Уходящий 2024-й для банного рынка Казани стал испытанием на прочность — как выразился один из основателей местной банной школы Булат Сиразиев, «тряхнуло всех». Прежде всего речь идет об экономике парения. Санкции, рост цен на продукты, турбулентность на рынке веников и дров — все это ударило по владельцам парных как общественного формата, так и премиум-сегмента. Удар пришелся также по карманам клиентов: реальная инфляция — до 30%. Некоторые из игроков вынуждены были закрыться и уйти с рынка. И все это несмотря на рост общего интереса к культуре правильного парения. О том, кто открылся, а кто закрылся и чего ждать от банной индустрии в 2025-м, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Впервые за 10 лет летний сезон не продемонстрировал спада…»
Сегодня примерно 2% населения, говорят наши собеседники из числа владельцев бань, регулярно посещают парные. Остальные — пока еще неосвоенная часть банного рынка, сердца которой надеются покорить пармейстеры (или пар-мастера, так в отрасли называют профессиональных парильщиков). Тем не менее, как отмечает основатель и собственник сети банных комплексов «Деревенька» Андрей Васильев, положительные сдвиги есть.
«Мы заметили активный рост посещаемости в дневное время. Вечерняя посещаемость также увеличилась, но здесь посещаемость всегда была на пике, — отмечает наш собеседник. — Впервые за 10 лет летний сезон не продемонстрировал привычного резкого спада. Зато затянулось начало осенне-зимнего сезона. Не было резкой динамики сезонного роста по месяцам по отношению к прошлому году».
Растет и внимание к трезвому парению.
Его коллеги по цеху также фиксируют общий прирост клиентов. И связывают это со снижением доступности зарубежного отдыха — туристы и местные жители тратят деньги внутри страны.
Еще один интересный тренд — резко возрос интерес к баням среди прекрасного пола. В этом году в общественных банях стали активно появляться женские разряды, а также смешанные (мужские и женские), семейные бани.
Растет и внимание к трезвому парению. «Привычка совмещать банный отдых с алкоголем постепенно уходит на второй план», — констатирует основатель бани Soloma Тимур Крылов. По словам банщиков, среди посетителей парных все чаще стал звучать запрос на халяль. «Значительное число гостей соблюдали мусульманский и христианский посты. Это отразилось на высоком спросе на постные блюда, а также на заметном увеличении посещений в вечернее время после захода солнца, преимущественно без употребления алкоголя», — отмечает все тот же Васильев.
Смыть всю усталость и стресс перед Новым годом!
Казань, ул. Островского, 16/3
Тел. 8 (843) 203-25-80
Сайт: bani-derevenka.ru
«Телеграм»: t.me/derevenka_kzn
«В позапрошлый и прошлый год люди регулярно звонили и умоляли нас разрешить им принести алкоголь. Сейчас такого практически нет. Выросла культура парения, люди поняли, что пить — это уже немодно, — подтверждает владелец бани „Иная“ Тимур Хабибуллин. — Нет, остаются, конечно, такие бани, в которых можно. Но у них изначально и формат такой. У проектов же формата „парение под ключ“ все нормально, люди идут уже не пить, а отдохнуть с парением».
Открытия года
Возросший спрос на отдых «поближе к дому» закономерно повышает предложение. Рынок, повторимся, на подъеме. Возможно, не на таком, какой был в 2022–2023 годах, когда как грибы после дождя появлялись все новые и новые банные комплексы, но пара громких открытий все-таки случилась. Прежде всего речь идет о банях премиум-сегмента.
Банный рынок делится на несколько сегментов:
1. Дешевые сауны прямиком из 90-х в подвалах жилых высоток. Их мы в данном материале не рассматриваем.
2. Общественные или городские бани без сервиса. Также «наследие» еще 90-х.
3. Общественные бани с сервисом. Здесь можно и поесть, и попить, и попариться, по отдельному ценнику — массаж, спа и все, что душе угодно. Ценник чуть повыше, чем у просто городских бань, но все еще довольно демократично. Это условное «Распарье», «Деревенька».
