Рустам Хайруллин: «Когда жизнь заканчивается, ангелы смерти забирают душу, оборачивают ее в саван из рая и относят к Всевышнему. После погребения ангелы Мункар и Накир задают душе вопросы: верил ли человек, грешил ли он? В зависимости от ответов душа обретает покой или муки» Рустам Хайруллин: «Когда жизнь заканчивается, ангелы смерти забирают душу, оборачивают ее в саван из рая и относят к Всевышнему. После погребения ангелы Мункар и Накир задают душе вопросы: верил ли человек, грешил ли он? В зависимости от ответов душа обретает покой или муки» Фото: Сергей Елагин

«В исламе нет понятия реинкарнации души. Ты прожил эту жизнь и с этим багажом предстанешь перед судом»

— Рустам хазрат, я, как профессиональный организатор похорон, часто сталкиваюсь с вопросами клиентов о тех или иных религиозных обрядах. Тема очень сакральная, и мы, как практики, больше отталкиваемся от различной литературы на эту тему или личных бесед с представителями конфессий. Поэтому в нашем первом цикле беседы хотелось бы охватить и религиозную, и философскую, и практическую стороны вопросов похорон.

Первый вопрос, который волнует, — почему в исламе важно быстрое погребение, то есть в течение суток? Какие религиозные обоснования этого правила?

— Момент ухода из жизни предопределен Всевышним еще до рождения. На 120-й день беременности ангел вдувает душу в ребенка, и с этого момента у матери две души — ее собственная и ребенка. Вот почему женщине порой хочется арбуза, а через мгновение уже не хочется — две души словно играют между собой. Ангел также записывает предопределение: срок жизни и судьбу человека.

Когда жизнь заканчивается, ангелы смерти забирают душу, оборачивают ее в саван из рая и относят к Всевышнему. После погребения ангелы Мункар и Накир задают душе вопросы: верил ли человек, грешил ли он? В зависимости от ответов душа обретает покой или муки. Поэтому важно как можно скорее предать тело земле, чтобы душа могла вернуться к телу. То есть если смерть наступила утром или днем, то до захода солнца тело должно быть предано земле.

Хотя в Мекке и Медине, например, хоронят даже ночью, у нас такой практики нет. Наши кладбища не освещены, и есть риск совершить ошибку при погребении. Поэтому наши предки установили правило — не хоронить в темное время суток, чтобы все ритуалы были выполнены правильно и с должным уважением к усопшему.

Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам, оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.

Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.

Этапы карьеры:

2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».

2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».

С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».

— Что будет, если не успеть похоронить в эти сроки? Порой люди очень категоричны и требуют совершить обряд до захода солнца, чего бы им это ни стоило!

— Всевышний говорит: я вам не предписываю того, что вы не можете сделать. Бывают разные ситуации и форс-мажоры: вовремя справку не выдали, например. А если сильные морозы и могилу не успели выкопать? Мы-то в Казани живем, а если в какой-то деревне осталось всего двое сильных мужчин? Иногда мы сталкиваемся и с другими историями — нас просят подождать с похоронами, потому что сын далеко живет и не успевает приехать попрощаться с матерью…

«Если смерть наступила утром или днем, то до захода солнца тело должно быть предано земле» «Если смерть наступила утром или днем, то до захода солнца тело должно быть предано земле» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но ведь сын потом будет горевать по этому поводу, что не успел попрощаться…

— В этот момент мы не должны думать о себе, мы должны думать об усопшем — как ему будет лучше? Конечно, все мы люди, в семьях разное случается. Порой видишь, что дети, которые редко звонили родителям, ставят огромный камень на могилу, пытаясь, наверное, как-то компенсировать свое неучастие в их жизни. Поэтому мы должны ценить и беречь их, пока они живы. Чаще звонить, навещать, помогать.

— Что происходит с душой после смерти? Есть ли в исламе концепция реинкарнации или это противоречит вашей религии?

