«Самый серьезный вызов — это рост себестоимости строительства. Но вариантов нет — дома надо достраивать. Мы дорожим нашей репутацией и за 2024 год не сдвинули срок сдачи ни по одному проекту», — говорит замгендиректора ГК «Садовое кольцо» Илья Колунов. В интервью нашему изданию он рассказал, почему возвращается тренд на квартиры с небольшой площадью, что умеют новые умные лифты с дизайном Артемия Лебедева, как архитектура Savin Premier перекликается с Казанским кремлем и сколько стоят самые дорогие лоты.
Savin Premier — один из уникальных проектов на рынке Казани
«Идеальный шторм» на рынке девелоперов
— Илья Сергеевич, расскажите, как себя чувствуют девелоперы на фоне отмены льготной ипотеки и повышения ключевой ставки.
— Начнем с того, что первое и второе полугодия 2024-го очень отличались. С января по июнь продолжала действовать льготная ипотека со ставкой 6%, позволявшая покупать квартиры широкому кругу клиентов. И ключевая ставка не одномоментно достигла текущего уровня в 21% — она поднималась постепенно и до августа держалась на отметке 16%.
Поэтому результаты первого полугодия у всех девелоперов оказались скорее хорошими. К третьему кварталу ситуация изменилась. А к четвертому застройщики уже начали массово вводить новые инструменты продаж, чтобы выполнить план. Я бы сказал, что сложились условия, каких рынок не видел лет 20. Мы оказались в центре «идеального шторма», который сочетает высокие ставки обычной ипотеки, большие первоначальные взносы по льготным программам, отказы банков в подтверждении одобренных кредитов и многое другое.
Если смотреть на результаты года в целом, то у девелоперов они будут неплохими, в основном за счет благополучных первого и второго кварталов. Но во второй половине падение в продажах в среднем по рынку составило 20−40%, а у каких-то застройщиков достигало 50−60%.
— Что стало самым сложным для девелоперов в 2024 году? Сказался ли на ГК «Садовое кольцо» рост стоимости стройматериалов, удорожание рабочей силы?
— Самый серьезный вызов — это рост себестоимости строительства. При этом стоимость строительных материалов выросла не так драматично, зато заметно увеличились зарплаты самих строителей — примерно на 35–40%. Количество рабочих рук сильно уменьшилось, и оставшиеся специалисты подняли ценник.
Это самым значительным образом повлияло на ценообразование. У всех проектов есть утвержденная финмодель банка, параметры которой девелоперу нужно строго соблюдать. И если растет себестоимость строительства, то неизбежно приходится поднимать стоимость квадратного метра. С этими вызовами столкнулись все, кто работает на рынке новостроек.
Но вариантов нет — дома надо достраивать. ГК «Садовое кольцо» не растягивает сроки, чего многие покупатели сейчас опасаются, а продолжает сдавать объекты вовремя. Мы дорожим нашей репутацией и за 2024 год не сдвинули срок сдачи ни по одному проекту.
— ГК «Садовое кольцо» — девелопер с 20-летней историей. Как ваш опыт помогает справляться с новыми вызовами?
— Это не первый кризис, с которым мы сталкиваемся. Накопленный опыт позволяет нам продуктивно генерировать идеи, адаптировать к текущим условиям методы, которые мы использовали в тех или иных сложных ситуациях.
Конечно, каждый кризис по-своему уникален, но мы уже понимаем, как действовать, какой продукт будет востребован и на что стоит сделать ставку. Именно поэтому, исходя из нашей экспертизы и компетенций, мы довольно уверенно смотрим на 2025 год. Да, он будет сложный — вероятно, намного сложнее, чем 2024-й.
Многие эксперты говорят о том, что на первый план в следующем году выйдут систематизация, оптимизация внутренних процессов и, самое важное, продукт. Мы в группе компаний недавно изучали опыт других стран. Везде мы видим схожие стратегии, которые помогли компаниям выжить и даже вырасти, — ставку на качественный и востребованный продукт, соответствие ожиданиям клиентов, тенденцию к долгосрочному стратегическому планированию.
