С введением ограничений зарубежные соцсети потеряли значительную часть аудитории и авторов в России, а скоро контентмейкерам придется отчислять в казну еще и 3% от доходов за интернет-рекламу С введением ограничений зарубежные соцсети потеряли значительную часть аудитории и авторов в России, а скоро контентмейкерам придется отчислять в казну еще и 3% от доходов за интернет-рекламу Фото: freepik.com

Что такое лица Рунета?

«Рунет? Рунет умер! Он превратился в TikTok, русскоязычные ролики на YouTube и поддержку телеграм-каналов. Информационных сгустков, которые сегодня можно назвать Рунетом, я вам не назову», — заявил как-то один крупный татарстанский разработчик. Но тут как считать.

В дистиллированном понимании Рунет — это контент. К образцам жанра в разрезе исторических личностей принято было причислять покойного медиаменеджера, журналиста и блогера с неприличным ником Антона Носика, дизайнера Артемия Лебедева, сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа, создателя VK и «Телеграма» Павла Дурова и т. д. В разрезе современности, кажется, всех подряд: федеральная премия «Герои Рунета» в прошлом году охватила всех, до кого дотянулась, — от военкоров до интернет-мема «Скуф», от гейм-разработчиков до певицы Mia Boyka.

Безусловно, Рунет — это и СМИ. Но т. к. о самих себе было бы писать не очень скромно, вынесем этот сегмент за скобки. Не включали мы также разработчиков мобильных приложений, потому что их проекты не привязаны к доменной зоне .ru. Остаются контентмейкеры с большой аудиторией — свыше 1 млн подписчиков — и создатели платформ и инфраструктуры. Мы выбрали 20 татарстанцев, которые формировали и продолжают формировать интернет-пространство, получив известность по всей стране и за ее пределами.

Отцы-основатели

Татарстан был одним из первых регионов, получивших выход в сеть. И все началось с КГУ. Там сложилась не просто хорошая научно-профессорская среда, но и очень открытая к инновациям. И когда в 1993 году у Тимура Якубова, который сегодня возглавляет СЭД «Практика», а тогда разрабатывал программы для экспериментов в области ядерного магнитного резонанса на станции Sun Microsystems, возникла нестандартная инициатива, ее поддержали.

Татарстан был одним из первых регионов, получивших выход в сеть. И все началось с КГУ Татарстан был одним из первых регионов, получивших выход в сеть. И все началось с КГУ Фото: скриншот экрана

«У меня родилась идея — раздобыть несколько станций Sun и сделать общеуниверситетскую сеть с выходом в интернет. Мы начали бомбардировать Пало-Алто письмами с предложениями открыть в КГУ учебный центр, и в конце концов они согласились продать университету три станции. Их назвали „Альфа“, „Браво“ и „Чарли“, поместили по разным зданиям и соединили кабелями, оставшимися от телевизионной инфраструктуры. НИММ помогло найти в Москве партнеров, которые дали постоянный доступ в интернет, и уже через месяц все заработало», — рассказывает он.

А дальше произошло почти невозможное. В 1994 году КГУ решает бесплатно поделиться сетью с городскими организациями. «Абонентами сети являются вузы и академические институты города, организации государственного управления, ведущие библиотеки, медицинские учреждения, школы, а также общественные организации города — всего к 1995 году более 200 организаций», — отмечается на сайте университета.

В самом вузе тем временем был создан отдел веб-дизайна и разработаны первые сайты Татарстана, Казани и университета. Что примечательно — сразу на трех языках Фото: скриншот экрана

КГУ стал региональным центром создания базы данных по вузам Татарстана; региональным узлом и головным координатором по созданию европейской математической сети Еmnet в Поволжье; головным координатором по созданию поволжского сегмента информационной сети науки, образования и культуры РФ (VOLGAnet).

В самом вузе тем временем был создан отдел веб-дизайна и разработаны первые сайты Татарстана, Казани и университета. Что примечательно — сразу на трех языках. Республика становится одним из лидеров в стране, сайтов появляется все больше. «В 1997 году я обратил внимание на сайт одной из школ — 139-й, он был очень умно спланирован, стильно выглядел и был технически грамотно сделан. Коллеги рассказали, что его сделал „какой-то 9-классник“», — вспоминает Якубов. Этого школьника звали Николай Никифоров.

