Живущий во Франции миллиардер Алексей Семин снова попал в поле зрения силовиков. СКР возбудил уголовное дело о повреждении двух объектов культурного наследия в центре Казани, которые достались Семину в обмен на обязательство их отреставрировать, и сельхозземли. Проведены обыски, допрошен управляющий ASG Роберт Хайруллин. Несмотря на то, что в деле пока нет подозреваемых, СКР добился ареста почти 100 млн рублей на счетах бизнесмена. В его компании уверены: никаких нарушений не было. Следком ждет экспертизу и, вероятно, готовит новые претензии. Как все это связано с обширным земельным банком Семина?
Алексей Семин после длительного молчания вновь заявил о себе в прошлом году, а этим летом его компания широко презентовала потенциальным застройщикам свой огромный земельный банк. И вот королем недвижимости Татарстана заинтересовались силовики
Следком постучал в Адмиралтейскую контору и дом, где жил Качалов
Возвращение Алексея Семина и его империи ASG в деловую повестку республики получило скандальное продолжение. Король недвижимости Татарстана после длительного молчания вновь заявил о себе в прошлом году, а этим летом его компания широко презентовала потенциальным застройщикам свой огромный земельный банк. И вот Семиным заинтересовались силовики.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», следственный комитет по Татарстану через суд арестовал 91 млн 70 тыс. рублей, принадлежащих миллиардеру, некогда входившему в число 200 самых богатых людей России по версии Forbes, а в отношении пока неустановленных сотрудников подконтрольных Семину ООО «Управляющая компания „Капитал-Траст-Инвест“» и закрытого паевого фонда «АС – фонд строительный» СКР возбудил уголовные дела.
«Капитал Траст-Инвест», по данным портала «Контур.Фокус», на 93,5% принадлежит компании «СтройТрансИнвест», учредителем которой до 2013 года была Ирина Семина (вероятно, близкая родственница лендлорда). Еще 5% компании принадлежит семинской УК «АС-Менеджмент». Гендиректор УК «Капитал-Траст-Инвест» с октября этого года — хорошо известный в республике Роберт Хайруллин, осужденный, а затем оправданный по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал».
Расследование проводится по ст. «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов РФ» (ч. 1 ст. 243 УК РФ). Официально следственный комитет не комментирует расследование, однако источники «БИЗНЕС Online» в силовых структурах раскрыли фабулу дела. Следком еще летом заинтересовался двумя историческими объектами в созвездии семинской недвижимости — уголовные дела возбуждены 31 августа, но информация о них держалась в строжайшем секрете. Объекты, которые лежат в основе расследований, находятся в самом сердце Казани.
Дом №3/24 на ул. Лобачевского, известный как номера Михайлова. Здесь в конце XIX столетия несколько лет жил актер Василий Качалов
Первый дом — №3/24 на ул. Лобачевского, расположенный на границе парка «Черное озеро» объект культурного наследия народов России, известный как номера Михайлова. Здесь в конце XIX столетия несколько лет жил актер Василий Качалов, чье имя сейчас носит казанский драматический театр.
Дом №17 на ул. Карла Маркса – здание Адмиралтейской конторы
Второй памятник — дом №17 на ул. Карла Маркса, известный как здание Адмиралтейской конторы. Это объект культурного наследия федерального значения, который особенно любим самим Семиным. По слухам, несколько лет назад он даже хотел переместить сюда штаб-квартиру ASG.
Здание Адмиралтейской конторы построили в 1774 году по проекту автора первого генплана Казани и первого профессионального губернского архитектора Василия Кафтырева. Отсюда надзирали за строительством кораблей на казанских верфях. Кафтырев спроектировал улицу как цельный элемент городской застройки. В XIX веке дворянские и купеческие усадьбы в стиле барокко и классицизма образовывали променад, идущий в направлении Кремля.
В конце XIX – начале ХХ века здание реконструировали под земскую больницу, где лечился, к примеру, Алексей Пешков (будущий писатель Максим Горький) после попытки самоубийства. В советское время здесь располагался городской кардиодиспансер.
Архитектором-реставратором объекта стала зампред татарстанского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фарида Забирова (скончалась в июне этого года). Проект реставрации разработали в КГАСУ.
Что касается второго здания, то участок под будущим доходным домом купца Михайлова сначала принадлежал церкви Воскресения Христова, на месте которой в 1953 году возвели здание химического института КФУ. С момента постройки в XIX веке номера для приезжих неоднократно перестраивали. С осени 1897 по весну 1899 года там жил Василий Качалов.
