СПОР МЕЖДУ МУЗЕЕМ-ЗАПОВЕДНИКОМ "КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ" И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ СУВЕНИРОВ СТАНОВИТСЯ ЖАРЧЕ: В ХОД ПОШЛИ ЖАЛОБЫ ПРЕЗИДЕНТУ И ОБЕЩАНИЕ КОНФИСКОВАТЬ ТОВАР 

Палата народных художественных промыслов и ремесел Татарстана пожаловалась главе республики на Казанский кремль. Она просит освободить производителей сувенирных товаров от выплат за использование популярного изображения кремля. На сторону партнерства встала прокуратура Татарстана, нашедшая брешь в проведенной процедуре регистрации товарного знака. Однако директор музея-заповедника "Казанский Кремль" Рамиль Хайрутдинов уверен в своей правоте и не исключает, что "контрафактные" товары с кремлем будут просто конфисковывать у предпринимателей. 

Музей-заповедник "Казанский Кремль" перешел в наступление на туристические агентства Татарстана. На днях они получили письма с предложением заплатить или убрать изображения кремля со своих сайтов и не использовать соответствующую полиграфическую продукцию. Ранее музей-заповедник вел тяжбу с АКИБАНКом, банком БТА-Казань, Казанским хлебозаводом №3, но, пожалуй, самый жаркий спор разгорелся с некоммерческим партнерством "Палата народных художественных промыслов и ремесел Татарстана", которое объединяет около 400 производителей и продавцов сувенирной продукции.

Партнерство обратилось к президенту республики Рустаму Минниханову с просьбой освободить производителей сувенирной продукции от выплат Казанскому кремлю, пишет газета "Коммерсантъ". По мнению производителей, несправедливо, что после того, как партнерство помогло раскрутить памятник по всей России, оно вынуждено платить за изображение кремля.

"Теперь нас ставят перед фактом, что нужно платить какой-то коммерческой структуре 5 -10% от себестоимости каждого изделия,— говорит генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев.— При этом эта компания (представитель кремля ЗАО "Артпатентъ") хочет получить доступ ко всей финансовой отчетности производителей, чтобы контролировать объемы производства, и это вызывает недоумение".

Производители в итоге временно отказались от выпуска сувениров с изображением кремля, переключившись на другие популярные среди туристов изображения. По данным партнерства, объем рынка продаж сувениров в Татарстане составляет $5 млн. в месяц, при этом около 40% продаж приходится на импортируемую продукцию.

На сторону палаты встала и прокуратура Татарстана, куда также обратились представители партнерства. Кремль зарегистрировал товарные знаки без согласия собственника зданий, входящих в его ансамбль, - минземимущества РТ. Более того, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Татарстана Шамиль Давлетбаков заявил газете, что Гражданский кодекс РФ не допускает регистрацию в качестве товарных знаков общепринятых символов и терминов. "Скорее всего, мы будем обращаться в Генпрокуратуру для оценки законности регистрации этих товарных знаков",— сообщил он. 

Если бы у прокуратуры были серьезные претензии, она давно бы подала в суд – уверен директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль" Рамиль Хайрутдинов. По его словам, лишить музея товарных знаков не удастся, работа велась длительное время и была согласована с администрацией президента.

"Допустим, одна чашечка или тарелочка стоит около 50 рублей. Но с наклейкой с изображением кремля ее стоимость возрастает сразу до 250 - 300 рублей. Стоимость самой наклейки и работы по ее наклеиванию невысока - условно 100 рублей. Что же сделало привлекательным этот товар для туристов? Исключительно изображение панорамы или конкретного объекта кремля, - приводит свои доводы Хайрутдинов газете "Казанские ведомости". - Почему же частное лицо, коммерсант с каждой чашечки получает немалую прибыль, а госучреждение, которое содержит, проводит работу по реставрации, ремонту памятников, молчаливо должно наблюдать за этим?" 

Если предприниматели продолжат штамповать сувениры с видами кремля без лицензии, Хайрутдинов не исключает штрафа, а в дальнейшем конфискации "контрафактной продукции".

Впрочем, напомним, банки сумели отбиться от претензий Хайрутдинова, поскольку кремль не обладает правом на товарный знак класса "банковская деятельность". 

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием этой непростой коллизии.

БИЗНЕС Online