Казанские татары организовали мусульманское разговение для первой леди футбола Фатмы Самура. Мероприятие для нее и других топ-менеджеров ФИФА провела 24 июня в Петербурге делегация АПМ РФ из Казани. О том, почему Мутко настоятельно советовал генсеку ФИФА съездить в Татарстан, как она оценивает «Казань Арену» и какое восхищение вызвал в Цюрихе платок, преподнесенный в дар президентом Татарстана, — в эксклюзивном репортаже «БИЗНЕС Online».
Фатма Самура: «Когда я ехала в Россию, не могла себе представить, что я проведу последний вечер этого священного месяца в такой прекрасной компании»
«КОГДА Я ЕХАЛА В РОССИЮ, Я ПОНИМАЛА, ЧТО КОНЕЦ РАМАДАНА ПРИДЕТСЯ НА МОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В МОСКВЕ ИЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ»
Ифтар для руководства международной ассоциации футбола ФИФА (FIFA) провели в минувшую субботу в Санкт-Петербурге мусульманские предприниматели из Татарстана. Если бы эта новость появилась на лентах информагентств чуть больше года назад, ее наверняка сочли бы фантастикой и откровенным фейком. Однако после того как в мае прошлого года в руководящей верхушке футбольной ассоциации произошли кадровые изменения, сказка стала былью. Уроженка Сенегала Фатма Самура (Fatma Samoura) была назначена на должность генерального секретаря ФИФА весной 2016 года, сменив немца Маркуса Каттнера в этом кресле, которое, в свою очередь, наследовал француз Жером Вальке.Таким образом, коммерческими и технологическими делами мирового футбола впервые в истории начала распоряжаться женщина, которая к тому же была по происхождению африканкой и мусульманкой. Примерно через месяц после своего назначения миссис Самура приехала в Москву, чтобы оценить уровень подготовки нашей страны к ЧМ-2018, а в ноябре нанесла визит в Казань, где посетила мечеть Аль-Марджани и даже появилась на публике в национальном татарском костюме. Теперь выяснилось, что налаженные тогда дружеские связи не пропали втуне: по крайней мере, завершение священного месяца Рамадан Самура предпочла встретить вместе с делегацией ассоциации предпринимателей-мусульман (АПМ) РФ, чья штаб-квартира, как известно, находится одновременно в Казани и в Москве
«Конечно, когда я ехала в Россию, я понимала, что конец Рамадана придется на мое пребывание в Москве или Петербурге, но я не могла себе представить, что проведу последний вечер этого священного месяца в такой прекрасной компании и в таком теплом обществе, — призналась генеральный секретарь ФИФА в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Для меня и моих друзей из разных уголков света это большая честь. Я надеюсь, что Аллах примет и наш пост, и наши молитвы».
Общество, которое собралось поздним вечером 24 июня в петербургском ресторане узбекской кухни «Навруз», расположенном на Ленинском проспекте, было достаточно камерным. Кроме самой госпожи Самуры, из администрации ФИФА сюда прибыли президент футбольной федерации Джибути Cулейман Вабери, начальник пресс-службы ФИФА Фабрис Джоухад, глава исполнительной комиссии ассоциации Урс Клузер, координатор исполнительного комитета Катарина Ферейра, руководитель всемирной продовольственной программы ООН в РЭ (The UN World Food Programme) Абду Диенг и президент конфедерации африканского футбола (Confederation of African Football) Ахмад аль Ахмад. Впрочем, по крайней мере один гость, а именно мистер Амаду Самура (Amadou Samoura), не имел официального статуса и в списке приглашенных значился как просто husband, то есть муж генерального секретаря ФИФА.
Общество, которое собралось поздним вечером 24 июня в петербургском ресторане узбекской кухни «Навруз», расположенном на Ленинском проспекте, было достаточно камерным
Кортеж с гостями прибыл на Ленинский проспект около 22:00, полиция на пару минут оцепила вход в ресторан, и праздные зеваки, гулявшие в этот час по спальному району, с удивлением лицезрели, как из петербургской белой ночи возникают один за другим чернокожие сенегальцы, слегка разбавленные европейскими футбольными чиновниками. Никому, похоже, даже в голову не пришло, что это и есть на сегодняшний день верхушка ФИФА (если, конечно, забыть на мгновение о швейцарце и президенте ассоциации Джанни Инфантино).
