«Нам часто звонят из Москвы с вопросами о кремации, мол, почему в мечети против, это же дешевле чем похороны здесь? Но, простите, разве можно измерять такие вещи деньгами?» — рассуждает имам-хатыб мечети «Гаиля» Рустам Хайруллин. Вместе с основателем казанского предприятия «Ритуал PRO» Станиславом Зарубиным эксперты разбирались в тонкостях погребальных обрядов и светской практике. Разрешено ли женщинам-мусульманкам посещать кладбище? Что происходит с душой после смерти? Как выбрать муллу и можно ли исправить ошибки быстрых похорон? Как провести погребение участника СВО по нормам ислама? Обо всем этом читайте в нашей первой части серии цикла «Беседы о земном и вечном», которую провел Станислав Зарубин.
Рустам Хайруллин: «Когда жизнь заканчивается, ангелы смерти забирают душу, оборачивают ее в саван из рая и относят к Всевышнему. После погребения ангелы Мункар и Накир задают душе вопросы: верил ли человек, грешил ли он? В зависимости от ответов душа обретает покой или муки»
«В исламе нет понятия реинкарнации души. Ты прожил эту жизнь и с этим багажом предстанешь перед судом»
— Рустам хазрат, я, как профессиональный организатор похорон, часто сталкиваюсь с вопросами клиентов о тех или иных религиозных обрядах. Тема очень сакральная, и мы, как практики, больше отталкиваемся от различной литературы на эту тему или личных бесед с представителями конфессий. Поэтому в нашем первом цикле беседы хотелось бы охватить и религиозную, и философскую, и практическую стороны вопросов похорон.
Первый вопрос, который волнует, — почему в исламе важно быстрое погребение, то есть в течение суток? Какие религиозные обоснования этого правила?
— Момент ухода из жизни предопределен Всевышним еще до рождения. На 120-й день беременности ангел вдувает душу в ребенка, и с этого момента у матери две души — ее собственная и ребенка. Вот почему женщине порой хочется арбуза, а через мгновение уже не хочется — две души словно играют между собой. Ангел также записывает предопределение: срок жизни и судьбу человека.
Когда жизнь заканчивается, ангелы смерти забирают душу, оборачивают ее в саван из рая и относят к Всевышнему. После погребения ангелы Мункар и Накир задают душе вопросы: верил ли человек, грешил ли он? В зависимости от ответов душа обретает покой или муки. Поэтому важно как можно скорее предать тело земле, чтобы душа могла вернуться к телу. То есть если смерть наступила утром или днем, то до захода солнца тело должно быть предано земле.
Хотя в Мекке и Медине, например, хоронят даже ночью, у нас такой практики нет. Наши кладбища не освещены, и есть риск совершить ошибку при погребении. Поэтому наши предки установили правило — не хоронить в темное время суток, чтобы все ритуалы были выполнены правильно и с должным уважением к усопшему.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам, оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.
Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.
Этапы карьеры:
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
— Что будет, если не успеть похоронить в эти сроки? Порой люди очень категоричны и требуют совершить обряд до захода солнца, чего бы им это ни стоило!
— Всевышний говорит: я вам не предписываю того, что вы не можете сделать. Бывают разные ситуации и форс-мажоры: вовремя справку не выдали, например. А если сильные морозы и могилу не успели выкопать? Мы-то в Казани живем, а если в какой-то деревне осталось всего двое сильных мужчин? Иногда мы сталкиваемся и с другими историями — нас просят подождать с похоронами, потому что сын далеко живет и не успевает приехать попрощаться с матерью…
«Если смерть наступила утром или днем, то до захода солнца тело должно быть предано земле»
— Но ведь сын потом будет горевать по этому поводу, что не успел попрощаться…
— В этот момент мы не должны думать о себе, мы должны думать об усопшем — как ему будет лучше? Конечно, все мы люди, в семьях разное случается. Порой видишь, что дети, которые редко звонили родителям, ставят огромный камень на могилу, пытаясь, наверное, как-то компенсировать свое неучастие в их жизни. Поэтому мы должны ценить и беречь их, пока они живы. Чаще звонить, навещать, помогать.
— Что происходит с душой после смерти? Есть ли в исламе концепция реинкарнации или это противоречит вашей религии?
