Россия — четвертая страна в мире по количеству ученых, но данный показатель снижается, что особенно тревожно на фоне многократного роста числа исследователей в Китае, Корее, Италии и Бразилии. Лучшие мозги стекаются в Москву и Санкт-Петербург. А молодежь к науке теряет интерес — 77% аспирантов предпочитают отсидеться до окончания призывного возраста, так и не защитив кандидатскую диссертацию. Более 14% кандидатов и докторов наук — в зрелом возрасте старше 70. Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин объясняет в блоге для «БИЗНЕС Online», что нужно Татарстану для рывка в национальном рейтинге научно-технологического развития.
В обществе укрепилось мнение о повсеместной распространенности ученых степеней
Лидеры по «остепененности» — Москва и ПФО
Один из трендов научного XXI века в нашей стране — широкая популярность ученых степеней во всех слоях общества. В науку пошли как преподаватели университетов и научные сотрудники, так и те, кого интересовали только заветные три слова в визитной карточке («кандидат <...> наук» или «доктор <…> наук»). В обществе укрепилось мнение о повсеместной распространенности ученых степеней. Так ли это на самом деле? Для скептиков сразу отмечу, что анализ будет базироваться на открытых статистических данных — официальных результатах переписи населения (данные Росстата за 2020 год). Их можно найти в интернете и проанализировать самостоятельно.
Итак, по данным переписи населения, в нашей стране насчитываются 441 674 кандидата и доктора наук. Это 0,3% от населения нашей страны. Сюда входят и «видные ученые», которые засветились на сайте «Диссернет», а также те, о ком шла речь в статье о «фабриках диссертаций» в расследовании «БИЗНЕС Online». Теперь мы наглядно видим, что в нашей стране ученых, занимающихся реальной исследовательской работой, не так уж и много. По федеральным округам РФ расклад получился следующий.
На первом месте с большим отрывом лидирует Центральный федеральный округ. Неудивительно, Москва — столица и огромный магнит с большими карьерными возможностями для талантливых и активных. Второе место по количеству проживающих обладателей ученых степеней прочно удерживает Приволжский федеральный округ. И это тоже предсказуемо — в Поволжье большое количество крупных городов с развитой университетской сетью. На третьем месте — Северо-Западный федеральный округ. При этом основная масса ученых сосредоточена в Санкт-Петербурге.
В Сибирском федеральном округе в лидерах по остепененности (долей кандидатов и докторов наук в общей численности населения региона) Томская и Новосибирская области. Эти регионы обладают основным человеческим капиталом и серьезной исследовательской материально-технической базой. В Новосибирске это, безусловно, Академгородок, а в Томске абсолютно новаторский с идеологической точки зрения и очень перспективный проект «Большого томского университета».
Пятое место в национальном рейтинге… после Башкортостана
Взглянем на сухую статистику под призмой общефедеральных событий из мира науки. В ноябре 2022 года впервые был представлен национальный рейтинг научно-технологического развития регионов за 2021 год. Татарстан показал очень хороший результат, заняв почетное пятое место в абсолютном зачете (среди всех регионов РФ). Впереди нас оказались Москва и Санкт-Петербург, а также Томская область и Башкортостан. Тем не менее позиция нашей республики — в первой пятерке, что свидетельствует о значительном потенциале развития высоких технологий.
Рейтинг базируется на 33 показателях, два них напрямую связаны с развитием кадрового потенциала региона:
- удельный вес лиц, имеющих ученую степень (кандидата, доктора наук), в общей численности исследователей,
- доля исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности исследователей.
Именно эти два показателя характеризуют исследовательский кадровый потенциал территории. Конечно, не все аспиранты защитят свои кандидатские диссертации и тем более немногие потом свяжут свою жизнь с наукой, но такие ценные кадры, где бы они в дальнейшем ни стали трудиться, всегда будут продвигать высокотехнологичную экономику вперед.
Как же влиять на эти показатели? Прежде всего, необходимо увеличивать количество исследователей, в том числе молодых, поскольку чем больше исследователей в кадровой структуре нашей республики, тем выше потенциал развития.
Эффективность аспирантуры в Татарстане — 23%
Снова обратимся к статистике. По данным переписи населения, в нашей республике 11 118 человек с учеными степенями кандидата и доктора наук: 9 326 — кандидатов наук, 1 792 — докторов наук. Всего кадров высшей квалификации насчитывается 47 969 человек. Так кто же эти 36 851 человек? Это граждане, которые прошли обучение в аспирантуре, но по какой-либо причине не защитили диссертацию. Получается, среднее значение эффективности аспирантуры в нашей республике равно 23% (делим число остепененных граждан на общее количество граждан, отнесенных к кадрам высшей квалификации).
