«С нашими партнерами всегда заключаем краткосрочный договор. По факту нам дают всего 3–4 месяца на то, чтобы разделить, отремонтировать и продать в розницу помещение. Если мы не укладываемся в отведенный срок, то вся проделанная работа в помещении достается текущему владельцу в качестве компенсации за потраченное на нас время», — говорит управляющий партнер «Доступного офисного фонда» Вячеслав Пимурзин. В интервью нашему изданию он рассказал о том, почему не берут в работу здания менее 350 «квадратов», из-за чего многие коммерческие помещения не продаются, как исправить эту ситуацию и в каких случаях покупка недвижимости в ипотеку может в пересчете на ежемесячные платежи обойтись куда дешевле аренды.
Вячеслав Пимурзин: «Чтобы определить реальную стоимость объекта, мы сначала заказываем банковскую оценку. Если кредитная организация говорит, что цена завышена, то вероятность сделки крайне мала»
«У представителей МСБ нет 100–200 миллионов рублей на покупку офисного здания»
— Вячеслав, расскажите идеологию «Доступного офисного фонда» и почему это направление сейчас наиболее актуально?
— Идеология «Доступного офисного фонда» («ДОФ») в том, что мы формируем офисные пространства с приемлемыми ценами для предпринимателей Татарстана. Мы либо оптом приобретаем крупные здания и помещения коридорно-офисного типа, либо готовим их на продажу по заказу собственника. Под каждое здание готовится проект реконструкции и ремонтных работ, которые осуществляются за счет нашей компании. Далее эта недвижимость может быть приобретена представителями малого и среднего бизнеса, в том числе по программам коммерческой ипотеки с господдержкой.
К сожалению, на рынке недвижимости образовалось несколько ключевых проблем, которые этому препятствуют. Во-первых, в хороших локациях коммерческая недвижимость в основном продается зданиями, а это очень дорого. Соответственно, бо́льшая часть потенциальных покупателей сразу отсеиваются, поскольку у представителей МСБ нет 100–200 миллионов рублей на покупку офисного здания. При этом они готовы были бы купить, например, офис или два за несколько миллионов рублей.
Во-вторых, конечная стоимость здания нередко вызывает вопросы — очень часто это просто субъективный взгляд, который мало на чем основывается. Из-за чего объект недвижимости висит мертвым грузом годами и никто не может извлечь из этого прибыли: ни собственник, ни риелтор.
— А как надо формировать цену на объект?
— Чтобы определить реальную стоимость объекта, мы сначала заказываем банковскую оценку. Если кредитная организация говорит, что цена завышена, то вероятность сделки крайне мала. Далее делаем запрос у компании, которая проверяет рецензии всех оценочных фирм по республике — их эксперт дает взвешенное заключение. Насколько мне известно, кроме нас, с ней никто в РТ больше не работает. Но и на этом не останавливаемся, а заглядываем в базу, где зафиксированы все сделки по коммерческой недвижимости за последние два года. Это позволяет увидеть все «потолочные» значения, по которым объекты продавались. Условно говоря, если в Вахитовском районе не реализовывалось ничего дороже 110–130 миллионов рублей за этот период, то вероятность продажи выше этой планки близка к нулю, даже если ценник отвечает рынку и заключениям экспертов.
Помимо продажи, изучаем аренду по рынку. Делаем это для того, чтобы сформировать соотношение аренды и платежа за собственное помещение одинаковыми либо ниже.
«Прошлый год для нас был невероятно успешным: реализованы все объекты, за которые взялись»
— Как вы ищете помещения?
— У нас нет холодных звонков — владельцы зданий или помещений находят нас сами: рекомендации в деловых кругах очень многое значат. Прошлый год для нас был невероятно успешным: реализованы все объекты, за которые взялись. Поэтому сейчас нам необходимо создать задел на будущее — сформировать фонд из коммерческой недвижимости.
— Приведите несколько кейсов вашей компании — какие из них наиболее впечатляющие?
— Их достаточно много, перечислю самые свежие. В первую очередь это офисное здание на Большой Красной, 8. Там была проделана колоссальная работа по ремонту: на площади свыше 600 «квадратов» заменили все коммуникации, включая проводку. Далее «разбили» здание на помещения примерно по 70 «квадратов». 85 процентов из них уже продано в коммерческую ипотеку с господдержкой.
Также на Большой Красной выкупили и отремонтировали два помещения в ЖК Grande Rossa: на 140 и 220 квадратных метров. На Тельмана, 20 реализовали помещение в 140 квадратных метров, а также приобрели и отремонтировали помещение в 454 «квадрата» на 7-м этаже на улице Саид-Галеева, 6. Прежде клиент платил за часть помещения аренду 380 тысяч рублей, мы помогли взять ипотеку с господдержкой — теперь платеж 280 тысяч рублей за все! В данный момент согласовываем дизайн-проект 7-го и 8-го этажей бизнес-центра «Вишневский». Там 1,2 тысячи «квадратов»: разделили их на 12 помещений и продадим в розницу по цене ниже рынка.
Отмечу, что во многих случаях выгоднее купить офисную недвижимость, пускай даже и в ипотеку, чем арендовать. Например, на Большой Красной, 8 ежемесячный платеж по ипотеке с господдержкой за помещение в 70 «квадратов» равен 54 тысячам рублей в месяц. А аренда этого же офиса составила бы 63 тысячи рублей!
«Во многих случаях выгоднее купить офисную недвижимость, пускай даже и в ипотеку, чем арендовать»
«Наша компания не настолько богата, чтобы самостоятельно приобретать здания»
— Зачем владельцам зданий нужны вы, если они и сами могут поделить здание на помещения и продать их?
— Этот вопрос отпадает сам собой, как только вы попытаетесь запустить данную процедуру самостоятельно. Дело в том, что деление помещений — это сложная работа с точки зрения кадастра и юриспруденции. Также нужно понимание, на какие доли лучше дробить, а для этого надо разбираться в конъектуре рынка. И что самое главное — сроки.
С нашими партнерами всегда заключаем краткосрочный договор. По факту нам дают всего 3–4 месяца на то, чтобы разделить, отремонтировать и продать в розницу помещение. Если мы не укладываемся в отведенный срок, то вся проделанная работа в помещении достается текущему владельцу в качестве компенсации за потраченное на нас время.
— То есть за три-четыре месяца вы обещаете отремонтировать и продать или сдать в аренду помещение любых размеров?
— Все верно. Это очень рискованно, но мы еще ни разу не провалили сроки. Дело в том, что у нас команда из 110 человек: это юристы, кадастровые работники, дизайнеры, строители, маркетологи и так далее. Бо́льшая часть из них — наши партнеры, а не сотрудники компании. Все люди — проверенные временем и с отличной репутацией на рынке. Предпочитаем работать только с лидерами отрасли, поэтому не переживаем за результат и сроки.
«Нам интересны здания или помещения от 350 квадратных метров. При этом потолочного значения нет — готовы брать здания более 2–3 тысяч квадратных метров»
— Сколько ваша компания в среднем зарабатывает на одном проекте?
— Все очень индивидуально, но речи о сверхприбыли не идет — у нас очень умеренные аппетиты. Мы прекрасно знаем, к чему могут привести завышенные ожидания, а для нас любой «застывший» объект — потеря времени и средств.
— Откуда «ДОФ» берет средства на покупку помещений?
— Наша компания не настолько богата, чтобы самостоятельно приобретать помещения или здания. В этом нам помогают инвесторы — у нас есть финансовое плечо, которое получает финансовую выгоду от сотрудничества.
— Как вы подбираете объекты? За любое ли коммерческое здание готовы взяться?
— Нет, нам интересны здания или помещения от 350 квадратных метров. При этом потолочного значения нет — готовы брать здания более 2–3 тысяч квадратных метров.
«Наши клиенты узнают о решении по коммерческой ипотеке всего за два дня, а в некоторых случаях банк выдает средства всего через 7 дней после подачи документов. И все эти процессы проходят дистанционно, клиентам не нужно ездить в отделения и сидеть в очередях»
— Вы отметили, что многие помещения продали в ипотеку с государственной поддержкой. Так выгоднее или у предпринимателей просто нет наличных?
— Мы сами предлагаем различные финансовые инструменты, чтобы сделка была максимально выгодной для всех сторон. Мы сотрудничаем с двумя ведущими банками, а они, в свою очередь, имеют соглашения с Гарантийным фондом РТ. У нас подписано соглашение с Фондом поддержки предпринимателей (ФПП) при Минэкономики РТ.
Наши клиенты узнают о решении по коммерческой ипотеке всего за два дня, а в некоторых случаях банк выдает средства всего через 7 дней после подачи документов. И все эти процессы проходят дистанционно, клиентам не нужно ездить в отделения и сидеть в очередях. Помимо этого, благодаря программам ФПП можем предложить множество программ поддержки предпринимателей: льготный лизинг, бесплатное участие в выставках, программы дешевого лизинга с уникальным графиком, средства на интернет-продвижение и так далее.
По сути, мы не только создаем доступный фонд офисных помещений, но и формируем экосистему, где каждый предприниматель, решая свои насущные вопросы, получает различные финансовые инструменты, позволяющие выйти на новый уровень развития.
«Доступный офисный фонд»
Адрес: Казань, ул. Николая Ершова, 1а
Телефон: +7 (965) 598-57-49
E-mail: 1@dosfond.ru
«Инстаграм»: @dos.fond
Партнерский материал
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.