Основная заслуга Никифорова — «Электронное правительство», из которого потом родились «Госуслуги». Проект, в котором принимал участие и Якубов, курировал Александр Юртаев — начальник информационно-аналитического управления аппарата кабмина РТ. Получилось впечатляюще. «„Электронное правительство“ мы начали в 2005 году. Это все было так примитивно, но нам казалось, что мы такие продвинутые, просто кошмар! Все это прошло. 10 лет — и мы поменялись. Это вот вы молодые. Когда мы видели клавиатуру компьютера — это было страшно. Чтобы люди не боялись, я сначала, когда запускали электронный документооборот, и для себя ввел возможность диктовать. Как только появился тачскрин, то появилась возможность рукой писать», — вспоминал на встрече со студентами Университета Иннополис раис РТ Рустам Минниханов.

Основная заслуга Николая Никифорова — «Электронное правительство», из которого потом родились «Госуслуги» Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2010 году «Электронное правительство» по инициативе главы привезли на инвестфорум в Сочи — показать президенту РФ Владимиру Путину. И в 2012-м Никифоров становится самым молодым федеральным министром, сделав в республике то, что не удавалось никому в России, включая Москву.

Если говорить о контентмейкерах, то в это время активно развивается «Живой журнал». Казанский ЖЖ настолько популярен, что обзавелся собственной страничкой. У компаний появляются собственные сайты. Открывается первое электронное СМИ — «Казанский портал» все того же Якубова.

Но трафик мало генерировать, им надо управлять. И тут однозначным первопроходцем был Дмитрией Еремеев, основавший в 2009 году ГК Fix. SEO-оптимизация привлекла его еще в университете. «Мне удалось найти несколько уязвимостей, ошибок в реализации алгоритмов, направленных на улучшение качества выдачи, которых до меня никто не находил. Эти „дыры“ позволяли за полчаса поставить любой сайт на мое усмотрение на любой запрос на любое место», — рассказывал он в интервью «БИЗНЕС Online».

Трафик мало генерировать, им надо управлять. И тут однозначным первопроходцем был Дмитрией Еремеев Трафик мало генерировать, им надо управлять. И тут однозначным первопроходцем был Дмитрией Еремеев Фото: «БИЗНЕС Online»

Увлечение стало бизнесом, бизнес — для многих — отраслевым стандартом. Еремеев стал проводить конференции по оптимизации, на которые приезжал тогда, к примеру, директор Google Russia. Компания, начинавшаяся с нескольких разработчиков, сидящих в однокомнатной квартире, стремительно росла, направления ширились. Почти с самого начала развивался трек affiliate network — платформы партнерских программ интернет-магазинов для веб-мастеров: компания Еремеева была первым партнером eBay и AliExpress в России. На базе нее вырос и кешбэк-сервис, который тоже взлетел. Отдельная команда занималась «Открытой Казанью» — тоже ноу-хау своего времени. Впрочем, сам Еремеев уже давно сосредоточен на совсем других проектах — глобальном бизнесе и международных инвестициях.

Создатели сервисов для школьников, доноров и водителей

Вернемся в настоящее. Суперпрорывов 20-летней давности пока не видно, но выяснилось, что в Казани есть масса локальных игроков, разработавших крутые проекты, которыми пользуется все Россия. Например, осенью прошлого года «VK Видео» запустило формат интерактивных видео, в которых зритель может сам влиять на сюжет. Главными героями роликов сразу же стали известные российские блогеры: Влад А4, Милана Стар, Кукояки и др. Решение было создано в Татарстане разработчиками Фанисом Садыковым и Александром Смирновым. Проект начался в 2017 году, а в 2019-м привлекли инвестиции от главы Qiwi Сергея Солонина ($500 тыс.) и Еремеева. Сначала, в 2021 году, решение приобрел Сбер, но позже владельцем сервиса стала «дочка» VK — в 2024-м сделка окончательно завершилась. Ребята не только смогли продать собственное решение, но и приняли участие в перезапуске видеоплатформы и повлияли на то, чтобы Казань стала одной из главных точек, где развивается весь сервис «VK Видео».