— Все моноистические религии, то есть ислам, христианство, иудаизм, — мы все говорим, что этот мир — мир испытаний. И каждый день для нас экзамен, человек всегда делает выбор. Откроет ли он сайт «БИЗНЕС Online», чтобы прочитать хорошую статью, или зайдет на какой-нибудь другой сайт почитать что-то греховное. Поэтому у нас нет понятия реинкарнации. Ты прожил эту жизнь, прошел испытания, и вот с этим багажом ты предстанешь перед судом и за каждый свой поступок понесешь ответственность, попадешь в рай или в ад.
«Мы должны ценить и беречь родителей, пока они живы. Чаще звонить, навещать, помогать»
— Вопрос, который терзает меня, наверное, лет 15, — правильно ли я поступил, когда помог при омовении? Еще будучи молодым ритуальным агентом, я занимался организацией похорон по мусульманским обычаям. И так получилось, что среди родственников не было мужчин, только женщины. И хазрат попросил меня помочь. Для меня как для православного тогда это было впервые. Правильно ли я сделал?
— Ваши сомнения понятны, ведь вы действовали в непривычной для себя обстановке. Однако важно помнить, что вы поступили правильно, руководствуясь добротой и желанием помочь. В таких ситуациях главное — это искренность и уважение, а не знание всех тонкостей обряда. Вы были рядом, когда это было нужно, и это самое важное. То, что вы сделали, — это благородный поступок. В исламе помощь в организации похорон и участие в обрядах считается великим благом и за такое участие полагается огромная награда.
Женщины и похороны
— Перейдем к практической стороне религиозных обрядов. Сам я православный и основные моменты погребения по нормам ислама узнавал от старших коллег. И есть моменты, которые до сих пор спорны, и мы не знаем, как правильно поступать. Например, при погребении женщин многие говорят, что нужно натягивать шторку-занавеску над могилой. Чем это объясняется?
— В исламе женщина занимает особое, возвышенное положение. На всех этапах жизни — как дочь, жена или вдова — о ней заботится мужчина: отец, муж или сын.
Ислам уделяет внимание скромности женщины: ее одежда должна быть свободной, чтобы не подчеркивать изгибы тела. Это правило сохраняется даже после смерти. Усопшую женщину облачают в саван, а для скрытия очертаний тела дополнительно накрывают тканью. Поэтому во время погребения, если присутствуют посторонние мужчины, натягивается занавес. Женщина — это драгоценность, которую нужно беречь и уважать.
«Ислам предписывает, чтобы женщины старались не присутствовать непосредственно на похоронах. Вместо этого женщины остаются дома, убираются, читают молитвы»
— А что ислам говорит про присутствие женщин на кладбище? Долгое время считалось, что им нельзя быть на похоронах. Но сейчас мы видим, что некоторые муллы разрешают им присутствовать.
— Мужчины и женщины переживают горе по-разному, и в этот момент женщине особенно тяжело. Поэтому ислам предписывает, чтобы женщины старались не присутствовать непосредственно на похоронах. Вместо этого женщины остаются дома, убираются, читают молитвы. Их молитвы в этот момент особенно важны, так как они помогают душе усопшего. На следующий день женщина уже может прийти на могилу, и в этом уже не будет греха.
— Но в Коране есть аят, который прямо указывает, что женщинам запрещено ходить на кладбище…
— Да, но только во время похорон. В остальное время они могут приходить на кладбище, чтобы убраться, посадить цветы, покрасить ограду. Однако есть моменты, когда женщине лучше избегать посещения кладбища, например во время беременности.
В то же время важно помнить, что в каждом регионе, селе или городе могут быть свои национальные обычаи, которые иногда немного расходятся с общими исламскими правилами. Например, в некоторых деревнях старейшины или религиозные лидеры могут строго запрещать женщинам посещать кладбища, чтобы защитить их и побудить мужчин взять на себя заботу о могилах. Таким образом, ислам сочетает уважение к местным обычаям, всегда ставя во главу угла заботу о женщине.
«В течение трех дней после погребения у нас есть возможность прийти к могиле и прочитать джиназа-намаз — заупокойную молитву. Это можно сделать прямо у могилы, попросив имама провести обряд»
Как выбрать муллу и исправить ошибки погребения
— На рынке ритуальных услуг зачастую можно встретить так называемых черных агентов, которые хотят быстро заработать, не думая о качестве услуг. Для близких это может обернуться еще бо́льшими проблемами, чем если бы их родственник в состоянии шока попытался все сделать самостоятельно. Последствия от таких «агентов» могут быть печальными не только для усопших, но и для живых родственников. Это становится тяжелым грузом, который остается с ними на долгие годы.
А как понять, что перед тобой мулла, который проведет все с соблюдением обычаев? Как его правильно выбрать?
— Имам-хатыб и его помощники — универсальные специалисты, знающие все ритуалы, от рождения до погребения. Каждые два года они проходят курсы повышения квалификации и аттестацию, чтобы подтвердить свои знания и право на деятельность. Это важно для соблюдения традиций. Иначе недопонимания приведут к конфликтам и различным вопросам: «А если нет белого савана? Давайте в черный?» «А можно мусульманина в костюме хоронить? Ладно, пусть будет в костюме!» Такие компромиссы часто противоречат правилам.
И мы очень благодарны компаниям ритуальных услуг, которые сегодня дают все возможности провести похороны с соблюдением традиций. Помните, как наши бабушки заранее покупали саван, клали его в шкаф и говорили нам: «Вот умру, заверните меня в этот саван!»? Я помню, мама мне так говорила. А когда она умерла, этот саван был уже желтый. Ну не мог же я этот некрасивый саван использовать! Конечно, я купил новый, белый. Поэтому я рад, что сейчас в любое время можно купить комплекты для похорон.
— Какие признаки могут указать на то, что мулла не профессионален?
— Это почувствует ваша душа, вы сразу поймете. У каждого имама должна быть привязка к конкретной мечети. И это значит, что в любой момент мы можем прийти, спросить с него, если что-то пошло не так. К сожалению, такие «шабашники» существуют. Но, как правило, их «карьера» недолговечна.
— Как вы с ними боретесь?
— Мы не боремся. Жизнь сама все расставляет по местам. Если человек один раз обжегся, он больше не обратится к такому «специалисту». Народная молва, сарафанное радио, интернет — все это быстро распространяет информацию.
— Как быть, если умерший был похоронен без соблюдения всех ритуалов? Какие у этого последствия с точки зрения религии?
— У нас эксгумация не разрешена. Если тело уже похоронено, его нельзя забирать. Пусть оно останется в земле. Однако в течение трех дней после погребения у нас есть возможность прийти к могиле и прочитать джиназа-намаз — заупокойную молитву. Это можно сделать прямо у могилы, попросив имама провести обряд.
— В Казани планируют построить частный крематорий. Как ислам относится к такому методу захоронения?
— В древности кремация практиковалась в некоторых культурах. Однако в исламе это допустимо только в крайних случаях, например, когда этого требуют санитарные нормы или чрезвычайные обстоятельства.
Нам часто звонят из Москвы с вопросами о кремации, мол, почему вы против, это же дешевле чем похороны здесь? Но, простите, разве можно измерять такие вещи деньгами? Если вы родом из Казани, почему бы не нанять машину, привезти тело в родной город и похоронить здесь? Это может оказаться даже дешевле, чем хоронить в Москве. И главное — вы не совершите грех, не сожжете маму или папу.
Бывают случаи, когда сами верующие просят их кремировать. Была одна бабушка, которая и намаз читала, и в хадже была. Но у нее был страх остаться одной, что она будет одна в могиле лежать. В такие моменты на помощь должны прийти ритуальные агенты или мулла, которые объяснят, что душа бабушки сейчас возле Всевышнего, и она бы сейчас сказала: «Сделайте все правильно».
«Когда мусульманина хоронят не по исламским канонам, а по светским или атеистическим, это противоречит вере»
О похоронах участников СВО: «Если тело невозможно омыть, здесь нет греха!»
— В практике похоронных служб существует понятие «светские похороны». Я сам, будучи агентом похоронной службы, сталкивался с ситуациями, когда вместо традиционного савана тело облачали в костюм и рубашку. Таков был протокол. Правильно ли это?
— Закон не запрещает человеку выразить свою индивидуальность. Однако религиозные традиции имеют свои строгие правила. Когда мусульманина хоронят не по исламским канонам, а по светским или атеистическим, это противоречит вере.
