В 1994 году тренер по аэробике по семейным обстоятельствам была вынуждена оставить активную работу и занялась удаленными продажами продукции Herbalife. Тренинг у американских гуру сетевого маркетинга навсегда изменил ее отношение к жизни и самой себе. С этого момента выпускница физкультурного института стремительно пошла в гору сначала в сетевых продажах, а затем и в собственном многопрофильном бизнесе. Сегодня ее сеть центров красоты и туризма «Ларкон» — самый известный челнинский бренд в своей отрасли, а франшиза добралась до Кирова. Как стать успешным бизнесменом, постигая психотренинги вместо деловых семинаров, Лариса Козлова рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Лариса Козлова — один из наиболее успешных и известных предпринимателей Набережных Челнов |
БИЗНЕС НАЧАЛСЯ КАК ПОИСК КАНАЛА ПРОДАЖ HERBALIFE
— Лариса Александровна, когда и как начался ваш бизнес?
— С наступлением кризиса в 1998 году. Я до 1994 года вела аэробику в центре здоровья и училась в институте физкультуры, но когда забеременела, пришлось выбирать работу на дому. Занялась Herbalife и в первый же год выдала такие объемы продаж, что получила в качестве поощрения бесплатную поездку в Америку. Но мне не дали визу, потому что у меня на руках был двухмесячный ребенок. Конечно, это было немножко безумием с моей стороны, у меня младенец, а я хочу визу. Но в те годы бесплатный тур в Америку был запредельной мечтой! Словом, визу мне не дали и я поехала только на следующий год, когда у меня ребенок подрос. И вот летом 1998 года, уже, наверное, обладая своей интуицией, я почувствовала, что продукция Multilevel Company больше не продается. И придумала: надо эти шампуни и дорогую французскую косметику продавать через салоны красоты. 3 июля мы открылись, а в августе наступил кризис. Наверное, идея салонов красоты из детства, это желание жить по-другому. Меня мама всегда настраивала, что надо все создать до 30 лет. А я к 1998 году уже прошла два курса обучения у мультимиллиардеров в Америке благодаря Herbalife. Одним из них был Джим Рон — ведущий тренер Herbalife. И когда я увидела, как президенты компаний приезжали на лимузинах, у меня внутри щелкнуло: я тоже так хочу. Кто бы знал, что через 15 лет я буду радовать своими лимузинами других людей!
— Значит, вы открыли первый салон для того, чтобы продавать через него продукцию Herbalife?
— Да, это было интуитивное решение. У меня есть интуиция — я и людей чувствую, и бизнес чувствую, пойдет он или не пойдет. Ко мне многие знакомые приходят за советом.
«Ларкон» в Набережных Челнах |
— Первоначальный капитал вы заработали на продаже косметической продукции?
— Моим лозунгом всегда было «Невозможное возможно!» В то время у меня все деньги были в продукте Herbalife. Не было миллионов для открытия, но было самое главное — 200 человек, которые работали со мной в Multilevel Company и верили мне. Они меня энергетически поддерживали и были моей рекламой, приглашали первых клиентов. Я помню, спросила их: друзья, как мы назовем наш салон красоты? Кто-то из зала сказал: «Давайте назовем «Конлар!» Мой муж Константин, я Лариса. А я говорю: нет, тогда будет «Ларкон». Мы с мужем открывали бизнес вместе, и у меня был опыт в сетевых продажах, багаж обучающих тренингов.
— Как быстро росла сеть салонов?
— Первый в 1998 году мы открыли в «Роднике», но когда «Родник» стал Домом дружбы народов, у нас возникли проблемы с арендой. Мы переехали в 32 комплекс, где и сейчас работаем. Сначала купили одну 4-комнатную квартиру, потом вторую рядышком, потом еще на втором этаже... Вкладывали копейку за копейкой, расширялись, реконструировались. Я никогда не шиковала за эти 16 лет, для меня всегда было важно вовремя выдать зарплату, а все заработанное вкладывать, особенно в недвижимость. Через полгода мы открыли второй салон, потом он переехал в дом 1/16, тоже сначала на аренду, потом в собственность. Еще через три года мы открыли «Ларкон» на ГЭСе. Был в аренде еще один салон, который я продала, зачем раскручивать чужое место, у которого нет будущего? Два года назад мы построили новый «Ларкон» в 50-м комплексе. На первом этаже, как обычно, центр красоты и турагентство, на втором ресторан «Бразилия». Сейчас у нас четыре капитальных здания.