«В Казани мы открыли офис, который уже стал точкой притяжения разработчиков со всего VK — в основном специалистов из команды „VK Видео“. Сейчас идет интенсивный набор кадров. В Казани много талантливых специалистов, их вдохновляет наш опыт, и они с радостью идут работать в VK. Надеюсь, это позволит Татарстану укрепить позиции как IT-регион и нарастить число высококлассных инженеров», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Садыков.

Фанис Садыков Фото: «БИЗНЕС Online»

Интерактивные видео часто пересматривают, особенно они популярны у детей. «Нас порой сравнивают с такими гигантами, как Netflix, у которых технология создания интерактивных видео полностью закрыта. У нас же, напротив, любой желающий может сам создать интерактивный ролик в удобном онлайн-редакторе и опубликовать его в сообществе „VK Видео“», — добавляет Садыков. Сейчас основатели платформы планируют окончательно покинуть проект и заняться новым продуктом. Подробностей пока не раскрывают. «При этом мы все равно остаемся консультантами и партнерами для VK, так как верим, что можем быть полезными друг другу», — добавляет собеседник.

Дмитрий Данилов (на фото) вместе с партнером Ильей Филимоненковым основал онлайн-школу по подготовке выпускников школ к ЕГЭ по нескольким предметам. Три года назад 25% компании приобрел VK — за 950 млн рублей Дмитрий Данилов (на фото) вместе с партнером Ильей Филимоненковым основал онлайн-школу по подготовке выпускников школ к ЕГЭ по нескольким предметам. Три года назад 25% компании приобрел VK — за 950 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Целая индустрия со множеством разнокалиберных игроков возникла на ниве онлайн-образования. В 2015 году студент Казанского федерального университета Дмитрий Данилов подрабатывал репетитором — готовил школьников к ЕГЭ по физике и математике. А в 2016-м вместе с партнером Ильей Филимоненковым основал онлайн-школу по подготовке выпускников школ к ЕГЭ по нескольким предметам. Три года назад 25% компании приобрел VK — за 950 млн рублей. Сейчас, как рассказывал «БИЗНЕС Online» сам Данилов, в год через школу проходят около 100 тыс. учеников, и на 2024-й она занимала 30% доли рынка подготовки к экзаменам. По оценке Smart Ranking, «Умскул» входит в десятку крупнейших компаний на рынке онлайн-образования, а ее выручка на 2024 год составляет 4,8 млрд рублей.

Еще один из популярных сервисов — онлайн-школа «Сотка» — также был основан в Татарстане. Ее владелец — Тимур Ибрагимов. Платформа работает в формате подписки и подготовила к ЕГЭ более 250 тыс. учеников. К 2023 году выручка компании увеличилась почти до 900 млн рублей.

Вообще Татарстан — одна из главных edtech-кузниц. Также можно отметить онлайн-школу Айрата Халиуллина «99 баллов» с собственной платформой, где можно заниматься и бесплатно, но с ограниченным функционалом, а также созданную в Татарстане Максимом Васильевым школу программирования для детей «Кодиум», ставшую частью Skysmart.

Уроженец Набережных Челнов Руслан Шекуров в 18 лет стал донором крови. Во время расцвета «ВКонтакте» он загорелся амбициозной идеей создать всероссийскую сеть Фото: социальные сети Руслана Шекурова

Есть и вовсе неожиданные кейсы. Например, уроженец Набережных Челнов Руслан Шекуров в 18 лет стал донором крови и занялся организацией донорских акций и мероприятий вместе с ребятами из Молодежного движения РТ. Информацию тогда рассылали в СМС. Активистам удалось создать студенческую донорскую базу, а во время расцвета «ВКонтакте» Шекуров загорелся амбициозной идеей создать всероссийскую сеть.

«База людей уже готова — сам ВК, нужно только добавить графу „группа крови“ в личной информации. Сначала я пытался донести идею до Павла Дурова и отдать ее на аутсорс. Но достучаться было сложно. Тогда я основал группу, где предлагал всем использовать фичу „интересов“ для поиска доноров», — рассказывал он. Так удалось объединить первые 2 тыс. человек. В 2013 году на грант для технологических предпринимателей StartFellows (основан Дуровым и владельцем инвестфонда DST Юрием Мильнером) в $25 тыс. был создан сайт DonorSearch. Сайт прошел несколько реорганизаций. Проект развивается как НКО и живет на пожертвования и гранты. Сейчас крупнейшее сообщество доноров крови в Рунете объединяет более 300 тыс. человек.