Ресторан тоже жил обычной жизнью: там раздавался звон посуды, гармонично вплетавшийся в переливы изредка звучавшей восточной музыки, о чем-то спорили и смеялись, но на второй этаж, где было забронировано помещение для «футбольного» ифтара, эти звуки не проникали. Здесь уже был накрыт большой стол, и официанты как раз заканчивали его сервировку, когда разнеслась весть, что делегация ФИФА прибыла. Представители ассоциации предпринимателей-мусульман, а именно ее президент Айдар Шагимарданов, исполнительный директор Марсель Сабиров и представитель АПМ в Санкт-Петербурге и Ленобласти Абдулбярь Алимов устремились вниз. Среди встречающих находились также постоянный представитель РТ в Северной столице Ренат Валиуллин и владелец ресторана «Навруз» Михаил Аюпов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вместе со всеми вышел навстречу топ-менеджерам мирового футбола.
У некоторых чиновников от футбола были шершавые натруженные ладони, что особенно чувствовалось при рукопожатии. При этом никакого налета звездности не ощущалось — наоборот, преобладало «вечернее», слегка расслабленное настроение, помноженное на близость Ураза-байрама (праздника Ид аль-Фитр) и долгий петербургский закат, тлевший за лохмотьями туч и серыми многоэтажками. Стол манил к себе обилием яств, но прикасаться к ним было пока нельзя: еще не были прочитаны молитвы и сказаны официальные приветствия. Поэтому, пока официанты бесшумно скользили по залу, бдительные сотрудники ФСО также бесшумно следили за безопасностью, все обменивались визитками и улыбками, а восточный орнамент, прихотливой змеей скользивший по потолку, пел свою беззвучную песню о далеких экзотических странах и о древнем Ташкенте.
Айдар Шагимарданов (в центре): «Я очень рад, что руководство России и РФС поддержало нашу инициативу проведения ифтара для членов руководства — мусульман ФИФА»
«ВОПРОС О МЕСТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЧМ-2018 НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ. МЫ ЗАБРАТЬ У РОССИИ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ»
Прежде чем стать первой леди футбола (или, как пошутили бы острословы, главной «фифой» ФИФА), госпожа Самура на протяжении долгих лет работала в структурах ООН, в частности — постоянным представителем программы развития организации объединенных наций в Нигерии. Ее неожиданное назначение в ФИФА лишь поначалу воспринималось некоторыми как зигзаг карьеры. Новый генсек за счет своей яркой и несколько необычной для футбольного мира харизмы быстро приобрела популярность, а заодно и проявила себя куратором нескольких новаторских направлений, среди которых женский футбол (women's football) как нельзя больше подходил к ее азартному темпераменту и миловидному лицу. Теперь women's football уже дорос до собственного раздела на сайте ассоциации и до международных игр, которые в 2019 году должны состояться во Франции.
Отношения с Россией у г-жи Самуры сложились как-то сразу, особенно после ее первых визитов в нашу страну. Может быть, сказалась старая, еще со времен СССР дружба Москвы с африканским континентом, а может, личные впечатления, вынесенные генсеком ФИФА из ее поездок в РФ, были настолько позитивными, что по-другому и быть не могло, По крайней мере, когда на Западе после допинговых скандалов и развернувшейся «охоты на ведьм» стали раздаваться сварливые голоса, предлагавшие вовсе лишить Россию права проводить в 2018 году чемпионат мира по футболу, Самура встала на нашу сторону.
«Для меня вопрос о месте проведения ЧМ-2018 — это вопрос, который не обсуждается, — заверила генсек ФИФА журналиста нашего издания. — Мы забрать у России ничего не можем. И мы не хотим примешивать в спорт политику. Из того, что мы видели в России в рамках длящегося сейчас Кубка конфедераций, мы уверены, что чемпионат пройдет в РФ на высочайшем уровне».
Представитель РТ Валиуллин поинтересовался в этом контексте, как г-жа Самура находит состояние «Зенит-Арены», печально известного долгостроя Петербурга, где недавно стартовал Кубок конфедераций.