В открытии нового центра «Ларкон» участвуют первые лица города |
«ТРИ ПЕРВЫХ ГОДА БЕЗ ПРИБЫЛИ? У МЕНЯ ТАК НЕ БЫВАЕТ!»
— Давайте сразу пройдемся по всем вашим бизнесам? Теперь ваши салоны называются «центрами красоты и туризма», откуда взялся туризм?
— В 2002 году это направление появилось как хобби. Я всегда много путешествовала за границей, и когда салонный бизнес получился, мне стало скучновато. Я тогда ходила на курсы английского и уговорила полгруппы — пять человек — поехать в тур в Турцию. А потом подумала: так у меня легко получается людей привлекать, они так хотят со мной ездить... и открыла турагентство. Первый мой групповой тур набрал 30 человек. Мы опять нашли изюминку. Ведь в чем преимущество группового тура? Людям интересно ехать вместе, они знакомятся, влюбляются, заводят деловые отношения. Многие мои клиенты дружат, при формировании группы созваниваются и зовут друг друга. У нас группы бывали до 180 человек, представляете? Мы завоевали первое место в рейтинге Coral Travel среди городов с населением меньше миллиона.
На открытии ресторана «Бразилия» |
— У ресторана тоже необычная история?
— Вы не поверите, 2 декабря 2011 года мы еще не знали, что у нас будет ресторан, а 23 декабря состоялось его открытие. Мы построили новый «Ларкон», здание получилось на 750 квадратов, и я задумалась, как использовать второй этаж. Мы тогда очень спешили, потому что хотели привязаться к открытию городской елки на Боровецком бульваре, и нам это удалось.
— Значит, с ресторанным бизнесом на тот момент вы не были знакомы?
— Я и не зная бизнеса получаю прибыль, мне везет на людей. Конечно, я сначала поставила директором женщину с большим опытом. Она мне говорит: три года от ресторана денег не ждите. Я отвечаю: у меня так не бывает. Она уволилась, и никто не ожидал, что ресторанный бизнес у меня сразу пойдет. Сначала в «Бразилию» приходил весь 50-й комплекс в трико. Потом мне это надоело, и я выбрала нишу свадеб. Сегодня, заказывая лимузин на свадьбу, люди сразу бронируют ресторан, и наоборот. Важно найти что-то, цепляющее клиента. А «Бразилия» — это от того, что я давно хотела съездить в эту страну, до сих пор там не была. Есть что-то эдакое в том, чтобы приглашать клиентов в Бразилию, своя изюминка. Кроме того, мне хотелось связать ресторан с туристическим бизнесом.
«МОЯ МИССИЯ — УВЕКОВЕЧИТЬ СВОЕ ИМЯ ВО ВСЕМ МИРЕ»
— Бюджеты трех направлений ваших бизнесов независимы друг от друга, или вы всю выручку складываете в общий котел, а потом распределяете по необходимости?
— Можно сказать, что у меня четыре вида бизнеса, учитывая организацию свадеб. Но я деньги не разграничиваю, никаких принципов нет, все по интуиции.
— Вы продали 8 пакетов франшизы «Ларкона». В какие города?
— Два салона в Казани, на Зорге и на Космонавтов. В Елабуге открылись еще лет 10 назад, это был первый пакет, он так и работает. В Нижнекамске вот предприниматели двигаются не очень активно, хотя вся база дана. Еще покупали Альметьевск и Бугульма, но они не открылись. Не хотят арендовать помещения, хотят сразу в собственность. И в Кирове открылся «Ларкон», буквально за месяц, небольшой, но помещение в собственности. Так что пока все, кто открылся, работают.
Центр «Ларкон» в Елабуге |
— Сколько стоит пакет и что в него входит, только салон красоты?
— Нет, это центры красоты и туризма, а цена пакета — 100 тысяч. Я даже не ставлю перед собой задачи зарабатывать на франшизе, моя цель — открыть «Ларконы» по всему миру. Ради этого я работаю с покупателями, помогая им открыться, и у меня нет паушального взноса, никаких гонораров. Стоимость пакета, и все. Моя миссия — увековечить свое имя, чтобы оно звучало везде. Это, наверное, досталось мне от предков. Мои далекие предки имели сеть продовольственных магазинов. В Кизнере (Удмуртия — прим. ред.) до сих пор есть общество «Лабинское» — у меня девичья фамилия Лабинцева. Вот и я тоже хочу заявить о себе, и чтобы «Ларконы» работали веками. У меня два сына 19 и 14 лет — моя поддержка и опора. Надеюсь, они продолжат мой многолетний труд.
