Не пригодившийся подвиг Айзатуллина, мигрантские чистки на стройках и сбывшаяся мечта Комарова
Топ-10 событий строительной отрасли Татарстана в 2024 году. Голосуем!
Рекордно быстрая сдача объектов к форуму стран БРИКС, конец льготной ипотеки и падение рынка новостроек, массовая депортация мигрантов… Такими были важнейшие события сферы строительства. Случились и революционные для отрасли перемены. Все полномочия в стройке отдали минстрою РТ, что в моменте привело к миллионным потерям для предпринимателей. Почти единовременно открыли сразу несколько значимых трасс, которые республика ждала десятилетия. Чего стоит только обход Набережных Челнов и Нижнекамска. Какие строительные события можно назвать главными в 2024 году, предлагаем определить читателям «БИЗНЕС Online».
Конец ипотечного допинга
Важнейшим событием года стал конец льготных программ ипотечной поддержки. После решений Центробанка, взвинтивших ключевую ставку, в правительстве РФ решили завершить программу. Платить за нее банкирам стало слишком дорого, а лишних сотен миллиардов в бюджете уже нет. Эффект отмены тут же настиг рынок. После рекордных продаж мая и июня, когда застройщики закрывали каждый месяц с двойным опережением, продажи рухнули до рекордно низких показателей. Октябрь показал трехкратное в сравнении с прошлым годом падение. Все ждут снижения цен. И вот с января минстрой России снизил норматив стоимости жилого «квадрата». Для Татарстана данный показатель оказался на уровне в 141,7 тыс. рублей — это сразу на 9,5 тыс. меньше, чем в конце 2024-го. Застройщики начнут снижать цены? (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Напрасный подвиг Айзатуллина: сданные здания Millennium Panorama оказались не нужны БРИКС, а новый театр им. Камала так и не доделали к саммиту
Крупнейшим событием года стал саммит стран БРИКС — как по политическому масштабу для страны, так и по его наследию для Казани. Стройкомплекс принимал в подготовке БРИКС живейшее участие. Самые заметные свершения — новый театр им. Камала и первые два здания пятизвездочных отелей у «Ривьеры», которые получили название Millennium Panorama. Оба последних объекта намеревались построить к концу октября — приезду делегаций БРИКС. Сроки были сжатыми до предела, но задачу поставили — ее надо выполнять. Ресурсы мобилизовывали отовсюду: там работал каждый 25-й строитель Татарстана. Были сложности с цементом, и глава минстроя в ручном режиме «расталкивал» застрявшие в пути вагоны, встречался с производителями, ежедневно «штабил» стройку на Казанке. В итоге здания Millennium Panorama получили положительное заключение госэкпертизы накануне саммита, но одно дело — построить, другое — принять гостей. На это просто не решились — сказался опыт «Кул Гали», где полгода отстраивали все отельные процессы. Так что подвиг строителей оказался, можно сказать, напрасным. Зато «мавзолеи» на Казанке президентов стран БРИКС все-таки приняли… Не успели показать во всей красе и новое здание театра им. Камала. После того как политики БРИКС покинули Казань, настрой заметно поменялся. Если раньше слышны были призывы ускорить стройку, то теперь раис Татарстана Рустам Миннихановговорит о качестве. Первое крупное мероприятие театр примет в феврале — архитектурный форум «Казаныш», который также пройдет под флагом стран БРИКС. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Мигрантские чистки
Иностранцы, как известно, один из основных источников пополнения армии рабсилы. Строительных комплекс Татарстана давно подсел на «мигрантскую иглу». Каждый пятый работник на стройплощадках — мигрант. В целом проверки по вопросам мигрантов шли в штатном порядке — раз в два месяца. Законопослушным бояться было нечего, но после трагедии в «Крокусе» гайки закрутили. В апреле со стройки возле «Миллениума» выдворили 22 мигранта. После масштабной проверки с участием сотрудников центра по противодействию экстремизму и управления по вопросам миграции МВД по РТ обнаружили 152 нарушителя (из 200 проверенных). Внеочередные рейды и депортации шли под флагом федерального поручения. «Нам нужно глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике», — обращался президент России Владимир Путин к силовым ведомствам и спецслужбам. В целом за год стройкомплекс потерял 7 тыс. строителей, мигрантская доля тут заметна. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Градостроительный коллапс: как изъятие строительных полномочий у районов парализовало выдачу разрешений на строительство
Год прошел под флагом передачи градостроительных полномочий от муниципалитетов республики на уровень министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Казань и Набережные Челны пока оставили в покое — в конце 2024-го приняли решение о дополнительной отсрочке. Во время обсуждений в Госсовете Татарстана звучали довольно оптимистичные лозунги: «Управление должно находиться в одних руках», «Республика должна перейти на агломерационное строительство» и все в таком духе. По факту переход полномочий к минстрою еще не завершен, и особенно трудно пришлось застройщикам в начале года. Взвыл и бизнес — за разрешением на стройку даже коровника поначалу приходилось ездить в Казань. «Не будешь пробивать лбом — придется полгода сидеть и ждать. Никто о тебе там не вспомнит», — так предприниматели описывали получение разрешения на строительство и другой градостроительной документации в минстрое республики. Отладка процессов затянулась до осени. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Мастер-план Казанской агломерации: метро в Куюки и трамвай в Зеленодольск
Завершилась подготовка мастер-плана Казанской агломерации, работа над которым началась в январе 2023-го. Документ ушел в министерства и ведомства, начался процесс согласования. Напомним, документ готовил Институт пространственного планирования РТ под руководством Олега Григорьева.Что представляет собой мастер-план? Это расчеты по нескольким сценариям развития до 2050 года: как поменяется демография, какие отрасли экономики будут развиваться особенно активно и что тормозит процветание агломерации. Последнее — проблемы территории, к которым в мастер-плане прилагаются варианты решений. Одна из них — перегруженная транспортная система. Предлагают нацелиться на общественный транспорт, потому что в ином случае автомобилизация за 25 лет вырастет до 600 машин на 1 тыс. жителей. Предлагается ряд довольно сложных решений — например, аэропортовскую ж/д ветку предлагают продлить до Лаишево, а метро — протянуть до Куюков. Еще одно, пожалуй, революционное предложение — связать Казань и территорию «Большого Зеленодольска» линией трамвая. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Пять точек дорожной эволюции
«У нас этот год уникальный, мы завершаем и вводим в эксплуатацию очень много крупных, капиталоемких объектов, — говорил в конце ноября министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. — Если хотите, республика практически идет на уникальный рекорд сдачи объектов. Это может быть более 200 километров четырехполосных дорог». Пройдемся по составляющим рекорда. 1. Обход Нижнекамска и Челнов. Строительство началось в 2021-м, а завершилось под конец 2024-го. Дорога стала продолжением М12: бюджет потратил на нее примерно 80 млрд рублей. Время в пути от Казани до Нижнекамска сокращается на час. 2. Первые платные дороги. Самая, пожалуй, важная — 145-километровая платная магистраль Алексеевское — Альметьевск. Это первый в России пример дорожной концессии с частным инвестором. Почти 20 лет назад трассу вызвался строить основатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Автобан открылся в конце декабря. И конечно, Вознесенский тракт — это первая платная дорога в Казани. 8-километровая вторая очередь обошлась в 26 млрд рублей. 3. Ш1 — «Большой Зеленодольск». Трасса призвана обеспечить связность территорий вокруг Новой Туры, Осиново, «Салават Купере». В этих краях — точка роста жилья в Казанской агломерации. «Ожидается, что там будет более 5,7 миллиона квадратных метров жилья, а дорога уже окажется готова», — говорил Ханифов. 4. Реконструкция Горьковского шоссе. Дорогу в 11 км расширили до 6 полос, увеличили пропускную способность в 2 раза. «Это важный шаг развития Казанской агломерации», — отметил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Зато пробки выросли там, где их раньше не было, например на улице Восстания или у перекрестка Краснококшайской и Большой Крыловки, ведь теперь быстро въехавшие в Казань машины наполняют улицы куда быстрее, чем раньше. Да, теперь можно с ветерком доехать из центра до выезда на М7, но, по расчетам экспертов, удобство для машин стимулирует рост автомобилизации. 5. Развязка на М7 у Иннополиса. Это еще один долгожданный участок. Он расширен с двух до четырех полос, теперь вся заволжская часть М7 стала четырехполосной. В наступившем году таких масштабных свершений уже не будет, но Казань ожидает строительство новых платных вылетных магистралей. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Главный объект года: новый кампус Высшей школы нефти в Альметьевске