— Все моноистические религии, то есть ислам, христианство, иудаизм, — мы все говорим, что этот мир — мир испытаний. И каждый день для нас экзамен, человек всегда делает выбор. Откроет ли он сайт «БИЗНЕС Online», чтобы прочитать хорошую статью, или зайдет на какой-нибудь другой сайт почитать что-то греховное. Поэтому у нас нет понятия реинкарнации. Ты прожил эту жизнь, прошел испытания, и вот с этим багажом ты предстанешь перед судом и за каждый свой поступок понесешь ответственность, попадешь в рай или в ад.

«Мы должны ценить и беречь родителей, пока они живы. Чаще звонить, навещать, помогать»Фото: Сергей Елагин

— Вопрос, который терзает меня, наверное, лет 15, — правильно ли я поступил, когда помог при омовении? Еще будучи молодым ритуальным агентом, я занимался организацией похорон по мусульманским обычаям. И так получилось, что среди родственников не было мужчин, только женщины. И хазрат попросил меня помочь. Для меня как для православного тогда это было впервые. Правильно ли я сделал?

— Ваши сомнения понятны, ведь вы действовали в непривычной для себя обстановке. Однако важно помнить, что вы поступили правильно, руководствуясь добротой и желанием помочь. В таких ситуациях главное — это искренность и уважение, а не знание всех тонкостей обряда. Вы были рядом, когда это было нужно, и это самое важное. То, что вы сделали, — это благородный поступок. В исламе помощь в организации похорон и участие в обрядах считается великим благом и за такое участие полагается огромная награда.

Женщины и похороны

— Перейдем к практической стороне религиозных обрядов. Сам я православный и основные моменты погребения по нормам ислама узнавал от старших коллег. И есть моменты, которые до сих пор спорны, и мы не знаем, как правильно поступать. Например, при погребении женщин многие говорят, что нужно натягивать шторку-занавеску над могилой. Чем это объясняется?

— В исламе женщина занимает особое, возвышенное положение. На всех этапах жизни — как дочь, жена или вдова — о ней заботится мужчина: отец, муж или сын.

Ислам уделяет внимание скромности женщины: ее одежда должна быть свободной, чтобы не подчеркивать изгибы тела. Это правило сохраняется даже после смерти. Усопшую женщину облачают в саван, а для скрытия очертаний тела дополнительно накрывают тканью. Поэтому во время погребения, если присутствуют посторонние мужчины, натягивается занавес. Женщина — это драгоценность, которую нужно беречь и уважать.

«Ислам предписывает, чтобы женщины старались не присутствовать непосредственно на похоронах. Вместо этого женщины остаются дома, убираются, читают молитвы» «Ислам предписывает, чтобы женщины старались не присутствовать непосредственно на похоронах. Вместо этого женщины остаются дома, убираются, читают молитвы» Фото: Сергей Елагин

— А что ислам говорит про присутствие женщин на кладбище? Долгое время считалось, что им нельзя быть на похоронах. Но сейчас мы видим, что некоторые муллы разрешают им присутствовать.

— Мужчины и женщины переживают горе по-разному, и в этот момент женщине особенно тяжело. Поэтому ислам предписывает, чтобы женщины старались не присутствовать непосредственно на похоронах. Вместо этого женщины остаются дома, убираются, читают молитвы. Их молитвы в этот момент особенно важны, так как они помогают душе усопшего. На следующий день женщина уже может прийти на могилу, и в этом уже не будет греха.

— Но в Коране есть аят, который прямо указывает, что женщинам запрещено ходить на кладбище…

— Да, но только во время похорон. В остальное время они могут приходить на кладбище, чтобы убраться, посадить цветы, покрасить ограду. Однако есть моменты, когда женщине лучше избегать посещения кладбища, например во время беременности.

В то же время важно помнить, что в каждом регионе, селе или городе могут быть свои национальные обычаи, которые иногда немного расходятся с общими исламскими правилами. Например, в некоторых деревнях старейшины или религиозные лидеры могут строго запрещать женщинам посещать кладбища, чтобы защитить их и побудить мужчин взять на себя заботу о могилах. Таким образом, ислам сочетает уважение к местным обычаям, всегда ставя во главу угла заботу о женщине.

