«Мы задумали социальный проект, чтобы помочь лицам с ОВЗ, создать для них возможность переквалификации, в том числе для граждан, возвращающихся с СВО. Это не просто подготовка к получению водительских удостоверений, мы стремимся помочь людям интегрироваться в общество», — рассказывает о новом направлении работы Вадим Хафизов, гендиректор автошколы «Драйв». Проект выиграл грант раиса РТ, с помощью которого приобрели и переоборудовали автомобиль, закупили специальный тренажер и дообучили сотрудников. На что обратить внимание при выборе автошколы, как искусственный интеллект будет выявлять потенциальных нарушителей ПДД еще до того, как они научатся водить, и что стоило бы поменять в экзаменационной системе, Хафизов рассказал в интервью.
Вадим Хафизов: «Около года назад мы переоборудовали первую машину на механической коробке передач и получили заключение на возможность обучения лиц с ОВЗ от ГИБДД»
«Возможность переквалификации для граждан, возвращающихся с СВО»
Автошкола «Драйв» была основана в 2008 году и сегодня превратилась в большую сеть из 18 классов по всей Казани, где работают 80 высококвалифицированных сотрудников. За все время в автошколе «Драйв» прошли обучение и стали профессиональными водителями более 47 тыс. человек. В собственном автопарке — более 50 легковых автомобилей, а еще мотоциклы, грузовики, автобусы, прицепы, квадроцикл и снегоход, чтобы обучить любой водительской категории. Как результат — по статистике организации, 94% курсантов сдают экзамены в ГИБДД с первого раза. Есть в автошколе и социальные проекты. Например, компания сотрудничает с благотворительной организацией «Мамы Казани», бесплатно обучая мам, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, с фондами «Ярдэм» и «Народное ополчение». А с февраля в «Драйве» запускается новое направление — обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
— Вадим Альбертович, расскажите, пожалуйста, как вы решили начать обучать вождению лиц с ОВЗ? В Казани не было таких проектов?
— В Казани нет автошкол, которые занимаются обучением вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, а таких людей довольно много. Этот проект был задуман как социальный, чтобы помочь этим людям и создать для них возможность переквалификации, в том числе для граждан, возвращающихся с СВО. Это не просто обучение и подготовка к получению водительских удостоверений, мы стремимся помочь людям интегрироваться в общество.
— Как вы их находите? Они сами к вам обращаются?
— Не только. Мы планируем обратиться в фонды, которые занимаются поддержкой инвалидов, поддержкой лиц, которые вернулись с СВО. И попросить их предоставить списки кандидатов, которым необходимо обучение вождению для последующего трудоустройства.
Мы смогли получить грант от Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества. В данном случае на обучение вождению лиц с ОВЗ. В рамках программы мы получили 2,2 млн рублей, он рассчитан на обучение 30 человек. Мы также должны переоборудовать автомобили, приобрести дорогостоящий тренажер и комплекс АПК. Я благодарен за доверие автошколе и возможность реализации этого социального проекта.
— Когда началась подготовка к проекту?
— Около года назад мы переоборудовали первую машину на механической коробке передач и получили заключение на возможность обучения лиц с ОВЗ от ГИБДД. Затем мы столкнулись с тем, что не всем подходит ручное управление с механической коробкой передач. Соответственно, было принято решение изменить машину и на автоматической коробке передач. Грант очень помог нам ускорить процесс создания необходимых условий.
— Как адаптировать автомобиль и всю автошколу для обучения лиц с ОВЗ? Какие особенности нужно учитывать?
— Все зависит от характера и степени повреждения организма. Кто-то может пользоваться обычными органами управления автомобилем, кому-то требуется машина с ручным управлением.
Но главная особенность в том, что инструкторы, которые будут обучать в «Драйве» по этой программе, прошли дополнительное обучение и получили квалификацию. Ее выдают отдельные лицензированные организации. Это дополнительные расходы на реализацию проекта, которые мы смогли покрыть с помощью гранта.
У курсантов с ОВЗ могут возникать трудности с тем, чтобы сесть в автомобиль. Специально для этого мы привлекаем к работе тьютор-ассистентов, которые будут сопровождать их до классов, до машины и при необходимости помогать им пересаживаться. Важно суметь помочь студенту справиться со скованностью или страхом вождения. Многие боятся, что у них просто не получится водить, поэтому у нас работают автопсихологи.
Весь курс для людей с ОВЗ будет идти дольше, чем стандартный. Мы расширили его по собственной инициативе, добавив работу с автопсихологом, комплекс, развивающий скорость реакции, а сам процесс обучения будет начинаться со специального автотренажера. Под нас сейчас в Новосибирске изготавливают первый в России автотренажер для лиц с ОВЗ. Его стоимость — 1,2 млн рублей, и полученный грант нас очень выручил.
«Профессия инструктора достаточно сложная и требует огромного опыта, ответственности, в отличие, например, от работы таксиста или доставщика»
Критерии хорошей автошколы и обучение на основе ИИ-технологий
— Судя по информации на сайте, 94% ваших курсантов сдают на права с первого раза. Как вам это удается? По каким критерием отбираете инструкторов?