За номера Михайлова ASG пришлось повоевать в судах. Выяснилось, что с 2000-х годов здание находилось на балансе у КФУ, а земельный участок под ним — в федеральной собственности. Поэтому исполком Казани судился с Росимуществом РТ, требуя вернуть землю в собственность города. Проблема разрешилась, но возникла новая сложность: помимо Семина зданием владели другие собственники-физлица, которые не желали реставрировать объект. Помог обход исторического центра Казани президентом РТ: Рустам Минниханов поручил во что бы то ни стало решить вопрос. К процессу с удвоенной силой подключился исполком Казани, с помощью которого ASG выкупила 100% площадей.
В 2013 году у номеров Михайлова восстановили фасад, здание законсервировали, но внутри оставалась разруха. В 2017 году реставрацию возобновили по проекту архитектора Юлии Васильевой. К тому моменту по стенам расползались трещины, чему способствовало отсутствие перекрытий. Обстановку усугубляли трудности подключения к сетям, расположение дома на карстовых провалах.
В рамках уголовных дел проведены обыски в офисе компании Семина и даже в министерстве культуры Татарстана. Следователи изымали документацию, так или иначе связанную с объектами исторического наследия в столице РТ. Информацию об этом подтвердили сразу несколько источников нашего издания.
Алексей Семин выступил первопроходцем в выкупе архитектурного наследия исторического центра Казани. В 2012 году было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве между мэрией Казани и инвестиционной группой ASG о передаче ряда зданий, которые компания бралась реставрировать
Как «исторические» дома достались Семину
На пороге Универсиады-2013 Казань пыталась решить проблемы с ветхими, но исторически ценными зданиями в центре города. Средств на их восстановление в бюджете и города, и республики не было. Именно тогда в столице Татарстана был отменен запрет на приватизацию объектов культурного наследия. С молотка «за рубль» начали уходить исторические особняки, но с условием как минимум внешней реставрации.
В Казани начала работу «историческая комиссия»: ее работу курировал премьер-министр Татарстана, а непосредственно держал руку на пульсе замруководителя исполкома Руслан Шакиров. Мэр Казани Ильсур Метшин требовал «за ручку» водить дорогих инвесторов, чтобы «семь кругов чиновного ада» не мешали восстановлению памятников. Градоначальник лично проводил объезды памятников, в режиме штаба при мэре решались острые вопросы реставрации и согласований. Это дало эффект: поначалу в аукционах участвовали единицы потенциальных меценатов, потом — уже десятки.
Ключевую роль в программе сыграл как раз Семин, который выступил первопроходцем в выкупе архитектурного наследия исторического центра Казани. В 2012 году было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве между мэрией Казани и инвестиционной группой Семина о передаче компании Семина ряда исторических зданий.
Республика и ее столица одним выстрелом убивали двух зайцев: как раз тогда возникла головная боль по наделению бесплатной землей многодетных семей по воле экс-президента РФ Дмитрия Медведева. Вот только после приватизации в прилегающих к Казани районах государственной и муниципальной земли не осталось. Так что компания Семина обязалась передать под наделы для многодетных семей сначала 300 га в Высокогорском районе РТ, а потом еще 53 гектара. Город же отдавал исторические здания, которые компания Семина бралась реставрировать. Поначалу ASG получила 19 зданий в центре Казани, в числе которых была та самая Адмиралтейская контора на улице Карла Маркса. Затем было передано еще 7, в том числе номера Михайлова.
К Универсиаде сумма затрат Семина на спасение архнаследия достигла 1 млрд рублей, но уже тогда минкульт обратил внимание на то, что при проведении реставрационных работ были утрачены некоторые декоративные элементы фасадов и даже повреждены конструкции объектов
СКР: Работы в семинских особняках проведены незаконно
Согласно договорам о ГЧП, перед головной компанией бизнес-империи лендлорда (тогда ею являлась «АС-Менеджмент») стояла задача восстановить кровлю, фундаменты и фасады исторических зданий до начала летней Универсиады-2013. Большего никто не просил: даже эти обязательства было крайне сложно выполнить в столь сжатые сроки. Компания запустила первый этап реставрации. За каждым объектом был закреплен архитектор-реставратор, заключены охранные обязательства. С объектов вывезли тысячу «КАМАЗов» мусора. Семин живо интересовался процессом: «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы сейчас памятники просто „подшаманили“ к Универсиаде», — заявлял он в ходе одного из объездов центра города с участием Метшина. Город тоже не остался в стороне. К примеру, утилизация вывезенного мусора на полигоне была для «АС Менеджмент» бесплатной — с талонами на вывоз город помог и другим инвесторам. В зданиях появились окна и кровля — необходимо было замкнуть контур, защитить объекты от осадков и разрушения.