Мы готовы адаптироваться и планируем стать сильнее, поэтому рассматриваем кризис в том числе и как точку роста.
— Можете ли вы назвать какие-то конкретные решения, которые сработали в предыдущих кризисах и оказались вновь актуальными сегодня?
— Скорее всего, будут опять востребованы маленькие студии и в целом квартиры с небольшой площадью. Мы видим, что клиент смотрит в первую очередь на стоимость чека, а она очевидно привлекательнее в лотах с меньшей квадратурой. Поэтому сейчас для новых проектов девелоперов может стать актуальным перепроектирование планировочных решений, чтобы сделать квартиры более функциональными и доступными для покупателей.
«В Казани готовимся к выдаче ключей в ЖК Savin Family»
«Если делать продукт, который по качеству выше среднего городского уровня, то интерес покупателей обеспечен»
— Какими проектами отметился 2024 год для ГК «Садовое кольцо»?
— В этом году мы завершили Tau House — наш первый жилой комплекс в Уфе, состоящий из трех очередей, где свыше 1,5 тысячи квартир. Благодаря соглашению с властями республики часть новых квартир получили обманутые дольщики, которых подвели другие девелоперы. Они ждали ключей больше 10 лет — для нас это важное социальное достижение.
Над остальными проектами продолжаем работу — возводим еще два жилых комплекса в Уфе, два в Красногорске. В Казани готовимся к выдаче ключей в ЖК Savin Family и создаем уникальный проект премиум-класса Savin Premier на улице Козина.
Кроме того, мы вышли в активную стадию развития нашего лифтового завода в Серпухове. В 2024 году его амбассадором стал Артемий Лебедев, который разработал и дизайн кабины премиального лифта. Среди его достоинств, помимо внешнего вида, — уникальная для рынка интерактивность. Пока вы едете, лифт может рассказать вам, какая сегодня погода, поставить приятную музыку и сделать комплимент. Если вы едете с питомцем, он предупредит соседа, который вызвал лифт этажом ниже или выше, что в кабине находится собака.
Со времени старта предприятия в прошлом году Серпуховский лифтостроительный завод уже выпустил более 3,5 тысячи лифтов. Они поставляются в разные регионы России, а также и в зарубежье — в Армению и Беларусь. В сентябре мы презентовали кабину с дизайном Артемия Лебедева на Восточном экономическом форуме. Планируем развивать завод и дальше, выходя на объемы производства в 12 тысяч лифтов в год.
«Здесь будет изысканное лобби, над которым трудился всемирно известный дизайнер Олег Клодт»
— Вы упомянули флагманский проект в Казани — ЖК премиум-класса Savin Premier. Как идут его продажи в этом году? Насколько сейчас в городе востребовано премиальное жилье?
— На мой взгляд, в Татарстане в целом и в Казани в частности элитная недвижимость всегда будет востребованной.
В любых обстоятельствах находится целевая аудитория, готовая платить за жилье в Казани прайс, сопоставимый с Москвой.
Недвижимость в бизнес- и премиум-классах в целом менее подвержена колебаниям рынка и воздействию кризисных ситуаций.
Если делать продукт, который по качеству выше среднего городского уровня и который востребован на рынке (а именно такими я считаю и Savin Family, и Savin Premier), то интерес покупателей обеспечен. Поэтому все лоты Savin House и Savin Family мы реализовали еще до ввода в эксплуатацию, а в Savin Premier сейчас осталось всего 20 процентов свободных квартир, несмотря на то что впереди еще год строительства.
— Как вы считаете, что привлекает покупателей к этому ЖК?
