У прославившейся в последние дни кондитерской на Серова, 26 появились защитники — теперь владельцев консультирует скандальный юрист-антиваксер Рамзиль Галимзянов. В заведении, которое демонстративно не проверят QR-коды, даже дежурит правозащитник — помогает управляющим спорить с ежедневными визитерами из полиции. Новый выпуск реалити-шоу о противостоянии взбунтовавшейся кондитерской с правоохранительными органами — в материале «БИЗНЕС Online».
Многие посетители приехали поддержать непокорную кондитерскую Madame Pavlova из других районов Казани
В то же время на том же месте: к Pavlova снова наведалась полиция
На третий день бунта против QR-кодов в кафе Madame Pavlova прибавилось персонала — корреспондент «БИЗНЕС Online» кроме бариста заметил еще двух официантов, а хозяйку мы застали в шапочке для волос посреди заказов на доставку. Столиков тоже стало больше, что неудивительно, ведь количество гостей резко выросло. По-прежнему то там, то тут разложены экземпляры Конституции России.
Многие посетители приехали поддержать непокорную кондитерскую из других районов Казани. Одна девушка забежала за хлебом именно сюда, хотя живет в Усадах (Высокогорский район). Как минимум два блогера снимали сторис для «Инстаграма». Еще два посетителя кафе сообщили, что не привиты и пришли специально после того, как узнали о такой «акции». Один из них, Георгий, рассказал, что написал об этой ситуации стихотворение. Другой, Олег, оказался не менее красноречивым: «У бизнесменов, держащих рестораны, просто нет яиц. Их нагибают, они прогибаются. А если они хотят иметь бизнес в России, нужно иметь большие, здоровенные, бычьи яйца». На вопрос, есть ли у него QR-код, Олег гордо отвечает: «Мне QR-код не нужен. Меня мама без него родила. И я детей без него родил».
Madame Pavlova открылось на Серова, 26 в разгар пандемии коронавируса — в июне 2020 года. Долгое время заведение работало на вынос. До этого кондитерская существовала только как проект, выступающий на ярмарках.
1 декабря владелица кафе Раиля Шайхиева объявила заведение «территорией конституционных прав». Ресторатор заявила, что принимает клиентов без QR-кодов.
2 декабря в кондитерской появились сотрудники министерства экологии — они оставили хозяйке извещение о выявленных признаках административного нарушения по ст. 20.6.1 КоАП («Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). В заведении также побывали представители Роспотребнадзора и полиции.
Шайхиева и ее помощница Ильсия Гиззатуллина подчеркивают — у них есть QR-коды и сами они не против вакцинации, но выступают за то, чтобы у каждого был выбор, делать прививку или нет.
В соцсетях весть о бунтарском кафе распространилась быстро, заведению стали симпатизировать антиваксеры и противники «куаризации»
В соцсетях весть о бунтарском кафе распространилась быстро, заведению стали симпатизировать антиваксеры и противники «куаризации». Гиззатуллина в сторис слезно поблагодарила за консультации Рамзиля Галимзянова — юриста из Набережных Челнов, защитника Агины Алтынбаевой. Оба прославились хамскими выходками в Челнах, спорами с полицией и Роспотребнадзором на почве вакцинации и захватом ТЦ «Березка» в Нижнекамске.
Гиззатуллина еще вчера утром сообщила подписчикам аккаунта кафе в «Инстаграме», что в заведении «дежурит правозащитник». К нашему приходу на месте был мужчина, который представился Анатолием, другом заведения. Корреспондент «БИЗНЕС Online» осведомился у него, осознавали ли девушки последствия своего решения. «Мы знали, к чему это приведет, — заверил Анатолий. — Дело не в количестве посетителей. Мы хотели, чтобы больше людей стали грамотными в правовых аспектах. Хотели показать, что не имеем права требовать [QR-коды]».
С самой Шайхиевой корреспонденту «БИЗНЕС Online» поговорить не удалось. Хозяйка заведения сообщила только, что около полудня к ним приходил участковый и составил протокол об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»). После этого она убежала из кафе с пачкой документов в руках.
В 15:30 в кондитерскую вновь явилась полиция — наш корреспондент насчитал 7 человек. Делегацию вновь возглавлял подполковник Иван Панфилов. Гиззатуллина запустила прямой эфир в «Инстаграме» и комментировала происходящее на камеру. Одновременно трансляцию смотрели почти 1 тыс. зрителей. В разговоре с сотрудниками полиции Гиззатуллина продолжила настаивать на том, что постановление о QR-кодах противоречит Конституции, а чрезвычайная ситуация, упоминаемая во вменяемой им в вину статье КоАП, в стране не вводилась. В итоге полицейские покинули заведение: Гиззатуллина отказалась подписывать объяснение, составленное сотрудником на месте.