Делать все приходилось экстренно: год-полтора — и вот она, Универсиада. В такие условия власти поставили всех владельцев исторической недвижимости, а их было 269. Тем не менее все работы должны были проводиться только по письменному соглашению с минкультом Татарстана, после согласования проектной документации и экспертизы. Также требовалось техзадание от минкульта, все работы должна была выполнять лицензированная организация и обязательно при участии архитектора-реставратора. Замминистра культуры РТ Светлана Персова тогда обвиняла компанию Семина в нарушениях при проведении реставрационных работ, которые привели, например, к утрате декоративных элементов фасадов и даже повреждению конструкции некоторых объектов. В компании парировали: все решается в рабочем порядке, да и самой Светлане Глебовне есть что предъявить. В целом же в условиях цейтнота не до реставрационных мелочей, давали тогда понять в окружении бизнесмена. Так или иначе, но к Универсиаде в особняки «АС-Менеджмент» успела вложить 1 млрд рублей, однако это было лишь начало. Общую сумму затрат Семина на спасение архнаследия оценивают в 5 млрд рублей на 26 объектов (100 тыс. рублей за «квадрат»).
Но удача отвернулась от Семина. В 2015 году сгорел принадлежавший «АС-Менеджменту» торговый центр «Адмирал». Пожар унес 19 жизней, суды наложили арест на 400 объектов недвижимости миллиардера, его самого объявили в розыск. Сам он не скрывал, что постоянно проживает в своем замке во Франции. «Пришить» Семину трагедию в итоге так и не удалось, дело в отношении него закрыли с правом реабилитации. Однако ключевой менеджер группы Роберт Хайруллин все же оказался осужден, даже несколько месяцев отбыл в колонии, пока летом этого года его полностью не оправдал Верховный суд РТ.
В 2015 году сгорел принадлежавший «АС-Менеджменту» торговый центр «Адмирал». Ключевой менеджер группы Роберт Хайруллин (в центре) был осужден, даже несколько месяцев отбыл в колонии. Работы по реставрации пришлось свернуть
Все это время ни о каких реставрационных работах в особняках исторического центра Казани не было и речи. Такую версию представлял сам Семин в интервью «БИЗНЕС Online» — работы пришлось свернуть. «Мы только-только пытаемся к ним вернуться, потому что пришлось на несколько лет бросить начатые работы. Мы сейчас отброшены на несколько лет назад», — говорил он. Это и неудивительно: счета арестовали, имущество — тоже, нечем было платить зарплату реставраторам и рабочим на объектах. Работы были заморожены, и к ним компания не могла вернуться вплоть до 2017 года, да и тогда ASG все еще не оправилась от потерь. Полноценное «шевеление» в плане реставрации началось только в 2020-м, который оказался омраченным пандемией коронавируса.
Но даже те работы, что проведены, уже тянут на уголовное дело, уверен следственный комитет. По данным наших источников, в СКР проведенная на объектах культурного наследия деятельность оценивается как незаконная — соответствующие разрешения отсутствуют.
Утрачены предметы внешних и внутренних обликов объектов культурного наследия, а также установлено наличие фактов разрушений ранее переданных в собственность объектов культурного наследия в нарушение охранных обязательств.
Арест более 90 млн рублей на банковских счетах лендлорда следком мотивировал тем, что считает Семина бенефициаром фирм, фигурирующих в рамках расследования.
О каких конкретно «предметах облика» и разрушениях идет речь, наши собеседники, близкие к ходу расследования, не говорят, лишь уточняя, что в настоящее время следком дожидается проведения соответствующих экспертиз.
Нам непонятно, о каких именно повреждениях идет речь
Хайруллина вызвали на допрос в ноябре. В то время он уже возглавлял УК «Капитал-Траст-Инвест» — с 29 октября. Именно этой фирме ASG передала в управление здания на Карла Маркса и Лобачевского. Никаких претензий Хайруллину в ходе допроса не предъявлено, он пока что проходит по делу как свидетель. До этого фирму возглавлял другой менеджер Семина — ВладиславБорисов.
Здание на Лобачевского, 3/24 досталось ASG в ужасном состоянии: из-за пожаров были зафиксированы многочисленные обрушения перекрытий, частичное отсутствие кровли, обрушение фасадов; утрачены лестницы, внутренние перегородки
ASG считает, что работы соответствуют проектам, и надеется, что СКР проверит и других «реставраторов»
К ответу на запрос «БИЗНЕС Online» в компании Семина приложили документы о реставрации объектов и также отметили, что оценить сам факт выдвинутых следкомом подозрений достаточно сложно. В настоящее время нет ответа на вопрос, в чем, собственно, заключаются «разрушения» Адмиралтейской конторы и дома Михайлова на Лобачевского. Нет пока в деле и подозреваемых, оно возбуждено в отношении неустановленных лиц.