Уже почти 20 лет на рынке работает сервис для поиска и заказа лекарств в аптеках «Справмедика». Он был основан челнинским бизнесменом и бывшим депутатом горсовета Станиславом Чуркиным, который владел сетью аптек «Родник». В 2014 году он загадочно исчез, а позже был найден мертвым. Сейчас в учредителях компании значатся его жена Марина Чуркина и Ирина Мельникова, которые владеют компанией 50 на 50. И хотя ООО «Справмедика» официально зарегистрировано в 2012 году, история интернет-портала началась еще в 1998-м со справочной службы аптек 003. В 2006 году появился сайт для поиска лекарств и медуслуг, а в 2010-м создан онлайн-сервис для аптек и медицинских центров и сервис продаж, а также появилась возможность заказывать лекарства из других городов РФ. Сейчас сервис имеет масштабную сеть партнеров среди аптек, работает по всей России, а также имеет федеральный справочный кол-центр. О популярности сервиса можно судить и по количеству скачиваний мобильного приложения — например, в Google Play его установили более 100 тыс. раз.

Технологическая платформа самого известного «единорога» Татарстана — маркетплейса KazanExpress — была разработана выпускником Университета Иннополис Кевином Хандой Технологическая платформа самого известного «единорога» Татарстана — маркетплейса KazanExpress — была разработана выпускником Университета Иннополис Кевином Хандой Фото: «БИЗНЕС Online»

Технологическая платформа самого известного «единорога» Татарстана — маркетплейса KazanExpress — была разработана выпускником Университета Иннополис Кевином Хандой. Собственная система управления складом и логистикой позволила оптимизировать работу и обеспечить бесплатную доставку за один день. По сути, IT-платформа и отчасти созданные благодаря ей эффективная логистике и низкая CPO (cost per order — стоимость одного заказа) привлекли внимание федерального «Магнита», который купил маркетплейс за 13 млрд рублей. И сейчас уже «Магнит Маркет» продолжает развиваться на фундаменте цифровой инфраструктуры, созданной Хандой. А сам бывший технический директор сейчас вместе с основателем казанского маркетплейса Ленаром Хуснуллиным развивает новый проект Uzum Market в Узбекистане.

Сервис «Мои штрафы» был создан Василем Закиевым в 2010 году как веб-платформа и мобильное приложение для проверки и оплаты штрафов ГИБДД. Идея проекта возникла в рамках молодежного бизнес-клуба «Навигатор», который Закиев активно развивал в Татарстане. Вместе с командой он решил запустить проект, который бы упростил процесс проверки и оплаты штрафов ГИБДД через интернет. На государственных сервисах нужно было проходить тяжелую авторизацию и пройти несколько шагов, а отдельный сервис под конкретную задачу позволил ускорить процесс, объяснял секрет успеха приложения Закиев. По данным сайта компании, у сервиса 8,5 млн пользователей, благодаря ему было оплачено 7 млн штрафов. Сервисом люди пользуются и сейчас. Это можно понять и по выручке, которая растет год от года, — в 2023-м она составила 256 млн рублей.

Видимо, вдохновившись успехом сервиса, Закиев создал похожий, только связанный с оплатой налогов. В разработке, если верить сайту, находится и сервис по проверке и оплате долгов у судебных приставов.

Фабрики контента, продюсерские центры и пиарщики

Знаменитая на весь мир фабрика развлекательного контента родом из Казани начиналась как сайт о рекламе creatiff.kazan.ru, созданный двумя выпускниками КАИ. Марат Мухаметов отвечал за контент, а Павел Радаев — за техническую часть. Позже юноши открыли сайт Adme.ru, который также специализировался на рекламе, но постепенно портал превратился в развлекательную площадку о «добре, творчестве и вдохновении», как говорила экс главный редактор сайта Ксения Лукичева. Такое позиционирование у сайта остается и сейчас. Зарабатывал проект на спецпроектах, клиентских конкурсах и платном размещении статей. Проект активно развивался и в «Фейсбуке»*. Но после поездки в офис Google в Дублин Мухаметов и Радаев решили сосредоточиться на монетизации через Google AdExchange. Запустили и зарубежные сайты: англоязычный Brightside и испаноязычный Genial.

