За базовую корзину «Магнита» с самыми простыми продуктами придется отдать 1 483 рубля — на 262 рубля больше, чем в сентябре Фото: © Алексей Филиппов, РИА «Новости»

Корзина «Бахетле» выросла почти на 30%, «Магнита» — на 45%

Большой 10-летний обзор индекса «Магнита» и «Бахетле» привел к неожиданным результатам. Цены на продуктовые наборы в обеих продуктовых сетях не просто самые высокие за всю историю наблюдений с 2014 года, но и подскочили в 2024-м сильнее всего. За базовую корзину «Магнита» с самыми простыми продуктами придется отдать 1 483 рубля — на 262 рубля больше, чем в сентябре. За продуктовый набор в «Бахетле» — 15 738 рублей, почти на 5 тыс. больше, чем тремя месяцами ранее. Картина за год еще менее оптимистичная: цены в сети Муслимы Латыповой выросли на 29,4%, большой набор в «Магните» подорожал на рекордные 45,4%. Что происходит?

Новогоднее настроение в магазинах в виде украшенных елок, детских подарков, праздничных наборов и игрушек – символов будущего 2025 года контрастирует с общим информационным фоном. К началу декабря редкие сообщения о повышении производителями отпускных цен превратились в монотонный тревожный гул: то производители говядины повышают отпускные цены, то подорожание предрекают сосискам с колбасами. Крупный производитель майонеза «Эссен Продакшн АГ» (бренд «Махеевъ») за последнее время дважды уведомил ретейлеров о повышении цен на свою продукцию. Примеру могут последовать и другие поставщики, т. к. резко подорожал ключевой ингредиент — подсолнечное масло.

Нужно оговориться, что письмо к торговым сетям с просьбой повысить цены и реальное подорожание продукта на полке не одно и то же: в зависимости от торговой сети поставщик может направить такое письмо в сеть раз в три или четыре месяца. И направляет. В большинстве случаев ситуация не идет дальше обычного обмена письмами.

«Торговая сеть может забюрократизировать процесс рассмотрения письма, может согласиться на пересмотр цены в бо́льшую сторону на определенную позицию при условии, например, сохранения цен на другие наименования. Всегда есть элемент компромисса», — объясняет «БИЗНЕС Online» учредитель отраслевого портала «Продукт Медиа», эксперт по ретейлу Михаил Лачугин. Он подчеркивает, что издержки производителей продуктов питания растут, подчас непрогнозируемо, как следствие, продукты на полках не могут не дорожать.

За продуктовый набор в «Бахетле» — 15 738 рублей, почти на 5 тысяч больше, чем тремя месяцами ранее За продуктовый набор в «Бахетле» придется отдать 15 738 рублей, почти на 5 тыс. больше, чем тремя месяцами ранее Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Тем временем инфляция в ноябре достигла рекордного с 2002 года уровня — цены за месяц выросли на 1,43%, что нетипично для последнего осеннего месяца. В годовом выражении показатель достиг 8,88%. В Татарстане годовая инфляция в октябре 2024-го составила 8,32% после 8,71% в сентябре. Это самый большой показатель в Приволжском федеральном округе (8,15%), но ниже, чем в среднем по России (8,54%).

Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость трех наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю).

Так, в «Бахетле» мы включаем в корзину не только хлеб, молоко и другие базовые продукты, но и филе говядины, слабосоленую рыбу, вино, выпечку, блюда узбекской кухни, продукцию собственного производства сети.

В казанских магазинах федеральной сети «Магнит» ориентируемся на более доступный набор — в нем 26 продуктов от кофе до капусты. А последние несколько лет мы стали рассчитывать еще и индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только 15 продуктов первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.

Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.

Осенью этого года мы заметили, что «Магнит», похоже, взял курс на продвижение своих карт лояльности: ряд продуктов, например шоколад, кофе, чай и т. д., которые ранее мы покупали по акциям с большой скидкой, в сентябре этого года начали продаваться по сниженной цене только по картам лояльности. В декабре тренд сохранился, и несколько дорогих товаров, которые существенно «утяжелили» итоговый чек, ушли в нашу корзинку по полной цене — по правилам проекта мы не пользуемся картами лояльности.


