«Кто такой ученый? Это человек, который за деньги государства удовлетворяет свою любознательность. Я этим занимался на протяжении довольно длительного времени, а теперь у меня появилась возможность отдать долг», — говорит ректор Университета Иннополис Александр Гасников. Долг он отдает разными путями — непосредственным вкладом в науку и образование в разных вузах, популяризацию математики среди школьников «Физмат прорывом», а теперь еще и реанимируя на всю страну образ ученого на собственном примере, став героем фильма «Влюбленные в математику». О том, какой кризис на самом деле привел его в Иннополис, почему сегодня вместо стратегии затыкание дыр и что нужно сделать, чтобы ученым снова стало быть модно, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Предпоследняя премьера Дома кино
Сегодня в легендарном московском Доме кино на улице Васильевской пройдут последние показы. Киноклуб, созданный по предложению Сергея Эйзенштейна, где выступал еще Владимир Ленин, закрывается, а особняк снесут, не дав довести до конца 90-й сезон. И очень символично на этом фоне, в Белом зале с лепниной и паркетом еще советских времен, выглядит одна из последних премьер. Она по большому счету тоже о сносе архаичного образа — стереотипа об ученом как о некоем советском рудименте в халате. И о рождении нового восприятия человека науки — как активного, успешного и яркого молодого человека, вокруг которого бурлит жизнь. Олицетворением этого образа стал ректор Университета Иннополис Александр Гасников, с которым однажды познакомилась режиссер Ольга Ажнакина и так впечатлилась, что решила снять о нем отдельный документальный фильм. Гасников отказался. Тогда Ажнакина в поисках других героев перебрала еще несколько десятков ученых и остановилась на двух талантливых сотрудниках лаборатории математических методов оптимизации МФТИ — Александре Безносикове и Дарине Двинских. И все же упросила Гасникова стать третьим. Так получилась картина «Влюбленные в математику».
Картина начинается с подачи Гасникова в прямом смысле — ученые играют в пляжный волейбол, ректор Университета Иннополис в футболке и шортах мощно отправляет мяч через сетку под трек рок-группы «Плюс 58» с рефреном «покажи себя на все сто… стороны света». Образы научных деятелей здесь максимально живые — 25 съемочных дней растянулись на два года: режиссер с командой караулила и документировала важные для героев события.
Ректор Университета Иннополис Александр Гасников стал героем картины «Влюбленные в математику»
«Я не актер, и мне иногда бывало сложно понять, чего хочет режиссер. Мы снимались, не зная сюжета, никто его не знал! Потому что тогда мы бы старались быть актерами, а задача режиссера — оставить нас собой, показать настоящую жизнь и провести по сюжетной линии. И Ольга сделала это очень искусно», — делится впечатлениями после премьеры Гасников.
«Это не в привычном виде документальное кино, здесь есть художественное осмысление. Для меня такая форма очень важна. Показать работу ученого — это сложнейшая задача. И мы с ней справились», — рассказала БИЗНЕС Online сама Ажнакина. По ее словам, бюджет фильма составил порядка 7 млн рублей — как грантовых, так и ее собственных. «Мне бы, конечно, хотелось отбить хотя бы что-то. Но это не самоцель: все будет зависеть от того, что смогут предложить коллеги. Я надеюсь, что „Кинопоиск“ и онлайн-кинотеатры заинтересуются. Надеюсь, подключатся ведомства и профильные министерства, которые могут стать проводниками и помогут нам донести кино до целевой аудитории. Я одна не справлюсь — снять кино сложно, но еще сложнее донести его до зрителей», — признает режиссер. Пока базово Ажнакина рассчитывает, что сможет показывать фильм в школах, например, на «Разговорах о важном».
«Я бы хотела, чтобы нас, ученых, воспринимали как Александра Гасникова»
«Свободный график, на голове большие наушники с шумодавом, в руках макбук», — описывает в фильме Безносиков образ ученого версии 2025 года. В его жизни очень много творчества, а принцип работы очень похож на то, что делает поэт или композитор. «В 90-е ученые уехали, потому что чувствовали, что никому не нужны. Сегодня я чувствую, что я нужен стране, конкретным компаниям для решения их бизнес-вопросов, нужен своим студентам, чтобы они развивались, нужен тем ребятам, которые только приходят на физтех, чтобы передать им знания и зажечь их. И нужен просто своей маме и своим родственникам, чтобы их радовать», — объясняет свою мотивацию молодой человек.
В разговоре с «БИЗНЕС Online» Безносиков признает, что в МФТИ все-таки особая ситуация, в основном ребята замотивированные, идут в аспирантуру осознанно, а не чтобы отсрочку от армии получить. «Конечно, важно финансирование. Если денег нет, на чистом энтузиазме очень сложно выехать. Студенты на самом деле ребята довольно неприхотливые: у нас нет такого, что кто-то заявил, что хочет получать 300 тысяч и ни копейкой меньше. Многие готовы посвятить науке несколько лет. Но какие-то разработки сложно довести до стадии реализации. Есть такой хороший анекдот: неважно, кто ты и что ты сделал, — важно, кто твой научный руководитель», — рассмеялся он, посмотрев в сторону Гасникова.
Герои фильма ездят на самокате, играют в настольный футбол, ходят в горы, гуляют по цветущей Москве. Вот красивая девушка в кроссовках и мини-платье, с элегантным рюкзачком за плечами изящно влетает в аудиторию и начинает вести пару о… линейной регрессии. А на камеру рассказывает, что не ищет легких путей. «В МГУ не пошла, потому что меня туда брали без экзаменов, это слишком просто», — смеется Двинских.
«Среди моих знакомых нет ни одного человека, который был бы настолько скучным, насколько все про нас думают, — уверяет она. — Я бы хотела, чтобы нас, ученых, воспринимали как Александра Гасникова. Он очень много знает в науке, но в то же время это безумно интересный человек: ходит в горы, плавает в море, бегает и может даже дать фору спортсменам — сам раньше профессионально занимался волейболом».
Александр Гасников: «Кто такой ученый? Это человек, который за деньги государства удовлетворяет свою любознательность. Я этим занимался на протяжении довольно длительного времени, а теперь у меня появилась возможность отдать долг»
«Стало понятно, что то, чем я занимаюсь, начинает рушиться»
Вошел в фильм и фрагмент занятий Гасникова со школьниками в федеральном «Сириусе». «Чем моложе человек, тем в хорошем смысле он наивнее. Чем старше он становится, тем больше возникает каких-то проблем: появляются девушки, семья, необходимость зарабатывать деньги, какая-то суета, которая отвлекает», — объясняет он. Неслучайно в первом же интервью «БИЗНЕС Online» на посту ректора Университета Иннополис Гасников анонсировал мегапроект по работе именно со школьниками, который уже обрел довольно понятные контуры, финансирование и даже поддержку со стороны президента РФ Владимира Путина. Так, только на этот год на поддержку 350 учителей математики и физики выделили 75 млн рублей из бюджета, еще 11 млн получат вовлеченные школьники, а еще 20 школам раздадут миллионные гранты на работу в качестве методического центра.
Впрочем, покажут и само появление Гасникова в Татарстане. После залитых светом людных аудиторий и коридоров МФТИ и солнечного «Сириуса» такси высаживает его на дороге в заснеженном Иннополисе.
«В какой-то момент стало понятно, что то, чем я занимаюсь, где я работаю, начинает рушиться. Коллектив, который создавался, начинает разъезжаться в основном по причине отъезда за границу. И тот комфортный формат, в котором я работал, — а у меня была своя научная школа — стало сложно сохранять, — откровенно рассказывает он. — И началась другая жизнь. Кроме мыслей о том, как сделать что-то классное, что-то великое, начались мысли и о том, как все это сохранить и не дать ему разрушиться».
Выход Гасников видит в межвузовской коллаборации, а назначение на пост ректора называет стечением обстоятельств — он никогда не грезил о кресле управленца. Но в какой-то момент понял, что его опыт, знания и знакомства могут что-то кардинально изменить в масштабах страны: «Я не столько боюсь разочароваться сам, сколько боюсь разочаровать […]. Ведь кто такой ученый? Это человек, который за деньги государства удовлетворяет свою любознательность. Я этим занимался на протяжении довольно длительного времени, а теперь у меня появилась возможность отдать долг».
Картинки из жизни ученых сменяются в ритме танго, которое танцует Двинских. Сколтех, море, лекции, автомат с газировкой, улица Баумана и снова занятия. А вот и снова Гасников на волейбольной площадке: «Пойдемте играть!»