В 2016 году молодые люди создают главный продукт — Youtube-канал 5-Minute Crafts и конвейер по производству видео с сомнительными лайфхаками, которые набирают миллионы просмотров. На 2025 год он входит в двадцатку самых популярных каналов в мире с 81 млн подписчиков. Сами Мухаметов и Радаев переезжают на Кипр и там регистрируют компанию TheSoul Publishing. Сейчас, согласно информации на сайте, у компании 12 популярных YouTube-каналов, а суммарная аудитория во всех соцсетях насчитывает более 2 млрд подписчиков. Однако если раньше бо́льшая часть контента создавалась в Казани, то после 2022 года все изменилось. Как стало известно «БИЗНЕС Online», команду релоцировали на Кипр и один из двух офисов в столице РТ закрыли. Но и действующий офис с каждый годом становится все меньше. Компания практически перестала самостоятельно заниматься производством собственного контента, заказывая съемку видео на стороне. Единственное, что могут предложить оставшимся сотрудникам в РФ и за рубежом, — производить контент за свой счет и продавать работодателю.

Если вы хотя бы раз видели в интернете заголовки в духе: «Врачи в шоке! Чтобы вылечить (здесь может быть абсолютно любое заболевание — прим. ред.), понадобится всего две чайные ложки…» или «Банки начали предупреждать клиентов об этом», значит, вы понимаете, что такое новостные агрегаторы. В Татарстане зарегистрирован один из самых крупных таких проектов — «24СМИ». В учредителях компании ООО «24СМИ» значится Михаил Караваев. Платформа собирает и структурирует информацию из различных средств массовой информации, а также используется для обмена посетителями между разными медиаресурсами. В 2023 году «24СМИ» было включено в реестр новостных агрегаторов России. Это значит, что в сутки его аудитория составляет более миллиона человек. Компании также принадлежит система управления интернет-рекламой Adwile. Суммарная выручка двух юрлиц компании за 2023 год составляет более 450 млн рублей.

28-летняя уроженка Казани Алина Зинатуллина основала один из самых крупных продюсерских центров в стране «Инсайт Люди» Фото из социальных сетей Алины Зинатуллиной

28-летняя уроженка Казани Алина Зинатуллина основала один из самых крупных продюсерских центров в стране «Инсайт Люди». Резиденты центра — известные блогеры и актеры: Анна Хилькевич, Саша Стоун, Dava (Давид Манукян), Милана Стар, Наталья Краснова и др. Центру четыре года. В интервью Зинатуллина рассказывала, что имеет юридическое образование, но работа по профессии пришлась ей не по душе и она начала заниматься CMM. На одном из проектов потребовалось множество региональных блогеров, и тогда появилась мысль объединить их в одном месте — так и возникла идея создания продюсерского центра. Студии «Инсайт Пипл» открыты в 71 регионе России, в том числе и в Татарстане. В 2023 году «Газпром-Медиа» купил 51% компании. Сделка оценивалась в 5–7 млрд рублей. Блогеры рассказывали «БИЗНЕС Online», что после ухода TikTok из России на помощь тиктокерам попытались прийти как раз цифровые активы «Газпрома» и «Инсайт Люди», предложив импортозамещенную версию TikTok — Yappy, а также привлекая блогеров на Rutube.

Максим Булатов переключился на производство видеоконтента. Вместе с партнерами он создал креативное пространство для съемок «Спартак Спейс», где открыл продюсерский центр «Ютубошная» Максим Булатов переключился на производство видеоконтента. Вместе с партнерами он создал креативное пространство для съемок «Спартак Спейс», где открыл продюсерский центр «Ютубошная» Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2019 году основатель веб-студиии Alto Vision, которая занимается созданием сайтов и айдентики, Максим Булатов переключился на производство видеоконтента. Вместе с партнерами он создал креативное пространство для съемок «Спартак Спейс», где открыл продюсерский центр «Ютубошная». Были запущены успешные YouTube-каналы: «Секреты» с социальной направленностью (сейчас там 900 тыс. подписчиков), научпоп-канал о космосе «Космос Просто» (1,04 млн подписчиков) и «Кубрик» (303 тыс. подписчиков), где специалисты разбирают сцены из знаменитых фильмов.