Вспоминаю случай из моей молодости, когда я был имамом в Бугульме. Умер бывший первый секретарь, и, как вы понимаете, требовалось соблюсти определенный протокол. Я был молод и неопытен, но мудрые аксакалы того времени поддержали меня. Я спросил их: «Бабайлар, что будем делать?» Они ответили: «Хазрат, не переживай. Мы омоем тело, завернем его в саван, а сверху наденем костюм». Они объяснили, что во время прощания тело будет в костюме, но, когда его положат в катафалк, костюм снимут и все будет сделано по исламским традициям. Мы так и сделали.
— Свои протоколы сейчас и во время похорон участников СВО. Как, на ваш взгляд, должны они проводиться по традициям ислама? Ведь не всегда есть возможность сделать все по правилам…
— Если есть возможность омыть тело, особенно если сохранилась бо́льшая его часть, то, конечно, лучше омыть, завернуть в саван и похоронить. Однако бывают ситуации, когда тело доставляют в состоянии, которое не позволяет провести обряд омовения, как «груз-200». В таких случаях близким остается только проявлять терпение. И здесь нет греха. Это правильный подход, и он соответствует как исламским традициям, так и человеческой этике.
— Военные редко разрешают вскрывать гробы. Не будет ли томиться душа, если тело осталось закрытым?
— Для души нет разницы. Ведь тело, как сказано в Коране, создано из земли и в землю вернется. А тело, как бы мы его ни любили, со временем разложится. Я поддерживаю позицию военных, потому что они лучше знают, как обращаться с телами в таких случаях. Даже через 2–3 суток тело уже практически невозможно омыть. Что уж говорить о случаях, когда прошли недели или месяцы.
— Часто бывает, что дата смерти неизвестна. Например, военный погиб в декабре, а нашли и привезли его только через год. Как правильно считать дни поминовения: со дня гибели или со дня похорон?
— Все зависит от обстоятельств. Например, супруга погибшего может начать поминать его сразу, а его мать, не веря в случившееся, говорит: «Нет, они ошиблись, он жив, мы будем молиться за его возвращение». И только когда тело привозят, она принимает реальность и семья начинает отчитывать дни заново, уже с момента погребения.
Поэтому все зависит от обстоятельств. Главное — успокоить живых и молиться за усопшего.
«В исламе горевать не принято, нет понятия «траур»
— Мы как компания по организации похорон и вы как духовный человек, мы все в конечном итоге хотим, чтобы близкие пережили горе и потерю с минимальными потерями и переживаниями. Является ли правильная организация залогом того, что родственники легче переживут потерю человека?
— В моменты шока родственникам нужна поддержка трезвомыслящих людей, особенно в мегаполисе, где учреждения разбросаны по разным концам города. И мы благодарны вам за помощь близким.
В исламе горевать не принято, нет понятия «траур». У нас говорят, что, когда близкие плачут, покойный словно лежит в воде. Слезы естественны, но истерики и крики не приветствуются.
Важно собраться с силами и сделать для усопшего то, что он не успел при жизни: провести поминальные обеды, восполнить уразу, накормить нуждающихся. Это поможет душе предстать перед Всевышним с выполненными делами. И тогда Всевышний скажет: «Заходи в Рай».
— Спасибо вам большое за откровенный и полезный разговор!
Сайт: kzn-ritual.ru
Получить консультацию или задать вопрос можно:
- по тел.: 8 (843) 216-00-14 (круглосуточно);
- через форму обратной связи на сайте «Ритуал PRO».
Читайте также:
- «Образ авторитета из 90-х для меня был идеальным. Но как я ошибался!»
- «Татарин, а в церковь ходил. Как хоронить?»: Станислав Зарубин о погребальных обрядах и суевериях»
- «У меня случился нервный срыв со слезами и истерикой»: Станислав Зарубин о том, как помочь пережить горе
- «Помогите похоронить папу!»: как работает черный рынок ритуальных услуг?
- «Когда над шеей висит топор, сотрудники боятся всего!»: как бизнесу внедрить культуру ошибок?
- «Ищите ниши, где еще нет конкурентов. Тогда вам не придется выживать в красных водах!»
- «Часто спрашивают, брать ли детей на похороны»: Станислав Зарубин о ритуальном этикете
Реклама. kzn-ritual.ru
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.