Вадим Хафизов: «Около года назад мы переоборудовали первую машину на механической коробке передач и получили заключение на возможность обучения лиц с ОВЗ от ГИБДД» Вадим Хафизов: «Около года назад мы переоборудовали первую машину на механической коробке передач и получили заключение на возможность обучения лиц с ОВЗ от ГИБДД» Фото: Андрей Титов

«Возможность переквалификации для граждан, возвращающихся с СВО»

Автошкола «Драйв» была основана в 2008 году и сегодня превратилась в большую сеть из 18 классов по всей Казани, где работают 80 высококвалифицированных сотрудников. За все время в автошколе «Драйв» прошли обучение и стали профессиональными водителями более 47 тыс. человек. В собственном автопарке — более 50 легковых автомобилей, а еще мотоциклы, грузовики, автобусы, прицепы, квадроцикл и снегоход, чтобы обучить любой водительской категории. Как результат — по статистике организации, 94% курсантов сдают экзамены в ГИБДД с первого раза. Есть в автошколе и социальные проекты. Например, компания сотрудничает с благотворительной организацией «Мамы Казани», бесплатно обучая мам, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, с фондами «Ярдэм» и «Народное ополчение». А с февраля в «Драйве» запускается новое направление — обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— Вадим Альбертович, расскажите, пожалуйста, как вы решили начать обучать вождению лиц с ОВЗ? В Казани не было таких проектов?

— В Казани нет автошкол, которые занимаются обучением вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, а таких людей довольно много. Этот проект был задуман как социальный, чтобы помочь этим людям и создать для них возможность переквалификации, в том числе для граждан, возвращающихся с СВО. Это не просто обучение и подготовка к получению водительских удостоверений, мы стремимся помочь людям интегрироваться в общество.

— Как вы их находите? Они сами к вам обращаются?

— Не только. Мы планируем обратиться в фонды, которые занимаются поддержкой инвалидов, поддержкой лиц, которые вернулись с СВО. И попросить их предоставить списки кандидатов, которым необходимо обучение вождению для последующего трудоустройства.

Мы смогли получить грант от Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества. В данном случае на обучение вождению лиц с ОВЗ. В рамках программы мы получили 2,2 млн рублей, он рассчитан на обучение 30 человек. Мы также должны переоборудовать автомобили, приобрести дорогостоящий тренажер и комплекс АПК. Я благодарен за доверие автошколе и возможность реализации этого социального проекта.

— Когда началась подготовка к проекту?

— Около года назад мы переоборудовали первую машину на механической коробке передач и получили заключение на возможность обучения лиц с ОВЗ от ГИБДД. Затем мы столкнулись с тем, что не всем подходит ручное управление с механической коробкой передач. Соответственно, было принято решение изменить машину и на автоматической коробке передач. Грант очень помог нам ускорить процесс создания необходимых условий.

— Как адаптировать автомобиль и всю автошколу для обучения лиц с ОВЗ? Какие особенности нужно учитывать?

— Все зависит от характера и степени повреждения организма. Кто-то может пользоваться обычными органами управления автомобилем, кому-то требуется машина с ручным управлением.

Но главная особенность в том, что инструкторы, которые будут обучать в «Драйве» по этой программе, прошли дополнительное обучение и получили квалификацию. Ее выдают отдельные лицензированные организации. Это дополнительные расходы на реализацию проекта, которые мы смогли покрыть с помощью гранта.

У курсантов с ОВЗ могут возникать трудности с тем, чтобы сесть в автомобиль. Специально для этого мы привлекаем к работе тьютор-ассистентов, которые будут сопровождать их до классов, до машины и при необходимости помогать им пересаживаться. Важно суметь помочь студенту справиться со скованностью или страхом вождения. Многие боятся, что у них просто не получится водить, поэтому у нас работают автопсихологи.

Весь курс для людей с ОВЗ будет идти дольше, чем стандартный. Мы расширили его по собственной инициативе, добавив работу с автопсихологом, комплекс, развивающий скорость реакции, а сам процесс обучения будет начинаться со специального автотренажера. Под нас сейчас в Новосибирске изготавливают первый в России автотренажер для лиц с ОВЗ. Его стоимость — 1,2 млн рублей, и полученный грант нас очень выручил.

«Профессия инструктора достаточно сложная и требует огромного опыта, ответственности, в отличие, например, от работы таксиста или доставщика» «Профессия инструктора достаточно сложная и требует огромного опыта, ответственности, в отличие, например, от работы таксиста или доставщика» Фото: ru.freepik.com

Критерии хорошей автошколы и обучение на основе ИИ-технологий

— Судя по информации на сайте, 94% ваших курсантов сдают на права с первого раза. Как вам это удается? По каким критерием отбираете инструкторов?

— Мы работаем 17 лет и знаем всех инструкторов в Казани. Поэтому, помимо общих требований профстандарта (стаж более 3 лет, педагогическое образование или профпереподготовка, отсутствие судимости и нарушений ПДД за последние 5 лет), мы обращаем внимание на репутацию инструктора. Всегда запрашиваем полную обратную связь от других автошкол. Если нам дают рекомендацию, что у инструктора хорошая сдаваемость, высокие навыки обучения, он вовлечен в процесс, — приглашаем к себе.