— Мы работаем 17 лет и знаем всех инструкторов в Казани. Поэтому, помимо общих требований профстандарта (стаж более 3 лет, педагогическое образование или профпереподготовка, отсутствие судимости и нарушений ПДД за последние 5 лет), мы обращаем внимание на репутацию инструктора. Всегда запрашиваем полную обратную связь от других автошкол. Если нам дают рекомендацию, что у инструктора хорошая сдаваемость, высокие навыки обучения, он вовлечен в процесс, — приглашаем к себе.
— Легко ли найти инструктора сегодня?
— Главная проблема сейчас нехватка новых кадров. Профессия инструктора достаточно сложная и требует огромного опыта, ответственности, в отличие, например, от работы таксиста или доставщика. Они получают зарплату сразу, здесь же нужно время для обучения, переквалификации. Ведь не у всех большой опыт вождения, и не каждый сможет научить другого. Не у всех хватает нервов и терпения, чтобы преодолеть порог в два-три месяца. Инструктор входит в ритм после нескольких выпусков студентов.
«Я считаю, что будущее за обучением теоретической части в формате онлайн и использовании искусственного интеллекта (ИИ) в практической части подготовки»
— Как выбрать автошколу? Назовите несколько важных критериев, на которые стоит обратить внимание.
— Я бы выбирал, во-первых, по отзывам знакомых, которые уже обучались в конкретной автошколе. Стоит узнать не только общее впечатление, но и детали: как проходили теоретические занятия и как строилось практическое обучение. Ведь можно теорию давать сухо, читая по книжке. А можно на примерах реальных перекрестков. Важно, чтобы человек понимал правила, а не заучивал их.
Во-вторых, обратите внимание на программу обучения. В хорошей автошколе достаточное количество часов как теории, так и практики. Поинтересоваться нужно и о том, как инструктор вел себя в процессе обучения: молча сидел или участвовал в ходе занятия. Я бы собрал абсолютно всю информацию об автошколе, а затем позвонил туда и узнал, все ли соответствует правде.
В-третьих, посетите пробное бесплатное занятие. Мы, например, предлагаем такую услугу. Советую обращать внимание на стоимость. Слишком низкая цена может говорить о плохом качестве курса или экономии на чем-то важном, например зарплатах инструкторов или машинах.
«Я бы отметил и взаимодействие ГИБДД с автошколами, оно на хорошем уровне»
«Инспектор не ваш враг, а человек, который выполняет свою работу»
— Как вы бы оценили рынок автошкол в Казани?
— Если сравнивать наш город с другими регионами, на мой взгляд, здесь достаточно высокий уровень подготовки водителей. Я бы отметил и взаимодействие ГИБДД с автошколами, оно на хорошем уровне. Процесс организации и проведения экзаменов, информирование автошкол о правилах, контроль за нашей деятельностью — все это происходит эффективно и, конечно, в рамках установленных регламентов.
— А есть что-то, что, на ваш взгляд, стоило бы изменить в системе сдачи экзамена?
— Я бы предложил ввести обязательное дополнительное обучение для тех, кто не сдал экзамен ГИБДД с третьей попытки. Не нужно обучаться заново, лишь повторно пройти те части теории или практики, с которыми возникают сложности. Часто причиной неудачи становятся не столько пробелы в знаниях ПДД, сколько просто забывание материала из-за длительного перерыва между попытками.
— Как будет выглядеть автошкола будущего?
— Я считаю, что будущее за обучением теоретической части в формате онлайн и использовании искусственного интеллекта (ИИ) в практической части подготовки. Было бы круто, если бы придумали автомобиль, который способен адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого и обучать курсанта, подстраиваясь под его психотип. Возможно, такие машины частично могли бы заменить и инструкторов. Сейчас в Иннополисе разрабатывают подобный для приема экзамена в ГИБДД без участия инспектора.
— Вы уже используете какие-либо технологии на основе ИИ в вашей автошколе?
— Пока нет, но мы запланировали внедрение ИИ в систему обучения на следующий год: создание индивидуального обучения для каждого курсанта. У нас много учеников, и порой мы видим заранее, кто точно будет нарушать ПДД. Это становится понятно исходя из того, как человек ведет себя на занятиях. Есть и те, кто боится, потому что когда-то попал в ДТП, будучи пассажиром. ИИ в таких случаях помог бы создавать тесты для оценки людей на входе. Если тестирование выявит, что студент — явный нарушитель, мы более наглядно покажем ему, к чему может привести проезд на красный сигнал светофора.
«У нас много учеников, и порой мы видим заранее, кто точно будет нарушать ПДД»
— Вадим Альбертович, какие советы вы бы дали тем, кто хочет сдать на права с первого раза?
— Сосредоточьтесь на экзамене: выделите целый день для этого, отложите другие дела, чтобы ни о чем не беспокоиться. Отнеситесь к экзамену серьезно. Постарайтесь настроиться позитивно: инспектор не ваш враг, а человек, который выполняет свою работу. Мы в свою очередь, чтобы снять сильную тревожность, проводим групповые и индивидуальные консультации психолога для тех, кто в этом нуждается.
Автошкола «Драйв»
Тел.: +7 (843) 216-01-01
Сайт: drive016.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.