4. Бани в аренду. Это когда ты приходишь и снимаешь парную вместе с пар-мастерами. Примеры: «Бани у Дани», «Туган Авылым» и т. д.
5. Бани премиум-сегмента под ключ. Самые дорогие и самые элитные парные с полным перечнем услуг. Это когда гость приходит и ни о чем не задумывается: его парят, кормят, поят, моют. Это, например, «Веснянкинские бани», Soloma, «Курбановские бани», баня «Иная», «Столбы», из последних — FoRest, «Шале». У всех средний ценник на свежий пар колеблется от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, а где-то и выше, все зависит от выбранной программы посещения — чаще всего она индивидуальна и собирается как мозаика из ряда услуг.
Наши эксперты отмечают следующие: «Боровая баня» в жилмассиве «Лесные холмы» рядом с Песчаными Ковалями; банный комплекс «Роща» в Киндерях; комплекс «Ханские бани» в Малых Ключищах, чуть подальше Раифы.
Как нетрудно заметить, новые частные премиум-бани располагаются в основном в пригородах. Отчасти, объясняют собеседники, это связано с тем, что «поляна» непосредственно в городе уже занята. При этом указанные проекты сами по себе неплохие, отмечают наши эксперты, единственный минус — слишком уж длинное транспортное плечо. «Порой не всегда удается вытягивать клиента из города, многие не решаются ехать далеко», — отмечает один из собеседников.
В «Шале» закончили ремонт на втором этаже комплекса и запустили там прием женского разряда, а «Бани у Дани» открыли еще один филиал — в Аракчино, чуть подальше Храма всех религий
Выигрышнее на этом фоне выглядят банные комплексы, открывающиеся в черте Казани. Например, большое будущее прочат новому банному комплексу «АйсПар». Он расположился рядом с Голубым озером в Авиастроительным районе Казани.
Вообще элитных бань вблизи естественных водоемов не так много. Сходу вспоминаются только «Бани у Дани» у реки Солонки в Кадышево и «Шале» на берегу одного из заливов Волги близ Аракчино. Это разные проекты: первое больше про аренду, второе скорее про банные услуги под ключ. По словам наших собеседников, обе бани заканчивают 2024 год с хорошим плюсом. И закономерно расширяются: в «Шале» закончили ремонт на втором этаже комплекса и запустили там прием женского разряда, а «Бани у Дани» открыли еще один филиал — в Аракчино, чуть подальше Храма всех религий.
Прямо сейчас в городе строится еще несколько перспективных банных комплексов (обычно бизнес-модель частных премиум-бань такова, что они закладываются за 2–3 года до открытия, львиная доля времени уходит на стройку).
Закрытия года
«Старички» со своей уже устоявшейся постоянной клиентурой на этом фоне находятся в напряжении. Постоянное появление новых игроков вынуждает их соответствовать современным требованиям, совершенствовать свой сервис: они вкладываются в ремонты, придумывают новые услуги и программы парения.
Однако, в индустрии есть свой «потолок», объясняют наши собеседники. Изобрести по-настоящему что-то новое и уникальное в парении уже сложно, поэтому основные новации касаются преимущественно уже существующего и понятного. Услугами массажа, фурако с апельсинами и еловыми ветками, спа-услугами на рынке премиум-парения уже никого удивишь. Поэтому основные изменения касаются деталей: игра с разными травами на аромопрогреве (когда, скажем, начинают мешать донник с мелиссой), применение новых материалов (когда парят не дубовыми или березовыми вениками, а липой, кленом или крапивой — такие экзотические варианты сегодня также предлагаются), расширение меню и так далее.
На банном рынке, отмечают наши собеседники, вполне здоровая конкуренция. Никто друг другу палки в колеса не вставляет, даже, напротив, присутствует до определенных моментов кооперация: где-то пар-мастер от соседа придет попарить, где-то поделятся вениками. Но все следят друг за другом и стараются перенимать что-то новое.
