«При выборе машины люди мало думают о том, как ее обслуживать, где брать детали. Ну нравится тебе авто, ну посмотри перед покупкой, есть ли бампера в стране, сколько стоят оригинал новый и б/у и аналоги, какая ситуация по крыльям…» «При выборе машины люди мало думают о том, как ее обслуживать, где брать детали. Ну нравится тебе авто, ну посмотри перед покупкой, есть ли бампера в стране, сколько стоят оригинал новый и б/у и аналоги, какая ситуация по крыльям…» Фото: ru.freepik.com

О герое

Наш герой — владелец магазина автозапчастей. В автомир попал с университетской скамьи, когда устроился в сервис «перекладывать бумажки». Со временем в этом же автосервисе он вырос до руководителя подразделения, после — до директора. Запустил несколько автосервисов в Казани с нуля в качестве приглашенного руководителя.

В 2017-м он ушел из найма и открыл свой бизнес. Год назад он уже рассказал нам о тонкостях ценообразования на рынке автозапчастей и проблемах с «китайцами», и материал вызвал особенный интерес у читателя. В этом году мы поговорим об изменениях спроса, продолжении проблем с «китайцами» и запчастях с маркетплейсов.

Об изменении спроса, падении продаж и угрозах официалов

  • Спрос на автозапчасти за год практически не изменился, в России они как товары первой необходимости, особенно в Казани.
  • У меня много знакомых в других городах, в той же Москве, например, человек в связи с нестабильной личной финансовой ситуацией скорее откажется от автомобиля и пересядет на метро, аэроэкспресс. Но не в Казани! Здесь последние трусы продадут, но от машины не откажутся. Это какие-то непонятные мне понты: битая, ржавая, какая угодно, но машина!
  • За год у нас появилось больше запросов на свежие авто 2023–2024 годов. Причем это не «китайцы», это все так же «немцы», «корейцы», «японцы». Привезти можно любую машину, и, видимо, люди этим пользуются. Ну и надо понимать, что владельцы свежих «китайцев» в большинстве своем обслуживаются у дилера, чтобы с гарантии не слететь, не иметь каких-то головняков и конфликтных ситуаций. Хотя, конечно, жестко переплачивают за обслуживание у официалов.
  • Вообще, если ты покупаешь любой автомобиль, который у нас в стране продается с официальной гарантией, то необязательно обслуживаться только у дилера: по закону ты имеешь право обслуживаться по этой гарантии в любом автосервисе, автомастерской, автоцентре, у которых есть сертификат на проведение тех или иных работ.
  • Такая же история с запчастями — необязательно их покупать у дилера, чтобы ремонтировать новое авто по гарантии. По закону ты имеешь полное право купить запчасти в любом месте, причем неважно, оригинальные или нет, и приехать с ними к дилеру. Но нужно следить за качеством: если машина сломается, а дилер сможет легко достаточно доказать, что причина в контрафактной запчасти, то этот узел-агрегат снимут с гарантии. И можно попасть на дорогостоящий ремонт за свой счет.
  • У меня есть несколько клиентов на китайских авто, которые не пошли на поводу у дилерских угроз и собственных сомнений в качестве китайского автопрома и закупаются запчастями у нас, а обслуживаются у официалов. Экономия за те же самые позиции порядка 30%. Да, намного проще и покупать запчасти, и обслуживаться в одном месте. Приехал в одну точку, отдал ключи, сказал: «Пацаны, обслужите». Забрал готовое авто. Хотя я не являюсь официальным дилером, я бы рекомендовал делать именно так, если позволяет кошелек. Это путь наименьшего сопротивления, который высвобождает время и ресурсы на что-то другое. Но не у всех есть возможность закрыть этот вопрос деньгами.