Команда медиацентра хоккейного клуба «Ак Барс» под руководством Михаила Степанова несколько лет стабильно держит высокую планку в работе с соцсетями и маркетинге Фото: «БИЗНЕС Online»

Команда медиацентра хоккейного клуба «Ак Барс» под руководством Михаила Степанова несколько лет стабильно держит высокую планку в работе с соцсетями и маркетинге. Клуб не раз признавался лучшим на этом поприще среди всей Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

В этом году «Ак Барс» хорошо выстрелил на иностранную аудиторию в X (бывший «Твиттер») с новой формой с национальным колоритом В этом году «Ак Барс» хорошо выстрелил на иностранную аудиторию в X (бывший «Твиттер») с новой формой с национальным колоритом Фото: скриншот соцсети

Не исключено, что и в этом сезоне самый прибыльный клуб КХЛ снова возьмет главный приз за SMM. В этом году «Ак Барс» хорошо выстрелил на иностранную аудиторию в X (бывший «Твиттер») с новой формой с национальным колоритом. Дизайнер формы — художница Алина Гибадуллина, которая имеет опыт работы с клубами НБА, рэпером Дрейком, продюсером и певцом Фарреллом Уильямсом и другими известными людьми. Ранее в сезоне клуб провел тематический матч в стиле МЧС — хоккеисты приехали на игру на пожарной машине и в костюмах пожарных, а талисман клуба Барсик вошел в тренерский штаб команды. А еще пиарщики обыгрывают актуальные инфоповоды вроде скандала вокруг вечеринок P.Diddy, с юмором относятся и к проколам клуба — например, после эпизода с выпавшим во время матча смартфоном у игрока Никиты Дыняка организовывают розыгрыш чехла с его автографом.

«Чтобы зарабатывать как раньше, нужно делать в 5 раз больше!»: 100 блогеров Татарстана

Пожалуй, самый популярный блогер из Татарстана — суммарной аудиторией 80 млн подписчиков — 29-летний Айдар Шаффл (Тагиров), прославившийся в TikTok танцами шаффл Пожалуй, самый популярный блогер из Татарстана с суммарной аудиторией 80 млн подписчиков — 29-летний Айдар Шаффл (Тагиров), прославившийся в TikTok танцами шаффл Фото: социальные сети Айдара Тагирова

Инстаграмеры*, тиктокеры и ютуберы

Кажется, что прошли и золотые времена для блогеров: часть соцсетей не работает без обхода блокировок, появились маркировки и, как бы странно это ни звучало, запрещена реклама на запрещенных ресурсах. А скоро контентмейкерам придется отчислять в казну еще и 3% от доходов за интернет-рекламу. С введением ограничений зарубежные соцсети потеряли значительную часть аудитории в России. По данным Mediascope, в феврале 2024 года «Инстаграм»* ежедневно посещали 6,8 млн россиян старше 12 лет — в 5,7 раза меньше, чем в 2022-м (38,4 млн). «Фейсбук»* сократил аудиторию в 6,5 раза — с 8,9 млн до 1,4 миллиона. TikTok потерял меньше: с 33 млн до 30,3 млн пользователей. Однако, по данным Brand Analytics, за год упало количество активных авторов — минус 800 тыс. человек. На 62% снизилось количество активных авторов «Инстаграма»* и на 34% — YouTube. Основной прирост аудитории получили «Дзен» (с 11,4 млн до 31,9 млн) и «Телеграм» (с 27,2 млн до 59,9 млн), а также «ВКонтакте» (до 56,2 млн, плюс 20%) и YouTube (до 55,3 млн). WhatsApp* вырос на 14% до 81,4 миллиона.

Пожалуй, самый популярный блогер из Татарстана с суммарной аудиторией 80 млн подписчиков — 29-летний Айдар Шаффл (Тагиров), прославившийся в TikTok танцами шаффл. В его аккаунте в соцсети сейчас космические 37,2 млн подписчиков, на YouTube-канале — 37,8 млн, а в «Инстаграме»* — 4,9 млн подписчиков. Тагирова часто можно увидеть танцующим на главных улицах Казани, а также других городов — недавно, например, он отжигал в Москве и Дубае. Но чаще всего парень выкладывает видео из зала, где обучает танцам детей — основную аудиторию шаффл. Часто в соцсетях появляются видео с учениками. В канале Тагирова TuzelityTeam в «Инстаграме»* сейчас 19,4 тыс. участников. Мелькает Тагиров и на телевидении — на шоу талантов и детском ТВ.