Центр «Ларкон» в Казани |
«МОЮ ЖИЗНЬ ИЗМЕНИЛ ТРЕНИНГ В 22 ГОДА»
— Вы сказали, что все заработанное вкладываете преимущественно в недвижимость. В коммерческую для развития сети?
— Да, для развития бизнеса. А в прошлом году я ездила в Болгарию, недвижимость там на 20 процентов дешевле, чем в Челнах. Теперь мы хотим туристов отправлять в апартаменты и планируем групповой тур в Болгарию за недвижимостью. У меня там серьезные партнеры, которым можно доверять, я так помогаю знакомым и друзьям. Но вкладываться — мало, важно визуализировать свои мечты. Вот у меня много психологических практик, но основной акцент я делаю на визуализации жизни. Визуализировала себе весь бизнес, лимузины, любимого мужчину. Нужно видеть то, чего ты хочешь от жизни. Помню, свой центр красоты я тоже рисовала и говорила: здесь у меня будет парикмахерский кабинет, здесь маникюрный... На всех тренингах этому учат: если ты живешь посредственно, ничего у тебя в жизни не получится. Я очень много денег вкладывала в образование. До сих пор посещаю все тренинги, какие есть, для меня важно оставаться в тренде.
Розыгрыш призов на праздновании 15-летия центра «Ларкон» |
— Вы говорите о психотренингах или о деловых семинарах?
— Я развиваю интуицию и уже через нее — бизнес. Никакое экономическое образование не заменит тебе собственного видения. Я и мастерам своим говорю: знаю все, что вы обо мне думаете. В 22 года я прошла американский тренинг — такой, на котором из тебя вытаскивают все детские установки и говорят, что ты все можешь, ты лидер. Можно сказать, что именно благодаря этому тренингу я заявила о себе. Мне тогда 120 человек сказали, что за три дня я никак для них не проявилась. Без бейджика никто не вспомнил, как меня зовут. После этого все изменилось и во мне, и в моей жизни.
— Вы имеете в виду, условно говоря, лимузины? Сколько их у вас сейчас?
— Лимузинов у меня три, и еще в работе Mitsubishi Pajero. Трансфер на лимузинах в аэропорт — это изюминка, которая обеспечила нам победу в рейтинге Coral. Они дарят хорошее настроение, в роскоши человек ощущает себя счастливым. Первое ощущение клиента, когда он едет в аэропорт, самое важное. Как говорят, клиента важно расположить в первые 3 секунды. Кроме того, три лимузина могут увезти одновременно 50 человек. Мои машины вызывают много разнотолков, но я думаю, раз мне все удается в бизнесе, значит, я делаю все правильно.
— С клиентами понятно, а есть ли у вас фирменные методы в работе с персоналом?
— Обязательно, это самое важное. Часто в салонном бизнесе мастер нарабатывает клиентов и уводит их, клиенты всегда идут за мастером. Поэтому у нас внедрена мощная система мотивации: если мастер выполняет план, то он кроме денег получает бесплатную путевку за границу. Я сама в Herbalife заработала отпуск на Канарских островах. Мне было 25 лет, шикарнейший 5-зведочный отель... это вдохновляет. Многие мои мастера выполняют планы на бесплатные отпуска, и эта система входит в пакет франшизы. Я делюсь своими секретами — сейчас, например, приглашаю людей на обучающие курсы.
«ЧАЩЕ ВСЕГО ОТКРЫВАЮТСЯ ПАРИКМАХЕРЫ, КОТОРЫЕ НЕ УМЕЮТ ВЕСТИ БИЗНЕС»
— В Челнах салонам красоты приходится бороться за место под солнцем?
— Очень много салонов в городе открывалось и тут же закрывалось. Чаще всего бизнес открывают парикмахеры, они могут быть одаренными, но бизнес вести не умеют, не знают даже базовых правил. К примеру, 15 лет назад с тренинга для директоров салонов красоты я вынесла аксиому: больше 35 процентов выручки мастеру платить нельзя, дальше начинается работа в минус. А бывало, что мастеров переманивали и 50 процентами, это автоматическое банкротство. Сегодня по всему городу одни парикмахерские-колясочные. Открываются они в подъездах, в колясочных помещениях. Или вот пример, женщина решила открыть свой салон, поставила столы и стулья, и сейчас за 10 тысяч сдает рабочее место. У меня только коммунальные услуги забирают 60 тысяч! Но у меня ушла мастер, увела клиентуру, в итоге хозяйка ничего не зарабатывает, а я потеряла.
— Каковы перспективы рынка по-вашему?
— Стричься люди будут всегда, и если путевку сейчас можно купить online, то самодостаточный мастер по квартирам не пойдет. Сам рынок не изменится, но вот все вокруг сейчас меняется, я это чувствую, и в бизнесе пора что-то менять. Рост бизнеса не должен останавливаться, а этот год пока идет по прошлогодним показателям. Правда, я сейчас мало внимания уделяю рекламе, делаю ставку на постоянного клиента, которому мы дарим какие-то подушечки, альбомчики, стараемся сделать какую-нибудь приятность. В общем, я должна почувствовать, как действовать дальше, но пока чувствую, что грядет что-то глобальное в целом по стране. И кризис есть, хотя о нем мало говорят.
— Можете ли вы оценить входной билет на рынок в сегодняшних условиях?
— Открыться нетрудно — сложно удержаться. На салон с солярием — а что за салон без солярия? — нужно всего миллиона полтора, это минимум. Но сверх того клиентов надо брать оригинальностью и сильными мастерами, а мастеров надо растить. А чтобы турбизнес открыть, проще купить франшизу Coral или «Пегаса», например. Но и по франшизе одной мебели нужно закупить на 150 тысяч. Комиссионные — всего 8 процентов. А постоянный клиент однозначно просит 5 процентов скидки. На оставшихся 3 процентах выживет ли начинающее турагентство? Это у меня с моим большим опытом в туризме и большими объемами туроператор дает 13 процентов. Поэтому мы можем давать всем постоянным клиентам 5 процентов, и зачем тогда клиент пойдет к начинающему бизнесмену, который не сможет дать ему эту скидку?
«ЕСЛИ КОПИШЬ НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ, ОН НАСТАНЕТ»
— Кто ваш основной клиент, какого возраста женщины?
— Возрастной нормы нет — клиентов от 6 месяцев приносят уши прокалывать. Серьезно, и дети, и взрослые, и пенсионеры приходят, потому что мы им хорошие скидки предлагаем. И средний чек у нас действительно средний по городу. За стрижку это 200 рублей. Мужчин, на самом деле, очень много, не меньше, чем женщин. Но они, конечно, приходят в основном подстричься, хотя и педикюр большим спросом пользуется. Только косметологией немногие мужчины интересуются. На педикюр приходят в основном бизнесмены, которые следят за собой, ухаживают.
— Какой год вы бы назвали самым успешным?
— Наверное, это 2004 и 2005 годы, когда мы выигрывали в городских фестивалях парикмахерского искусства. На третий раз мы уже выступали вне конкурса, вне конкуренции. Сегодня в Челнах я не вижу реальных конкурентов. Была пара салонов, которые хорошо о себе заявляли, а больше никого особо и не слышно. Я, конечно, мониторинг не провожу, но отслеживаю, кто как проявляется. С другой стороны, в нашем бизнесе можно работать и без рекламы, главное, чтобы клиенты были довольны, они расскажут всему городу. Но в Челнах мало профессионалов, никто не идет в парикмахеры, все хотят быть юристами.
— В 2004 году что вам помогло стать первыми?
— К середине нулевых мне удалось сколотить мощную команду, потому что к тому времени как раз позакрывались государственные парикмахерские. Ко мне, например, пришли все мастера из одной крупной бюджетной парикмахерской. Я даю мастерам творческую свободу, они сами решают, как им работать, с какой косметикой и парфюмерией. И новые услуги они привносят сами для своих клиентов.
Офис представительства турфирмы Coral travel в центре «Ларкон» |
— Как вы прошли предыдущие волны кризиса? Были выраженные проблемы?
— Ничего такого не было. И заначки не было, если копишь на черный день, он точно настанет. У меня красивый бизнес, я делаю людям приятно, зачем мне ждать каких-то черных дней? Кроме того, мы ведь открылись в кризисный 1998 год и отработали его с прибылью, иначе, наверное, не было бы никаких результатов сегодня. В 2008 году я почувствовала снижение в октябре и тогда по всему городу развесила плакаты «Стрижки 100 рублей», и все к нам пошли стричься. Во время кризиса надо держаться на гребне волны, как говорит Хакамада.
