Дед Мороз — один из главных символов Нового года, без которого праздник невозможен. В Татарстане уже давно набирает популярность «коллега» сказочного персонажа — Кыш Бабай. Профессиональный актер рассказал «БИЗНЕС Online» о доходах, рутине профессии, заработке до 25 тыс. рублей за 15 минут и требованиях к национальному волшебнику.
О герое
Нашему герою еще нет 35 лет. Он имеет профессиональное образование. В роли Кыш Бабая наш собеседник выступает уже 10 лет.
Особенности национального Деда Мороза
- Кыш Бабай тесно связан с религиозными представлениями древних тюрок. По их поверьям, зима подчинялась божеству Кыш Тонгрессе, или Кыш Бабаю. В честь главного тюркского божества — Тенгри — Кыш Бабай и его помощники, среди которых дочь Кар Кызы, водили хороводы вокруг ели и совершали магический обряд «Каратен» («черная ночь»).
- Я позиционирую себя как «народный Кыш Бабай», потому что у нас ушлые бизнесмены как-то запатентовали бренд «Кыш Бабай», и сейчас начались суды с театром кукол и прочее. Иски пока никто не предъявлял, но я подстраховываюсь.
- Что отличает костюм Кыш Бабая? Зеленый национальный цвет — это отсылка к Татарстану, нашей религии, если так можно сказать. Хотя, конечно, религия и Дед Мороз — это разные вещи. На шубе должны быть национальные узоры. Если у Санта-Клауса на голове колпак, а у Деда Мороза шапка, у меня — тюбетейка.
«От Кыш Бабая вообще должно пахнуть морозной свежестью. Мы же по работе активно взаимодействуем с людьми»
О том, как попал в профессию
- Начал работать с 2014 года, я тогда учился в театральном училище. Руководителю учебной части понадобился Дед Мороз, и я поехал по ее заказу в детский сад. Естественно, сначала своего костюма не было, приходилось работать в том, который предоставляли в детских садах. Он, как правило, для высоких молодых людей бывает коротковат, да еще и обшарпанный. Спустя время решил, что нужен собственный костюм.
- Его я шил в далеком 2013-м в одном из театров Казани. По-моему, тогда он обошелся примерно в 14 тыс. рублей за пошив. Плюс я сам покупал материалы. Костюм сшит профессионалами очень добротно и выглядит богато. В первый же год я его отбил чисто на садиках. Тогда у меня вышло тысяч 17.
- На сезон приходится много заказов, и поэтому костюм надо обязательно держать в чистоте. Я стираю набитую пухом толщинку (подкладка для увеличения толщины фигуры — прим. ред.). Когда я начинал, был худеньким студентом, поэтому женщины в театре мне его в подарок сшили, чтобы я потолще, пошире казался. Сейчас, несмотря на то что я сам стал гораздо больше, все равно продолжаю надевать толщинку.
- Конечно, ухаживаю за бородой и усами. От Кыш Бабая вообще должно пахнуть морозной свежестью. Мы же по работе активно взаимодействуем с людьми. Например, недавно брал ребенка на руки для фотографии, он прижимался к моей бороде. Никакого неприятного запаха быть не должно. Ведь волшебник уйдет, а человек может сказать: «От него воняет, перегар». Это же ужасно, когда пахнет вспотевшим мужиком, так всю сказку можно убить.
О заработке
- Сейчас средний ценник у меня начинается от 2,5 тыс. рублей за 10–15 минут выступления с начала декабря. С 25-го числа это сумма увеличивается, 31 декабря ценник начинается от 6 тыс. за 10–15 минут работы. Максимально до 25 тыс. может доходить. Но все зависит от заказчиков: если они состоятельные, то сумма немного меняется, если же это выезд в хрущевку или сталинку, то сильно не гнем.
- Иногда Кыш Бабая заказывает семья, где ребенок-инвалид. С них вообще ничего не берем.
- У меня есть заказы от татарстанских компаний. На заре карьеры даже как-то звали на встречу гостей Сбера, потому что у него брендовый цвет зеленый. Но там то ли с деньгами тогда не срослось, то ли я не смог.
- «Сезон» у Кыш Бабая длится почти месяц — как правило, с середины декабря до 1 января. Есть заказы и на январских выходных, но единичные. В этом году вышло больше 30 заказов: это и утренники, и корпоративы, и частные заказы — работаем с раннего утра до позднего вечера. Но из-за большой загруженности от части мероприятий пришлось отказаться.
- Как я и сказал ранее, в первый год я заработал 17 тысяч. С каждым годом доход прибавлялся, это было очень существенно для студента. Потом постепенно получалось зарабатывать все больше и больше. Максимальная сумма, которая у меня выходила, когда я еще считал, — 180 тысяч.
- В мою статью расходов входит бензин, передвижение. Сколько лет работаю, каждый год себе говорю: «В этом году найму водителя и чисто в костюме буду кататься, зайду поздравлю, деньги получу и уйду». Но что-то все не получается. Еще есть расходы на «кучтенеч» (гостинцы). У меня костюм сшит таким образом, что дети, загадав желание, вытаскивают из шубы сладкий подарок, или же, как мы его называем, подарок от зайчика («куян кучтенеч»).
О клиентах: к кому приезжает Кыш Бабай?