— Легко ли найти инструктора сегодня?

— Главная проблема сейчас нехватка новых кадров. Профессия инструктора достаточно сложная и требует огромного опыта, ответственности, в отличие, например, от работы таксиста или доставщика. Они получают зарплату сразу, здесь же нужно время для обучения, переквалификации. Ведь не у всех большой опыт вождения, и не каждый сможет научить другого. Не у всех хватает нервов и терпения, чтобы преодолеть порог в два-три месяца. Инструктор входит в ритм после нескольких выпусков студентов.

«Я считаю, что будущее за обучением теоретической части в формате онлайн и использовании искусственного интеллекта (ИИ) в практической части подготовки» «Я считаю, что будущее за обучением теоретической части в формате онлайн и использовании искусственного интеллекта (ИИ) в практической части подготовки» Фото: Андрей Титов

— Как выбрать автошколу? Назовите несколько важных критериев, на которые стоит обратить внимание.

— Я бы выбирал, во-первых, по отзывам знакомых, которые уже обучались в конкретной автошколе. Стоит узнать не только общее впечатление, но и детали: как проходили теоретические занятия и как строилось практическое обучение. Ведь можно теорию давать сухо, читая по книжке. А можно на примерах реальных перекрестков. Важно, чтобы человек понимал правила, а не заучивал их.

Во-вторых, обратите внимание на программу обучения. В хорошей автошколе достаточное количество часов как теории, так и практики. Поинтересоваться нужно и о том, как инструктор вел себя в процессе обучения: молча сидел или участвовал в ходе занятия. Я бы собрал абсолютно всю информацию об автошколе, а затем позвонил туда и узнал, все ли соответствует правде.

В-третьих, посетите пробное бесплатное занятие. Мы, например, предлагаем такую услугу. Советую обращать внимание на стоимость. Слишком низкая цена может говорить о плохом качестве курса или экономии на чем-то важном, например зарплатах инструкторов или машинах.

«Я бы отметил и взаимодействие с ГИБДД с автошколами, оно на хорошем уровне» «Я бы отметил и взаимодействие ГИБДД с автошколами, оно на хорошем уровне» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Инспектор не ваш враг, а человек, который выполняет свою работу»

— Как вы бы оценили рынок автошкол в Казани?

— Если сравнивать наш город с другими регионами, на мой взгляд, здесь достаточно высокий уровень подготовки водителей. Я бы отметил и взаимодействие ГИБДД с автошколами, оно на хорошем уровне. Процесс организации и проведения экзаменов, информирование автошкол о правилах, контроль за нашей деятельностью — все это происходит эффективно и, конечно, в рамках установленных регламентов.

— А есть что-то, что, на ваш взгляд, стоило бы изменить в системе сдачи экзамена?

Я бы предложил ввести обязательное дополнительное обучение для тех, кто не сдал экзамен ГИБДД с третьей попытки. Не нужно обучаться заново, лишь повторно пройти те части теории или практики, с которыми возникают сложности. Часто причиной неудачи становятся не столько пробелы в знаниях ПДД, сколько просто забывание материала из-за длительного перерыва между попытками.

— Как будет выглядеть автошкола будущего?

Я считаю, что будущее за обучением теоретической части в формате онлайн и использовании искусственного интеллекта (ИИ) в практической части подготовки. Было бы круто, если бы придумали автомобиль, который способен адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого и обучать курсанта, подстраиваясь под его психотип. Возможно, такие машины частично могли бы заменить и инструкторов. Сейчас в Иннополисе разрабатывают подобный для приема экзамена в ГИБДД без участия инспектора.

— Вы уже используете какие-либо технологии на основе ИИ в вашей автошколе?

— Пока нет, но мы запланировали внедрение ИИ в систему обучения на следующий год: создание индивидуального обучения для каждого курсанта. У нас много учеников, и порой мы видим заранее, кто точно будет нарушать ПДД. Это становится понятно исходя из того, как человек ведет себя на занятиях. Есть и те, кто боится, потому что когда-то попал в ДТП, будучи пассажиром. ИИ в таких случаях помог бы создавать тесты для оценки людей на входе. Если тестирование выявит, что студент — явный нарушитель, мы более наглядно покажем ему, к чему может привести проезд на красный сигнал светофора.

«У нас много учеников, и порой мы видим заранее, кто точно будет нарушать ПДД» «У нас много учеников, и порой мы видим заранее, кто точно будет нарушать ПДД» Фото: Андрей Титов

— Вадим Альбертович, какие советы вы бы дали тем, кто хочет сдать на права с первого раза?

Сосредоточьтесь на экзамене: выделите целый день для этого, отложите другие дела, чтобы ни о чем не беспокоиться. Отнеситесь к экзамену серьезно. Постарайтесь настроиться позитивно: инспектор не ваш враг, а человек, который выполняет свою работу. Мы в свою очередь, чтобы снять сильную тревожность, проводим групповые и индивидуальные консультации психолога для тех, кто в этом нуждается.