«Люди идут на маркетплейс и покупают барахло» «Люди идут на маркетплейс и покупают барахло» Фото: ru.freepik.com

Вся правда о запчастях и маслах на маркетплейсах

  • В целом покупательная способность снизилась. По нашему магазину скажу, что падение продаж началось в сентябре — октябре, ноябрь и декабрь показывают рекордно низкие цифры — минус 35–40% год к году. И у кого я в отрасли ни спрошу, дела идут еще хуже: водители, которые доставляют запчасти в магазины, говорят, что сидят без работы.
  • У этой ситуации две причины, на мой взгляд. Первая — людей поприжало финансово, при такой ставке кредиты практически недоступны. Поэтому половина откладывает покупку запчасти. Когда денег нет совсем, то решение понятное. Другая история, когда человек не умеет планировать собственный бюджет и пользоваться ситуацией.
  • Недавно ко мне приходил клиент, у него несколько машин, запчасти он покупает не на последние деньги. В одном из авто деталь подает признаки умирания, и клиент спрашивает меня: «Ничего же не будет, если сейчас менять не стану? Зима же». Говорю: «Да, в целом не криминально». И он не стал заказывать запчасть. Многие рассуждают, как он, что если агрегат еще потерпит, то можно не тратиться на новый. И зря: запчасти не дешевеют, поэтому, когда деталь клиенту понадобится — а она понадобится, он купит ее дороже, чем приобрел бы сейчас.
  • Вторая причина падения продаж — люди идут на маркетплейс и покупают барахло. Наглядно: к нам приезжал ремонтник, заказывал запчасти для своих клиентов. Он взял комплект для ТО, и в последний момент клиент через этого мастера-ремонтника передал отказ от масляного фильтра.
  • Через несколько дней мастер приехал забрать запчасти, в том числе и на эту машину. Заодно рассказал, что владелец авто заказал фильтр на маркетплейсе, потому что там оригинальный (якобы) фильтр на Mazda CX-5 2018 года выпуска стоит 450 рублей. «А что это твои ребята из автомагазина продают дороже?» — передал ремонтник слова клиента. А надо понимать, у нас эта позиция стоит ровно в 2 раза дороже. В итоге фильтр с маркетплейса, во-первых, не подошел на эту Mazda, а во-вторых, оказался 100-процентной подделкой! Качество исполнения просто жуткое! В карточке товара не написано прямо, что это оригинальная запчасть, но производителем указана Mazda. Понятно, что клиент считает, что покупает оригинал за копейки.
  • Еще один свежий пример — свечи зажигания NGK, иридиевые, дорогие. На маркетплейсе в карточке товара указано, что реально привезут свечи NGK, Япония, по цене 450 рублей за штучку. Наш постоянный клиент купил их, чтобы просто посмотреть, что продают за эти деньги, и привез нам. Для непосвященных свечи действительно выглядят похожими на оригинал. Но от иридия там одно название: настоящие иридиевые свечи NGK на заходе в страну, т. е. вообще без каких-то наценок и налогов стоят 1,1 тыс. рублей! А тут, на маркетплейсе, 450 рублей, в которые заложена маржа продавца, комиссия маркетплейса, налоги государству. Вот такая математика забавная. При этом в карточке товара — вагон позитивных отзывов. И таких типа оригинальных товаров масса. Лично видел кучу подделок свечей Denso.
  • Ладно, клиент адекватный, он заказал эти свечи на посмеяться, чтобы самому ориентироваться в данной теме. Но остальные-то покупатели предполагают, что низкий ценник обусловлен поврежденной упаковкой, покупкой большой партии, еще чем-то. Людей не удивляет, почему у одного продавца эти свечи стоят 1,5 тыс. рублей, а у другого — 450 рублей. Видимо, считают, что тот, кто продает за 1,5 тыс., чересчур наглый и много в карман кладет, а другой — очень честный! «Я сам обманываться рад!» В итоге в лучшем случае такие липовые свечи просто пораньше пойдут под замену — через неделю, месяц. А может произойти разрушение свечи зажигания внутри двигателя, в камере сгорания, и экономия нескольких тысяч рублей на свечах обернется «капиталкой» мотора на сотни тысяч.
  • Мы сами смотрели в сторону возможной продажи запчастей на маркетплейсах, чтобы расширить пул клиентов. Но экономика не сошлась. Конкретный пример: передний амортизатор на Hyundai Solaris поколения 2011–2017 годов, закупочная цена на хороший аналог — заводской Китай, скажем так, — 2,8 тыс. рублей. Бюджетно за получаемое качество такой амортизатор прослужит 2–3 года. У нас эта деталь продается за 3,3 тыс. рублей — конечная стоимость для покупателя на данный момент. Для того чтобы продать такую деталь на маркетплейсе (мы брали для расчета Ozon) с половиной от стандартной прибыли, нам нужно ее выкатить в 2,5–3 раза дороже закупочной стоимости. Это если не брать программы соинвеста, раскачивание карточки товара, акции и всего такого. Чистый разгон инфляции, мы от подобного отказались.
  • Предполагаю, что через маркетплейсы имеет смысл продавать неликвидные автозапчасти, которые не продаются у тебя в регионе, но есть шанс реализовать их по стране, либо «паль». Но мы видим на площадке ходовые и якобы оригинальные запчасти за смешные деньги, за цену ниже, чем везде — чем в официальных точках продаж, любых других онлайн- и офлайн-магазинах.
  • Свежий пример — татарстанские масла от ТАИФ. Масло стоит у нас 2,8 тыс. рублей, по распродаже — 2,6 тысячи. А клиент покупает его на Ozon за 1,9 тыс. рублей. Я могу это масло «вытащить» с какого-нибудь дальнего склада за 1,8 тыс. рублей в закупе. Предположим, что продавец на Ozon покупает какую-то нереально большую партию с хорошей скидкой, но для него закуп все равно не будет дешевле 1,5 тыс. за канистру. Прибавляем налоги, 20% комиссии маркетплейса… Ну никак 1,8 тыс. не получается! Чтобы продавать за эти деньги, закуп должен быть 900 рублей, что невозможно.
  • Покупатель оправдывает невероятно низкую цену тем, что это, возможно, бой (поврежденная упаковка) или еще что. Но бой можно купить у производителя, и скидка будет 10–15%, и только. Было бы все так красиво и выгодно, то мы бы сами закупали запчасти на Ozon, а не у официальных дистрибьюторов. Но тогда мы бы торговали «палью».

«Неофициальный ввоз никто не отменял, достать можно любое авто, вопрос денег» «Неофициальный ввоз никто не отменял, достать можно любое авто, вопрос денег» Фото: ru.freepik.com

О короткой гарантии на «китайские» запчасти и ремонт «электричек»

  • Сложности с заказом запчастей на «китайцев» пока сохраняются. Да, подъехали более внятные каталоги, они доступны уже не только автодилерам, но и частным автомастерским, автомагазинчикам. Но с ними тоже есть нюанс, с которым вот недавно столкнулись. Клиент запросил радиатор охлаждения на Chery Tiggo, отправил VIN-код автомобиля, он четко пробился по каталогу, вышла одна позиция конкретно под комплектацию данного авто. Приходит радиатор, мы его проверяем на случай пересорта — все четко, артикул совпадает. Но радиатор не подходит: на авто установлен другой под совершенно другим артикулом. Вот так составлены китайские каталоги, и это тоже приходится учитывать. Проговариваем клиентам такие вещи, на всякий случай просим в законный срок в две недели проверить деталь, чтобы мы без проблем ее заменили. Понятно, что если у клиента это не первая машина, то он тоже в шоке: если пробиваешь по VIN-коду любого «европейца», «американца», «японца» — никаких проблем, но китайцы допускают подобные казусы в каталогах.
  • С китайцами была еще одна интересная история. В начале 2024 года клиент купил у нас комплект для ТО для своего Haval, в том числе свечи зажигания. Настаивал на том, чтобы все было оригинально. Окей, без проблем, привезли. Прошло примерно полгода, и клиент пишет мне, что машина троит, просит предположить, что это может быть. Говорю, что, возможно, проблема в катушке зажигания, некачественном бензине или свечах. Диагностика у дилера показала, что из строя вышла одна свеча зажигания. В гарантии дилер отказал — свечи якобы неоригинальные. Только спустя 4–5 часов он все же признал, что свечи оригинал, но в гарантии все равно отказал, на этот раз потому, что срок гарантии на свечи вышел. В итоге клиент за свой счет поменял свечи.
  • Меня это заинтересовало, и я полез ковыряться. Оказалось, что в Haval действительно установили невероятно маленький срок ресурса свечей зажигания, что-то около 15 тыс. км и меньше полугода! А т. к. с момента установки свечей прошло больше полугода, то все, гарантия на эти запчасти вышла, клиент был вынужден приобрести там свечи еще раз. Клиент остался с нами, т. к. мы максимально его поддержали в данной ситуации, но теперь он запрашивает качественные неоригинальные запчасти на наше усмотрение. Мы в свою очередь предоставляем запчасти тех брендов, которые дают человеческие гарантии: стандартная гарантия на свечи зажигания — это один год либо пробег не менее 45 тыс. км, и это не оригинал. Наверняка подобные ситуации у клиентов будут, и не раз, гарантийная политика у китайцев интересная.
  • С кузовными деталями на «китайцев» тоже интересно бывает. Китайцы производят запчасти не просто двух-трех разных видов одного и того же бампера. Например, их может быть до 15: каждый маленький кооперативчик на три семьи может клепать детали. И если оригинал стоит 30 тыс. рублей, то «копию» можно найти и за 5 тыс., но надо понимать, что для ее производства сэкономили везде, где могли.
  • Несмотря на это, бывают ситуации, когда на популярную китайскую модель во всей стране не найти кузовных элементов, потому что их просто не привезли. Вообще, завоз в страну оригинальных запчастей — это обязанность официального дистрибьютора: он выводит модель на рынок, следовательно, должен обеспечить и сервис. Китайцы в этом отношении еще не научились работать на уровне европейцев, поэтому можно купить распространенный Changan, ударить его и потом 2–3 месяца ждать, пока придет крыло на него.
  • Что касается ремонта «китайцев», то в официальных СТО все более-менее нормально: есть и обучающие материалы, и каталоги. Если мы говорим о неофициальных СТО, то, с одной стороны, машины, которые вышли на рынок в прошлом году, уже 2–3 раза попадали на станции техобслуживания, мастера начинают набивать руку. С другой — китайский рынок настолько динамичен, что успевает за это время вывести несколько новых моделей на рынок. Да, некоторые — перелицованные версии уже знакомых авто, и автослесарь, поднимая капот, говорит: «А, ну все понятно!»
  • Но иногда вводится что-то кардинально новое, очень много «электричек» появляется на дорогах. Да, в большинстве своем они обслуживаются у официального дилера, неофициальные СТО преимущественно занимаются все теми же «немцами», «японцами», «корейцами», стареющими либо новыми: неофициальный ввоз никто не отменял, достать можно любое авто, вопрос денег.

«Когда у тебя в оборотке есть эти миллионы, ты их скорее вложишь в то, что будет востребовано, и завезешь запчасти на более ходовые модели. Сейчас вектор в данном вопросе все же смещается на «китайцев» «Когда у тебя в оборотке есть эти миллионы, ты их скорее вложишь в то, что будет востребовано, и завезешь запчасти на более ходовые модели. Сейчас вектор в данном вопросе все же смещается на «китайцев» Фото: ru.freepik.com

О «кузовных» проблемах и недальновидности при выборе авто

  • На самом деле даже на Toyota Camry последнего поколения сложно найти кузовные запчасти — это будет долго и дорого, хотя, казалось бы, модель популярная и запчасти должны быть. Но нет, Toyota же ушла с российского рынка, дистрибьюторам невыгодно завозить на нее детали.
  • Одна оригинальная дверь на Camry стоит 50 тысяч. Чтобы хоть как-то покрыть рынок, тебе нужно иметь по 50 экземпляров каждой двери, это уже 10 миллионов. А передние крылья, бампера и еще туча кузовных позиций? Это дорого. Какой сервис или сеть автосервисов будет на это тратиться? Когда у тебя в оборотке есть эти миллионы, ты их скорее вложишь в то, что будет востребовано, и завезешь запчасти на более ходовые модели. Сейчас вектор в данном вопросе все же смещается на «китайцев».
  • Это странно, но при выборе машины люди мало думают о том, как ее обслуживать, где брать детали. Ну нравится тебе авто, ну посмотри перед покупкой, есть ли бампера в стране, сколько стоят оригинал новый и б/у и аналоги, какая ситуация по крыльям…
  • По фильтрам и прочим расходникам в рамках одного концерна в принципе все одно и то же. Например, масляный фильтр на Skoda Kodiaq подойдет еще на 12–15 моделей Audi, Volkswagen, Skoda, поэтому логично, что этих фильтров в стране будет вагон. Кроме «китайцев», с ними так не сработает. Но это уже другая история.