— Не определились пока, как будете расти дальше?
— Как Бог даст. Как с четвертым нашим зданием — я сама не ожидала, что оно вот так вот появится, быстро и легко, на волне. Сейчас запредельных целей нет, главное — сохранять клиентов и мастеров. Как сказал мне один знакомый: «У тебя замкнутый цикл: люди стригутся, делают прически на свадьбу, потом едут на лимузине в загс, потом в ресторан, а наутро приходят, чтобы снова привести себя в порядок». Мы развиваем эту тему — свадьба от А до Я!
— С тех пор, как вы открылись, вам доводилось пользоваться услугами других салонов красоты или турагентств?
— Ни разу. В рестораны ходила лишь до тех пор, пока не открыла свой.
«РАЗ В МЕСЯЦ Я САМА ПРОВОЖУ ТРЕНИНГИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА»
— Чего вы требуете от своих мастеров?
— Для меня важна в первую очередь честность, во вторую — креативность. И, конечно, стабильность, хочется, чтобы мастер работал со мной многие годы. Мои мастера комфортно себя чувствуют. Раз в месяц я сама провожу для них тренинги, а так, чтобы постоянно их напрягать, такого нет, это ведь творческий труд.
Ресторан «Бразилия» специализируется на проведении свадебных торжеств |
— Как вы повышаете собственную квалификацию?
— Я всегда в контексте, езжу на выставки красоты в Казань, Москву, недавно была на выставке в Эмиратах. Сами мы участвуем в городских выставках и конкурсах. Выписываю специализированный журнал и смотрю ролики по своей теме в YouTube.
Лариса Козлова пользуется услугами только своих салонов красоты |
— Каков ваш идеал красоты, какой стиль вам нравится?
— Мне нравится ухоженность в женщине. Красивая прическа, вкусный запах, оригинальность. Конкретный стиль не важен, все зависит от настроения. Я могу сегодня надеть что-то яркое, розовое, а завтра — чисто белое. Я овен, яркий знак Зодиака.
— Как предпочитаете отдыхать?
— Мое хобби — это «Ларкон», я иду на работу как на праздник. Люблю путешествовать. По вечерам провожу время с семьей. Люблю концерты, недавно ходила на Ваенгу, ездила на Стаса Михайлова, скоро пойду на Галкина. И в театры ходим.
Тренинги в центре «Ларкон» не редкость |
— Ваши три совета для успешного бизнеса.
— Создавайте бизнес постепенно, не выпрыгивайте из своих штанишек. Это к тому, как часто люди берут кредиты, заявляют о себе и сразу закрываются. Я ни разу не брала кредиты — лишь два года назад, когда пришлось перестраивать здание. Второй совет: ставьте перед собой большие цели и визуализируйте свою жизнь. Пусть лимузины появятся только спустя много лет, но они появятся. И третье: постоянно обучайтесь. Вкладывайтесь в образование. Всем желаю успехов и процветания!
Визитная карточка компании
Сеть центров красоты и туризма «Ларкон» совмещает парикмахерские и косметологические услуги с услугами турагентства, основана в 1998 году.
Сеть насчитывает 4 подразделения в Набережных Челнах. Все 4 здания «Ларкон» в собственности, общая площадь более 1,7 тыс. кв. метров.
Единственный собственник — Лариса Козлова.
Общая численность персонала с учетом свадебного агентства и ресторана «Бразилия», размещенных в зданиях «Ларкон», — около 100 человек.
Реализовано 8 пакетов франшизы «Ларкон», к настоящему времени два салона в Казани, по одному в Елабуге, Нижнекамске и Кирове. Две точки в работе. Стоимость пакета — 100 тыс. рублей.
Визитная карточка руководителя
Лариса Козлова родилась 1 апреля 1972 года в Ижевске. Образование высшее, Волгоградский институт физкультуры.
В период обучения в вузе работала тренером по аэробике в набережночелнинском центре здоровья (до 1994 года).
С 1994 по 1998 год — дистрибьютор в системе Herbalife.
С 1998 года по настоящее время — гендиректор сети центров красоты и туризма «Ларкон», с 2011 года — гендиректор ресторана «Бразилия» на 150 посадочных мест, площадь — 370 кв. метров.
Любит путешествовать, активно посещает и проводит самостоятельно психологические тренинги, посещает фитнес-клуб.
Замужем, воспитывает двоих сыновей 19 и 14 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.