На премьеру пришли больше 600 человек. Это и студенты, и увлекающиеся математикой люди, и известные ученые
«Когда я или Александр Владимирович читаем лекции школьникам, мы закрываем существующие дыры»
На премьеру пришли больше 600 человек. Это и студенты, и увлекающиеся математикой люди, и известные ученые. Неудивительно, что постпремьерное обсуждение вылилось за границы отдельного фильма и перетекло к философской проблеме популяризации науки как таковой. Советник ректора Сколтеха по науке, профессор НИУ ВШЭ Григорий Кабатянский вспомнил фильм «Девять дней одного года», вдохновленный стихотворением Бориса Слуцкого «Что-то физики в почете». «Я тут с одним молодым коллегой рассуждал, что должно быть в современном противопоставлении физиков и лириков. Ничего лучше, чем блогеры, не придумал, — улыбнулся он. — Фильм хороший, а вообще надо задуматься, как бы популяризировать математику, чтобы она не исчезла».
«В советское время не было проблем с тем, чтобы в обществе поднимать престиж науки. Фильм-то снят, но это была скорее констатация имеющегося престижа. И что произошло? И я ответил — что все дело в целеполагании. Когда целью объявили благосостояние, это привело ко многим-многим последствиям. Цель должна быть высокой. Эта проблема перед обществом действительно есть», — подметит позже со сцены академик РАН Евгений Тыртышников.
Известный ученый и популяризатор математики Николай Андреев в беседе с «БИЗНЕС Online» обратил внимание на еще одну любопытную деталь. По его словам, XX век сложился очень удачно для науки: она уже многое могла и при этом давала быструю отдачу. И все, власти в том числе, понимали, что этим нужно пользоваться. «Сейчас мы этот этап прошли. Да, сейчас на пике искусственный интеллект, но это не совсем наука, — говорит он, фиксируя, что в последнее время у государства снова появилось понимание, что науку нужно поддерживать. — Сейчас ситуация меняется, нужно поддержать формулируемое государством желание популяризации. Александр Владимирович закрывает собой, как обычно, все. В Татарстане есть проект „Физмат прорыв“, который поможет, надеюсь, увлечь людей математикой и научной жизнью вообще».
Андреев рассказывает, что уже прочитал несколько лекций в районах Татарстана и увидел, что там, как и в целом в России, в каждой деревне есть ребята, у которых начинают гореть глаза. «В одном из районов я подарил детям небольшие подарки, а они сказали, что отдадут их учителю. Говорят: „Вы думаете, почему мы такие умные? Потому что учитель у нас хороший“». Вот таких учителей и важно поддерживать. Они есть во многих районах», — подчеркивает Андреев.
Впрочем, ученый не уверен, что помощь должна быть именно в виде грантов, а не планомерной поддержки. «Главное — это отсутствие спешки. Сделать абы как можно, но современный мир часто вместо качества на первый план ставит количество просмотров и прочие формальные метрики, которые, может, что-то и отражают, но вопрос качества проседает очень сильно. Должна быть планомерная работа, учитывающая мнения разных экспертов. Нужен продуманный системный механизм, отражающий позицию сообщества, а не запущенный решением одного человека на его усмотрение. Когда я или Александр Владимирович читаем лекции школьникам, мы закрываем существующие дыры. Все дыры закрыть невозможно, а системы пока, к сожалению, нет», — констатирует Андреев.
И Гасников с ним заочно соглашается: «Сейчас нет системы и стратегии освещения науки как таковой. Точнее, она вроде как есть, но не работает так, как нужно. Представьте, что вы семиклассник, который находится на распутье. И у вас нет каких-то выдающихся школьных учителей, которые могли бы вас увлечь, по телевизору вы не видите той повестки, которая может вас увлечь, то, что предлагают рекомендательные системы видеосервисов, по умолчанию связано с каким-то развлекательным контентом — и это тоже не совсем то, чего душа просит. Получается, что вы одновременно и абсолютно информированы, и в вакууме».
По словам ректора Иннополиса, фильмы вроде «Влюбленных в математику» дают шанс показать детям путь ученого. Подчеркнуть, что необязательно быть блогером или кинозвездой, чтобы быть известным и получить признание. «Если сделать акцент только на том, что ученый — это богатый человек, будет неправильно, потому что в науку пойдут люди, которые стремятся к власти и деньгам. Очень важно, чтобы это действительно было по любви, чтобы это было призванием. И задача СМИ и киноиндустрии в том числе — показать, что да, среди прочего у ученых и с зарплатой будет все хорошо, но главное, это безумно увлекательный способ жить, пройти свой путь», — заключает Гасников.