МОЖЕМ ЛИ УТОНУТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ БОЛОТЕ?
Скажу сразу: за эти два года ситуация в информационном океане стала еще драматичнее. В статье «Монолог утопленника информационного моря», опубликованной 4 февраля 2013 года, упоминался ряд (не больше 10) резонансных событий года и несколько посвященных им публикаций. Теперь же в ежедневной сводке о Татарстане количество новостей исчисляется десятками тысяч. Конкретные имена, личности, отдельные события замещены цифрами и характеристикой «позитивно», «негативно», «нейтрально». С медиаэкспертами и социологами диалог практически не складывается, беседа сводится к перечислению цифр. Скучно и бессмысленно! И людей живых, читателей и зрителей практически не осталось — только «электорат» и «аудитория». И пиар-проекты, информационное сопровождение, хроника происшествий и экзотичные заявления отдельных креативных, но все равно скучных типов.
Идей всяких много, мелких новостишек не перечесть, и непонятно, при чем тут я и почему я должен прочитать всю эту бодягу? И почему верить кому-то? И это на фоне стремительного сокращения объемов платной рекламы из-за скудности рекламных бюджетов и отвязного размаха медиаплощадей. Чтобы решить, что и как прочитать, посмотреть, как понять лукавые изыски профессиональных пиарщиков и армии частных аналитиков из социальных сетей, надо выучиться в каком-нибудь медиаинформационном институте.
Иначе никак, ведь для того, чтобы прочитать все, что написано о Казани и Татарстане только в последнее время, надо прожить 1,5 тыс. лет. Совершенно правильно в кое-каких кругах поднимают глобальную задачу повышения медиаграмотности и усиления медиакультуры. Иначе невозможно усвоить толкования абсолютной истины и единственной правды о нашей жизни. А поскольку такого факультета и времени на обучение нет, предлагаю познакомиться с моей версией хит-событий последних дней. Право же, они заслуживают внимания и влияют на судьбы мира. За точность и объективность их трактовки можете не сомневаться, что тоже весьма важно. Итак, во-первых...
КАК РОССИЮ ИЗГНАЛИ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ
Фактически не изгнали, конечно, а проголосовали за лишение голоса на заседаниях парламентариев Совета Европы. За Украину, Крым и другие региональные коллизии. Обсуждение этого непрстого вопроса можно было наблюдать без купюр, с переводом выступлений на русский язык. Хотя я отношу себя в более чем либеральную и весьма демократичную, проевропейскую часть постсоветской интеллигенции, зрелище это не понравилось. И даже подумал: нечего там делать нашим делегатам, пусть сидят сами, делая вид, что именно они Европа. В мире так принято, и по телевизору вы сами видите, что депутатство во многих странах — почти диагноз. Кричат что попало, поют с трибун, дерутся. А если собралась такая публика из десятков стран, да еще самые отъявленные?
Нет, докладчики по вопросу «провинившейся» России держались солидно, говорили грамотно, но все равно нет-нет да срывались на сентенции типа, «если медведя долго кормить, он может руку откусить». Мне не понравилось, что в зале после объявления итогов голосования (за — 238, против — 64 голоса), раздался смех. Им было весело! Потому что один из членов делегации РФ заявил от микрофона, что у него не работает кнопка для голосования. На что преседательствующая ответила: российская делегация не имеет права голосовать. Чем рассмешила зал, настолько простой была причина сбоя аппаратуры.
Но в целом все это было не смешно. И даже весьма горько для всего мира. Европа без России немыслима. И правильно сделала наша делегация, что покинула Совет Европы. А что там делать, если группа лиц от имени своих стран и в интересах небольшой группы государств диктует условия, судит без привлечения фактов и свидетелей. Позабыв, что вытворяли недавно собственные страны и продолжают вытворять в разных конца мира, где ломаются границы и порядки. Кто учит и как учит жить в современном, сложном, противоречивом мире? Им самим было бы неплохо прислушиваться, что сказали российские европропарламентарии в том же зале. Или взвесить аргументы Алексея Пушкова.
Через пару дней я увидел в сети интернет, что некоторые депутаты Госдумы выдвинули проект о репарациях, которых не платила побежденная Германия за все, что разрушено в Советском Союзе во время Второй мировой войны. Цифры такие: то ли 3 трилллиона, то ли 4 триллиона долларов.
Убежден: на таком уровне и такими способом цивилизованный мир не строят. В Страсбургском зале сидели не народы и не правительства европейских стран. А какие-либо сообщества, юридические, научно-практические формирования, политические игроки могут сидеть сколько угодно. А есть еще Евросоюз, экономическое сообщество, там дела посерьезнее и проблемы реальные. Люди, занятые бизнесом, ответственные за экономику, вынуждены аккуратно считать последствия своих действий.