И хотя TikTok сейчас полумертвая платформа в России — в ней нельзя публиковать и смотреть новые видео, так же, как и иностранный контент, — нельзя не отметить, что некоторые блогеры сильно прокачались на этой площадке. Один из самых знаменитых — Дмитрий Таланов aka «человек-жиза», выкладывающий юмористические ролики. В его аккаунте 11,6 млн подписчиков. Правда, после появления ограничений заработки тиктокеров, в том числе и Таланова, снизились на 72%, отмечала ассоциация блогеров и агентств (АБА). В 2023 году ежемесячный доход блогеров с аудиторией свыше 2,7 млн подписчиков упал с 7,9 млн до 2,5 млн рублей. Впрочем, блогер продолжает развиваться, например, в «Инстаграме»*, куда россиянам легче попасть, чем в TikTok, у него 226 тыс. подписчиков.

15 лет назад Раиль Арсланов начинал с видеоуроков игры на гитаре, сейчас на его канале «Хижина музыканта» — 3,25 млн подписчиков, а один из его зрителей — раис Татарстана Рустам Минниханов Фото предоставлено Раилем Арслановым

Другой популярный YouTube-блогер из Татарстана — музыкант Раиль Арсланов. 15 лет назад парень из Джалиля начинал с видеоуроков игры на гитаре, сейчас на его канале «Хижина музыканта» — 3,25 млн подписчиков, а один из его зрителей — раис Татарстана Рустам Минниханов. Публику блогер развлекает в основном игрой на баяне и гитаре и пением в чат-рулетке, зачастую иностранцам, и проводит музыкальные стримы. Особенно блогер выстрелил после того, как начал миксовать баян и битбокс. Использует площадку и для продвижения своей музыкальной карьеры: выкладывает клипы и каверы. Недавно, например, у блогера был фит с Гузель Уразовой. Кипит работа над альбомом и репетициями к юбилейному туру, который стартует 11 апреля в Екатеринбурге, рассказал блогер «БИЗНЕС Online». «Почему юбилейный? В этом году проекту „Хижина музыканта“ исполнилось 10 лет, мне — 30 лет, а моей карьере на YouTube — 15 лет, — объяснил он. — Несмотря на все трудности и сильное сопротивление на этом поприще, блогинг будет жить. Потому что это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Но останутся только самые сильные. Как говорится, эти сложности нас сильно прокачают».

Денис Сальманов Денис Сальманов Фото из социальных сетей Дениса Сальманова

Денис Сальманов — один из представителей казанской тусовки, снимающий короткие юмористические видео, как раньше сказали бы, вайны, или скетчи. Такой формат видео оказался более популярен у татарстанских блогеров, чем длинные видео на YouTube.

К этому же сообществу можно отнести блогеров Платона Горохова (399 тыс. подписчиков) и Равиля Исхакова (643 тыс. подписчиков), Булата Браво (285 тыс. подписчиков). Блог Сальманова в «Инстаграме»* самый крупный — у него 1 млн подписчиков, а также 374 тыс. подписчиков на YouTube, куда он дублирует контент.

Богат Татарстан и на блогеров, рассказывающих о том, как вкусно и просто готовить еду дома. Одна из самых известных фуд-блогеров республики — Наида Султанова из Набережных Челнов: в ее аккаунте в «Инстаграме»* 1,5 млн подписчиков Фото из социальных сетей Наиды Султановой

Богат Татарстан и на блогеров, рассказывающих о том, как вкусно и просто готовить еду дома. Одна из самых известных фуд-блогеров республики — Наида Султанова из Набережных Челнов: в ее аккаунте в «Инстаграме»* 1,5 млн подписчиков. Помимо рецептов, в блоге девушка часто показывает свою жизнь, выкладывая видео с мужем и детьми.

Вкус детства: топ-30 блогеров – последователей татарского шеф-повара Юнуса Ахметзянова