Новый туристический сезон, стартующий в мае, будет очень непохожим на те, что были в докризисный период. Многие россияне, затягивая пояса, готовы сэкономить на отдыхе, что принесет неизбежные проблемы компаниям, занятым в сфере турбизнеса. Лидеры туристического рынка прогнозируют серьезный спад потока желающих провести отпуск и, соответственно, падение своих доходов. О том, каким будет весенне-летний турсезон-2009, рассказал президент компании "Интурист" Александр Арутюнов.
ПАДЕНИЕ ТУРРЫНКА СОСТАВИТ 40%
- В конце прошлого года мы изучали отчеты исследований потребительских предпочтений, которые выясняли, от чего в кризис российские и европейские граждане готовы отказаться в первую очередь. Согласно результатам опроса в случае кризисной ситуации россияне готовы отказаться от туризма и путешествий, отдыха на море в первую очередь, а европейцы - в последнюю. Почему так происходит? Оказалось, что по состоянию на январь
- Насколько упал российский туррынок?
- В конце прошлого года мы сделали предварительный прогноз , согласно которому выездной турпоток в
- Как ведут себя зарубежные отельеры, снижают ли они цены?
- Мы можем говорить об этом на примере наиболее сравнимых рынков - египетского и турецкого. Туристический сезон в Египте как раз пришелся на начало кризиса. В конце декабря - начале января гостиницы стояли полупустыми. Отельеры, видя катастрофически низкую загрузку, снизили цены на 30-40%, запустили спецпредложения, и рынок восстановился. Турецкий сезон закончился в октябре, до начала кризиса в России, поэтому отельеры практически не почувствовали спада турпотока и на снижение цен не идут. Важно то, что российские операторы отказались от так называемых жестких блоков на гостиницы и работы по депозитам. Сейчас бронирование идет по так называемым мягким блокам - туркомпания лишь заявляет о количестве номеров, которое она хочет взять, но без каких-либо обязательств. Надеюсь, что настроение турецких партнеров изменится уже в конце мая - начале июня и мы увидим снижение цен на это направление. Конкурентов у турок хватает. Например, Тунис и Болгария более гибко подходят к ценообразованию и будут существенно привлекательнее для россиян.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТУРБИЗНЕСА – 2-4%
- Как отразился кризис на вашей компании?
- Мы видим общее снижение продаж по пакетам на 15-20% в I квартале. Это цифра предварительная, но могла быть гораздо хуже. Мы очень своевременно отреагировали на первые сигналы приближающегося кризиса. В октябре - ноябре
- Насколько рентабелен туристический бизнес? Те, кто им занимается, обычно жалуются, что рентабельность - несколько процентов.
- Рентабельность действительно невелика. У агентского бизнеса - около 3-4%, у операторов - около 2-3%. И это не особенность российского рынка, в отчетности зарубежных компаний - TUI, Thomas Cook - вы увидите такие же цифры. Бизнес низкомаржинальный, однако в абсолютном выражении приносит его владельцам прибыль за счет незначительных капиталовложений. В то же время нужны приличные оборотные средства . У "Интуриста" сейчас рентабельность выше среднерыночной минимум в два раза. Это обусловлено тем, что у нас серьезные объемы бизнеса сосредоточены на гостиничном рынке, который обеспечивает нам при модели вертикальной интеграции более высокий уровень рентабельности. Однако с развитием в "Интуристе" выездного сегмента рентабельность будет постепенно снижаться до среднерыночной.
НА РОССИЙСКИХ КУРОРТАХ ЭТИМ ЛЕТОМ НЕ БУДЕТ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В ТУРЦИИ
- Могли бы вы корректно оценить обороты российской туриндустрии?
- Сложность оценки заключается в том, что не все въезжающие и выезжающие с туристическими целями могут быть действительно отнесены к туристам. Многие из них - челноки из приграничных регионов, ввозящие в Россию товар из Польши, Китая и Финляндии. Согласно статистике, выезд россиян с целью туризма в оцениваем в 1,69 млн человек. Оборот - около $1 млрд. Данные о внутреннем туризме разнятся больше всего, поскольку объем организованных туров пока еще крайне мал. Мы оцениваем его примерно в 20 млн человек, в деньгах это примерно $15,4 млрд. Наша дочерняя компания, один из ведущих туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, - "Ориент" обслуживает около 120 000-130 000 человек от этого объема. Причем компаний, более или менее заметных на рынке, работающих в этом сегменте, примерно 5-7. Это говорит о том, что организованного внутреннего туризма в России очень мало. Мы считаем, что в перспективе внутренний туризм будет расти, и приобретение нами в прошлом году компании "Ориент" основано как раз на этом прогнозе. Власти прилагают большие усилия для повышения интереса российских граждан к нашим отечественным курортам. Главный вопрос заключается в ценах. Я сомневаюсь, что отдых на российских курортах этим летом будет дешевле, чем, например, в Турции или Египте. Кроме того, если мы посмотрим уровень комфорта российских и зарубежных гостиниц на массовых направлениях, например таких, как Турция, Египет, Тунис или Болгария, боюсь, сравнение не в нашу пользу. Внутренний туризм будет расти, но для этого он должен быть подкреплен инфраструктурными изменениями. Я думаю, пик роста придется на
"Ведомости"