На заводах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) скопилось около 40 недособранных гражданских самолетов, которые ожидают поставки импортозамещенных компонентов от российских производителей. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники в компании. Так, в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре стоит более 20 самолетов SJ-100 в разной степени готовности. Примерно столько же среднемагистральных МС-21 находятся на площадке Иркутского авиазавода.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам собеседника издания, «накопить» самолеты решили для ускорения производства после сертификации импортозамещенных версий. Сейчас ведется работа по замещению около 80 систем, которые имеют свой цикл производства и сертификации. Когда сроки сжаты, сборка самолетов, разработка и создание комплектующих ведутся параллельно с сертификационными полетами. Это позволяет ускорить вывод воздушных судов на рынок.

МС-21 с двигателями американской Pratt & Whitney и крыльями из импортных композитов получил базовый сертификат типа в конце 2021 года. Однако в серию самолет не поступил, т. к. после начала СВО в 2022-м иностранные поставщики отказались работать с ОАК. Также из-за этого начали создавать SSJ-100 с двигателями российского производства ПД-8 — он получил название Superjet New, или SJ-100. Его испытания и тестирование МС-21 с отечественными двигателями ПД-14 запланированы на 2025 год.

Поставки обоих судов регламентированы комплексной программой развития гражданской авиации (КПГА). Она была разработана в 2022-м и подразумевала порядок действий до 2030 года, однако сроки уже несколько раз переносились. Согласно актуальным срокам, первая передача МС-21 назначена на 2025-й, SJ-100 — на 2026 год. Представитель ОАК подчеркнул, что оснований для переноса нет.

Накануне стало известно, что в России в начале 2025 года пройдут летные испытания двух импортозамещенных самолетов SSJ-100 New с отечественными двигателями ПД-8.

Напомним, в начале декабря СМИ писали, что минпромторг РФ скорректировал объемы и сроки поставок отечественных авиационных двигателей на 2025−2026 годы. В частности, ведомство сократило количество моторов для Ту-214, МС-21, SSJ-100. Авиапроизводители получат только 128 силовых установок вместо 192 запланированных в программе развития отрасли до 2030-го. Соответственно, планы на производство сократились в 1,5 раза.