Для верующих мусульман халяль – это требование веры, для других потребителей – просто знак отменного качестваДля верующих мусульман халяль — это требование веры, для других потребителей — просто знак отменного качества

ЧТО ТАКОЕ ХАЛЯЛЬ?

Недавно автор этих строк имел удовольствие прокатиться вместе со своей семьей на поезде Нижний Новгород — Казань. После отправления проводник нашего вагона предложил всем пассажирам ужин. Признаться честно, я очень давно не ездил поездами и подобными новшествами в сервисе был приятно удивлен. Но еще больше порадовало то, что меню предусматривало три вида питания: обычное, вегетарианское и конфессиональное. «Что означает конфессиональное?» — поинтересовался я у проводницы. «Это значит без свинины, — ответила она и добавила, — Мы же едем в Татарстан». Тут я растаял окончательно.

Понятие «халяль» все активнее проникает в нашу жизнь. Сегодня все больше людей обращаются к этому стандарту. Соответственно все больше производителей маркирует свою продукцию словом «халяль», что дает им преимущество не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Однако отечественный рынок халяль в наши дни представляет собой не что иное, как минное поле, на котором всегда можно нарваться на неприятность.

Халяль имеет два аспекта: канонический и физический. Первый предполагает, что над животным, прежде чем оно испустит дух,  будет прочитана хотя бы короткая молитва, которая знаменует собой то, что оно было убито не напрасно, а в гармонии с естественным положением вещей в мире или, говоря религиозным языком, во имя Бога. В Коране это сформулировано так: «Ешьте же то, над чем помянуто имя Божье» (6:118). Подобная общая формулировка, к слову, говорит о том, что мусульманам позволено употребление в пищу мясо животного, зарезанного рукою не только единоверца, но и всякого монотеиста, будь то христианина или иудея. Главное, чтобы над животным было упомянуто имя Единого для всех нас Творца. Поэтому Пророк и первые мусульмане никогда не гнушались мясом, приготовленным  «людьми Библии», ибо сказано в Коране: «Еда людей Библии также дозволена вам» (5:5). Впрочем, позднее многие мусульманские богословы-ригористы решили отказать христианам и иудеям в статусе единобожников и потому стали запрещать мясо зарезанных ими животных. При этом мусульманские богословы разных школ всегда были едины в том, что с канонической точки зрения мусульманину нельзя употреблять свинину и мертвечину, а также мясо животных, убитых руками язычников и безбожников. Из всего этого люди в основной своей массе знают, как правило, только про исламский запрет свинины.

Для многих современных людей подобные духовные, или, как нынче стало модно говорить, информационные аспекты еды не принципиальны. Поэтому нередко на первый план выходит физический аспект забоя животного в мусульманской традиции. Все дело в том, что у мусульман делается это по специальной технологии, которая направлена на то, чтобы мясо животного было максимально чистым от крови и всего того, что в ней содержится.

На мусульманском Востоке животному не проламывают и не отрубают голову, не вонзают острые предметы в сердце, а поступают более рационально. Кстати, именно поэтому словосочетание «забой скота» не совсем корректно для мусульманских реалий.  У нас поступают иначе: животному делают надрез горла (уж простите за физиологические подробности, но тема обязывает), не затрагивая при этом позвоночника и оставляя возможность частичной подвижности. Это приводит к следующему. После надреза кровь животного хлыщет из горла, его мозг начинает испытывать кислородное голодание и как следствие отправляет телу по сохраненному в целостности  позвоночнику сигналы гнать кровь. Мышцы судорожно сокращаются (для усиления этого эффекта одну ногу, например, барану оставляют несвязанной) и активно гонят в мозг недостающую ему кровь, которая таким образом почти целиком выходит из надрезанной шейной артерии. В результате всей процедуры мясо становится максимально чистым и потому вкусным и полезным. Я знаю многих опытных хозяек и кулинарных мастериц, которые далеки от ислама и исповедают совершенно разные взгляды, но которые покупают мясо исключительно у мусульман. Они хотят радовать свою семью и гостей своего дома только самыми вкусными блюдами.

Особые гурманы идут дальше. Так, на базарах мусульманского Востока вы можете столкнуться с тем, что мясо черного барана стоит дороже, чем белого, при этом мясо, взятое с левой стороны туши, будет цениться больше, чем с правой. Считается, что черный баран лучше «впитывает» солнце, нежели белый, лежать же животное предпочитает на правом боку (поскольку сердце находится в левой стороне), поэтому, как уверяют знатоки, мясо с левой стороны черного барана  самое мягкое и вкусное. Не могу ручаться за правдивость подобных суждений, ибо мои вкусовые рецепторы давно атрофированы в данном отношении татарской и европейской кухнями, безразличными к подобным нюансам.

На базарах мусульманского Востока вы можете столкнуться с тем, что мясо черного барана стоит дороже, чем белого, при этом мясо, взятое с левой стороны туши, будет цениться больше, чем с правойНа базарах мусульманского Востока вы можете столкнуться с тем, что мясо черного барана стоит дороже, чем белого, при этом мясо, взятое с левой стороны туши, будет цениться больше, чем с правой

РЫНОК ХАЛЯЛЬ

Итак, для верующих мусульман халяль — это требование веры, для других потребителей — просто знак отменного качества. Этнические же, или, как еще говорят, светские мусульмане часто отдают предпочтение халяль не по соображениям религиозности (их трудно назвать религиозными людьми) и не по причине высокого качества (многие просто не знают об этом), а как элемент их внутренней идентичности. Не есть свинину, но есть все остальное — именно из этой серии.

Все это создает весьма большой и динамично развивающийся рынок продукции халяль. К нему, кстати, относится не только мясная продукция. Сырье животного происхождения, например желатин, сегодня активно используют при производстве разных видов продуктов. Поэтому маркировка халяль становится актуальной и для кондитерских, и для макаронных изделий, а также лекарств. Усложнение технологии производств и использование всевозможных ксенобиотиков (консервантов, усилителей вкуса, гормонов роста и так далее), по сути, ставят вопрос о халяльности абсолютно всего, что попадает внутрь нас.

В теории все хорошо. Но вот на практике дела обстоят не очень радужно. Есть бизнесмены, которые под брендом  халяль (или «мусульманский») продают продукцию, таковой не являющуюся. Некоторые из них идут на грех и, соответственно, обман потребителей осознанно (банальная жадность коммерсанта). Некоторые заблуждаются и, соответственно, вводят в заблуждение своих покупателей по незнанию. Так, не всем из них приходит в голову соотнести животное происхождение того же желатина с понятием халяльности конечной продукции, или многие искренне полагают, что все что не свинина, то халяль. В результате происходит фальсификация и дискредитируется само понятие халяльности.

Как быть? Для того, чтобы обезопасить людей от обмана, духовные управления мусульман создают специальные структуры, которые отвечают за стандартизацию товаров по критериям халяль. Специалисты этих организаций изучают механизм производства конкретного продукта, оценивают на соответствие нормам шариата используемые в нем ингредиенты. Причем в случае возникновения каких-то спорных ситуаций проводятся соответствующие исследования. Они позволяют классифицировать тот или иной ингредиент типа сычуги, который извлекается из желудка животного и используется при производстве сыра, или разрыхлители теста, которые часто делают из волос животных, как халальный или харамный. И, наконец, усилиями этих организаций проводится постоянный мониторинг производства на предмет соответствия стандартам халяль каждой отдельной партии продукции. Все это защищает нас, простых потребителей, от обмана.

Есть бизнесмены, которые под брендом  халяль (или «мусульманский») продают продукцию, таковой не являющуюсяЕсть бизнесмены, которые под брендом халяль (или «мусульманский») продают продукцию, таковой не являющуюся

МУСУЛЬМАНАМ ПОДЛОЖИЛИ СВИНЬЮ

Однако, к сожалению, и в системе сертификации халяль тоже не все так безоблачно. Помимо официальных муфтиятов, в этой сфере появились и частные «лавочки». Схема проста. Бизнесу нужен новый сегмент рынка. Входным билетом туда является сертификация халяль на производимую продукцию. Если муфтияты выдвигают слишком «сложные» требования (а других они выдвигать просто не могут), то надо найти тех, кто за умеренную плату сделает то, что бизнесу нужно. Кто и по каким критериям в подобных случаях проверяет продукцию и проверяет ли вообще — вопрос второстепенный. Главное — деньги. Как говорится, бизнес и ничего более.

К чему это приводит на практике? Недавно инициативная группа мусульман решила разобраться в данном вопросе. На экспертизу в испытательный центр ФГБУ «Татарская межрегиональная испытательная лаборатория»  (Казань, улица Родины, 25а) было отправлено несколько проб колбасных изделий от разных производителей. Экспертиза, естественно, не может проверить, читалась ли над животным, мясо которого используется в производстве, молитва. Но выявить хотя бы ДНК свиньи современные технологии легко позволяют. Не самая, конечно,  тонкая калибровка в вопросе халяль, но и этого, как оказалось, вполне достаточно.

В абсолютном большинстве проверенных изделий ДНК свинины выявлено не было. А вот в продукции мясокомбината «Царицыно» она обнаружилась. Тест показал наличие ДНК свиньи в вареной колбасе «Докторская особая» (протокол испытаний № В1927 от 01.06.2017) и в полукопченой колбасе «Дагестанская „Новинка“» (протокол испытаний  № В1926 от 01.06.2017). Оба колбасных изделия сертифицированы как халяль и продаются в магазинах Татарстана.