Как бы то ни было, жизнь народов и логика важнейших событий складываются по-своему. Не так все просто, как говорится в агитках и антироссийских вбросах. Иногда кажется, что обе стороны неправы. Но всегда есть приоритетные задачи. Надо добиться мира, даже ценой взаимного комропромисса.
Уже в конце недели руководители Германии и Франции прилетели в Москву для ведения диалога по Украине на реальном уровне. Встречи Ангелы Меркель, Франсуа Олланда с президентом России Владимиром Путиным не назовешь простыми и легкими. Но это реальная политика, плохо сочетающаяся с клоунадой политиканов. И от правды такого уровня, пусть засекреченной и завуалированной, зависят судьбы стран и народов, даже всего человечества.
Техника может помочь приблизиться к правде международного уровня, понять противоречивые явления. Вы можете пробить в поисковике сюжеты о голосовании по лишению прав России и уходе делегации из Совета Европы, а также по переговорам в Москве. Право же, не хочется слушать и смотреть многотонные измышления, ворошить информационный мусор с бешеными рейтингами и милллионами зрителей и посещений сайтов, политическую «чернуху». В том числе ахинею их массового радиоканала о том, что снабжение Киева западным оружием приблизит мир в Донецке и Луганске.
Такие факты и события не удостоены внимания широкой общественности. Не перепостированы, не особенно обсуждены по существу. Но для меня они имеют глобальное значение.
КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ИННОПОЛИСА ВЫСТУПАЛ ПО-ТАТАРСКИ
Выступление Игоря Носова на заседании коллегии агентства инвестиционного развития вызвало интерес у определнной части публики. Оно, по сути, напоминало крупнейшее международное событие. Позитивным репортажам с официальных собраний не угнаться за каким-либо убийством на бытовой почве или побегом инкассатора с крупной суммой. Хотя в криминальных происшествиях невозможно увидеть события или новость. Несчастный случай, приключенческая бытовая новость о разводах и свадьбах, криминал — да! Но в таких сюжетах новости-то нет, все по-старому, пьют, режут, воруют. Скучно... Тем не менее, как ни удивительно, телевизионные каналы кормятся именно такой падалью. Запуск новой нефтехимической установки на 10 млрд. кажется неинтересной «бытовухой», а вот если бы она взорвалась, да с жертвами...
Тем не менее поступок Игоря Носова и драматургию его выступления на коллегии инвестразвития я включил в список крупнейших событий недели.
Не остались равнодушными к этому дерзкому поступку официальные лица, президент Татарстана Рустам Миниханов. Суть вопроса не только в том, на каком языке выступает оратор. Игорь Носов на татарском языке при весьма рискованной трактовке переводчика говорил о возможности импортозамещения в сфере... информационных технологий. Может ли дойти дело до пластиковых карточек, до банковской системы. Носов, несмотря на молодой возраст, успел поработать руководителем офшорной зоны в Елабуге, в крупной корпорации в Москве. Его смелость и фантазия разряжают обстановку. Смотришь на него и кажется, что ему все равно, на каком говорить — на русском, татарском, английском. А это уже человек иного уровня, другой породы!
Не так важно, что у Носова мать-татарка. Знаю детей, выросших в семьях прославленных татар в столице Татарстана, не готовых или не желающих применять, постигать язык предков. Жду, когда высокое начальство послушает мысли по татарским гуманитарным проблемам русской девушки Лены Анисимовой, преподающей татарский язык и занимающейся татарской филологической наукой, ученика казанской школы №155 Родиона Артемьева, читающего стихи Мусы Джалиля на языке оригинала. А Носов преподнес урок интеллектуальности в сфере технологий, бизнеса, государственного управления на европейском уровне. Такой подход связан с решением общеевропейских проблем и лингвистических конфликтов. Вспомните, с чего началось противостояние русскоязычного населения Донецка и Луганска с Киевом? Мне особенно горько сознавать, в какой трудной ситуации оказались наши братья — крымские татары, чьи лидеры (прежние?) неоправданно жестко увязали национальные интересы своего народа с официальным Киевом, не захотели перенять модель или опыт Татарстана по взаимодействию с федеральным центром и созданию условий для этнического выживания. Жаль, что об этом не видно честных и конструктивных публикаций. И что процесс формирования новой элиты крымских татар идет слишком медленно. Куда проще и громче ездить в Страсбург, в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, но судьба крымских татар решается в Крыму, на политических площадках Москвы. Информационное сопровождение решения крымско-татарских проблем не поспевает, как и объективная информационная картина... Одной только правозащитной шумихи недостаточно, в этом не сомневаюсь.
