, ни духа, ни кишок ни у кого не хватит! В это сами русские, православные, должны верить больше, чем мы, мусульмане, а сейчас пока получается наоборот! И нашу беседу хочу завершить призывом Александра Гельевича — «Наше дело встать на тропу Чингисхана. Вернуться в нашу историю, вновь обрести смысл и цель нашего общего национального евразийского бытия».

— Благодарю Вас за обстоятельные ответы.

Беседовала Ольга Семина

Пресс-служба ДУМ РФ

Читайте также:

Дамир Мухетдинов: «Нужно сказать: «Мы есть Орда от Балкан до границ с Японией!»

Айдар Хайрутдинов: «С какой целью муфтия обвинили в радикализме?»

«Возникает вопрос: а кого считать русским?»: новый взгляд на полемику Мухетдинова — Холмогорова