«Стадион действительно самый большой — он новый, продуманный и, возможно, лучший в плане инфраструктуры, — благосклонно кивнула первая леди футбола. — Да, были недоработки, но сейчас, к примеру, команда Новой Зеландии, отыграв на этом стадионе, осталась очень впечатленной. Но и „Казань-Арена“ — very nice!» — в этом месте свой речи г-жа Самура с улыбкой подняла вверх большой палец, оценивая уровень татарстанского спортивного объекта.
«В предшествующие годы мы обыкновенно проводили на „Казань-Арене“ ифтар, — заметил Шагимарданов. — Мы собирали от 10 до 15 тысяч человек. Так что этот прекрасный стадион мы не так просто отдаем в руки ФИФА. Это намоленное место. С полной уверенностью можно сказать, что на этой арене ежегодно молились десятки тысяч мусульман».
На ифтаре Самура периодически облачалась в очень живописный головной платок, подаренный ей президентом РТ Рустамом Миннихановым во время ее ноябрьской поездки в республику
«Я БЫЛА ВПЕЧАТЛЕНА БРАТСТВОМ, КОТОРОЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ РАЗНЫМИ НАРОДАМИ И РЕЛИГИЯМИ В ТАТАРСТАНЕ»
Казань занимает особое место в сердце генерального секретаря ФИФА. Достаточно упомянуть, что на ифтаре Самура периодически облачалась в очень живописный головной платок, подаренный ей, как выяснилось, президентом РТ Рустамом Миннихановым во время ее ноябрьской поездки в республику.
«Платок, подаренный Миннихановым, я надеваю достаточно часто, — призналась она. — Если вы будете следить за моим «Твиттером», вы заметите, что каждый мой визит в Казань сопровождается ношением этого платка. В Цюрихе в своем офисе (здесь расположена штаб-квартира ассоциации — прим. ред.) я надевала его уже дважды, и всем очень понравилось, все отметили, что очень красивый платок. И, конечно, всех членов ФИФА очень впечатлило, когда они приехали в Казань и увидели меня в этом одеянии. У меня были юбка, накидка и этот платок».
О Казани, об уникальности ее культуры и жителей г-же Самуре впервые поведал экс-министр спорта Виталий Мутко (ныне он возглавляет организационный комитет ЧМ-2018 по футболу). «Когда я впервые была в Москве, а это случилось летом 2016 года, президент российского футбольного союза Виталий Мутко сказал мне, что хочет отвезти меня в Казань, — поделилась своими воспоминаниями генсек ФИФА. — Не только ради спортивных объектов, но и для того, чтобы я своими глазами увидела толерантность и мирное сосуществование различных религий. И все, о чем он мне говорил, — все оказалось правдой. Я была впечатлена тем братством, которое существует между разными народами и религиями в Татарстане. Рядом могут находиться мечеть, православная церковь и синагога, и это, наверное, то, о чем нам всем надо молиться. Я буду об этом помнить всегда и буду приводить в пример у себя дома».
Кстати, ближайший визит первой леди футбола в Казань состоится уже послезавтра, 28 июня. Но, судя по всему, он будет предельно краткосрочным и вряд ли займет больше одного дня.
Братство народов и религий, а также мусульманские святыни Казани недаром так поразили уроженку суннитского Сенегала, ставшую ныне одним из главных футбольных топ-менеджеров. «И мой супруг, и я происходим из больших религиозных семей, — рассказала г-жа Самура корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Это несколько поколений мусульман как со стороны отца, так и матери. Например, моя бабушка родом из города Туба (второй по величине мегаполис Сенегала, основан в 1887 году основателем суфийского ордена Мюридия шейхом Амаду Бамба — прим. ред.). Это очень религиозный город, сегодня на нашей встрече о нем много говорилось».
Что касается ислама, то Самура очень высоко оценивает его роль в своей жизни. «Придает силы тот факт, что ты знаешь: существует высшая сила, которая дает тебе возможность продолжать борьбу, отстаивать свои ключевые ценности, — объяснила она. — Также дает силы то, что ты делишься своим богатством с другими и можешь протянуть руку помощи людям, которые не так богаты, как ты. Кроме того, ислам позволяет мне проще относиться ко многим проблемам и не принимать их так близко к сердцу, потому что я пропускаю их через верх, через небо — через религию. Потому что если ты знаешь, что с тобой Господь, ты знаешь, что все возможно».
