Глава ГИБДД Москвы Александр Быков сегодня на форуме Kazan Digital Week поддержал инициативу республиканской ГАИ оперативно выявлять и лишать прав водителей с психическими заболеваниями и инсультами. «Как только у органов будет доступ к базе медицинских противопоказаний, эта проблема будет решена в автоматическом режиме», — указал Быков на единственную преграду: министерство здравоохранения не делится с инспекторами диагнозами. О том, как начальник республиканской ГИБДД Ленар Габдурахманов планирует через год принимать практическую часть экзамена на права на автороботе «Хэрэкэт» и почему буксует «Народный инспектор», — в материале «БИЗНЕС Online».
Александр Разумнов: «Необходимо принимать меры по исключению водителей (список заболеваний перечислен в постановлении правительства РФ №1604 — прим. ред.) от управления на стадии, когда это стало известно медработникам»
В недалеком будущем электронное правосудие по формальному признаку будет лишать прав
Серию инновационных предложений сегодня выдало руководство ГИБДД РТ на форумеKazan Digital Week. Первым на сессии «Транспортные системы и безопасность движения» выступил замначальника республиканской Госавтоинспекции Александр Разумнов с докладом о лишении прав лиц с медицинскими противопоказаниями.
Ранее мы уже писали о планах ведомства ограничивать водителей в управлении ТС по причине различных болезней. Теперь свои предложения инспекторы озвучили публично. «Управление ГИБДД совместно с прокуратурой РТ несколько лет работали с лицами с медицинскими противопоказаниями на право управления транспортными средствами», — рассказал Разумнов. Правоохранители прекратили право управления для более чем 2,4 тыс. водителей, которые привлекались к ответственности за употребление наркотиков. Но сегодня в фокусе внимания Госавтоинспекции водители с другими болезнями.
Разумнов напомнил, что медосвидетельствование водителей проводится один раз в 10 лет и за этот продолжительный срок могут проявиться ограничения по здоровью. Сейчас список заболеваний, которые ставят крест на правах, перечислен в постановлении правительства РФ №1604. Как правило, это различные расстройства психики и поведения — шизофрения, умственная отсталость, расстройство личности, — а также болезни нервной системы и глаз. «Необходимо принимать меры по исключению этих водителей от управления на стадии, когда это стало известно медработникам», — подчеркнул замначальника ГИБДД РТ. Таким образом, ведомство указывает на необходимость оперативной передачи диагнозов в ГИБДД.
Модератор сессии, руководитель Госавтоинспекции Москвы Александр Быков, в ответ рассказал историю о том, как выдача прав людям с заболеваниями повышает возможность их социализации в обществе. «Несколько лет назад мы с институтом имени Сербского проговаривали вопрос аутизма у детей, когда они неконтролируемо выбрасывают свою энергию, — начал он. — Специалисты говорят, что у детей с таким заболеванием право управления (транспортным средством) дает возможность их социализации». Быкова можно понять так, что вопрос, поднимаемый татарстанской инспекцией, не так однозначен в глазах врачей.
Ленар Габдурахманов: «Я выхожу с предложением в том числе через Госсовет РТ включить дополнительные признаки заболеваний «инсульт» и «инфаркт» в постановление №1604»
«Я бы хотел обратить внимание на проблему взаимодействия минздрава и МВД. К сожалению, не всегда есть понимание такого взаимодействия, — подключился к обсуждению начальник УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. — В постановлении №1604 есть перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами. По практике ДТП мы видим, что в постановлении ничего не сказано о таких заболеваниях, как инсульты и инфаркты — их встречается больше всего, когда в ДТП человеку стало плохо и он потерял контроль над своим транспортным средством».
В пример Габдурахманов привел ДТП, которое произошло недавно в Татарстане. «Водителю автомобиля, который перевозил 20 тонн груза, стало плохо, он повернул направо, съехал на обочину и в автомобиле умер. А если бы он повернул руль не вправо, а влево, а навстречу ему автобус, мы понимаем, какими были бы последствия. Я выхожу с предложением в том числе через Госсовет РТ включить дополнительные признаки заболеваний, [а именно] инсульт и инфаркт, в постановление №1604». Начальник ГИБДД согласен с тем, что степень инсульта или инфаркта может быть разной, поэтому сами медики должны определить стадию болезни.
Габдурахманов напомнил и о внезапных увечьях или травмах, которые также катастрофически влияют на водительские качества. «Если человек получил водительское удостоверение и через два года у него произошла ампутация ноги, руки или фаланг пальцев, это запрещает ему управлять мотоциклами, то такие лица у нас, к сожалению, из поля зрения выпадают, — отметил он. — Ими надо заниматься».
Начальник республиканской Госавтоинспекции указал и на водителей, которые проходят через бюро медико-социальной экспертизы. «При получении II–III группы инвалидности граждане приносят документы, чтобы показать свои проблемы, и некоторые болезни являются основанием для прекращения права управления, — добавил Габдурахманов. — На основании этих документов бюро медико-социальной экспертизы предоставляет инвалидность, и мы право управления ограничиваем. Впереди еще много вопросов, но я уверен, что совместно мы продвинемся вперед и проблемы будут решаться».
«По активному обсуждению, которое началось, мы понимаем, что тема актуальная, — поддержал Габдурахманова Быков. — Почему мы обсуждаем эту тематику в рамках интеллектуально-транспортной системы? Мы понимаем, что, как только у органов внутренних дел появится доступ к базе медицинских противопоказаний, фактически эта проблема решится в автоматическом режиме. И в недалеком будущем у нас будет электронное судебное правосудие — по формальному признаку органы судебной власти смогут принимать такое решение. Надеюсь, что в ближайшее время эта проблематика с минздравом будет решена хотя бы по основным заболеваниям».