Ст. 243 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за вопиющие нарушения требований к сохранению объектов культурного наследия — повреждение или уничтожение. «Сама постановка вопроса [о повреждении] в отношении рассматриваемых объектов культурного наследия противоречит здравому смыслу, так как все проведенные на этих объектах работы соответствуют проектам, разработанным высококвалифицированными архитекторами и прошедшим историко-культурную экспертизу», — полагают в ASG и напоминают, что к работам были привлечены лучшие специалисты Казанского государственного архитектурно-строительного университета.
Научно-проектная документация получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласование от минкульта РТ. В распоряжении «БИЗНЕС Online» есть копии соответствующих документов.
Архитектором-реставратором номеров Михайлова является Юлия Васильева. Здание на Лобачевского, 3/24 досталось ASG в ужасном состоянии: из-за пожаров были зафиксированы многочисленные обрушения перекрытий, частичное отсутствие кровли, обрушение фасадов; утрачены лестницы, внутренние перегородки. Документы тоже были разработаны, они получили положительное заключение экспертизы и согласование минкультом РТ в 2016 году — копию акта ASG также предоставила нашей редакции.
В деле нет пока подозреваемых, оно возбуждено в отношении неустановленных лиц
В рамках расследования компания направила следствию всю проектную документацию, данные обследований, разрешения на проведение работ, текущие проектные материалы, всю переписку. «В этих условиях работа, в том числе проектная, полностью остановлена, что вызывает определенные сложности в связи с наступлением зимнего периода», — сожалеют в ASG. В компании Семина с долей иронии выражают надежду, что следственный комитет системно взялся за защиту объектов культурного наследия и проверит не только объекты ASG, но и все остальные, а их немало и в Казани, и в Татарстане.
В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» помощник президента по вопросам сохранения исторического и культурного наследия РТ ОлесяБалтусова пояснила, что обращений к ней по этому поводу не поступало.
Федеральное правительство согласовало республике строительство центра WorldSkills. Главным вариантом под стройку считалась земля под сгоревшим ТЦ «Адмирал». Инвестор готов был выкупить участок за 300–400 млн рублей, а команда Семина оценила землю в 1,5 млрд рублей. Сторговаться пока не удалось...
«Дело реставраторов» — ключ к земельному банку Семина?
По данным наших источников, пока следственный комитет взял небольшую паузу — во всяком случае на время судебных экспертиз. Однако вне зависимости от их результата СКР есть чем пригрозить олигарху. Источники рассказывают, что следователи собрали материалы по 24 другим историческим объектам Семина в центре Казани.
Здесь важно отметить одну деталь. Подследственность ст. 243 УК РФ — органов внутренних дел. Например, дело о поджоге в зеленодольском районе «Полукамушки» как раз по этой статье расследовало МВД. Но дело по какой-то пока неизвестной причине поступило именно в СКР, причем не в какой-то районный отдел. Расследованием «дела Семина», по данным наших собеседников, занимается 4-й «экономический» отдел СКР по РТ Станислава Столярова, сотрудникам которого не привыкать к спорам с особо важными персонами. Разыгрывать козыри — в данном случае это материалы по другим объектам Семина — там умеют.
Но расклад зависит не только от СКР, а еще и от самого Алексея Владимировича, который вот уже несколько лет руководит своей империей дистанционно — из замка Левевилль в долине Луары. В октябре имущество лендлорда обсуждалось на заседании совбеза РТ по вопросам противодействия коррупции. Речь шла о землях под сгоревшим ТЦ «Адмирал». Федеральное правительство согласовало республике строительство центра WorldSkills в Казани. Главным вариантом под статусную стройку считалась как раз семинская земля в Кировском районе. Но возник спор: инвестор готов был выкупить участок за 300–400 млн рублей, рассказывают наши источники. Команда Семина, в свою очередь, оценила землю в 1,5 млрд рублей. Сторговаться пока не удалось.
Вероятно, земля под бывшим «Адмиралом» не единственная причина раздора между республикой и Семиным. Ранее мы сообщали, что Алексею Владимировичу принадлежит 16% сельхозземель в окрестностях Казани, которые в будущем планируется перевести под жилую застройку. Нацелен его взор и на проект «Большого Зеленодольска», где у Семина также огромный земельный банк, использовать который республике наверняка придется. А как иначе выполнить спущенный из Москвы план по вводу жилья? К 2024 году Татарстан должен сдавать по 3,6 млн кв. м жилплощади в год. Цифры колоссальные, а Семин — ключевой землевладелец Казанской агломерации. И не самый сговорчивый. Так что, возможно, внимание следственного комитета — это пока лишь сигнал бизнесмену, что лучше договориться по-хорошему.
Фото на анонсе: Елена Сунгатова, art16.ru