За последний год 46% казанцев повысили уровень своих доходов и 43% начали ставить перед собой серьезные финансовые цели на срок год и более. Такие результаты показал второй замер Индекса финансовых достижений — исследование ПСБ Благосостояния, направленное на оценку финансовой грамотности россиян и их умение эффективно управлять личным бюджетом.

Согласно результатам Индекса, за 2024 год казанцы сумели существенно улучшить свое благосостояние. У 27% респондентов доходы выросли в пределах 10%, 17% смогли увеличить доходы на 30%, еще 2% респондентов удвоили свой доход. В общей сложности доходы в 2024 году выросли у 46% казанцев.

63% жителей Казани владеют собственным жильем, не обремененным никакими залогами (рост за год — на 30 п. п). Еще у 13% ипотечный кредит за квартиру или дом выплачен более чем наполовину, у 12% — на 50% или менее. 33% респондентов собираются до конца года взять льготную семейную ипотеку по новым условиям.

Индекс показал, что стоимость основного имущества казанцев за год выросла: у 80% респондентов, обслуживающих кредиты, она превышает размер имеющихся долговых обязательств. Этот показатель за год вырос на 19 п. п.

Повышение уровня финансовой грамотности позволило казанцам перейти к долгосрочному финансовому планированию. Если в конце 2023 года 54% респондентов не имели никаких финансовых целей и планов по их достижению, то сейчас их количество сократилось до 21%. Число опрошенных, которые строят планы на срок год и более, напротив, выросло за последний год на 23 п. п. до 43%.

Планирование и разумный подход к управлению личным бюджетом позволили казанцам увеличить объем сбережений: доля респондентов, которым финансовой подушки безопасности хватит на год, сейчас составляет 17% (рост на 16 п. п.), а количество опрошенных, у которых вообще нет сбережений, снизилось за год на 22 п. п. до 29%.

В целом по методике расчета Индекса финансовых достижений * казанцы набрали в этом году 48,9 балла, что соответствует второму взрослому разряду по шкале, в которой используется система квалификаций по аналогии с большим спортом. Общее значение Индекса по сравнению с первым замером выросло на 5,6 балла.

«Индекс финансовых достижений был задуман как инструмент для формирования у россиян грамотного финансового поведения и оценки сильных и слабых сторон в управлении личными финансами. Второй замер показал, что за год россияне стали более рационально распоряжаться своим бюджетом и долговой нагрузкой, увеличили доходы и, что особенно ценно, начали ставить перед собой долгосрочные финансовые цели. На рост доходов и сбережений повлиял ряд факторов — как текущая ситуация на рынке труда, которая сопровождается ростом зарплат, так и жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, способствующая росту сберегательной активности граждан, оказали влияние и меры регулятора по охлаждению рынка необеспеченного кредитования. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовая культура населения находится на довольно высоком уровне. Вместе с тем сохраняется и большой потенциал для более эффективного использования гражданами всего спектра инструментов для сбережения и приумножения средств, в том числе инвестиций. Сейчас инвестированием занимаются чуть больше четверти респондентов (28%)», — сказал старший вице-президент, директор департамента управления благосостоянием ПСБ Алексей Жоголев.

*Индекс финансовых достижений рассчитан на основе опроса россиян, проведенного в октябре 2024 года в 27 субъектах РФ (в крупнейших городах каждого региона). Выборка для опроса составила не менее 3,8 тыс. человек с пропорциональным разделением респондентов по регионам, полу, возрасту. Участникам исследования предлагалось ответить на 15 вопросов об их финансовых целях, доходах, наличии кредитов и сбережений, используемых финансовых инструментах и проч. Ответам присваивались баллы от 0 до 100. Индекс рассчитывался как среднее арифметическое всех ответов по России в целом, а также в разрезе регионов и федеральных округов. При построении Индекса Москва и Санкт-Петербург рассматривались отдельно в связи с более высоким уровнем доходов и расходов жителей столичных городов.

Реклама. ПАО «Промсвязьбанк»