- Один из самых богатых заказов у меня был 31-го числа в Москве на Рублевке у одного из очень обеспеченных людей Российской Федерации. Там люди заказывали именно татарского Деда Мороза, потому что человек собирал всех родных, друзей. В гостях были люди совершенно разных национальностей. Мне сказали составить программу на татарском, я так и сделал. Потом, узнав, что там и французы, и итальянцы, пришлось на ходу все менять. Мы вместе с гостями учили татарские слова, объявляли поздравление Владимира Путина, затем дорогой салют смотрели с балкона особняка. Заказ пришелся на новогоднюю ночь, я тогда получил 140 тысяч. 40 тыс. ушли агенту, назовем его так, 100 тыс. я оставил себе и Снегурочке. Я до последнего не знал, что мы работаем на Рублевке. Если бы я знал, конечно, попросил бы другую сумму. Но для студента это были большие деньги! Перелет, проживание в отеле оплачивали организаторы, 1 января мы улетели обратно в Казань.
- В большинстве своем людям не сильно важно, кто из сказочных персонажей к ним приходит: Кыш Бабай или Дед Мороз. Бабая зовут те, кто хочет сохранить традиции и язык. Таких не очень много за сезон. Пьяных гостей я не вижу. Если зовут домой, то в основном к детям, там все трезво.
- О конкуренции на рынке Кыш Бабаев не могу сказать. Татарские Деды Морозы могут и в синем, и в красном костюме приходить к гостям, главное же — разговаривать по-татарски. Работы хватает всем.
- Недавно случай был: одна очень состоятельная женщина позвонила, деловито заявила, что ей нужен Кыш Бабай, важна хорошая программа, костюмы, и спросила, во сколько обойдется программа 31 декабря вечером за городом. Я ей озвучил сумму: 60 тыс. на двоих — Деда Мороза и Снегурочку. Она сказала: «Для нас это дорого, я думала, будет тысяч 10–20, как у аниматоров». Это меня иногда поражает. Люди думают, что мы какие-то соцработники, но у нас тоже есть свои семьи, их надо кормить!
- Мы профессиональные артисты. Аниматорские агентства под плюсовку что-то поют, создают антураж, но в них нет души. Там студенты работают, которые не могут подход найти. Недавно у нас был заказ, ребенок 2,5 года застеснялся, не захотел рассказывать стих. Так мы с ним и так и сяк, и Снегурочка его уговаривала, и Дед Мороз. В итоге малыш расслабился, рассказал заветный стишок, обнимался и потом не хотел расставаться со сказочными персонажами. Мы ищем подход! Не хочу обижать аниматорские агентства, но надо, чтобы люди понимали, кого они хотят на свой праздник. Если они хотят «вау-эффект», шоу, то это надо к аниматорам, если же они хотят душу, традиции, то тут нужно идти к профессиональным актерам.
Требования к волшебнику
- Естественно, самое главное требование — обязательное знание татарского языка. С этим беда. Даже у нашего главного Кыш Бабая, на мой взгляд, с татарским не очень хорошо. Слышен акцент, он не может сразу понять собеседника и изъясняться свободно. У Кыш Бабая должен быть и высокий рост, и голос, чтобы соответствовать каноническому персонажу.
- В нашей программе есть небольшие особенности: мы сначала рассказываем историю Кыш Бабая, потом проводим традиционные татарские игры — разбивание горшка, бег с яйцом в ложке, бег в мешке.
- Снегурочку я очень долго искал: нужна была миниатюрная девушка, ростом 150–160 см, голубоглазая или зеленоглазая блондинка.
- Многие актеры или аниматоры напяливают дешевый китайский парик, а потом у них торчат черные брови, щетина. Или, например, к детям приходит Снегурочка-брюнетка. Я всегда этого избегал. Еще Кыш Бабай должен уметь накладывать грим.
Из личных наблюдений
- Мне всегда приятнее работать в детских садах, потому что маленькие дети очень ждут чуда. Ты выходишь к ним, и они говорят: «Ва-ау!» Видишь их восторженные глаза и сам начинаешь верить в какое-то чудо. Очень приятно, когда маленькие дети после утренника подходят к тебе, рассказывают свои истории. Вообще, «Дед Мороз» — это хобби, как у таксиста хобби таксовать, потому что у него свой бизнес, только у меня — «дедморозить». Устаешь, конечно, в такие дни очень сильно — это обратная сторона медали.
- Приятно, когда Дедушке Морозу тоже дарят подарки. Например, когда мы в первый год поздравляли мальчика-инвалида, родители подарили нам со Снегурочкой пахлаву. У меня есть семья, к которой я начал приходить еще на заре своей карьеры. Тогда ребенку было два года. Я каждый год к ним хожу. Там уже 12-летний пацан, у него есть братишка, а совсем недавно в семье появился еще ребенок, ему сейчас пять месяцев. Это самый необычный заказ, потому что дети всегда просят, чтобы Дед Мороз заходил с балкона. И в первый год я зашел в квартиру, спрятался на балконе и через пять минут постучал в окно. Они были в шоке. С тех пор с ними тусуюсь. Недавно они начали и мне что-то дарить в ответ.
- У Кыш Бабая или у Деда Мороза всегда за пазухой должен быть сладкий подарок, например чупа-чупс. Недавно был такой случай: приехал на заказ, в машине напялил бороду, парик. В соседнюю машину села девочка с отцом, она меня увидела, очень удивилась, я приспустил окно, достал чупа-чупс, сказал: «С наступающим!» Счастью не было предела.
- Раньше, когда в костюме по улицам ходил, люди издалека видели, радовались, проявляли внимание. Сейчас все загруженные, все «в себе», народ очень уставший.