«В течение трех дней после погребения у нас есть возможность прийти к могиле и прочитать джиназа-намаз — заупокойную молитву. Это можно сделать прямо у могилы, попросив имама провести обряд» «В течение трех дней после погребения у нас есть возможность прийти к могиле и прочитать джиназа-намаз — заупокойную молитву. Это можно сделать прямо у могилы, попросив имама провести обряд» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как выбрать муллу и исправить ошибки погребения

— На рынке ритуальных услуг зачастую можно встретить так называемых черных агентов, которые хотят быстро заработать, не думая о качестве услуг. Для близких это может обернуться еще бо́льшими проблемами, чем если бы их родственник в состоянии шока попытался все сделать самостоятельно. Последствия от таких «агентов» могут быть печальными не только для усопших, но и для живых родственников. Это становится тяжелым грузом, который остается с ними на долгие годы.

А как понять, что перед тобой мулла, который проведет все с соблюдением обычаев? Как его правильно выбрать?

— Имам-хатыб и его помощники — универсальные специалисты, знающие все ритуалы, от рождения до погребения. Каждые два года они проходят курсы повышения квалификации и аттестацию, чтобы подтвердить свои знания и право на деятельность. Это важно для соблюдения традиций. Иначе недопонимания приведут к конфликтам и различным вопросам: «А если нет белого савана? Давайте в черный?» «А можно мусульманина в костюме хоронить? Ладно, пусть будет в костюме!» Такие компромиссы часто противоречат правилам.

И мы очень благодарны компаниям ритуальных услуг, которые сегодня дают все возможности провести похороны с соблюдением традиций. Помните, как наши бабушки заранее покупали саван, клали его в шкаф и говорили нам: «Вот умру, заверните меня в этот саван!»? Я помню, мама мне так говорила. А когда она умерла, этот саван был уже желтый. Ну не мог же я этот некрасивый саван использовать! Конечно, я купил новый, белый. Поэтому я рад, что сейчас в любое время можно купить комплекты для похорон.

— Какие признаки могут указать на то, что мулла не профессионален?

— Это почувствует ваша душа, вы сразу поймете. У каждого имама должна быть привязка к конкретной мечети. И это значит, что в любой момент мы можем прийти, спросить с него, если что-то пошло не так. К сожалению, такие «шабашники» существуют. Но, как правило, их «карьера» недолговечна.

— Как вы с ними боретесь?

— Мы не боремся. Жизнь сама все расставляет по местам. Если человек один раз обжегся, он больше не обратится к такому «специалисту». Народная молва, сарафанное радио, интернет — все это быстро распространяет информацию.

— Как быть, если умерший был похоронен без соблюдения всех ритуалов? Какие у этого последствия с точки зрения религии?

— У нас эксгумация не разрешена. Если тело уже похоронено, его нельзя забирать. Пусть оно останется в земле. Однако в течение трех дней после погребения у нас есть возможность прийти к могиле и прочитать джиназа-намаз — заупокойную молитву. Это можно сделать прямо у могилы, попросив имама провести обряд.

— В Казани планируют построить частный крематорий. Как ислам относится к такому методу захоронения?

— В древности кремация практиковалась в некоторых культурах. Однако в исламе это допустимо только в крайних случаях, например, когда этого требуют санитарные нормы или чрезвычайные обстоятельства.

Нам часто звонят из Москвы с вопросами о кремации, мол, почему вы против, это же дешевле чем похороны здесь? Но, простите, разве можно измерять такие вещи деньгами? Если вы родом из Казани, почему бы не нанять машину, привезти тело в родной город и похоронить здесь? Это может оказаться даже дешевле, чем хоронить в Москве. И главное — вы не совершите грех, не сожжете маму или папу.

Бывают случаи, когда сами верующие просят их кремировать. Была одна бабушка, которая и намаз читала, и в хадже была. Но у нее был страх остаться одной, что она будет одна в могиле лежать. В такие моменты на помощь должны прийти ритуальные агенты или мулла, которые объяснят, что душа бабушки сейчас возле Всевышнего, и она бы сейчас сказала: «Сделайте все правильно».