Под занавес ифтара вручали подарки и обменивались любезностями, которые в установившейся сердечной атмосфере вовсе не выглядели дежурными
«ПЕРЕД ИГРОЙ МНОГИЕ ТРЕНЕРЫ-МУСУЛЬМАНЕ ЗАХОДЯТ В МЕЧЕТЬ И ПРОСЯТ ПРОЧИТАТЬ МОЛИТВЫ, ЧТОБЫ ИХ КОМАНДА ВЫИГРАЛА»
То, что именно выросшая из Казани ассоциация предпринимателей-мусульман РФ организовала ифтар для топ-менеджеров ФИФА, — абсолютно неслучайно. «АПМ РФ — это многовекторная организация, которая кроме развития бизнеса наших членов уделяет большое внимание благотворительной деятельности и сотрудничеству с общественными организациями России и мира, — заявил „БИЗНЕС Online“ Шагимарданов. — Традиция проведения благотворительных ифтаров широко распространена у всех мусульманских народов мира. Я очень рад, что руководство России и РФС поддержало нашу инициативу проведения ифтара для членов руководства — мусульман ФИФА».
Впрочем, застольная беседа в ресторане «Навруз» была не только светской, но и деловой. К примеру, делегация АПМ успела презентовать для руководства ФИФА свою новую разработку — скидочно-бонусную систему Muslim Ocean. Как уточняет Шагимарданов, данная программа должна облегчить жизнь мусульманским болельщикам, которые будут участвовать во всех мероприятиях, проводимых под эгидой футбольной ассоциации.
Пути для такого возможного сотрудничества наметила в разговоре сама Самура. По ее словам, те из мусульман, кто приехал в РФ на нынешний Кубок конфедераций, нередко находили в своих гостиничных номерах молельные коврики. «Даже направление Мекки было указано», — отметила футбольный генсек. В 2018 году Россию, как известно, ждет еще больший наплыв гостей, в том числе из исламских стран. Именно поэтому программа Muslim Ocean, призванная стать навигатором в поиске российских халяль-отелей и халяль-питания, может стать чрезвычайно востребованной.
«Сейчас даже среди тренеров очень многие — мусульмане, — отметили спутники генсека ФИФА. — Перед игрой они обыкновенно заходят в мечеть, дают милостыню и просят прочитать молитвы, чтобы их команда выиграла».
Что касается подарков, то среди них запомнились фирменные футбольные мячи Кубка конфедераций и татарская тюбетейка, переданная Самуре делегацией АПМ
Между прочим, в России команды из исламских стран пользуются на Кубке поддержкой, и не только среди 20 млн мусульман, которые, согласно статистическим данным, живут в нашей стране. «Недавно ехал в питерском метро на матч Камеруна с Австралией, — рассказал занятную историю Валиуллин. — Такое впечатление: весь вагон метро был заполнен болельщиками Камеруна. И вот когда зашел русский болельщик и увидел, кто направляется на матч, он так громогласно и объявил: „Россия — за Камерун!“ Самое интересное, что он оказался прав: на стадионе большинство российских болельщиков болело за камерунскую сборную».
Самуре рассказ о Камеруне явно пришелся по душе: недаром еще весной этого года она заверяла корреспондента CNN, что в России к борьбе с расизмом относятся очень серьезно, а на бытовом уровне это явление распространено совсем не так широко, как об этом принято думать на Западе. Скорее превалирует так до конца и не выветрившийся из бывшего СССР интернационализм, в контексте которого любовь советских граждан к «братской» Африке занимала совсем не последнее место.
Под занавес ифтара вручали подарки и обменивались любезностями, которые в установившейся сердечной атмосфере вовсе не выглядели дежурными. «Я хочу выразить глубокую благодарность АПМ РФ и лично ее президенту Айдару Шагимарданову за приглашение сюда, чтобы вместе разговеться и завершить пост, — заявила генсек ФИФА. — И, конечно, огромное спасибо за возможность передать мои поздравления всему мусульманскому сообществу России».
Что касается подарков, то среди них запомнились фирменные футбольные мячи Кубка конфедераций и татарская тюбетейка, переданная Самуре делегацией АПМ. Тюбетейку она тут же надела. Под прощальные магниевые вспышки фотокамеры генсеку ФИФА предложили в следующий раз запостить в «Твиттере» личную фотографию в головном татарском уборе. Первая леди футбола милостиво обещала так и сделать.