Графика: «БИЗНЕС Online»

Курица или рыба: где что сильнее всего подорожало за квартал?

За последние три месяца продуктовая корзинка «Магнита» демонстрирует интересный парадокс: если большой набор с шоколадом, двумя видами чая и кофе подорожал с осени этого года всего на 5,6%, то корзинка «„Магнит“ базовый» прибавила в финальном чеке сразу на 17,5%! Иными словами, за квартал по той или иной причине подорожали «социальные» товары — курица, масло, картошка и т. д. Примечательно, что социальные ценники остались только на картошку, капусту, сахар, рис и гречку. Раньше их можно было встретить также на подсолнечном масле и курином яйце, но не в этот раз.

«Король» квартального подорожания — курица, ее цена выросла на 62,5%! Позиция подросла в цене сразу на сотку с 160 до 260 рублей за килограмм. Причем по сравнению с прошлым годом цена не выросла так значительно: на 36,8%. Лидерство несколько внезапное, но продиктовано ассортиментом. Обычно в «Магните» представлено несколько позиций куриных бедрышек разного ценового диапазона, в том числе с акциями, но в этот раз на полках оказалась только халяльная новинка от «Пестречинки» за 260 рублей за кило, так что подорожание — чисто техническая история, вызванная сокращенным ассортиментом именно в момент замера цен.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Похожая история с «серебряным» призером топа — майонезом, который прибавил в цене сразу 57%, подорожав с 160 до 251 рубля. Здесь против бюджета также сыграл ассортимент: найти провансаль с жирностью 67% становится все труднее. Вот и 3 декабря на полках бюджетной торговой сети самым бюджетным оказался майонез от «Я люблю готовить», который будет стоить 251 рубль при пересчете на искомые 800 миллилитров. Здесь удорожание можно связать не только с ассортиментом: один из основных компонентов соуса — растительное масло, цены на которое, по словам экспертов, «подтянулись» вслед за пальмовым.

Графика: «БИЗНЕС Online»

«Бронза» квартального подорожания — у картошки, с 30 до почти 47 рублей за кило (или плюс 55,2%). Но овощи борщового набора подвержены «сезонке», потому и картошка, и капуста (плюс 48%, или с 25 до 37 рублей за 1 кг) существенно поднялись в цене в декабре.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Какие еще ценники разочаровали в декабре? Однозначно на подсолнечное масло: самая бюджетная позиция на полке подорожала на 13% с 112 до 127 рублей, а масло «Золотая семечка», цену на которое мы наблюдаем годами, сделало «скачок» на 30 рублей, подорожав с осени сразу с 120 до 150 рублей (плюс 25%, за год — на 36%). Незначительно подорожало и куриное яйцо, самый бюджетный десяток обойдется в 83 рубля (плюс 4% за квартал), вторая цена — 115 рублей, или плюс 4,5% с осени.

Графика: «БИЗНЕС Online»

В «Бахетле», где обычно немного желтых ценников, все пестрит товарами по акции и предложениями купить елочные шарики за 250 рублей вместо 400 по карте лояльности. Здесь сильнее всего подорожала слабосоленая семга. Килограмм деликатеса обойдется покупателю в 5,3 тыс. рублей (плюс 123% с сентября): рыбка от бренда «Русское море» продается за 640 рублей за 120 граммов. Более бюджетная замена — слабосоленая форель собственной марки сети — обойдется в 2,6 тыс. рублей за кило (470 рублей за 180 г). Еще в октябре спикер Совфеда Валентина Матвиенко жаловалась, что рост цен на рыбу делает ее «недоступной для большой части россиян». Тогда компания «Русское море» объясняла рост цен на семгу и форель на 10% подорожанием сырья, увеличением стоимости логистики и упаковки и ростом зарплат, который произошел из-за дефицита кадров, писал РБК. Еще одна причина — неудачная путина.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Также за сезон заметно подросли цену на говядину. Килограмм обойдется в 1,7 тыс. рублей (рост по сравнению с прошлым годом — 68,5%, с сентябрем этого года — аж на 201%). Рост цен на это мясо наблюдается с начала года, рассказывала ранее эксперт рынка мяса Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Анна Кудрякова. «Они увеличивались с самого начала года, местами скачкообразно, тренд на повышение цен в сложившихся условиях будет сохраняться», — отмечала она в беседе с Forbes.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Красное полусладкое вино тоже дорожает и стоит теперь 639 рублей за бутылку (плюс 73,7% за год), каберне из ЮАР и вовсе стоит 999 рублей по акции, без нее — 1 075. Также в топе подорожавших за квартал продуктов из корзины «Бахетле» — хлеб и молоко. «Бородинский» в супермаркете домашней еды на Павлюхина достиг 77 рублей, тогда как в сентябре он стоил 55 рублей (плюс 40%). При этом разница в цене по сравнению с декабрем 2023 года совсем незначительная: тогда он стоил 71 рубль. Растет в цене молоко жирности 3,2% : с осени цена на него увеличилась на 23,5% с 85 до 105 рублей за литр.

Если смотреть в годовом выражении, то абсолютный «король» подорожания — кофе «Монарх», который вырос в цене в 2,5 раза (плюс 156%) Фото: «БИЗНЕС Online»

Растворимый кофе, оливковое масло и картофель: кто на сколько переплюнул годовую инфляцию?

В декабре 2024-го набор продуктов в «Магните» обошелся нам в 4,44 тыс. рублей, что сразу на 45,4% дороже, чем год назад (3,05 тыс. рублей в декабре 2023-го). Корзинка «„Магнит“ базовый», по которой мы традиционно оцениваем инфляцию, подорожала за год на 18,2% до 1,48 тыс. рублей.

Если смотреть в годовом выражении, то абсолютный «король» подорожания — кофе «Монарх», который вырос в цене в 2,5 раза (плюс 156%). Подорожание — техническое, если в декабре прошлого года в корзинку ушла акционная пачка, то в этом году скидку обещали при использовании карты лояльности. По правилам проекта мы ими не пользуемся, поэтому и считаем кофе по полному ценнику.

По тем же причинам почти вдвое подорожал «Нескафе Голд», а также плитка молочного шоколада «Россия»: если в прошлом году мы покупали ее со скидкой за 64 рубля (в пересчете на 95 г), то в этом году скидку дают только по карте лояльности, а полный ценник в пересчете на нужную весовку — 115,8 рубля, разница год к году — внушительный 81%. Подорожание на 65% чая Greenfield имеет ту же природу: по карте лояльности 200-граммовая пачка обойдется в 259 рублей, а без нее — в 380 рублей.

На втором месте по подорожанию — картофель, +110%, с 22 рублей в декабре 23-го до 47 в декабре этого года На 2-м месте по подорожанию — картофель, плюс 110% с 22 рублей в декабре 2023-го до 47 в декабре этого года Фото: Эрик Романенко/ТАСС

Для сравнения: бюджетная «Принцесса Канди», на которую ни в том, ни в этом году не повлияли акции или скидки, подорожала всего на 8%.

«Индекс «Магнита» и «Бахетле»: яйцо подорожало вдвое, бананы – на 70%

На 2-м месте по подорожанию — картофель, плюс 110% с 22 рублей в декабре 2023-го до 47 в декабре этого года. Майонез за год подорожал на весомые 74%, сказалась скидка в 35% — в декабре прошлого года в корзинку ушел пакет от «Слободы» за 135 рублей.

Топ-3 замыкает молоко. «Домик в деревне» жирностью 3,2% обойдется в 119,99 рубля вместо прошлогодних 87,99 рубля (плюс 36%). Меньше выросло в цене молоко от СТМ «Моя цена» жирностью 2,5%. В декабре 2024-го оно стоит 79,99 рубля вместо 69,99 рубля в прошлом году.

В сети Латыповой самым подорожавшим за год продуктом стало оливковое масло. В декабре 250 мл масла стоят 589 рублей (плюс 7,3% к сентябрю 2024-го), за год оно подорожало на 110,4% — в декабре 2023-го купить его можно было за 280 рублей за 0,25 литра. Причина — в неурожае в Южной Европе второй год подряд, снижении ввоза масла и девальвации рубля. Говядина и слабосоленая рыба также внесли свой вклад в годовое подорожание потребительской корзины, правда, не такой значительный, как за квартал. Мясо в прошлом году стоило 1 049 рублей за 1 кг, тогда как сейчас — 1,7 тыс. рублей (плюс 68,5%). Слабосоленая рыба в декабре 2023-го обошлась нам в 3 059 рублей (плюс 74,3% год к году).

25 пакетиков чая Greenfield в «Бахетле» с 99 рублей подорожали до 147 25 пакетиков чая Greenfield в «Бахетле» с 99 рублей подорожали до 147 Фото: «БИЗНЕС Online»

Также за год в «Бахетле» стал дороже чай. 25 пакетиков чая Greenfield с 99 рублей подорожали до 147. Причем это нельзя связать с желтыми ценниками, как в «Магните». Профессор базовой кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Плеханова Вячеслав Чеглов объяснял это тем, что 90% чая в Россию импортируется и ситуация в ближайшие годы не изменится. По его словам, до конца года цены на чай в РФ вырастут еще на 5–8%, это уже заложено в механизме промоакций.

Цены на картофель в сети премиум-сегмента тоже ползут вверх: с 23,9 рубля за 1 кг в декабре 2023-го до 46,9 рубля за кило (плюс 96,2%). Неприятно удивляет рис: вместо прошлогодних 89 рублей он теперь стоит 175 рублей, за год его стоимость выросла на 96,6%.

Что еще изменилось в цене?

Самые дешевые макароны в «Магните» к ужину обойдутся в 49,47 рубля (плюс 22% по сравнению с прошлым годом). В «Бахетле» пачка отечественных спагетти под брендом Ameria, которые производятся в Курской области, по-прежнему стоят 34 рубля. За год цена на них упала на 74,2% — в декабре 2023-го отечественные макароны стоили 132 рубля. Среди завозных, как и ранее, самыми дешевыми остаются иранские Tak — за пачку спагетти придется заплатить 97 рублей вместо 94 осенью. Продукция Barilla, которую мы кладем в корзину, обойдется нам в 119 рублей. С сентября цены на итальянские спагетти выросли на 8,8%, с прошлого года упали на 14,4%.

Сельский хлеб у федерального ретейлера с осени не подорожал и стоит все же 55,8 рубля, однако в прошлом году он стоил чуть дешевле — 46,9 рубля (плюс 19% по сравнению с прошлым годом). Хлеб «Новый» теперь стоит 86,6 рубля вместо 77,3 рубля (плюс 12%).


Графика: «БИЗНЕС Online»

Бананы выросли в цене немного меньше, всего на 16%: теперь килограмм этого фрукта в «Магните» можно купить за 134,99 рубля, тогда как в прошлом году — за 115,99. Килограмм фрукта в супермаркете на Павлюхина обойдется в 225 рублей, что на 25 рублей больше, чем осенью, в декабре прошлого года они стоили 179,9 рубля (плюс 25,1%).

Сливочное масло в «Бахетле» (пачка в 180 г 72,5-процентной жирности от татарстанского бренда «Просто молоко») продается за 190 рублей — 1 055 рублей за килограмм. За сезон продукт подорожал на 12,1%, за год — на 18,7%.


Графика: «БИЗНЕС Online»

Яйца в «Бахетле» подорожали на 10 рублей и сейчас стоят 149 рублей, с декабря прошлого года их стоимость увеличилась на 14,7%. А вот в «Магните» подешевели на 30% — с 119,99 рубля до 82,99: видимо, готовятся к Новому году.

Кетчуп Heinz в «Бахетле» подорожал до 155 рублей (по акции — до 119 рублей) за упаковку в 320 граммов. Рост по сравнению с сентябрем — на 14,4%, а за год — на 118,3%.

