«Этот рынок сейчас перспективный. Кое-какая продукция оттуда нам нужна, чипы, которые они делают… Нам надо быстрее шевелиться. Пока мы спим на этом направлении», — признает эксперт «БИЗНЕС Online», комментируя поездку делегации Татарстана во Вьетнам. Рустам Минниханов привез в Социалистическую Республику серьезный «десант», включая Сергея Когогина и Ивана Егорова. РТ — один из немногих российских регионов, у кого есть давние экономические связи с Вьетнамом, однако цифры пока скромные. О том, какую «проблему номер один» обнаружил в Ханое раис Татарстана и как вьетнамские коллеги обещали не забывать помощь СССР, — в нашем материале.
Борт Рустама Минниханова приземлился в Ханое накануне вечером
«Дружеские связи есть, а вот экономические несколько ослабли»
«Помните, у нас вьетнамские рынки были, вьетнамские рабочие на многих предприятиях. Очень много вьетнамцев учились у нас. Сейчас меньше стало. Видимо, большое расстояние так или иначе играет роль. Коронавирус и прочие дела во многом подпортили наши отношения. Дружеские связи между народами есть, а вот экономические несколько ослабли», — рассуждает председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, комментируя визит делегации из Татарстана во Вьетнам. Крепить отношения «десант» из республики прилетел еще накануне, а сегодня начал работу по программе визита.
Причем лететь немало — больше 9 часов, если рейс прямой, и больше половины дня, если с пересадкой. К слову, сейчас прямого регулярного авиасообщения между Казанью и Ханоем нет. В свое время были перелеты в Нячанг, пляжную столицу Вьетнама, но их поставила на паузу пандемия. В начале марта аэропорт «Казань» обещал перезапуск рейсов. Однако, например, желавшей возобновить регулярные рейсы из столицы РТ авиакомпании Red Wings разрешение на полеты почему-то не дали.
Но перспективы есть. Забегая вперед, отметим, что главной встречей сегодня стал прием у премьер-министра Вьетнама Фам Минь Тиня. Тот заметил, что сегодня Вьетнам расширяет авиасообщение с городами России, и предложил рассмотреть Казань как один из городов для таких перелетов.
Борт Минниханова приземлился в Ханое накануне вечером. В предыдущий раз раис Татарстана посещал столицу Социалистической Республики еще 11 лет назад, в 2014 году. А в целом нынешний визит третий по счету. В прошлый раз Минниханов в 2017-м совершал визит в город Хошимин. «Вы сумели привлечь серьезные компании с мировыми именами — это очень важно для дальнейшей работы с инвесторами», — оценивал глава республики Сайгонский парк высоких технологий. Тогда же прошел бизнес-форум «Вьетнам – Татарстан», на котором торгово-промышленные палаты Татарстана и Хошимина подписали соглашение о сотрудничестве.
В 2018 году делегацию из Вьетнама принимали в Казани. Продукция из Татарстана хорошо известна в Социалистической Республике, отмечал тогда Минниханов и упоминал поставки грузовиков «КАМАЗ», вертолетов Ми-17 и четырех фрегатов «Гепард», построенных на Зеленодольском судостроительном заводе для минобороны страны. Кстати, в нынешней поездке неспроста участвует генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Еще в 2006-м компания открыла во Вьетнаме завод, который сейчас занимается сборкой машин из крупноузловых комплектов (мощностью около 1 тыс. автомобилей в год) и ремонтом техники. Ранее на КАМАЗе неоднократно называли Вьетнам одним из ключевых зарубежных экспортных рынков. В 2016 году автогигант поставил в Социалистическую Республику 1,8 тыс. автомобилей (более свежих данных в открытом доступе нет). Сегодня Минниханов также упоминал налаженное сотрудничество по нефтехимии, без деталей.
В 2018 году делегацию из Вьетнама принимали в Казани
В 2019–2020 годах политические контакты продолжались. Товарооборот по итогам 2019-го составлял $25 млн, но можно больше, подчеркивало руководство Татарстана. Все же потенциал сотрудничества полностью не реализован, признавал Минниханов. Теперь раис РТ приехал с тем же посылом: нужно расширять сотрудничество. Каков сейчас товарооборот между Татарстаном и Вьетнамом, казанский Кремль в своих релизах не упоминает, но, видимо, похвастать нечем. Отмечается только, что российско-вьетнамский оборот за прошлый год вырос на четверть и достиг отметки в $6,2 миллиарда. Много ли это? Цифра не выглядит такой внушительной, если учесть, что товарооборот между Турцией и Татарстаном по итогам 2023-го составил почти $3 миллиарда.
«Мало кто в России сегодня понимает важность взаимодействий с Вьетнамом»
«Мало кто в России сегодня понимает важность взаимодействий с Вьетнамом», — заметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель общества российско-вьетнамской дружбы «Байкал» Андрей Ахмадулин. По его словам, лишь несколько российских регионов были во Вьетнаме с делегациями и договаривались о сотрудничестве — это Татарстан, Санкт-Петербург, Ульяновская и Амурская области. По его словам, визит Минниханова «чрезвычайно важен»: «Экономика Вьетнама одна из самых динамично развивающихся в Юго-Восточной Азии, поэтому Татарстан достаточно дальновиден, выстраивая торгово-экономические отношения с республикой».
По некоторым прогнозам, к 2035-му Вьетнам войдет в число крупнейших развивающихся рынков мира. По итогам прошлого года ВВП страны вырос на 7,09% и достиг $476,3 миллиарда. Доминирует в экономике сектор услуг (туризм), следом за ним промышленность, строительство и сельское хозяйство. За последние годы Вьетнам вышел на позиции второго после Китая мирового экспортера смартфонов, здесь расположены производственные мощности компаний Foxconn и Compal — крупнейших изготовителей техники Apple.
США — один из ключевых рынков для вьетнамского экспорта. В 2007 году страна вступила в ВТО, она является членом ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), подписала торговые соглашения с Китаем, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией, Индией, Чили и Японией.
По словам одного из собеседников «БИЗНЕС Online», в России недооценивают перспективы сотрудничества. Есть популярное мнение, что перспективнее работать с Китаем. «В целом преобладает отношение к республике как к стране третьего мира. В то время как там на нас смотрят как на „старшего брата“. Но рано или поздно при таком отношении это закончится», — предупреждает спикер.
Нынешний товарооборот между Россией и Вьетнамом очень скромный, особенно если сравнить с Китаем, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор Института стран Азии и Африки МГУ, руководитель школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. «Сегодня Россия не является крупным экспортером в Вьетнам и не поставляет практически никакую продукцию. Тем не менее есть потенциал для наращивания. У нас состоялся в прошлом году визит [премьер-министра РФ Михаила] Мишустина во Вьетнам, где обсуждался действительно широкий круг взаимодействия, в том числе в области атомной энергетики, поставок нефти и газа, а также строительства совместных предприятий», — напомнил эксперт.
«Вместе с этим надо понимать, что мы находимся в серьезной конкурентной среде, потому что крупнейшими инвестиционными партнерами Вьетнама и его основными экспортерами являются США, Япония, Сингапур, Китай. Думаю, как начинание это (визит Татарстана — прим. ред.) очень хорошо, но здесь требуется большая проработка. Плюс для работы с Вьетнамом требуется большое количество экспертов и специалистов, которых не так много в России», — отметил Маслов.
Судя по официальным кадрам, вместе с Миннихановым во Вьетнам прибыли вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, Когогин, гендиректор «Ак Барс Холдинга» Иван Егоров, полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин
«Рынок 100 миллионов — это надо еще поискать! Вы покажите, сколько европейских стран имеет [такое] население»
Вьетнам огромен, это страна с «большими перспективами», отметил сегодня Минниханов в комментарии для местной прессы. «Более 100 миллионов человек, это огромный рынок. И конечно, есть добрые отношения, взаимный интерес, Россия и Вьетнам тянутся друг к другу. Безусловно, нам необходимо активизировать нашу работу в части торгово-экономических отношений», — указал раис РТ.
Минниханов отметил, что пока в Татарстане довольно мало студентов из Вьетнама (в 2019 году было 90 учащихся, сейчас — 70), хотя есть огромный интерес. Развивать нужно туристическое направление, а продукция из республики, в том числе машиностроительная, «найдет применение» во Вьетнаме. Раис РТ упомянул, что состоялась встреча в мэрии Ханоя, по итогам которой стороны договорились обмениваться наработками. К примеру, столице Вьетнама нужно решить вопрос общественного транспорта, это «проблема номер один».