Хозяйка кондитерской Раиля Шайхиева и ее помощница Ильсия Гиззатуллина подчеркивают — у них есть QR-коды и сами они не против вакцинации, но выступают за то, чтобы у каждого был выбор, делать прививку или нет
«Никто не хочет нас поддерживать»
В одном из видео в «Инстаграме» девушки рассказали, что написали в чат ассоциации рестораторов с просьбой поддержать их, но никто не откликнулся. Более того, ассоциация официального открестилась от кафе-диссидента. «К нашему сожалению, и в нашей индустрии есть отдельно взятые люди, которые не до конца понимают, что речь идет о жизнях людей. Мы настоятельно рекомендуем и готовы предоставить все доступные материалы о том, что происходит в „красных зонах“, чтобы они вникли в суть проблемы. Никакой речи об отмене QR-кодов в нашем сообществе не ведется, наоборот, благодаря вспомогательным постановлениям мы практически полностью вакцинировали нашу отрасль и готовы принимать гостей», — говорилось в обращении председателя правления ассоциации Михаила Шарипова.
На следующий день исполнительный директор ассоциации Галина Шарафутдинова подтвердила, что свою позицию сообщество не изменило. «Мы их понимаем, понимаем их боль за бизнес. Ни в коем случае их не критикуем, но и поддержать не можем», — отметила она и добавила, что в ассоциации уверены, что требования Роспотребнадзора соблюдать необходимо.
Помимо всего прочего, рестораторы опасаются, что перформанс кондитерской может сорвать переговоры об ослаблении «коронавирусных» ограничений перед новогодними праздниками. Впрочем, владелец одного из ресторанов ранее признался «БИЗНЕС Online», что все-таки есть те, кто согласен с протестом, но присоединиться к нему никто не спешит.
В кондитерскую вновь явилась полиция, но в заведении отказались подписывать объяснение, составленное сотрудником на месте
Окупит ли пиар риски от реалити-шоу?
За эти дни о Madame Pavlova написали десятки СМИ — как местных, так и федеральных. На странице заведения в 2ГИС из 35 отзывов 22 появились два дня назад, и во всех отметка в пять звезд. Впрочем, некоторые пользователи признаются, что даже не были в кондитерской, но обязательно зайдут «почитать Конституцию».
На третий день после публичного объявления отказа от QR-кодов пост заведения с манифестом в «Инстаграме» собрал почти 9 тыс. лайков и почти 2 тыс. комментариев. Видео с рассказом подробностей рейда Роспотребнадзора и полиции посмотрели больше 37 тыс. раз, хотя подписчиков у кондитерской почти в 3 раза меньше. Владелицы кафе продолжают подбрасывать фанатам горячие новости, ежечасно обновляя сторис. История бунта одной кондитерской превратилась в реалити-шоу, за которым следят тысячи людей. Как все это отражается на выручке, в заведении обсуждать отказываются. В сторис тем не менее отмечатеся, что «скупают все».
Некоторые признаются, что даже не были в кондитерской, но обязательно зайдут «почитать Конституцию»
Эксперт по пиару, владелец агентства по интеграциям в СМИ и копирайтингу Юлиана Шунина отметила в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что руководство кафе удачно попало в общественный нерв. «С точки зрения пиара такие информационные кампании могут быть действительно очень эффективными. Вспомните хотя бы популярный и цитируемый телеграм-канал Марии Шукшиной с 226 тысячами подписчиков, которая выступает противником принудительной вакцинации и введения QR-кодов, а также инстаграм-аккаунт „Иммунный ответ“ и их 345 тысяч подписчиков. Очевидно, что довольно большой процент людей выступает против принудительных мер и ограничений (подчеркну, не против вакцинации и здравого смысла!), поэтому кампании, которые пытаются пиариться на волне главного информационного повода года, могут рассчитывать на большую лояльную аудиторию», — отметила Шунина.
Особенно эффективен такой ситуационный маркетинг в диджитал-пространстве, считает эксперт. «Насколько это оправдано и этично, сложно судить. Поскольку мне неизвестно, что именно движет ими: хайп, желание отстаивать конституционные права своих посетителей, защищать свои права как бизнесменов и налогоплательщиков. Насколько я понимаю, если Роспотребнадзор придет в кафе со штрафными санкциями, то владельцы будут подавать в суд. Поэтому оценки давать еще рано», — добавила Шунина.
Собеседница издания добавила, что за разработку качественного информационного повода или кампании кондитерской пришлось бы заплатить от 30 тыс. до 300 тыс. рублей. Однако в реальности ценой пиар-хода может стать довольно солидный штраф и даже приостановка работы. Напомним, девушкам выдали извещение о выявленных признаках административного нарушения по ст. 20.6.1 КоАП («Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Санкция по нему — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, за повторное нарушение — от 500 тыс. до 1 млн и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Но от предписания до вступившего в силу судебного решения пройдет некоторое время, в течение которого кафе может неплохо заработать.