Не все могут существующую конкуренцию выдержать. В течение года несколько банных комплексов переформатировались или даже закрылись. Например, баня «Медовая», которая сменила владельца
«Многие ходят по баням, а потом говорят: «Ага, это вот лучшая, а та не очень». Нет у нас лучших или худших бань. Просто у каждой есть своя фишка. Что круто в Казани — нет таких проектов, которые повторяли бы друг друга, каждый по-своему уникален. Все примерно равны по уровню сервиса, но отличаются внутренней душой и программами, — отмечает один из наших «банных» собеседников.
«Например, „Курбановские бани“ хороши своим столом. „Столбы“ — туда можно большими компаниями приходить, там есть алкоголь, кухня, и туда приходят попить пива и поесть. Soloma — это про эстетику, там красиво и дорого. FoRest — это лес, парение в четыре руки, там свой вайб. Баня „Иная“ — тоже свой вайб, разнообразие в материалах парения. „Веснянкинские бани“ — своя классика с жестким парением. Булат Сиразиев (основатель элитной и закрытой бани SIR — прим. ред.) очень подрос тоже, ремонт вот у себя сделал недавно», — поясняет он.
Впрочем, не все могут существующую конкуренцию выдержать. В течение года несколько банных комплексов переформатировались или даже закрылись. Например, баня «Медовая», которая сменила владельца. Ходят слухи о грядущем перезапуске проекта, но уже под другим брендом.
Некоторые банные комплексы премиум-сегмента не находят своего клиента и вынуждены переформатироваться, уходя частично или целиком, например, в формат подешевле — «баня в аренду». Так произошло, например, с «Боровой баней», которая изначально стартовала как премиум-баня, но потом якобы вынужденно расширила спектр услуг. «О закрытии каких-либо банных проектов мне неизвестно. Однако есть примеры переформатирования бизнеса: кто-то переделывает общие отделения в индивидуальные номера, а кто-то, наоборот, объединяет в общие залы, — отмечает владелец „Деревеньки“ Васильев. — Каждый ищет свою нишу и способы эффективной работы в условиях рынка и конкуренции».
Кризисы индустрии: очень дорогой входной билет в бизнес, ценники поднялись на 30%
Порог входа на банный рынок в премиум-сегменте наши собеседники оценивают в 50 млн рублей. Плюс потребуется еще финансовая подушка на раскрутку в первый год, который, скорее всего, окажется убыточным. Плюс уже на второй год потребуются капитальные вложения в обновление бани — надо соответствовать сегменту. «Если вы хотите брать с человека 25 тысяч рублей, у вас должно быть все куплено как себе домой, то есть только самое лучшее», — говорил владелец «Курбановских бань» Айдар Халиуллин.
В 2024 году оказалось труднее всего — индустрия столкнулась с целым рядом кризисных моментов. Во-первых, множатся пар-мастера, причем не особо отличающихся профессионализмом. Всех манят высокие зарплаты — хороший банщик «в сезон» может зарабатывать до 200 тыс. рублей. В результате люди, увлеченные баней и парением, приходят со стройки, из транспортной сферы и даже из офисов. Но на деле многие из них не обладают ни знаниями, жаростойкостью, ни выносливостью, ни эмпатией.
Вторая трудность: ряд банных комплексов как премиум-сегмента, так и общественного формата вынуждены были поднять ценники из-за роста расходов. В среднем цена парения в Казани выросла в диапазоне от 10 до 30%, особенно в начале банного сезона — октябре–ноябре. «Это не потому, что бани пытаются как можно больше заработать. Это жизненная необходимость, потому что выросло [в цене] все, продукты очень сильно подорожали. То есть, если мы раньше покупали виноград по 250 рублей, то сейчас в сезон он может доходить до 500–600 рублей. Разница существенная», — говорит Хабибуллин (баня «Иная»).
