В новогодние праздники на фоне общего информационного штиля в Татарстане взорвалась очередная медийная бомба — в соцсети и ряд СМИ выплеснулась жутковатая новость о стычках между приверженцами ваххабизма и участниками «Русских пробежек» в Базарных Матаках Алькеевского района — якобы последние дали отпор неким «шариатским патрулям», которые едва ли не диктуют местному населению свои правила. Что и говорить, на фоне «обстрела» ракетами «Нижнекамскнефтехима», поджогов нескольких церквей в ряде районов новость вполне вписывалась в пугающую цепочку. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» вчера отправились в загадочные Базарные Матаки, чтобы лично убедиться, что же там происходит...
«ЧТО ПИШУТ В ИНТЕРНЕТЕ? ЭТО ЖЕ СВОДКИ С МЕСТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ!»
На минувшей неделе, когда новогодние праздники уже подходили к концу, в социальных сетях появилась информация о стычке между русскими националистами и представителями радикального ислама — конфликт якобы произошел в начале января в селе Базарные Матаки Алькеевского района. Согласно этим данным, первое столкновение случилось 4 января возле местного кафе «Актай», и в потасовке принимали участие около 10 человек. Второй эпизод якобы случился ночью возле сельской больницы. Сообщали, что там так называемый «шариатский патруль» в агрессивной форме пытался приобщить к своим идеям проходящего мужчину, за которого заступились активисты «Русских пробежек». Тему подхватили ряд СМИ, как татарстанских («Интертат»), так и федеральных («Регнум», «Комсомолка», «Интерфакс»).
Те, кто транслировал эти данные в сети, утверждали, что «шариатский патруль» действует на территории района уже давно — по их словам, радикалы ловили на улицах пьяных, читали им нравоучения о необходимости отказа от алкоголя и о соблюдении прочих норм ислама, а иногда попросту избивали асоциальных личностей. В преддверии Нового года члены «шариатского патруля», согласно версии озвученной в интернете, проводили разъяснительные беседы с односельчанами, говоря, что это языческий праздник и его необходимо игнорировать. Такова была информация, массово растиражированная в период с 6 по 9 января.
ПШЕНИЦА, ГРЕЧИХА... ВОТЧИНА АЙРАТА ХАЙРУЛЛИНА
Село Базарные Матаки и Алькеевский район, административным центром которого оно является, не самые заметные в Татарстане. Типичный скромный аграрный район-середнячок. Чем было примечательно село с 6-тысячным населением до этого? Разумеется, в первую очередь необычным наименованием. По одной из версий, топоним произошел от арабского слова «мятаг» — под ним следует подразумевать ценные вещи, живность, домашние принадлежности и торговое место. Арабы называли словом «мятаг» торговое место. Но местному народу, особенно тем, кто не являлся мусульманами, произносить слово «мятаг» было трудно, им проще произносить «матаг», это слово постепенно трансформировалось в «Матаки».
Справка на официальном сайте Алькеевского района гласит, что муниципальное образование является одним из самых крупных аграрных районов Татарстана, а предприятия агропромышленного комплекса «равномерно рассредоточены по населенным пунктам». Основными сельхозпроизводителями являются ОАО «Красный Восток-Агро», ООО «Нижнее Качеево», СХПК «Хузангаевский», ООО «Яшь Куч», ООО «ПСК «Салман» и ряд других.
В Алькеевском районе выращивают пшеницу, гречиху, подсолнечник, сахарную свеклу, кукурузу и др. Главные отрасли животноводства — мясо-молочное скотоводство, овцеводство и пчеловодство. Производственный сектор в хозяйственном комплексе района представлен предприятиями мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (комбикормовый завод и элеватор ОАО «Красный Восток-Агро»), предприятиями пищевой промышленности (ООО «Актай»), хлебопекарнями и другими предприятиями по переработке сельхозпродукции. Помимо предприятий пищевой промышленности производственный сектор представлен предприятиями промышленности строительных материалов, такими как асфальтобетонный завод ООО «Алексеевскдорстрой». Известно, что этот чисто аграрный район стал первой площадкой для строительства мегаферм ОАО «Красный Восток-Агро», контролируемого братьями Хайруллиными.
Крупных ЧП в селе не припоминают, если не считать автомобильных аварий. Но мало кто знает, что под Базарными Матаками произошла одна из самых крупных авиакатастроф в Татарстане. 14 августа 1982 года под селом потерпел крушение самолет Як-40 «Аэрофлота», выполнявший рейс Казань — Куйбышев. Самолет выполнял транспортный рейс, пилотировал его экипаж из четырех человек. В процессе полета возник пожар в районе центроплана. Экипаж приступил к аварийному снижению, но затем вышел на закритические скорости, и авиалайнер разрушился в воздухе из-за больших аэродинамических перегрузок. Все четыре человека, находившиеся на борту, погибли.
ЕСЛИ БЫ КОНФЛИКТ БЫЛ...
И вот тихое, если не сказать, сонное село стало эпицентром информационного взрыва, можно сказать, федерального масштаба. Не хотелось бы заниматься конспирологией, но эта атака отлично вписывается в цепочку событий последних месяцев — в эту схему вписывается и серия поджогов православных храмов, и мощный информационный удар по епископу Анастасию, и даже то, что в биографии террориста Павла Печенкина, которого считали причастным к недавним терактам в Волгограде, нашли «казанские следы» (правда, сейчас его причастность к случившемуся уже отрицается, о чем сообщила «Российская газета», но на это уже мало кто обращает внимание).
Разумеется, что составить картину происходящего, максимально приближенную к реальности, можно было только побывав на месте. После того как вечером 8 января МВД после специальной проверки с выездом на место не смогло подтвердить слухи о межнациональной стычке, вчера, 10 января, в селе Базарные Матаки прошло расширенное заседание общественного совета района, на котором обсуждалось состояние межконфессиональных взаимоотношений на территории района. За круглым столом собралась публика самая разношерстная, но в целом ее можно охарактеризовать как «приближенных к администрации»: директор местной гимназии, руководитель местной спортивной школы, начальники местной прокуратуры и отдела МВД, представители общественности из числа госслужащих и так далее. Все они в один голос охарактеризовали слухи о межнациональных стычках не иначе как провокацию.
Слово «провокация» за все время встречи повторяли не единожды как своеобразную мантру. Это слово не раз употребила в своем выступлении Фарида Яруллина — директор гимназии. Она рассказала, что у них учатся 245 человек. 206 из них — татары. 17 русских, 2 учеников — чуваши, 1 — узбек, 2 — таджики. По словам Яруллиной, учителя выходили в рейды в качестве дружинников в новогодние праздники и никаких массовых драк не видели. Хотя в основном педагоги рассказывали о том, как проводят профилактику экстремизма в школах, о занятиях по основам религиозных культур и светской этики, где детям рассказывают про христианство, ислам и буддизм и учат толерантности.
— Кто же все таки ответит за размещение ложной информации в СМИ?! — эмоционально возмущалась Луиза Абдрахманова, коллега Яруллиной, директор Базарно-Матакской школы. — Я, житель Базарных Матак, читаю, что размещено в интернете — это как описание с места боевых действий! У нас все местные организации патрулируют улицы вместе с УВД, и, если бы конфликт был, это было бы на устах у всех жителей!
КАК СУДИЛИ ПОДЖИГАТЕЛЕЙ
На заседание пригласили и представителей местного православного и мусульманского духовенства.
— Шариатский суд в плане исполнения наказаний может действовать только в исламском государстве, — объяснил Алмаз Шарифуллин, казый Южного региона. — Если такого государства нет, пользоваться этими законами запрещает сам ислам. Вне исламского государства эти законы запрещены! В нашей религии нет принуждения — ислам никого силой не заставляет принимать мусульманскую религию, читать намаз, вершить шариатский суд. Это уже радикализм и экстремизм, а не религия.
Протоиерея Андрея Зинькова — настоятеля прихода в честь Пресвятой Троицы села Базарные Матаки, пригласили не только для разговора о профилактике экстремизма, но и для того, чтобы развеять ряд слухов. Осенью, когда в Татарстане начали поджигать православные храмы, многие СМИ писали о том, что поджоги начались еще в 2010 году, когда в дом Зинькова будто бы бросили бутылку с зажигательной смесью «Братья-мусульмане», долго склонявшие его к тому, чтобы он перепрофилировал свой храм в мечеть и принял ислам. Причем многие приводили цитаты священнослужителя об этом конфликте. Сам Зиньков заявил (кстати, читая по бумажке), что никаких интервью по этому поводу он не давал.
На деле все оказалось проще. Глава исполкома района Александр Никошин сообщил, что 23 марта 2011 года Алькеевский районный суд рассмотрел уголовное дело в отношении жителя села Базарные Матаки, который совершил поджог дома и автомобиля протоиерея. На процессе выяснилось, что поджигатель придерживается православного вероисповедания, по национальности чуваш, а на преступление пошел из-за того, что Зиньков не рассчитался с ним по долгам. В итоге мотивов расовой, национальной или религиозной вражды в деле обнаружено не было, а подсудимого приговорили к двум годам лишения свободы условно...
— Это выдуманная история, — объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Никошин после заседания. — Никакого «шариатского патруля» на территории Базарных Матак и Алькеевского района нет. Сегодня в своем выступлении я сказал, что Базарные Матаки — это населенный пункт, в котором проживают чуть более 6 тысяч жителей, около 2 тысяч дворов, и если бы что-то происходило на улице, это моментально стало бы достоянием общественности. Это чистые домыслы! Я понимаю, что в последнее время происходили самые разные события, может быть, на какой-то почве хотят что-то и здесь разжечь, но мы живем дружно. За пределами нашего района, по всей видимости, есть люди, которые хотят дестабилизировать ситуацию. Вот и устроили такую провокацию!
Начальник отдела МВД РФ по Алькеевскому району Сергей Ерыганов сообщил газете «БИЗНЕС Online» о том, что оперативная обстановка в районе в новогодние праздники была стабильной, без внештатных ситуаций. По его словам, все происшествия, которые стали поводом для реакции правоохранительных органов, ничем не отличались от тех, которые случаются в прочие праздники, и в основном были связаны с бытовыми ссорами на почве совместного распития алкогольных напитков.
Практику патрулирования улиц дружинниками, казалось бы, давно себя изжившую, Ерыганов объяснил не дефицитом кадров, а своеобразной данью традициям. Улицы по специальному графику патрулируют все трудовые коллективы — даже журналисты местной газеты, сообщил полицейский.
«НАШИ МАТАКИ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ!»
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поговорили по меньшей мере с двумя десятками жителей села в самых разных районах населенного пункта. Все они в один голос отрицали информацию о «шариатском патруле» и массовой драке: кто-то просто пожимал плечами и говорил, что не слышал об этом, кто-то из местных рассказывал, ссылаясь на интернет, но тут же добавлял: «Это ложь». По словам жителей райцентра Алькеевского района, новогодние праздники прошли спокойно, люди часто бывали на центральной елке, гуляли, ходили друг к другу в гости.
— Это слухи, конечно! — возмутилась в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Сания Харисова, которая продает на одной из центральных улиц легкий трикотаж. — У нас здесь очень комфортно жить — наши Матаки просто замечательные! Руководители здешние, из нашего района, и хотят, чтобы у нас все было хорошо. Недавно спортивный комплекс построили, вы там не были? Сходите обязательно! В Доме культуры постоянно проводят концерты и платные, и за небольшую плату. Врут люди, у нас здесь хорошо.
Начальник территориального пункта УФМС РФ по РТ в Алькеевском районе Наталья Фадеева рассказала газете «БИЗНЕС Online», что всего в районе зарегистрировано 18 так называемых трудовых мигрантов. В основном они официально трудоустроены в строительной сфере и занимаются ремонтом домов.