Для примера: в Башкортостане данный показатель равен 20%, в Томской области — 37%, в Санкт-Петербурге — 39%, в Москве — 45%. Эффективность аспирантуры отчасти отражает положение регионов в национальном рейтинге научно-технологического развития регионов. Конечно, влияние это опосредованное и его степень очень сложно точно определить. Но для развития исследовательского потенциала нашей республики все же нужно учесть и этот параметр.
Несомненно, возможности столичных регионов не идут в сравнение с региональными. Тем не менее и здесь есть потенциал роста. Для этого необходимо сформировать программу повышения эффективности работы аспирантуры в республиканских университетах. Задача эта совершенно нетривиальная, поскольку базируется она на мотивационных аспектах, которые должны побуждать молодежь не просто отсиживаться в аспирантуре до достижения 27 лет, но и активно вкладывать свои силы и время в подготовку диссертационной работы. Ведь очная аспирантура — это, как правило, четыре года напряженной работы с неочевидным конечным результатом. К сожалению, в нашей стране за пределами академического сообщества ученая степень мало что решает и она не обеспечивает серьезной прибавки к заработной плате.
Германия: после диссертации отработай на заводе!
В качестве примера эффективного системного подхода к формированию высококвалифицированного управленческого и профессорско-преподавательского звена на государственном уровне можно привести опыт Германии. В этой стране с очень высоким уровнем инженерной подготовки принято после успешной защиты диссертационной работы не оставаться в университете, а обязательно уходить в отрасль — как правило, на пять лет. А уже после обязательной «практической отработки» специалист может решить для себя, что же ему интересно — остаться в отрасли или вернуться в университет для преподавания. При этом не исключается и вариант совмещения.
Такой подход позволяет обеспечить университеты высококвалифицированными преподавательскими кадрами, обладающими большим практическим опытом работы в реальном секторе экономики, и сформировать топ-менеджмент компаний из высококвалифицированных кадров. И если вдруг при знакомстве с немецкими промышленниками вы услышите повсеместное обращение Dr., то вам не показалось, — это не просто красивый оборот речи: ваш собеседник действительно доктор, только не врач, а доктор наук. Конечно, для реализации такого подхода у нас в стране необходимо, чтобы сначала на наших предприятиях появилась такая потребность в кадрах высшей квалификации, ведь, как известно, спрос рождает предложение.
Москва и Петербург — лидеры по развитию человеческого капитала
Как же обстоят дела с «остепененностью» в пяти регионах – лидерах национального рейтинга? Ожидаемо по показателю развития «человеческого капитала» лидерами оказались Москва и Санкт-Петербург (0,83% и 0,72% соответственно), которые значительно превышают общероссийский показатель в 0,3%.
Также в лидерах Томская область (60 тыс. студентов, обучающихся в 6 очень хороших университетах, что на 556 тыс. населения города Томска говорит само за себя). В ситуации с Томской областью можно уверенно говорить о свершившемся диалектическом переходе количественных изменений в качественные.
Татарстан по показателю человеческого капитала незначительно, но выше, чем Башкортостан. Однако последний обогнал нас по другим группам показателей, и поэтому в итоговом зачете все же находится на ступень выше.
РФ: четвертое место в мире по числу ученых
Если рассмотреть количественные показатели других стран, то самый свежий материал, который удалось найти, относится к 2019 году*. РФ прочно удерживает четвертое место в мире по количеству персонала, занятого в исследованиях и разработках. Данные свидетельствуют об уровне вовлеченности населения тех или иных стран в исследовательскую повестку.
Примечательны результаты Китая, Республики Корея, Италии и Бразилии. В этих странах за практически два десятилетия развития наблюдался многократный рост числа исследователей. К сожалению, наша страна такими результатами похвалится не может — рост отрицательный.
Татарстан: меньше ученых старше 70
Теперь сравним возрастную структуру исследователей в Татарстане с общероссийским трендом. Первое, что бросается в глаза на федеральном уровне, — значительное количество кандидатов и докторов наук в возрасте старше 70. В Российской федерации 198 376 человек в возрастом старше 70, что составляет 14,3% от общего числа кадров высшей квалификации. Подобная возрастная тенденция полностью поддерживается в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Томской области. В Татарстане 3 848 возрастных ученых, и это лишь 9,5% от общего числа кадров высшей квалификации, проживающих в республике.