В начале года в Альметьевске официально открыли кампус Высшей школы нефти (ВШН). Уникальность этого вуза в первую очередь в объединении вузовской и отраслевой науки. Благодаря соседству с ТатНИПИнефть студенты уже с первого курса погружаются в решение реальных проектов, которые выполняет отраслевой институт не только для индустриального партнера в лице «Татнефти», но и для компаний России и мира. Из учебных корпусов по переходам можно попасть в жилые. Последние еще и выполняют роль общественных пространств: в каждом организована зона отдыха с мягкими диванами, экспонируются выставки Альметьевской картинной галереи. Проектная мощность ВШН рассчитана на 1,7 тыс. студентов и 490 научных сотрудников. (Фото: rais.tatarstan.ru)
Отставки и назначения
Ушедший год оказался богат на отраслевые кадровые перестановки — они шли каскадами. Началось все с Госжилинспекции (ГЖИ): Сергей Крайнов покинул ведомство, его место занялАлександр Тыгин. Назначение принесло новые задачи: судя по всему, Тыгин нацелен на усиление роли ГЖИ. Мешает этому ситуация с кадрами — штат не укомлектован примерно на треть. Решение данной задачи для Александра Васильевича приоритетно. Тем не менее в публичном пространстве роль Госжилинспекции явно стала более заметной… Ради команды мэра Москвы Сергея Собянина летом покинул Казань Нияз Ситдиков — в столице он возглавил управление гражданского строительства Первопрестольной, а на посту главы ГИСУ РТ его сменил Ильнар Хафизов, переехавший из «Татлизинга». Последним теперь руководит Айрат Галимбеков, ранее занимавший должность замдиректора этой структуры. Перемены и в Госстройнадзоре: Василий Кудряшов ушел на пенсию, дела принял выходец из ГИСУ Татарстана уроженец Альметьевска ВалиНазмеев… Неожиданностью для отрасли стал уходАлексея Фролова — первого заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики: в сфере жилищно-коммунального хозяйства он работал с 2002 года. На смену ему пришелДамир Шайдуллин, до этого глава исполкома Высокогорского района. Но пока, как говорят собеседники «БИЗНЕС Online», главе минстроя приходится уделять вопросам ЖКХ больше времени, чем раньше; впрочем, это может быть связано с увеличением внимания к данной сфере на всех уровнях. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Коммунальная разруха и национализация водоканалов
В этом году ярко дала о себе знать разруха в коммунальных сетях. Ситуация потребовала решительных мер, например национализации и многомиллиардных инвестиций. Сети горячего водоснабжения и тепла в Нижнекамске были переданы от АО «ВКиЭХ» (нижнекамский водоканал) под крыло компании «Татэнерго». О полной передаче сетей в начале декабря сообщил мэр Нижнекамска Рамиль Муллин.Решение вынужденное — износ сетей водоснабжения и тепловых сетей в столице нефтехимии РТ превысил 70%, т. е. под землей в Нижнекамске настоящая «труха». Аналогичное решение принято по Чистополю: город в январе прошлого года остался без воды на две недели, и это стало последней каплей (а заодно лебединой песней собственников). Пакет акций АО «Стройтех», которому принадлежало 75% чистопольского водоканала, безвозмездно перешел под контроль РПО «Таткоммунэнерго»… Общая ситуация такова, что Татарстан вынужден разработать собственную программу капремонта сетей по примеру «Нашего двора». Напомним, по решению раиса РТ Рустама Минниханова в реновацию дворов за пять лет вложили 50 млрд рублей. Но глубина разрухи в сетях гораздо глубже: только недоремонт объектов казанского водоканала оценен в 127 миллиардов. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Обманутые «дольщики» потрясли рынок ИЖС
В Татарстане идет громкое судебное разбирательство по делу обманутых «дольщиков» на рынке ИЖС. В частности, фигурантом уголовных дел стали компании «Таунхаусы и дома» и ООО «Альфастройкапитал». Они предлагала построить коттеджи быстро и дешево, но решившиеся на договор клиенты домов так и не увидели. Число пострадавших растет — в Татарстане их количество достигло 200 семей. В ходе большой прямой линии 19 декабря проблему удалось довести до Владимира Путина. Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросила о помощи семьям, попавшим в ловушку мошенникам от ИЖС, как когда-то помогли обманутым дольщикам. Президент удивился тому, что на данном рынке до сих пор не работает механизм эскроу-счетов, и поручил разобраться в ситуации. После вопроса Путину в редакцию газеты начали писать и звонить люди со всей России. Стало понятно, что счет пострадавших семей в стране идет на тысячи. Выявлены как минимум 65 компаний, которые действовали по схожей мошеннической схеме. «БИЗНЕС Online» продолжает следить за этой историей в наступившем году. (Фото: «БИЗНЕС Online»)