Кроме того, в этом году на рынке были проблемы и с неотъемлемыми банными атрибутами — вениками. Раньше они стоили 150–200 рублей за штуку, а сейчас бани их приобретают по 600 рублей
«Активное появление новых банных комплексов в 2022 и 2023 годах обострило спрос на эксклюзивные товары, такие как травы, веники, банные принадлежности премиум-класса. Это привело к дефициту и увеличению сроков ожидания. Например, очередь на изготовление фетровых колпаков для бани достигает уже пяти месяцев», — отмечает Васильев.
Кроме того, в этом году на рынке были проблемы и с неотъемлемыми банными атрибутами — вениками. Раньше они стоили 150–200 рублей за штуку, а сейчас бани их приобретают по 600 рублей. Речь идет не просто о ветках, набранных в ближайшей лесопосадке, — все премиум-бани закупаются только у специальных поставщиков, профильно занимающихся заготовкой в специальных лесах. Лучший материал получается при заготовке с 25 мая по 25 июня. А весенний сезон 2024 года оказался слишком дождливым — заготовщики элементарно не могли проехать в лес, не говоря уже о снизившемся от влаги качестве банного аксессуара. На фоне повысившегося спроса и резко ограниченного предложения все это привело к некоторому дефициту и росту цен на заветные веники.
Нечто похожее происходит и с дровами, в том числе топливными брикетами. «В этом году многие перешли с натуральных дров на брикеты, потому что они показали свою эффективность, — рассказывает владелец „Веснянкинских бань“ Ильфат Фатхуллин. — Стабильное горение, удобная транспортировка, нет сезонной зависимости от заготовщика, нет играющей влажности. Стоит дешевле, потому что это отработка от производства. И, как у любого цикла, у этого продукта тоже есть цикл. Сначала о нем никто не знает, потом интерес растет, а потом спрос начинает зашкаливать, но производственные мощности не справляются, и сейчас цена на брикеты начала расти. И я думаю, что в какой-то момент цена сравняется с дровами и потеряется».
«Этот год стал для нас серьезным испытанием с экономической точки зрения. Рентабельность бизнеса значительно снизилась из-за резкого роста расходов, — продолжает владелец „Деревеньки“ Васильев. — Фонд оплаты труда увеличился на 30%, существенно выросли затраты на закупку продуктов и коммунальные услуги, лицензии на программное обеспечение. Бытовая химия и прачечные услуги. Не говоря об экологических сборах и налоговой нагрузке. Также сама банная сфера предполагает ежегодные профилактические работы и обновления, тут даже можно не комментировать стоимость строительных материалов и оборудования. В 2025 году повышение цен, к сожалению, неизбежно».
Как добавляет владелец Soloma Крылов, из-за высоких ставок ЦБ и общего роста инфляции развитие отрасли резко замедлилось, но не остановилось.
Как правило, банная индустрия не терпит тех, кто ставит перед собой цель только заработать денег. «Как это происходит? Человек заходит в этот бизнес, будучи строителем, но у него ничего не идет, так как баней надо жить. Надо постоянно там находиться, служить гостям. А тут некоторые со стороны бизнеса открывают, понимают, что очень сложно держать клиентов, и закрываются», — рассказывает вышеупомянутый Булат Сиразиев.
Что ждет бани в следующем году
По словам представителей банной индустрии Казани, рынок премиум-сегмента достиг своей точки насыщения. Появление новых частных парных выглядит экономически нецелесообразным, учитывая то, что многие любители свежего пара сейчас потуже завязывают пояса. «Когда у клиентов начинаются проблемы, то и у бань они тоже начинаются. Условно, упал биткоин — те, кто им занимается, не идут в баню. Строительство просело — строители не идут в баню и так далее. Если возникнет такая экономическая ситуация на рынке, то конкуренции в нашем деле не будет долго», — считает Сиразиев.
