Главная проблема энергосектора Татарстана — высокий уровень выбросов загрязняющих веществ. О том, что с этим делать, говорили вчера на проходящей в Казани конференции «Приоритеты развития энергетической отрасли, нового технологического уклада и выхода России на рынки будущего». Побывав на мероприятии, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, почему не стоит отказываться от ядерной энергетики, что не так с ветроэлектростанциями и как снизить тарифы на электроэнергию.
В Казани началась конференция «Приоритеты развития энергетической отрасли, нового технологического уклада и выхода России на рынки будущего»
Главная энергетическая проблема Татарстана
Татарстан должен подстроиться под изменившуюся в 2020 году стратегию энергетического комплекса России, заявила вчера зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина на проходящей в Казани конференции «Приоритеты развития энергетической отрасли, нового технологического уклада и выхода России на рынки будущего».
О положении дел в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) рассказал профессор Московского энергетического института Михаил Тягунов. Если в начале 2000-х акцент делался на использовании солнечной и ядерной энергии, то теперь речь идет в основном о солнце и ветре. «Только сейчас начинают раздаваться голоса о том, что ядерная энергия — экологически чистая», — отметил докладчик. Европейские ветровые электростанции в этом году не дали ожидаемого результата, и это говорит о том, что надо стремиться не только к экологической чистоте и углеродной нейтральности, но и к устойчивости работы энергосистем, а для этого необходимы разные энергетические источники.
Доцент КГЭУ Юлия Валеева рассказала об оценке устойчивого развития энергосектора стран ЕАЭС. Первое место в рейтинге заняла Россия, последнее — Армения. Татарстан исследовали особо. Главная проблема республики — высокий уровень выбросов загрязняющих веществ. Программа экологического развития предприятий энергосектора требует вмешательства — внедрения нормальных технологий для защиты окружающей среды, констатировала Валеева.
О всероссийской проблеме говорил доцент КГЭУ Михаил Горячев — это доходящий до 70% износ линий электропередачи (ЛЭП). Такое хозяйство особо уязвимо перед перепадами температуры, ветром, ледяным дождем. Поэтому в вузе создали систему мониторинга ЛЭП. Хабибуллина поинтересовалась, применялись ли устройства на практике. Горячев ответил, что систему апробирует «Татнефть».
Практика строительства и эксплуатации систем городского электроснабжения показала, что в большинстве случаев реальные нагрузки меньше расчетных в 1,5–2,5 раза — это ведет к завышению стоимости технологического подключения
За счет чего можно снижать тарифы
Практика строительства и эксплуатации систем городского электроснабжения показала, что в большинстве случаев реальные нагрузки меньше расчетных в 1,5–2,5 раза — это ведет к завышению стоимости технологического подключения, рассказал доцент Азат Ахметшин. А все из-за того, что удельные значения расчетной электрической нагрузки не пересматривались 30 лет. Они изначально были ориентированы на увеличение электропотребления, вместо этого люди начали пользоваться высокоэкономичными приборами, к тому же повышается энергоэффективность самих зданий.
По исследованию КГЭУ и ассоциации «Росэлектромонтаж», в ряде городов России трансформаторные подстанции 0,4/10 кВ загружены менее чем на 30%. В Татарстане по заданию Сетевой компании нормативные значения решили актуализировать. Для этого с 2016 года исследовали электропотребление в 5 тыс. домов, и в 2019-м впервые в России понизили (в 2 раза) расчетные нагрузки для многоквартирных строений. Таким образом, снижая капитальные затраты на оборудование и материалы, застройщики в зависимости от объемов экономят 20–120 млн рублей. К примеру, в «Салават Купере» экономия достигла примерно 35 млн, а в целом по Татарстану — 500 млн в год. Важно, что снижаются и потери электроэнергии, ведь чем ниже загружен трансформатор, тем их больше. Экономический эффект для Сетевой компании — 650 млн рублей в год. Сейчас идет работа по актуализации удельной расчетной электрической нагрузки для детсадов и школ. Снижение по ним составит 15–25%. Проект постановления в стадии согласования. На очереди — медучреждения, спортивные, коммерческие объекты и индивидуальные жилые дома.
Проектом заинтересовалось калужское ООО «Кросс Лтд», специализирующееся на предоставлении полного комплекса услуг по проектированию и строительству инженерных сетей. Компания планирует создать пилотный район, где с помощью разных технологий и бизнес-моделей можно снижать тарифы на электропотребление. «Загрузка сети — только 30 процентов (с учетом пика), а в некоторых местах она доходит до 15 процентов, и расшитие этой системы позволит совершенно по-другому ее эксплуатировать, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор компании Максим Перельмутер. — Это первый шаг, должны быть еще накопители энергии, местная генерация, управление спросом… За счет этого можно снижать тарифы».
Конференция продолжится завтра. Пленарная сессия будет посвящена формированию видения развития электроэнергетики до 2035 года, ее будет модерировать председатель госкомитета Александр Груничев
Чем незаконное строительство мешает «зеленой» энергетике Татарстана
О том, как региональным товаропроизводителям снижать «углеродный след», рассказал инженер отдела подготовки информации, отчетности и анализа АО «Татэнерго» Айрат Мардиханов. Он напомнил, что с 2026 года начнет взиматься трансграничный углеродный налог, которому будут подлежать алюминий, железо, сталь, удобрения, цемент и электроэнергия. «Мы более чем уверены, что туда включат и нефтехимию, нефтянку, — подчеркнул докладчик. — Без этого никак, ключевые стейкхолдеры это принимают. У Татарстана есть четыре года для подготовки программы по декарбонизации продукции».
«Татэнерго» предлагает три способа. Первый — сделать ключевым критерием в программе ДПМ низкие выбросы предприятия.
Второй — повысить уровень Нижнекамского водохранилища для увеличения загрузки Нижнекамской гидроэлектростанции — единственного татарстанского источника «зеленой» энергии (этот вопрос президент РТ Рустам Минниханов обсуждал с министром энергетики РФ Николаем Шульгиновым). «Проектный уровень — 68 метров, — напомнил Мардиханов. — Но по разным причинам в зоне затопления водохранилища за 30 лет незаконно построили населенные объекты. Бороться с ними мы не будем — ничего с этим не сделаешь. Поэтому, с этической точки зрения, 68 метров — некорректно. Уровень, который для региона никаких рисков не несет, затоплений при нем не предвидится, — 64 метра. Это приведет к увеличению выработки „зеленой“ электроэнергии. Стратегический эффект будет и для других отраслей — судоходства, сельского и рыбного хозяйств, водоснабжения». Он добавил, что эти меры приведут к снижению косвенных выбросов парниковых газов для товаропроизводителей и уменьшению стоимости оплаты электроэнергии.
Третий способ — производство «зеленого» водорода методом электролиза воды с использованием электроэнергии Нижнекамской ГЭС.
Конференция продолжится сегодня. Пленарная сессия будет посвящена формированию видения развития электроэнергетики до 2035 года.