ТРИ ГРАЦИИ ИЗ АГРЫЗА
Конечно, были на этой неделе и другие важные и резонансные события. Но о них писали и говорили везде, часто притупляя интерес публики. Или не находя уникального подхода, не подбирая ключей к загадочным феноменам. Глобальным событием для меня стал приезд трех сотрудниц из редакции газеты Агрызского муниципального района. Редактор Рамзия Зарипова с заместителем Данией Абзалиевой и ответственным секретарем Миляушой Ягафаровой приехали специально в Казань для того, чтобы посоветоваться, как им жить и работать. Они втроем вместе с Екатериной Самсоновой, оставшейся на хозяйстве, и составляют основную творческую часть газеты, издающейся на двух языках отдельными выпусками два раза в неделю на 8 полосах. Продолжаю сыпать нелюбимую цифровую дробь: «Эгерже хэбэрлэре» — «Агрызские новости» набрали тираж в 6 тыс. экземпляров, в том числе 1 тыс. экземпляров по альтернативной подписке, доставляя свежие номера за относительно низкую цену городским учреждениям своими силами. То есть при повышении подписной цены на 30 - 40% Рамзия с «девчонками» сохранила тираж, выполняя и план по рекламе. Добившись успеха, они беспокоятся, как бы не застрять, топчась на одном месте. Они решили посоветоваться, как дальше двигаться, как и о чем теперь писать. И приехали в Казань из Агрыза, а путь до столицы неблизкий — почти 400 километров!
На снимке (слева направо): Редактор Рамзия Зарипова с ответственным секретарем Миляушей Ягафаровой и заместителем Данией Абзалиевой приехала специально в Казань для того, чтобы посоветоваться, как им дальше жить и работать |
Более часа мы с агрызскими медиаграциями вспоминали основные события последних дней. Говорили о местных поэтах и о знаменитом селе Иж-Буби с прославленным медресе. Дания Абзалиева на днях напечатала статью о двух фермерах: Андрее Васильеве и Рустеме Габбасове, которые разводят овец в деревушке Кызыл Яр с 18 домами. С появлением татарско-удмуртского фермерского хозяйства угасающая деревня стала оживать. Рамзия с Данией и Миялушой иногда выезжают в такие отдаленные села «десантом» на одной машине, которая потом собирает и привозит в райцентр. «Десантницы» мечтают вырваться в отдаленное село Зуево, что находится в 130 км от Агрыза. Туда зимой можно выбраться только на снегоходе! Зато природа замечательная, особенно летом! Я слушал о весьма суровых условиях, проблемах, журналистских подходах, дипломатии с районными властями, республиканскими организациями.
Показалось, что у агрызских журналисток правды и жизненного куража больше, чем у коллег, живущих в столицах. К истине и глобальным конфликтам они ближе, чем европарламентарии, хотя в их жизни больше стресса и горечи. Ни разу они не вспомнили про рейтинги и баллы, вообще «цифрование» в гуманитарной работе не практикуется. Ни на что не жалуются, не строят иллюзий, не упрощают проблем. Так же, как в сложнейших перепетиях донецко-киевских, московско-страсбургских коллизий, в национально-культурных и языковых парадоксах, федеративных нюансах, правда все время отдаляется, она как юркая ящерица скрывается где-то рядышком. Вот и приходится «ковыряться» в почве, добросовестно рассказывать о реальных людях и событиях, не оглядываясь на рейтинги.
Рамзия Зарипова — редактор газеты «Агрызские новости» |
А может, и правда, мы можем стать утопленниками информационного моря, потребляя излишнюю дозу черной энергии, долю чужого негатива? И, возможно, напрасны наши иные «пиар-хлопоты» и контрпропагандистские редуты? Не знаю.
Все это время приходится возвращаться к одной точке. Остается опасность информационных атак, идейного раскола. Есть реальная угроза, что мы можем потерять лицо и будущее, если потеряем свою идентичность, свое коллективное сознание! Если будут размывать образы региона, района, города, улицы и дома, в котором мы живем? Нет, не только из-за кризиса, повышения цен и безработицы, разворовывания общего добра. Не столько из-за них. Если мы потеряем самосознание, не будем знать себя, своих родителей, свой город и село, регион и страну, где живем. Если потеряем интерес к тому, что и где происходит сегодня. В одном не сомневаюсь: правду невозможно измерить килограммами и метрами, но при малейшем отклонении от нее меняется траектория истории.
Ответсекретарь газеты «Агрызские новости» |
Не знаю, как вы восприняли истории с голосованием в Страсбурге, с выступлением Игоря Носова и встречей с агрызскими журналистами. Все три описанных «топовых» события, по-моему, очень важны и не поддаются цифрованию, измерению килограммами и мегабайтами. Но они произошли, и хочется, чтобы вы помнили о них и о существовании этих персонажей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции