Челнинская транспортная реформа выходит на финишную прямую

Челнинская транспортная реформа выходит на финишную прямую

Общественный транспорт — больное место автограда. Запущенная в 2014 году первая транспортная реформа с треском провалилась уже через 6 лет: город остался без автобусов с долгами под 700 млн рублей и натянутыми отношениями с КАМАЗом. «Отцов» у фиаско хватало — от ненадлежащего обслуживания до некачественной сборки «НЕФАЗов».

Помидоры прилетели и в сторону маршруток — якобы оставлять их было фатальной ошибкой. Юрким минивэнам, считают эксперты, автобусы большой вместимости не чета по рентабельности: они перетягивают на себя часть пассажиропотока и, очевидно, выручки. Как бы то ни было, Челны остались без общественного транспорта — дорогами долгие три года правили «палачи „НЕФАЗов“» — маршрутки Николая Тятюшкина. Впрочем, всего через год, в 2021-м, мэр города Наиль Магдеев взял реванш — автоград получил первую партию из 21 «НЕФАЗа». В 2023-м парк пополнился еще 24 автобусами, а градоначальник заявил о старте второй транспортной реформы.

Ошибки былых времен учли все стороны. Во-первых, КАМАЗ стал брать деньги вперед. Во-вторых, Челны договорились с республикой платить за автобусы пополам. В-третьих, были реконструированы и доработаны ремонтные боксы, построена современная портальная мойка — все для должного обслуживания машин. В-четвертых, власти целенаправленно взяли курс на изгнание микроавтобусов с маршрутов. Исполком отказался продлевать с ними контракт, а последние 50 минивэнов отправят курсировать на двух малозагруженных маршрутах — «НЕФАЗы» там банально не проезжают.

Таким образом, на сегодня автобусный парк МУП «Горкоммунхоз» (оно пришло на смену обанкротившемуся МУП «Электротранспорт») имеет 135 автобусов большой вместимости. Кроме того, исполком заказал у московского НИИАТ новую маршрутную сеть, которая обещает обеспечить общественным транспортом все районы города. Учитывая слова Магдеева о том, что для статуса «полнокровной маршрутной сети» Челнам необходимо всего 70 автобусов, можно уверенно заявить: транспортная реформа 2.0 выходит на финишную прямую. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Кадровая перезагрузка в Альметьевске

Кадровая перезагрузка в Альметьевске

В ноябре подошло к концу правление в Альметьевске Тимура Нагуманова. Оно выдалось непростым. В первый год пришлось разрешать транспортный коллапс, а в дальнейшем наблюдать, как СКР разрывал на куски сформированный им коллектив. Под следствием оказались главный архитектор города Антон Севастьянов и замруководителя исполкома Андрей Подовалов. Первый избежал реального срока, а второй сбежал из-под домашнего ареста и сейчас объявлен в розыск. Шоком стала жадность начальника отдела торговли исполкома Дамира Хабибуллина, который тратил пожертвования для бойцов СВО на личные нужды… Нагуманов очевидно не нашел взаимопонимания с «Татнефтью». И хотя публично, как случае с КАМАЗом и Челнами, исполком и нефтяники не выясняли отношения, последние периодически публично высказывали администрации то за ненадлежащее содержание переданных городу объектов, то за затягивание решений ряда социальных вопросов. И несмотря на оттепель в последние месяцы, Тимура Дмитриевича все же сменили на более лояльного человека из команды «генерала» нефтянки Татарстана Наиля МагановаГюзель Хабутдинову. Вторая в истории Альметьевска женщина-глава осваивается в новой должности. Хабутдинова — персона достаточно закрытая, например, традиционной итоговой пресс-конференции в 2024-м журналисты так и не дождались. Надеемся, что в следующем году ситуация изменится. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

«У нее всегда порядок. И мужчины не увольняются!»: who is mrs. Хабутдинова?
Челнам и Альметьевску «нарисовали» будущее

Челнам и Альметьевску «нарисовали» будущее

Ряд публичных слушаний, две проверки во ФГИС ТП, единогласное за в горсовете — тернистым выдался путь генплана развития Набережных Челнов. Разрабатываемый с 2019 года командой под руководством Александра Дембича проект лишь в мае 2024-го получил зеленый свет. Но какое будущее профессор КГАСУ пообещал Челнам? Многие решения строились вокруг территориальных ограничений — автоград окружен рекой и промзоной, а разрешения на «оккупацию» земель Тукаевского района так не выдали. Таким образом, команда Дембича сделала ставку на высотное строительство в текущих границах, а основными перспективными жилыми зонами намечены территории ЗЯБ, КЗСК, Орловское поле, Замелекесье, Междуречный бульвар, 72-й, 73-й, 78-й микрорайоны.
Задача — застроить Челны дополнительными 4,5 млн «квадратов». Кроме того, под нужды растущего населения сформируют дополнительные магистрали — 163 км путей для электротранспорта. Чтобы не превращать Челны в каменные джунгли, процент озеленения повысят с 17 до 24%. Зоны отдыха сместят в сторону набережной, соединив город и «воду» системой бульваров. Не забыли и о социально-культурной сфере: автоград получил под 200 новых образовательных, медицинских и досуговых проектов. Можно сказать, что через 19 лет он преобразится до неузнаваемости… Будущее нарисовали и для Альметьевска. Генплан представили в сентябре, еще при прошлом главе. Планы грандиозные: население нефтеграда может увеличиться до 308 тыс. человек. Причем расти будут внутри границ города: для такого количества людей понадобятся еще 62 школы, 67 детских садов, 7 поликлиник. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Кризис коммунальных сетей в Нижнекамске

Кризис коммунальных сетей в Нижнекамске

Нижнекамск получил статус эпицентра коммунальных проблем РТ. Износ сетей в столице нефтехимии Татарстана достиг катастрофических 80%. Такого нет нигде в республике.

Для сравнения: в Казани данный показатель — 55%, в Набережных Челнах — 56%, в Заинске — 54%. Трубы в Нижнекамске — это беда. Еженедельно какой-нибудь район города остается без воды. Даже паспорт готовности к отопительному сезону Нижнекамск получил с задержкой. И это притом, что в сети города в августе – сентябре вложили 700 млн рублей и еще почти 300 млн — в рамках федеральной программы в течение лета. Власти бы и рады все починить, да денег не хватает — надо 12 млрд рублей, где их взять — вопрос открытый. Тепловые сети АО «ВКиЭХ» передали в управление АО «Татэнерго» в июне. Такое сделали для того, чтобы Нижнекамск смог войти в программу реновации: на это нужно 6 млрд рублей. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Место главы Тукаевского района занял ставленник Ильшата Фардиева

Место главы Тукаевского района занял ставленник Ильшата Фардиева

Последние пять лет в Тукаевском районе наблюдается крестовый поход следкома на местную администрацию. В 2020-м был задержан руководитель исполкома Ленар Авзалов, ему предъявили два обвинения: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ). Спустя четыре года судебных тяжб чиновника оправдали. В 2023-м силовики задержали первого заместителя руководителя исполкома Ильмира Яббарова: ему инкриминировали мошенничество при получении выплат (ч. 3 ст. 159.2 УК РФ), получение взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ), превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ). В том же году арестовали еще одного заместителя руководителя исполкома — Мусу Хузязянова. Его признали виновным в мошенничестве (ст. 159 УК РФ) и назначили штраф в размере 150 тыс. рублей в доход государства.

Апогеем стало задержание в апреле 2024-го главы Тукаевского района Фаила Камаева — по обвинению в получении взятки стройматериалами при строительстве его дома. Опального главу не могли подвести под признательные показания полгода. Лишь после ареста и признательных показаний бизнесмена Валерия Чулакова и председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского района Азата Надершина Камаев «раскололся». Экс-глава, по данным следствия, пошел на сделку и раскрыл обстоятельства преступлений, о совершении которых силовики не знали, а также указал на других чиновников. За сотрудничество Камаева выпустили из СИЗО под домашний арест, но какой его ждет приговор — покажет время…

Место руководителя Тукаевского района пустовало недолго. На время им стал заместитель Камаева Рустем Закиров, ходили слухи, что руководителем станет глава Заинского района Разиф Каримов, но последний отказался. Спустя полгода здесь приземлился Камиль Назмиев, в прошлом возглавлявший исполком Нижнекамска и Мензелинского района. Назначенец — человек Ильшата Фардиева, главного инвестора района. Видимо, Назмиева поставили у руля со вполне очевидной задачей — лоббировать интересы патрона. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Открытие трассы М7 в обход Нижнекамска и Челнов

Открытие трассы М7 в обход Нижнекамска и Челнов

Новый участок М7 открывали с помпой при участии раиса РТ Рустама Минниханова и с напутственными словами президента России Владимира Путина. Общая протяженность трассы — 81 км: четырехполосная автодорога IБ категории, 10 мостов (в том числе через Каму), 6 транспортных развязок, 11 путепроводов и пять пересечений на разных уровнях. Обходная дорога разгрузит многострадальную Нижнекамскую ГЭС, которую из-за плотного трафика невозможно даже поставить на ремонт. Нижнекамцы сократят свой путь до Казани на час, уфимцы — на два часа. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Запуск ЭП-600 и тестовое открытие терминала им. Дэн Сяопина

Запуск ЭП-600 и тестовое открытие терминала им. Дэн Сяопина

СИБУР достроил ЭП-600 — в конце декабря были получены первые тонны долгожданной продукции. Комплекс еще в 2018 году начал строить ТАИФ, и с тех пор на проект выпало немало испытаний. После начала СВО западные контрагенты разорвали связи уже с СИБУРом и покинули страну. Из-за этого доводить до ума работу по пусконаладке холдингу пришлось своими силами в отсутствие немецкого лицензиара — фирмы Linde. Весной 2022-го турецкие рабочие подняли бунт из-за выплаты зарплат по старому курсу доллара, генподрядчик «Гемонт» начал испытывать проблемы с исполнением работ по контракту. В итоге договор со строителями был расторгнут и турецкая компания была признана банкротом. СИБУРу пришлось нанять новых подрядчиков для стройки и самостоятельно заключать с каждым прямые договоры. Те в свою очередь привозили узбеков, которые заполонили центр Нижнекамска (вместе с гастарбайтерами нефтяников и дорожников). На этом фоне не раз всплывала тема мигрантов. Как бы то ни было, проект успешно добрался до финиша, и, как заверил министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, ЭП-600 подарит экономике республики «жирный прирост»…

Логистический комплекс им. Дэн Сяопина в тестовом режиме отправил первый состав в КНР. Поезд перевез в Поднебесную свекловичный жом от «Заинского сахара» и, по сути, официально открыл контейнерный терминал «Один пояс и один путь». Да, до полной готовности еще далеко, но подвижки не могут не радовать. Остается под вопросом совместный проект татарстанской ОЭЗ и СИБУРа — индустриальный парк «Этилен-600»: новостей не появлялось давно. (Фото предоставлено пресс-службой ОЭЗ «Алабуга»)

Прокуратура нашла у главы Бугульмы имущество на 60 млн рублей

Прокуратура нашла у главы Бугульмы имущество на 60 млн рублей

В конце ноября Альберт Суяргулов проявил интерес к главе Бугульмы Линару Закирову. Прокурор РТ указывает на необходимость обращения в доход государства имущества, записанного на маму и двоюродного брата Закирова, общей стоимостью 60 млн рублей.

За 7 лет Закиров приобрел 6 объектов недвижимости, а за год до назначения в Бугульму обзавелся люксовой иномаркой Infiniti. Защита Закирова отвергает претензии надзорного органа… В 2024-м прокуратура выиграла схожее дело и «раскулачила» на 24 млн рублей ректора КНИТУ-КАИ Тимура Алибаева. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

КАМАЗ теряет позиции и усиливает команду

КАМАЗ теряет позиции и усиливает команду

2024-й КАМАЗ закрывает на минорной ноте. По итогам 9 месяцев автогигант получил убыток по РСБУ в 3,8 млрд рублей. За аналогичный период 2023 года завод получил прибыль в 15,8 млрд рублей. Выручка производителя по итогам трех кварталов снизилась на 7,5% до 228,8 млрд рублей. В принципе, неудивительно — такой сценарий закладывался в стратегию развития компании до 2030-го. Причина — рост инвестиций и стоимости обслуживания финансов, увеличение амортизационных отчислений.

Параллельно КАМАЗ запустил череду кадровых перестановок в топ-менеджменте. Она началась еще в 2023 году — тогда первого заместителя гендиректора Юрия Герасимова понизили до должности заместителя гендиректора по автокомпонентам. В декабре по собственному желанию пост покинул главный инженер КАМАЗа Алексей Титов. Позднее кресла лишился замгендиректора автогиганта Рустам Шамсутдинов. В 2024-м чистки набрали обороты. В январе назначили нового директора ТФК — Андрея Чурсина, замгендиректора по продажам и сервису КАМАЗа. Ренат Хабиров стал главным инженером. В мае назначили двух новых директоров: ремонтно-инструментальный завод (РИЗ) возглавил Валерий Алексеев, завод двигателей — Анатолий Филин. В сентябре должность первого замгендиректора – исполнительного директора занял Ирек Гумеров. Работой Владимира Курганова на этом посту, говорят источники «БИЗНЕС Online», не совсем были довольны, и он оказался переведен на должность заместителя гендиректора по спецтехнике. В декабре новым директором центра закупок КАМАЗа стал Алексей Соболев.

Привередливые кони КАМАЗа: Сергей Когогин устроил перетряску топ-менеджеров

Как уроженец Большой Шильны поразил глав БРИКС

Как уроженец Большой Шильны поразил глав БРИКС

Культурным феноменом Закамья стал юный скрипач Лука Моромов. 9-летний музыкант — настоящее открытие: на скрипке играет с пять лет, и уже в 6 годиков он завоевал Гран-при на конкурсе юных музыкантов Tutti. Arco. В 2023-м Лука выиграл в Х конкурсе юных талантов «Синяя птица» на телеканале «Россия-1». Восходящую звезду приметили на самом высоком уровне, и в октябре Моромов выступил перед первыми лицами БРИКС. В Колонном зале Казанской ратуши выступление скрипача слушали президент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и др. Судя по кадрам, первые лица стран остались в восторге! (Фото: nabchelny.ru)