После встречи в мэрии Ханоя прошел круглый стол «Татарстан – Ханой»
— Планируется ли расширение экспорта продукции из Татарстана? — поинтересовалась одна из журналисток.
— Мы зачем приехали сюда? Конечно, планируется! Мы приехали, руководители наших предприятий уже работают и будут еще лучше работать! Планируем. Рынок 100 миллионов [человек] — это надо еще поискать! Вы покажите, сколько европейских стран имеет население 100 миллионов? А здесь вот приехал, и сразу 100 миллионов! Рядом Китай — 1,5 миллиарда, Индия, — отреагировал раис Татарстана.
Перед началом рабочей программы Минниханов возложил цветы к мавзолею Хо Ши Мина в Ханое, а затем покормил рыбок в озере на территории мемориального комплекса. После встречи в мэрии Ханоя прошел круглый стол «Татарстан – Ханой». Здесь Минниханов вспомнил, что в октябре 2024 года на саммит БРИКС в Казани приезжал премьер-министр Вьетнама Фам Минь Тинь. «Мы заинтересованы в расширении экспортных поставок в Вьетнам нефтехимической и машиностроительной продукции, в том числе автомобилей, вертолетов и судов, автомобильных шин и компрессоров, фармацевтики и медицинского оборудования», — сказал раис Татарстана.
Судя по официальным кадрам, вместе с Миннихановым во Вьетнам прибыли вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, Когогин, гендиректор «Ак Барс Холдинга» Иван Егоров, полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин. Участвует в визите и торговый представитель РФ во Вьетнаме Вячеслав Харинов. Очевидно, есть и те члены делегации, кто в кадр не попал. Собеседники «БИЗНЕС Online» подтвердили, что присутствует ряд предприятий, но названий раскрывать не стали, дескать, «не навредить бы».
Вопросы культурного сотрудничества Минниханов обсудил сегодня с заместителем председателя народного комитета города Ханоя Нгуен Мань Куйеном
КАМАЗ поставляет технику во Вьетнам начиная с 1979 года, общий объем — более 30 тыс. машин, заметил сегодня гендиректор завода в своем докладе на круглом столе. В Хошимине работает дочерняя компания KAMAZ TRADE Company Limited, которая занимается продажами техники, есть и сервисный центр. В ближайшее время завод выведет на вьетнамский рынок машины нового поколения К5, пообещал Когогин. Судя по релизу КАМАЗа, у Минниханова и Когогина также была отдельная встреча с председателем правления компании New Atlantic International Trading, которая владеет сетью из 11 дилерских центров.
Также во Вьетнаме сейчас министр культуры РТ Ирада Аюпова ипредседатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Вопросы культурного сотрудничества Минниханов обсудил сегодня с заместителем председателя народного комитета города Ханоя Нгуен Мань Куйеном. Тот, как отметили в пресс-службе раиса РТ, «отметил заинтересованность в развитии отношений с Татарстаном». «В частности, интересен обмен опытом в вопросах городского благоустройства, организации общественного транспорта. По итогам встречи стороны договорились о формировании рабочей группы», — указали в казанском Кремле.
КАМАЗ поставляет технику во Вьетнам начиная с 1979 года, общий объем — более 30 тыс. машин, заметил сегодня Сергей Когогин в своем докладе на круглом столе
Идут переговоры по судам, продает себя «Атом», но вот импорта из Вьетнама мало
Темпы текущего сотрудничества Татарстана и Вьетнама оценивать сложно, все-таки расстояние далекое, отметил Агеев в беседе с «БИЗНЕС Online», но подчеркнул, что для развития отношений есть историческая опора: «Мы все были воспитаны на героизме вьетнамского народа и вели общую борьбу с империализмом. У нас с Вьетнамом всегда все по-доброму было».
Незадолго до нынешнего визита «БИЗНЕС Online» стало известно, что в ОЭЗ «Алабуга» трудятся 84 специалиста из Вьетнама. Эту страну в правительстве РФ в январе называли потенциальным хорошим источником рабочих рук. Агеев считает, что о поставках рабочей силы вполне можно договариваться. «Вьетнамцы очень прилежно работают, они весьма дисциплинированные. И хорошо усваивают русский язык», — отметил собеседник.