Дамир Бикмухаметов доложил о разработке комплекса «Хэрэкэт»
ГИБДД надеется через 1–2 года принимать «практику» при помощи автоматической системы
О новых технических разработках для приема экзамена на водительские права рассказал заместитель начальника управления УГИБДД МВД по РТ Дамир Бикмухаметов. Спикер доложил о разработке комплекса «Хэрэкэт» (тат. «движение»). Опытный образец аппаратно-программного комплекса на базе Hyundai Solaris впервые представили в ноябре 2020 года. Это совместный проект Госавтоинспекции и Университета Иннополис. Во время сдачи практической части экзамена система в случайном порядке выбирает маршрут поездки, автоматически определяет 17 ошибок кандидатов в водители и выставляет оценки.
Еще одно ноу-хау для сдачи экзаменов — ЖК-мониторы без поляризационных фильтров, изображение с которых кандидат увидит только в специальных очках. В помещениях для сдачи теории используют средства для подавления сигнала сотовых средств: подглядеть что-то в интернете вряд ли получится.
На Kazan Digital Week Габдурахманов рассказал участникам форума о ноу-хау для сдачи экзаменов на водительские права — о ЖК-мониторах без поляризационных фильтров, изображение с которых можно увидеть только в специальных очках
Быков заметил, что в ряде городов желающих получить права очень часто ловят с телефонами. Чтобы решить проблему, ГИБДД предлагает внести изменения в ведомственный приказ: они позволят использовать «глушилки», чтобы принимать теорию «более спокойно». Начальник московского ГИБДД поинтересовался, когда система «Хэрэкэт» будет полностью готова самостоятельно принимать экзамен.
По словам Габдурахманова, научить комплекс определять все ошибки не так сложно. Основная проблема в сертификации автомобиля такова: есть ГОСТы, которые не позволяют использовать комплекс, и необходимо вносить коррективы в действующее законодательство. «С коллегами из Иннополиса и НАМИ плотно работаем, — указал спикер и обозначил предварительные сроки. — Если все пойдет по нашим планам, я думаю, что в течение 1–2 лет мы придем к тому, что экзамены начнем принимать при помощи данного автомобиля».
При этом начальник ГИБДД республики подчеркнул, что в конечном счете экзаменатор определяет, сдан экзамен или нет. В будущем ГИБДД планирует использовать комплекс и на грузовых автомобилях, отметил Габдурахманов, упомянув о беспилотном «КАМАЗе».
Сейчас при выявлении нарушения проводится административное расследование, но срок давности привлечения к ответственности очень короткий. При этом нужно время и требуются дополнительные сотрудники, чтобы определить владельца авто, вызвать его в ГИБДД и составить протокол
«Народный инспектор» в Татарстане пока «буксует»: нужна сертификация
Система «Народный инспектор», которая принимает от граждан сообщения о нарушениях автомобилистов, в Татарстане зарекомендовала себя хорошо, но есть и проблемные моменты, отметил в своем докладе заместитель начальника отдела ДПС и ВПО УГИБДД МВД по РТ Айрат Самигуллин. Он обратил внимание на то, что сейчас при выявлении нарушения проводится административное расследование, но срок давности привлечения к ответственности очень короткий. При этом нужно время и требуются дополнительные сотрудники, чтобы определить владельца авто, вызвать его в ГИБДД и составить протокол.
Более того, если пришедший в Госавтоинспекцию владелец ТС воспользовался ст. 51 Конституции РФ («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого»), составить административный материал и установить вину невозможно. «По указанным причинам нарушители зачастую избегали административной ответственности из-за истечения сроков давности», — посетовал спикер.
ГИБДД по РТ видит следующее решение проблемы: нужно, чтобы постановления о нарушениях из «Народного инспектора» выносились автоматически, как это работает сейчас в случае с приборами фото- и видеофиксации, без вызова нарушителя. Однако для этого государственную информационную систему нужно сертифицировать в рамках пилотного проекта и отнести ее к числу средств автоматической фиксации нарушений ПДД.
«Положительный опыт Москвы (там работает система, аналогичная „Народному инспектору“, — прим. ред.) и Татарстана показал свою состоятельность в обеспечении безопасности дорожного движения и в случае правового регулирования и выделения средств возможно масштабирование данного опыта на федеральном уровне», — заключил Самигуллин.
Приложение, которое позволяет гражданам сообщать о нарушениях, намного эффективнее скрытых патрулей ГИБДД, согласился Быков. Он заметил, что не всегда Госавтоинспекция может контролировать ситуацию во дворах. Габдурахманов ответил, что в случае с «Народным инспектором» нельзя сказать, что это автоматическая фиксация, поскольку «всегда есть человек, который нажимает на кнопку». Поэтому необходимо сертифицировать ПО, которое можно внедрить в любое мобильное устройство.
Есть часть нарушений, о которых хочется сообщить сразу «из-за руля», вступил в разговор исполняющий обязанности технического директора ООО «Автодория» Марат Гильманов. «Как пользователь я готов использовать свое оборудование. Сейчас есть даже видеорегистраторы с сим-картами, которые могут передавать данные автоматически, — отметил спикер и предложил изучить возможность голосового управления. — Чтобы я мог за рулем сказать, что водитель проехал на красный, а запись сохранилась и ушла в центр организации дорожного движения».
«Надо прийти к такому ПО, когда [сначала ведется] сплошная фото- и видеосъемка, а потом программа автоматически будет определять нарушение ПДД. Тогда мы этот человеческий фактор уберем окончательно», — подытожил Быков.