«Когда мусульманина хоронят не по исламским канонам, а по светским или атеистическим, это противоречит вере» «Когда мусульманина хоронят не по исламским канонам, а по светским или атеистическим, это противоречит вере» Фото: Сергей Елагин

О похоронах участников СВО: «Если тело невозможно омыть, здесь нет греха!»

— В практике похоронных служб существует понятие «светские похороны». Я сам, будучи агентом похоронной службы, сталкивался с ситуациями, когда вместо традиционного савана тело облачали в костюм и рубашку. Таков был протокол. Правильно ли это?

— Закон не запрещает человеку выразить свою индивидуальность. Однако религиозные традиции имеют свои строгие правила. Когда мусульманина хоронят не по исламским канонам, а по светским или атеистическим, это противоречит вере.

Вспоминаю случай из моей молодости, когда я был имамом в Бугульме. Умер бывший первый секретарь, и, как вы понимаете, требовалось соблюсти определенный протокол. Я был молод и неопытен, но мудрые аксакалы того времени поддержали меня. Я спросил их: «Бабайлар, что будем делать?» Они ответили: «Хазрат, не переживай. Мы омоем тело, завернем его в саван, а сверху наденем костюм». Они объяснили, что во время прощания тело будет в костюме, но, когда его положат в катафалк, костюм снимут и все будет сделано по исламским традициям. Мы так и сделали.

— Свои протоколы сейчас и во время похорон участников СВО. Как, на ваш взгляд, должны они проводиться по традициям ислама? Ведь не всегда есть возможность сделать все по правилам…

— Если есть возможность омыть тело, особенно если сохранилась бо́льшая его часть, то, конечно, лучше омыть, завернуть в саван и похоронить. Однако бывают ситуации, когда тело доставляют в состоянии, которое не позволяет провести обряд омовения, как «груз-200». В таких случаях близким остается только проявлять терпение. И здесь нет греха. Это правильный подход, и он соответствует как исламским традициям, так и человеческой этике.

— Военные редко разрешают вскрывать гробы. Не будет ли томиться душа, если тело осталось закрытым?

— Для души нет разницы. Ведь тело, как сказано в Коране, создано из земли и в землю вернется. А тело, как бы мы его ни любили, со временем разложится. Я поддерживаю позицию военных, потому что они лучше знают, как обращаться с телами в таких случаях. Даже через 2–3 суток тело уже практически невозможно омыть. Что уж говорить о случаях, когда прошли недели или месяцы.

— Часто бывает, что дата смерти неизвестна. Например, военный погиб в декабре, а нашли и привезли его только через год. Как правильно считать дни поминовения: со дня гибели или со дня похорон?

— Все зависит от обстоятельств. Например, супруга погибшего может начать поминать его сразу, а его мать, не веря в случившееся, говорит: «Нет, они ошиблись, он жив, мы будем молиться за его возвращение». И только когда тело привозят, она принимает реальность и семья начинает отчитывать дни заново, уже с момента погребения.

Поэтому все зависит от обстоятельств. Главное — успокоить живых и молиться за усопшего.

«В исламе горевать не принято, нет понятия «траур» «В исламе горевать не принято, нет понятия «траур» Фото: «БИЗНЕС Online»

Мы как компания по организации похорон и вы как духовный человек, мы все в конечном итоге хотим, чтобы близкие пережили горе и потерю с минимальными потерями и переживаниями. Является ли правильная организация залогом того, что родственники легче переживут потерю человека?

— В моменты шока родственникам нужна поддержка трезвомыслящих людей, особенно в мегаполисе, где учреждения разбросаны по разным концам города. И мы благодарны вам за помощь близким.

В исламе горевать не принято, нет понятия «траур». У нас говорят, что, когда близкие плачут, покойный словно лежит в воде. Слезы естественны, но истерики и крики не приветствуются.

Важно собраться с силами и сделать для усопшего то, что он не успел при жизни: провести поминальные обеды, восполнить уразу, накормить нуждающихся. Это поможет душе предстать перед Всевышним с выполненными делами. И тогда Всевышний скажет: «Заходи в Рай».

— Спасибо вам большое за откровенный и полезный разговор!