Сейчас все участники банного бизнеса ждут уже несколько раз переносившегося открытия терм на Оренбургском тракте (по некоторым данным, откроется уже в начале следующей весны), которые, как ожидается, одновременно и перекроят рынок, и зададут новый тренд на развитие в пользу чуть более дешевых общественных бань. В Самаре три термы, в Нижнекамске каждые выходные выстраиваются очереди, а Казань вроде и миллионник, но своих терм пока нет. Остается надеяться, что ненадолго.
Трудно сказать, на какой стадии сейчас находятся проекты «Плетеневской бани», выкупленной год назад Русланом Шигабутдиновым, или комплекса в здании бывшего пивоваренного завода Петцольда, за который должны были взяться в «Эдельвейс Групп» Хайруллиных. За весь год о них не было информации, в отличие от комплекса на пересечении Оренбургского тракта и Фермского шоссе — чуть больше года как там возводится термально-оздоровительный комплекс стоимостью не менее 1 млрд рублей. Обещают 12 тыс. кв. м с несколькими видами парных, бассейнами, массажными кабинетами, фуд-кортом и прочими благами цивилизации. О проекте известно давно, но все еще нет никаких новостей. В соцсетях проекта пишут, что термы откроются через один-два месяца, мол, сейчас вовсю уже наводят последний марафет. По словам же наших собеседников, открытие состоится не раньше весны 2025 года.
В казанском масштабе общественные бани — это главный вектор развития на следующий год. Ожидается, что хорошо будут чувствовать себя относительно бюджетные «Деревенька», «Распарье», «Бани у Дани», имеющие общие разряды и их аналоги.
В глобальной же российской перспективе все ждут сейчас перенесения «банной столицы» страны на Алтай — данное направление развивается семимильными шагами. На руку играют и санкции, и закрытые для многих представителей санкционных списков границы.
Пусть будет сказано громко, но сейчас банной столицей страны в каком-то смысле можно считать Казань. Впрочем, все зависит от того, как считать. Если по числу парных на душу населения — тут все плохо. Столица Татарстана едва дотягивает до Сочи, Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и т. д. Но, как уверяют опрошенные нами банщики, по сервису Казани вряд ли найдутся равные. Все благодаря особенностям местной культуры: бережливое отношение к традициям (а баня — это такой же культурный код как русских, так и татар), обостренное чувство гостеприимства, внимание к деталям и чистоплотность, что априори подразумевает высокий уровень сервиса, а это самое главное для премиум-сегмента, куда идут за комфортным обслуживанием.
«Казань — ключевая и главная столица банной индустрии страны», — уверен основатель и руководитель школы банного мастерства «PrоБани» Виталий Дорошенко. По его словам, основные новации рождаются, как правило, здесь. По числу титулованных пар-мастеров, по уровню вовлеченности местного бизнеса в банную индустрию (сюда не пускают федеральные франшизы, все держится в основном на местных инвестициях) Казань точно один из лидеров в стране.
«Приезжали разные гости, я так скажу, очень искушенные гости, которые прямо говорили… из Эмиратов у нас были, из Франции, Германии… И они просто говорят: „Вау“. Русские пацаны тоже приезжали, которые обходили и питерские, и московские бани, говорили: „Ребята, это очень круто“. Из Сочи приезжали: „Ребята, вы делаете что-то необычное“», — рассказывает Хабибуллин.
Все сходятся в одном — бани будут и дальше развиваться. И дело тут не в экономике, не в цене вопроса, а в человеческих эмоциях. Среди пар-мастеров это называется «банным опьянением». Бани — это легальный наркотик. То, что возбуждает и доставляет удовольствие нервной системе человека. А человек, напоминает Дорошенко, имеет несколько анализаторов: тактильный, осязание, обоняние, слух и зрение. И современные бани дают возможность получать удовольствие каждым из органов чувств: тут и приятный аромат, красивая картина, легкие успокаивающие нотки (кстати, еще один из трендов — парение под музыку), приятные соприкосновения. Попробовав раз, отказаться уже невозможно.