Показатели говорят о многолетних традициях научных школ в этих трех регионах. Со второй половины ХХ века, когда в Советском Союзе проходило активное формирование крупных исследовательских центров, Москва, Санкт-Петербург и Томск находились в авангарде этого процесса. С учетом разрыва поколений, случившегося в начале 90-х, неудивительно, что старшее поколение профессорско-преподавательского состава доминирует в общероссийской академической среде.
Любопытно, что остальные возрастные диапазоны кадров высшей квалификации в нашей республике и в РФ в целом совпадают. Характерная особенность нашего региона — в значительном количестве исследователей в возрастной категории 35–39 лет. Если учесть, что в аспирантуру, как правило, поступают после окончания университета, а защищают кандидатскую диссертацию в 26–27 лет, логично предположить, что это самое многочисленное поколение пришло в науку 9–13 лет назад. Получается, что 2009–2013 годы оказались временем расцвета популярности исследовательской карьеры в нашей стране. После этого наблюдается только спад. Причем каждое новое поколение значительно меньше предыдущего. И это, к сожалению, тревожный знак для отечественной науки.
Привлечь или вырастить своих?
Возвращаясь к рассмотрению регионов-лидеров национального рейтинга, можно отметить практически идентичный характер распределения докторов и кандидатов наук по различным возрастным категориям. Это говорит о том, что регионы нашей страны в одинаковой степени были подвержены всем демографическим явлениям, негативным и позитивным. Конечно, при таком анализе необходимо учитывать масштабы субъектов РФ. В столичных регионах за счет большого числа людей формируется «академическая воронка», в которую попадают и очень талантливые, и не очень талантливые исследователи. Самое главное, их там очень много. Соответственно, столичные университеты и иные научно-исследовательские организации фактически имеют возможность выбирать лучших из лучших в нашей стране. И это, разумеется, оказывает влияние на все, начиная от уровня фундаментальных и прикладных исследований и заканчивая суммами привлеченного финансирования.
Это объективная реальность, и изменить ее сейчас просто невозможно. Москва и Санкт-Петербург в ближайшие годы так и останутся на первом и втором местах национального рейтинга. Продвинуться же на ступеньку или две выше в течение нескольких лет для нашей республики вполне возможно. Только для этого необходимо очень серьезно развивать кадровый потенциал в области фундаментальных и прикладных исследований и разработок. И здесь есть два очевидных пути: привлечение уже состоявшихся ученых из-за пределов республики и воспитание собственной «скамейки запасных». Разумеется, я выступаю за второй вариант развития событий, поскольку только он позволит сформировать в республике и новые актуальные научные школы, и усилить уже существующие. Для этого в науке должны работать кадровые «лифты». Молодежь должна видеть истории успеха среди своих коллег и друзей, а не выдуманные сказки из отчетов о зачислении в кадровый резерв.
Вызывает беспокойство тренд на резкое снижение количества кандидатов и докторов наук в возрастных категориях 20–29 лет и 30–39 лет. Это заставляет задуматься о перспективах намеченного научного рывка и технологической независимости нашей страны. Максимум кадров высшей квалификации (кандидатов наук и доктора наук плюс закончившие аспирантуру без защиты диссертации) относятся к диапазону 35–39 лет.
Но при рассмотрении остепененных исследователей во временном диапазоне 10 лет в пяти регионах – лидерах национального рейтинга на первое место выходит категория 40–49 лет. На первый взгляд такая ситуация кажется абсурдной, но это только по первому впечатлению. Получается, что аспиранты, которые обучались в 90-х, защищались намного чаще, чем их коллеги из ХХI века, получившие образование в 2009–2013 годах. То есть по общей массе в нашей стране больше ученых в возрасте 35–39 лет, а по «качеству» (кандидаты и доктора наук) — в интервале 40–49 лет. Такая вот статистика.
***
Сделаем следующие выводы:
- Наша страна по ситуации на 2019 год находится четвертом месте по количеству исследователей в мире. При этом, к сожалению, за последние 10 лет наблюдается отрицательная динамика роста.
- В среднем по РФ кандидаты и доктора наук составляют долю в 0,3% от населения страны старше 6 лет. При этом в республиках Башкортостан и Татарстан показатель немного ниже среднего по РФ.
- Тенденции в кадровом потенциале пяти регионов-лидеров соответствует результатам национального рейтинга научно-технологического развития регионов.
- Максимальные интеллектуальные ресурсы во всех возрастных категориях, как и ожидалось, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.
- Усредненная возрастная структура остепененных исследователей в республиках Башкортостан, Татарстан и отчасти в Томской области характеризуется более молодым кадровым составам.
*«Наука. Технологии. Инновации». Краткий статистический сборник. Минобрнауки РФ, федеральная служба государственной статистики, НИУ ВШЭ
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.