АО «Эйч энд эн» (бывш. «Данон Россия» — прим. ред.) направила в Арбитражный суд Москвы иск о признании недействительным доначисление налогов в размере 836 млн рублей. Ответчиком по делу выступает межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №1. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на судебную картотеку и собственных источников. Предположительно, дело связано с иностранными дивидендами.
По словам директора группы по оказанию услуг в области налогового сопровождения и структурирования сделок Kept Владислава Ковалева, судебный спор, предположительно, касается налогообложения при выплате российской компанией дивидендов в пользу иностранного акционера. При выплате дивидендов иностранным акционерам российские компании должны удерживать 15% налога на прибыль. Однако ставка может быть снижена до 5−10%, если между Россией и страной, в юрисдикции которой находится иностранная компания, действует соглашение об избежании двойного налогообложения, отмечает Ковалев.
Чтобы компания сохранял пониженную ставку, она должна выполнять определенные условия, так, например, зарубежная должна быть фактическим получателем дохода, обладать определенной долей участия в дочерней компании и др. Но налоговые органы, отмечает Ковалев, зачастую не соглашаются с тем, что иностранная компания выполнила условия, и доначисляют российским плательщикам налог на прибыль по стандартной 15-процентной ставке.
К тому же, по словам партнера юридической фирмы О2 Consulting Натальи Кузнецовой, налоговая может признать дивидендами те суммы, которые российский офис выплачивал материнской структуре. Поэтому на них и был доначислен российский налог на прибыль по ставке 15%, говорит она.
Случай считается достаточно распространенным для больших международных холдингов. Часто зарубежные штаб-квартиры оказывают управленческие, юридические, IT- и иные услуги всем своим «дочкам» в разных странах, взимая за это плату и тем самым «забирая» часть прибыли дочерних компаний. Поэтому вполне возможно, что российская «дочка» просто не включала средства, содержащиеся для обслуживания структуры компании, в расходы для целей налогообложения, полагает юрист.
С другой стороны, партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин подчеркивает, что среди российских «дочек» иностранных компаний долгое время было принято маскировать выплату дивидендов под договоры об оказании услуг, лицензионные платежи. Он также полагает, что шансы на удовлетворение иска бывшего Danone довольно низки.
В материалах дела указано, что молочная компания хочет оспорить решение ФНС о доначислении налога с доходов иностранной организации за 2021 год в размере 741,8 млн рублей, налога с доходов, полученных иностранной организацией в качестве вознаграждения за услуги и переквалифицированных в дивиденды от источников в РФ, за 2020−2021 годы в размере 41 млн рублей за 2020-й и 52,9 млн рублей за 2021-й, а также пеней и штрафов.
Напомним, 16 июня 2023 года президент России Владимир Путин своим указом передал российский бизнес Danone во временное управление Росимущества. Во французской компании заявили, что начали расследование решения властей РФ. В феврале британская газета Financial Times сообщила, что компания Danone, российские активы которой переданы во временное управление Росимуществу, планирует продать бизнес компании «Вамин Татарстан» 29-летнего Минтимера Мингазова.
В марте Путин отменил национализацию активов французской компании Danone и их передачу под российское госуправление. В середине мая французская Danone закрыла сделку по продаже российского бизнеса компании «Вамин Р». По данным «Ведомостей», покупатели — экс-министр сельского хозяйства Чечни Якуб Закриев и «Вамин Татарстан» — собираются заплатить за активы в равных долях: 50% на 50%.