Четыре года назад ОАО «Царицыно» уже было в центре громкого скандала, причем по тому же поводу. Как писали в СМИ, аудит, проведенный на предприятии, выявил ряд грубейших нарушений при производстве халяльной продукции. Совет муфтиев России прекратил сотрудничество с предприятием и отозвал свой сертификат. Но бизнесменов это не остановило. Они нашли тех, кто им поможет остаться на рынке халяль. Организацией, которая пошла на сделку с ними и тем самым подложила мусульманам свинью, стало ООО «Центр сертификации „Халяль“».

СОМНИТЕЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ

Коммерческая структура ООО «Центр сертификации „Халяль“» свою формальную историю начинает с 2012 года. Как писали СМИ, до этого его руководитель Динар Садыковвозглавлял фирму «Центр по исследованиям и информации исламской палаты в мире халяль (IRSIC)». Столь замысловатое и непривычное слуху русскоязычной публики название вкупе с английской аббревиатурой объясняется просто. Садыков пытался позиционировать себя как представитель авторитетной на международной арене организации Islamic Chamber Research and Information Center (ICRIC), существующей при Торгово-промышленной палате Ирана. Это позволяло ему обещать своим российским контрагентам выход на международные рынки.

Незаконное использование подобного названия вскоре вскрылось. Разразился  международный скандал. Садыков и соратники получили официальное предупреждение из Ирана. Видимо, не на шутку испугавшись, они решили сменить название своей организации. Так и появилось ООО «Центр сертификации „Халяль“». После смены названия фирмы Садыков реализует новую тактику и начинает активно распространять информацию о том, что «Центр сертификации „Халяль“» является первым и единственным в России непосредственным представителем организации исламского сотрудничества (ОИС) и может заниматься вопросами сертификации продукции халяль и пользоваться логотипом ОИС. Однако и эта информация была вскоре опровергнута. Постоянное представительство России при ОИС в официальном ответе на запрос участников рынка указало, что «до настоящего времени в рамках ОИС не достигнуто ни единого соглашения или консолидированного мнения не только по вопросу предоставления какому-либо юридическому или физическому лицу полномочий по сертификации продукции халяль, но и по единым ее стандартам». 

За пределами России Садыков и его компаньоны, судя по всему, придерживаются схожей тактики, незаконно выступая от лица официальных мусульманских структур нашей страны: совета муфтиев России и духовного управления мусульман РТ, для чего используют печати и визитки с логотипами, имитирующими символику этих организаций, которые являются главными регуляторами российского рынка халяль. 

Неудивительно, что фирма с подобной репутацией выдает сертификаты халяль на продукцию, содержащую в себе ДНК свинины. Удивительно другое: почему прокуратора РТ до сих пор не предпринимает в отношении нее никаких действий, ведь налицо не только нарушение прав потребителей, но и оскорбление чувств верующих. Наверняка кто-то из мусульман нарезками из царицынских  колбас угощал своих гостей на домашнем ифтаре в месяц Рамадан и накрывал стол по случаю Ураза байрама и Курбан байрама. Неприятная история.

Всем нам остается проявлять бдительность и доверять лишь тому слову халяль, которое ставится на продукцию представителями официальных муфтиятов РоссииВсем нам остается проявлять бдительность и доверять лишь тому слову халяль, которое ставится на продукцию представителями официальных муфтиятов России

СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА

Незащищенность российского потребителя в вопросах халяль — это системная проблема. Все дело в том, что данная сфера в нашей стране не регулируется государством. По сути, любой делец может зарегистрировать фирму «Рога и копыта» и штамповать сертификаты халяль всем желающим. Отчасти исправить ситуацию должен ГОСТ по стандарту халяль, который сейчас находится в стадии регистрации. Если он будет принят, то сфера деятельности для мошенников и аферистов будет значительно сужена. В идеале, как мне представляется, мы должны прийти к единому для всей страны центру по сертификации продукции на предмет соответствия требованиям халяль. Иначе фирмочки «остапов бендеров» под теми или иными громкими названиями будут периодически появляться на рынке и впускать на него других нечистоплотных коммерсантов.

Ну а пока всем нам остается проявлять бдительность и доверять лишь тому слову «халяль», которое ставится на продукцию представителями официальных муфтиятов России, понимающих, что такое ответственность перед Богом, и дорожащих своей репутацией перед верующими. Мы вот с семьей в поезде Нижний Новгород — Казань рисковать не стали и вместо «конфессионального» ужина отдали предпочтение вегетарианскому, ибо на ланчбоксах никаких логотипов не было, а кто знает, какая организация консультировала РЖД.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции