Каждый год в середине октября татарская общественность проводит День памяти в связи с годовщиной взятия Казани войсками Ивана Грозного. Это историческое событие, изменившее ход истории страны, живет в памяти народа и неоднозначно оценивается различными кругами. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», призывает к историческим реалиям относиться трезво и рассудительно, уважая при этом право народа на историческое самосознание.
БЕЗ ТЮРКО-ТАТАРСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ РОССИЯ ПОТЕРЯЛА БЫ САМОБЫТНОСТЬ
Митинги памяти в день взятия Казани татарская общественность стала проводить начиная с 1988 года, когда на просторах СССР обнаружились белые пятна и запрятанные страницы истории. В советское время о взятии Казани упоминалось в учебниках двумя абзацами. В них говорилось о дикости и жестокости средневековых ханов, о положительной роли присоединения Казани и Среднего и Нижнего Поволжья к русскому государству. И правда, для будущей России взятие Казани было событием огромного значения. Московское и другие разрозненные княжества получили формат государства, которое стало Российским царством, а потом империей. Открылся путь в Сибирь, Астрахань, а впоследствии в XVIII веке и Крымское ханство было присоединено к России.
Примечательно, что после присоединения восточных территорий Иван IV получил титул «Царь Московский, Казанский, Астраханский, Сибирский». То есть специально подчеркивались факты присоединения татарских ханств и причастность царя к роду чингизидов. И делалось это по желанию самого царя. Так рождалась новая большая страна, которую теперь можно считать продолжательницей и правопреемницей Золотой Орды и теперь еще Советского Союза. Территории, состав населения, органы управления не с неба упали. Никуда не делись созданные в прежние века государственные институты управления, системы связи и атрибуты, включая армейский клич «Ура!» Без таких древних тюрко-татарских элементов Россия потеряла бы лицо и самобытность. Не случайно Блок писал о «скифах с жадными очами»...
Почему Иосиф Сталин подражал Ивану Грозному? Ответ прост: он хотел величия своей власти через страх. Но невозможно строить и развивать государство, используя лишь силу и топор. Дубиной можно пригрозить неприятелю. А своих-то зачем пугать?
История многому учит и правителей, и народы. И правда, авторитет и крепость любого государства связаны с его историческими корнями, сплоченностью разных и непохожих друг на друга народов. Причем многообразие исторических предпосылок делает его еще интереснее и самобытнее. Так что Казань и татарская история — не самый хилый элемент российского бренда. И все, что связано с ними, не оставляет равнодушным. Оттуда, из непростого прошлого, черпаются идеи и символы.
СЕГОДНЯ МИТИНГИ НЕ ТЕ...
Не случайно в 1944 году, когда шла война, по приказу Сталина в Алма-Ате снимали фильм об эпохе взятия Казани. Двухсерийный фильм Сергея Эйзенштейна вошел не только в историю кинематографа, но в историю как таковую. Причем именно со сталинской трактовкой образа Ивана Грозного и идеи объединения России. Именно в том же 1944 году, 9 августа, было принято постановление ЦК ВКП(б) о недостатках в идейно-воспитательной работе Татарского обкома партии, хотя вклад республики в поддержку фронта был огромен. В Казани работали эвакуированные заводы, только авиационный завод (нынешнее КАПО имени Горбунова) выпустил 10 тыс. истребителей-штурмовиков. Главным в партийном документе было требование не изучать историю ханств и Золотой Орды. Отголоски такого мышления и цензуры истории сохранились и в мозгах наших современников.
Разумеется, страницы отечественной истории непросты и нуждаются в научной проработке, чтобы не допускалась идеализация или иное искажение прошлого. Помню, в 2002 году в связи с 450-летием взятия Казани прошла довольно серьезная конференция с последующей публикацией докладов. В них также выражались разные, но не выходящие за пределы существующих реалий позиции.
В прежних учебниках о колониальном устройстве царской России, о страданиях татар и других народов на уроках не говорилось. Правда, все-таки вошли в историю крестьянские бунты и народные восстания: Степан Разин, Емельян Пугачев, Салават Юлаев. Остальное хранилось в памяти народа, в отдельных научных трудах и летописях. Легенды и мунажаты о падении Казани, о ханской мечети, об отъезде Сююмбике в Москву, о насильственном крещении передавались из поколения к поколению. Татарская эмиграция в Турции, Финляндии и других странах всегда проводила День памяти о потерянной государственности. Недавно просмотрел кадры своего видеоархива, снятые в октябре 1991 года. Удивился многотысячной демонстрации в честь Дня памяти. Иногда говорят, что такие митинги устраивались властью. Но я отчетливо помню настрой революционного времени. Вспомните флешмобы и митинги нынешних партий, иногда проплаченные или организованные по телефонограмме. Новенькие транспаранты, скучные лица, голоса штатных дикторов... А участники митингов 90-х годов дышат, говорят совсем по другому, они порой собиралась еще ночью, приезжали из других городов и регионов. Один из вдохновляющих мотивов — у нас есть прошлое! Было государство, защитники Казани, павшие в бою. Было наивно верить, что такие вещи легко стираются из памяти. Особенно сейчас. Теперь многие истины стали нормой, а общество более регламентировано, люди кинулись в потребительство. Материальные ценности и комфорт стали фишкой и стимулом народных масс. Потому и не собирают нынешние митинги десятки тысяч. Что не означает, что истории уже не существует. Она жива и двигается по спирали.
ТАТАРСТАНУ НЕОБХОДИМ ОСОБЫЙ СТАТУС В ФЕДЕРАЦИИ
Историческая память может быть спрятанной, зажатой, но сама она живет и никуда не может деться. В какой-то момент она проявляется, и вся правда становится достоянием общественности. Не удивительно, что в годы укрепления самостоятельности ТАССР с большой экономикой и богатой культурой история стала горячей темой и сильным аргументом в споре центральных и региональных структур. Татарстан был вправе качнуть свои права, так как его «автономный» статус принижал и ограничивал потенциал на фоне некоторых республик Средней Азии и Прибалтики. Демонтаж Союза требовал компенсации, появления новых опор страны. Так и случилось — они появились. Татарстан начали признавать одной из несущих конструкций новой России, и сама республика развивалась динамично, взаимодействуя с центром и интегрируясь с другими регионами. Экономика Татарстана, роль татарского народа в истории и опыт государственности позволяют республике претендовать на особый договорной статус в федерации. Что никак не мешает укреплению России, ее ассиметричному федеративному устройству. Каждый край самобытен и уникален, доказывать и сохранять лицо регионов — миссия соответствующих кругов. Я же говорю за татар и о Татарстане по своему разумению, не претендуя на абсолютную истину. Аргументов за правдивую историю и реальный вклад республики достаточно. Поэтому договорные отношения с центром, формулировка должностных лиц лидеров могут рассматриваться трезво и конструктивно.
Хэтер коне. 11 октября 2014 года |
НИКОМУ НЕ ПОНРАВЯТСЯ СТРЕЛЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Теперь об участии татар в образовании российского государства известно всем, кто интересуется историей. Интернет полон видеосюжетами, лекциями и комментариями ученых самых разных мастей. Цивилизованный человек историю постигает как научный факт, а не как повод для реваншистской реконструкции событий давно минувших дней. Древние войны и схватки из-за трона не переигрываются. Что было, то было. И происходило по законам и порядкам своего времени. Например, широко известны жестокие нравы Средневековья. Никому не хочется, чтобы из прошлого прилетали стрелы и копья. Никто не говорит о перекройке границ спустя полтысячелетия. И вообще я не люблю, когда День памяти способствует депрессии, упадку настроения по поводу трагедии средневекой эпохи. Да, татары потеряли государственность, потерпели поражение. Но с обеих сторон было немало татар и представителей других национальностей. Было промосковское ханство в Касимове, известны татары, служившие русским царям. Что теперь, люстрацию, что ли, устраивать спустя пять веков?
И вообще, я не признаю, что татары побеждены. Бывают города, которые надо брать каждый год. И все равно не удержишь в унизительной позе. Среди них, по-моему, есть и Казань. Города и народы встают на ноги спустя небольшой отрезок времени. Если сегодня есть татары, культура, наука, печать и современные СМИ, республика, служащая визитной карточкой России, с авторитетным президентом, правительством, парламентом. А также широко известны всемирная и общероссийская татарские организации с национально-культурными обществами в десятках регионов. И это через 462 года после взятия Казани?
Короче, нет причины для уныния, но есть причины для четких действий по сохранению национальной идентичности, передаче традиций и культуры предков молодому поколению. На собраниях, митингах я бы тщательно разобрал, что сделано и что осталось не исполненным из резолюции первого съезда ТОЦ, состоявшегося 17 - 18 февраля 1989 года. За 25 лет изменилась вся инфраструктура этнокультурной жизни, появились прекрасные возможности, выросло новое поколение. Некоторые проблемы, важные для культуры, просвещения, приобрели новый формат. Глобализация двинулась танком, летает над головами как самолет или вертолет.
Любые этнические концерты, вечера, симпозиумы и конференции (они сейчас проходят намного чаще, чем митинги) выливаются в такой итог: «Без исэн! Мы живы! Посмотрите, вот что мы придумали и что можем!» Посудите сами. Разве похожи татары и татарстанцы на порабощенных? Даже после тяжелейших испытаний, масштабной клеветы мы сохранили свое лицо, обрели опыт взаимодействия с русским и другими народами, что сегодня особенно важно для укрепления страны. Теперь уже надо не криком брать, а делом и дипломатией. Все народы России имеют шанс, если сами про свое прошлое не забудут. Татары себя обозначили давно. Русская идея опирается на государственные структуры, что иногда тревожит остальных.
Но главный итог истории очевиден: нас обнулить нельзя, как бы в мире не думали и какие бы ни строили планы на разных берегах океана.
ВЕЧНЫЙ СЧЕТ ИСТОРИИ
Кто победил, а кто потерпел поражение? Побеждали и терпели поражения средневековые властные и идеологические (религиозные?) структуры. Не могут же народы в XXI веке хранить счеты и обиды за действия правителей Средневековья! Все еще существует разрушительная идея злополучного татаро-монгольского ига, которое якобы до сих пор, через 600 лет, мешает богато и культурно жить современным россиянам. А реальная история показывает, что те самые 300 лет сформировали костяк современной России, пусть в параметрах Средневековья. Неужели демократия и цивилизация могли родиться и делать первые шаги в западноевропейских городах? А русские княжества, степь, кочевая цивилизация, Болгар и другие города были заселены дикарями и варварами, так что ли?
Вот почему я считаю, что нужно защищать правдивую историю. Восстанавливать исковерканные страницы истории татар и Казани. Вспоминать имена и труды таких историков, как Михаил Худяков, Газиз Губайдуллин, Хади Атласи, Лев Гумилев, Вильям Похлебкин, которые за свои честные взгляды и праведные труды заплатили кровью и страданиями. Надо знать и помнить и многих личностей, которые светятся из прошлого. Если его, конечно, знать и помнить.
Вот такой «митинг памяти» состоялся в моей душе в связи с очередной годовщиной события, которое в Казани и в России никогда не забудут. Да и в мире тоже.