КАК ТИРАЖИРОВАЛИ УТКУ
Обстановка в селе в эти дни действительно отличалась, к примеру, от той картины, которую застали корреспонденты «БИЗНЕС Online», приехав в августе прошлого года в Нурлат, где произошла массовая драка местных жителей с приезжими. Тогда о стычке знал каждый встречный, по райцентру ездили машины полиции, автозаки и ОМОН, наличие конфликта не стал отрицать и глава района Наиль Шарапов, который позже ушел в отставку. В Базарных Матаках жизнь после праздников идет по всем внешним признакам размеренная.
Местным жителям об угрозе терроризма и радикального ислама напоминают разве что ориентировки возле местного отдела полиции. Хотя разыскиваются здесь действительно в основном террористы, большинство из них к Татарстану не имеют никакого отношения — вот ориентировка на того же Печенкина, а рядом фотография уроженки Махачкалы Джанет Цахаевой, родственницы смертницы, подорвавшей автобус в том же Волгограде. Из «местных» в розыске только подозреваемые по делу о поджогах церквей и те, кого считают организаторами терактов, произошедших в Казани в июле 2012 года, — это так называемая «банда Раиса Мингалеева». В местном Доме детского творчества висит объявление, которое гласит, что в связи с обнаружением на территории Билярского заповедника в соседнем Алексеевском районе взрывных устройств меры безопасности будут усилены — далее перечисляются эти меры. Кафе «Актай», возле которого якобы произошла одна из стычек, находится на центральной улице села неподалеку от отдела УВД. По словам официантки, недавно к ним приходили сотрудники полиции, интересовались дракой возле их общепита.
— Мы ничего не смогли им рассказать, потому что этого не было, — говорит девушка. — У нас ведь камеры видеонаблюдения работают на улице, они изъяли записи, но ничего подозрительного не нашли.
После общения с прохожими (среди которых были и пенсионеры, и местные предприниматели, и школьники), убежденными в том, что их район «самый дружный», счет был явно в пользу тех, кто говорил о провокации. Откуда же пошла информация о «шариатском патруле» и стычке с националистами? Первичный брос дезинформации произошел с информационного портала общества русской культуры в социальной сети «ВКонтакте» со ссылкой на некого Сергея Валиахметова.
Затем информация о «шариатском патруле» была размещена в блоге корреспондента газеты «Комсомольская правда» Дмитрия Стешина, известного своим участием в качестве свидетеля по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова. Стешин был тесно был связан с убийцей — Евгенией Хасис. Выступая в суде, он признался, что придерживается националистических взглядов. Вместе с другим корреспондентом «КП» Александром Коцом Стешин сделал репортаж об этноконфессиональной ситуации в республике под названием «Татарстан: огненное крещение», но тираж газеты, по утверждению журналиста, был якобы кем-то изъят. Так, цепочка информационного вброса, когда авторы сами ссылаются на свою статью в другом издании, становится очевидной. А загадочный Валиахметов, на которого ссылаются СМИ, отсутствует в базе данных МВД и не обнаружен в списке членов движения националистов в соцсети «ВКонтакте».
Если у нас перед поездкой и был внутренний вопрос: «А был ли мальчик?» — то, судя по тому, что мы увидели и услышали в Базарных Матаках, ответ очевиден. Однако вопрос не в Матаках. Порция дезы, появившаяся в сети, выглядит далеко не безобидной. Это не похоже на ошибку журналистов (признаем, что и такое иногда встречается — самопроизвольная раскрутка кем-то случайно вброшенной некорректной информации).
На фоне последних событий (ноябрьско-декабрьских) в республике она выглядит, скорее, как попытка усилить негативный фон. И похоже, увы, что попытка не последняя... Остается только догадываться, куда теперь будет нанесен информационный удар и каким будет следующее звено в этой цепи, которую, по всей видимости, последовательно выстраивают некие игроки, природу и цели которых пока никто в республике до конца еще, к сожалению, не осмыслил.