— Savin Premier — уникальный проект на рынке Казани. Если не считать малоэтажную застройку Вахитовского района, это единственный премиальный жилой комплекс в высокой стадии готовности и в такой выигрышной локации. Преимуществ у ЖК много. Помимо премиальных лифтов от Артемия Лебедева, здесь будет изысканное лобби, над которым трудился всемирно известный дизайнер Олег Клодт. Оно будет настоящим олицетворением роскоши, где мы продумали каждую деталь — начиная с люстры от Карла Лагерфельда и заканчивая специально разработанным ароматом Tonka. Кроме того, мы предлагаем ряд продуктовых решений премиум-класса, включая валет-паркинг, дворецкого, вызов такси из аэропорта. Мы сделали патио, террасы, каскадирование к воде, придумали разнообразные планировочные решения. Например, предусмотрели сервисный лифт, чтобы рабочие в период ремонта не затрудняли передвижение жильцов.
Еще одна знаковая деталь комплекса — благоустройство от знаменитого бюро Wowhaus. Эта компания участвовала в разработке проекта нового театра имени Камала, в Москве известны ее громкие проекты, включая московский парк Горького и «Сокольники».
Одним словом, мы привлекали к работе над Savin Premier мастеров своего дела во всех сферах. Из всех этих нюансов соткан проект — и, судя по продажам, в городе у него находится достаточно ценителей.
«Оно будет настоящим олицетворением роскоши, где мы продумали каждую деталь — начиная с люстры от Карла Лагерфельда и заканчивая специально разработанным ароматом Tonka»
— Назовете самые дорогие лоты в Savin Premier?
— Недавно в Savin Premier купили квартиру по стоимости 560 тысяч рублей за квадратный метр. Это трехспальный лот площадью 112 «квадратов» с террасой общей стоимостью почти 63 миллиона.
«Мы привлекали к работе над Savin Premier мастеров своего дела во всех сферах»
«Порядка 70 процентов наших решений в Татарстане опираются на специфику и культуру республики»
— На что вы как девелопер обращали внимание при выходе на рынок Казани? Учитывали ли региональную специфику?
— Перед выходом на новый рынок мы всегда долго изучаем его особенности, отправляемся на место, анализируем, слушаем, общаемся, проводим исследования маркетинговой аудитории и людей, которые проживают в регионе.
Мы считаем, что нельзя заходить в регион и навязывать жителям свое мировоззрение. И порядка 70 процентов наших решений в татарстанских проектах опираются на ту практику, которая уже есть в республике, на ее специфику и культуру.
Простой пример — фасад Savin Premier. В нем мы повторили те арки, которыми выделяется Казанский кремль. Получилась своеобразная синергия: на одном берегу реки сам Кремль, а на другом — наш фасад с такими же арками, только перевернутыми.
— А какие новые решения вы принесли на рынок Казани?
— Мы стараемся привнести лучшие столичные и международные решения в наши региональные проекты. Некоторые из них оказались неожиданно востребованными. Например, когда мы общались с покупателями, многие отмечали, что были приятно удивлены лапомойками. Казалось бы, в Москве это уже давняя история, но в Татарстане эта идея стала практически новаторской, она нравилась клиентам и мотивировала их к покупке. Открытые планировки мы тоже стали делать в числе первых застройщиков города — в последние годы у многих покупателей есть запрос на индивидуализацию своих квартир.
— Планируете ли масштабироваться в Татарстане и в других регионах?
— Сейчас мы активно думаем над расширением географии и готовим несколько запусков на новых для нас площадках. Не буду пока раскрывать все карты, но обязательно анонсируем 3-4 проекта в 2025 году. Но главное, что мы двигаемся вперед, внедряем инновации и все так же хотим делать лучшие и самые яркие проекты на рынке.
А пока хотим поздравить жителей Казани и Татарстана с наступающим Новым годом. Пусть он принесет возможности для роста и новых начинаний, а каждый дом будет наполнен уютом и благополучием.
Застройщик: ООО «Специализированный застройщик «Садовое кольцо Казань». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф
Фотографии предоставлены ГК «Садовое кольцо»