А что с соглашением между палатами Татарстана и Хошимина от 2017 года? «Контакты определенные были, но в связи с ковидом все утухло. Пандемия нас утушила. Раньше были хорошие отношения, собирались с ними совместные производства делать. А после ковида пока еще руки не дошли, чтобы все это дело возобновить. Никуда не денешься от объективных причин. Сейчас мы пытаемся как-то восстановить отношения. Приглашаем их на исламский форум, другие наши мероприятия. Их кадровый потенциал стараемся использовать, как-то восстановить обучение их специалистов. Но серьезных сдвижек пока нет», — указал председатель ТПП Татарстана.
Агеев уточнил, что сейчас приходится, по сути, «реанимировать» отношения. Месяц назад ТПП Татарстана пригласила коллег из Хошимина на несколько мероприятий, выставок, которые пройдут в Казани осенью. «Готовим несколько наших средних предприятий, которые хотели бы выйти на вьетнамский рынок. Прорабатываем логистику, таможенные и другие вопросы. Потому что этот рынок сейчас перспективный. Кое-какая продукция оттуда нам нужна. Чипы, которые они делают. В общем, Вьетнам ждет нас. Поэтому нам надо быстрее шевелиться. Пока мы спим на этом направлении», — добавил спикер.
Татарстан внес значительный вклад в увеличение российско-вьетнамского товарооборота, серьезную его часть составляет экспортная продукция из республики, заметил сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель министра промышленности и торговли РТ Герман Лернер. «У нас (Татарстана — прим. ред.) экспорта больше, чем импорта. О чем это говорит? Что наши товары конкурентоспособные на внешних рынках», — заметил собеседник. Он уточнил, что сейчас с Вьетнамом идут переговоры по поставкам продукции судостроения, но конкретики говорить нельзя.
Объем товарооборота довольно скромный, указал Минниханов на сегодняшней встрече с замминистра торговли и промышленности Вьетнама Чыонг Тхань Хоаем
По словам Лернера, во Вьетнам приехали КАМАЗ, судостроительная корпорация «Ак Барс», компания «Атом» (занимается производством электромобилей, инвестор — Когогин) и шинное предприятие, у которого уже налажено сотрудничество. Работают в направлении Вьетнама также «Эйдос» и «Татхимфармпрепараты». Параллельно Татарстан импортирует из Вьетнама пластмассы, каучуки, электромобили, но речь идет о «небольшом количестве», цифры несопоставимые. «Экспорт в 10 раз больше, чем импорт [из Вьетнама]», — оценил замминистра.
Объем товарооборота довольно скромный, указал Минниханов на сегодняшней встрече с замминистра торговли и промышленности Вьетнама Чыонг Тхань Хоаем. Нефтепереработка, нефтехимия, энергетика, машиностроение, IT, высокие технологии — в таких сферах республика готова развивать сотрудничество. На встрече договорились о взаимных визитах бизнес-делегаций. «Вьетнамский народ никогда не забудет помощь Советского Союза в непростые годы для нашей страны. У нас большой потенциал для сотрудничества с регионами», — отметил вьетнамский коллега.
Удастся ли Татарстану нарастить сотрудничество? «В целом Вьетнам заметно расширил свои партнерские связи вообще в мире, это одна из самых активно развивающихся стран в Азии. По темпам роста он даже опережает Китай. Конечно, для Вьетнама важно и выгодно сотрудничать с любым регионом России. С учетом того что в Татарстане сейчас хорошо налажена логистика и находится большое количество инновационных объектов чисто с технической точки зрения республика — очень выгодный партнер. Здесь все зависит от того, сможет ли она сделать, как говорится, выгодное предложение для Вьетнама», — полагает Маслов.
Не остановит ли Вьетнам международная напряженность? Вьетнам обращает мало внимания на политическую конкуренцию и за последние несколько месяцев довольно позитивно относится к российским инициативам, указал директор Института стран Азии и Африки МГУ. «Но мы должны понимать, что в любом случае даже то, что мы сейчас предлагаем, начнется не раньше чем через год, а ситуация заметно поменяется за это время», — добавил эксперт.