Цены на собственную продукцию «Бахетле» в период разбушевавшейся инфляции тоже продолжают расти. Эчпочмак с говядиной с осени подорожал на 4 рубля, а за год — на 16 рублей. Губадия сейчас стоит 710 рублей за килограмм, тогда как в сентябре стоимость пирога достигала 690 рублей (плюс 2,9%), годовой прирост составил 27%. Но есть что-то позитивное: 350-граммовая коробка чак-чака обойдется в те же 300 рублей, что и осенью (даже популярность из-за саммита БРИКС не повлияла!). За год национальная сладость подорожала на 15,8% — в декабре 2023-го она стоила 259 рублей.

Пельмени с бараниной в «Бахетле» теперь стоят 855 рублей за килограмм, что на 4,5% дороже, чем в сентябре этого года, и на 31,1% дороже декабря. Самый дешевый шоколад AlpenGold стоит 85 рублей (на 7,6% больше, чем в сентябре). Кондитеры еще летом предупредили, что цены продолжат расти, однако нынешнее подорожание не сравнится с прошлогодним: тогда в «Бахетле» мы приобрели шоколад по цене 140 рублей за плитку.

Брауншвейгская колбаса с сентября держится на отметке в 1 440 рублей за кило, за год она подорожала на 7,6%. Стоимость куриного филе в «Бахетле» тоже не претерпевает значительных изменений и составляет 480 рублей за килограмм (на 1,8% меньше, чем в сентябре, и на 0,6% дешевле, чем в декабре 2023 года).

Рис для ризотто по-прежнему отсутствует на полках супермаркета домашней еды. Однако итальянские готовые наборы для приготовления это блюда остаются в прежнем ценовом диапазоне: от 360 до 495 рублей. Так что за ним выгоднее идти в «Магнит»: пачка круглозерного риса у ретейлера подешевела на 30% с 99 до 71 рубля. Килограмм сахарного песка стал стоить 59 вместо 61 рубля. Гречка марки «Экстра» снизилась в цене на 14% и теперь стоит 32,7 рубля.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Водка и сигареты в «Магните» все так же дорожают, но не такими темпами, как вино и продукты. Водка стоит 299,99 рубля, ее стоимость выросла на 5,2% по сравнению с декабрем 2023-го. Пачка Winston Blue за год подорожала на 10 рублей и теперь стоит 223 рубля.

Почему так подорожали продукты за сезон?

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отмечают, что на рост цен на продукты в 2024-м оказало влияние несколько факторов. Один из них — СВО: именно в 2024 году в экономику начали «вбрасываться» большие, ничем не обеспеченные деньги — выплаты участникам СВО и их близким, которые существенно подросли в 2024-м. Естественно, что эти деньги тратятся в том числе и на базовые потребности — продукты питания, что создает спрос на более дорогие позиции.

С другой стороны, производители несут не только растущие издержки, но и находятся в той же конкурентной борьбе за кадры. Рынок «пылесосит» и ВПК, и производственный сектор, и тот же ретейл, разгоняя маховик зарплат. Расходы на ФОТ растут, растет спрос на продукт, но произвести его больше, чем раньше, получается не у всех — рук банально не хватает. Теория опрошенных изданием экспертов сводится к тому, что ряд производителей поднимают цену на товар, чтобы покрыть издержки и не уйти с полки в сторону дефицита, который неизменно последует за снижением цены. Лачугин с теорией согласен отчасти: он считает, что рост цен на более дорогие позиции объясняется диверсификацией источников прибыли производителя и попытками поиска баланса.

«За малоимущего покупателя заплатит более платежеспособный. Думаю, что недорогие позиции — СТМ например — так и останутся с минимальной или даже минусовой наценкой. Так торговые сети скомпенсируют недобор денег за бюджетные позиции. И так же производитель — он может поставлять молоко с нулевой рентабельностью и добирать прибыль на сырках, творожках или молоке другой жирности. Это нормальная реакция бизнеса на внешние факторы», — объясняет эксперт.