«Авторы фетвы, ее разработчики преследовали цель упорядочить эту ситуацию, но манипуляторы сделали акценты на совершенно противоположных вещах», — комментируют в ДУМ РФ свое решение отозвать фетву о многоженстве. Богословское заключение, где прописывали «правила» заключения религиозного брака с несколькими женщинами, не продержалось и недели и пало под давлением общественного мнения и Генпрокуратуры РФ. В надзорном ведомстве пришли к выводу, что фетва противоречит законодательству, хотя председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин по-прежнему убежден в обратном. В совете по правам человека считают, что отзыва фетвы недостаточно и надо «провести проверку на наличие уголовного состава». Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Фетва о многоженстве от ДУМ РФ не продержалась и недели
Пять дней — столько действовала фетва духовного управления мусульман РФ о «проблематике многоженства в мусульманском сообществе России». Наделавшее шуму богословское заключение, призванное (как убеждали в ДУМ РФ) защитить права женщин в религиозном браке и якобы допускающее многоженство, не только не нашло поддержки, но и встретило довольно острое сопротивление. Кажется, в муфтияте Равиля Гайнутдина успели пожалеть о том, что вообще коснулись этой чувствительной темы.
«Совет улемов ДУМ РФ <…> отзывает фетву. На то Божья воля, и совет улемов ДУМ РФ не видит смысла вступать в полемику», — заявил накануне вечером в своем телеграм-канале председатель совета улемов, заместитель председателя ДУМ РФ и муфтий Москвы Шамиль Аляутдинов. За полдня публикация набрала больше 1,3 тыс. комментариев, и обсуждение продолжается до сих пор. Причем комментаторы разбились на два лагеря: одни поддерживают ДУМ РФ и замечают, что женщины добровольно вступают в никах и их права нужно защитить, а другие ссылаются на то, что есть российское законодательство и «не могут в светском государстве сосуществовать две правовые системы».
Как пояснил Аляутдинов, причиной отзыва фетвы стали «реакция российской общественности» и требование Генпрокуратуры РФ отменить богословское заключение. А откуда такая оперативная реакция ведомства? Возможно, поводом стало обращение в ведомство правозащитного центра «Царьграда» — телеканала предпринимателя Константина Малофеева. Еще 20 декабря православный бизнесмен обвинил ДУМ РФ в том, что организация выступила «против конституционного строя России и принципа верховенства закона» и «призвала мусульман к массовому нарушению закона». ДУМ выступило не как «законопослушная религиозная организация, которая, например, могла бы предложить внести соответствующие изменения в Конституцию и Семейный кодекс России», подчеркнул предприниматель. А накануне вечером поблагодарил Генпрокуратуру РФ за «быструю реакцию».
Возможно, поводом стало обращение в ведомство правозащитного центра «Царьграда» — телеканала предпринимателя Константина Малофеева, который обвинил ДУМ РФ в том, что организация выступила «против конституционного строя России и принципа верховенства закона» и «призвала мусульман к массовому нарушению закона»
О том, что прокуратура внесла представление ДУМ РФ из-за «религиозного предписания, допускающего многоженство», накануне вечером сообщил источник РИА «Новости» в надзорном ведомстве. Спустя 15 минут ведомство подтвердило, что направило представление.
Тема религиозного многоженства активно обсуждалась в обществе на прошлой неделе после заключительного в этом году заседания совета улемов ДУМ РФ. Итогом мероприятия стало разрешение мусульманам заключать до четырех религиозных браков при условии равного отношения мужа ко всем женам.
Как отмечал зампред совета и зампредседателя ДУМ РФ, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, при разработке документа религиозная организация учитывала «злободневность» вопроса, связанную с ростом числа мусульманских религиозных браков (никахов) со второй, третьей и четвертой женой. Фетву подготовили, чтобы разъяснить религиозные предписания и предостеречь мусульман от «безответственного отношения к полигамным бракам, выражающегося в несоблюдении равноправия в отношении всех жен, состоящих в религиозном браке».
При этом особо подчеркивалось, что текущее российское законодательство признает только браки, заключенные в органах загса и подтвержденные свидетельством. А вот религиозный мусульманский брак (никах) государство не признает, соответственно, «юридических последствий» он не влечет.
Также текстом фетвы обговаривалось, что заключение никаха мужчиной, уже состоящим в браке с другой женщиной, возможно не во всех случаях. Это допускается, например, если супруга не способна к деторождению по состоянию здоровья или у мужчины есть желание оказать социальную и материальную поддержку одинокой женщине и ее детям.
Согласно богословскому заключению, основным условием допустимости многоженства является справедливое и равноправное отношение мужа ко всем женам, которое проявляется в равноценном материальном обеспечении всех жен, в предоставлении отдельного жилья каждой из жен и в проведении мужем со всеми своими женами равного времени в установленной по договоренности с ними очередности. Всего в документе 8 пунктов.
Принятие такого документа вызвало резонанс. Одним из первых на инициативу ДУМ РФ отреагировал депутат Госдумы Виталий Милонов, который назвал фетву попыткой призывов к отрицанию действующего законодательства и сравнил ее с деятельностью ЛГБТ*. Обратили внимание на документ и в совете по правам человека, где посчитали разрешение многоженства демонстрацией мусульманами своей исключительности и верховенством в светской стране религиозных законов над российским законодательством. Один из членов организации Кирилл Кабанов заявил, что это является проявлением экстремизма. Основатель «Царьграда» Константин Малофеев заявил, что ДУМ РФ выступило «против конституционного строя России и принципа верховенства закона в нашей стране». «В этой связи представляется разумным проверить деятельность ДУМ Генеральной прокуратурой РФ. Правозащитный центр „Царьграда“ уже обратился с соответствующим заявлением», — добавил предприниматель.
Как отметил собеседник государственного информационного агентства, фетва «противоречит действующему законодательству и основам государственной семейной политики в области сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей». «Учитывая изложенное, председателю централизованной религиозной организации духовное управление мусульман Российской Федерации внесено представление об устранении нарушения закона», — уточнил источник. Под «устранением нарушения закона», видимо, понималась отмена фетвы.
Источник в Генпрокуратуре отметил, что Семейный кодекс РФ не допускает заключения брака между гражданами, если один из них уже состоит в другом зарегистрированном браке. А федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» прописывает, что религиозные организации могут действовать в соответствии со своими внутренними установками, но если они не противоречат законодательству России. Таким образом, нынешняя фетва, по мнению ведомства, закону противоречит. Хотя ДУМ РФ пыталось убедить возмущенную публику в обратном. Не получилось.
Как Гайнутдин пытался защитить фетву, сделав акцент на СВО
«Является ли принятие фетвы вторжением в сферу светского законодательства? Абсолютно нет, поскольку речь идет не о гражданском браке, зарегистрированном в органах загса, а о религиозном браке — никахе, который является внутренним делом мусульманской общины и как вид поклонения полностью регулируется только внутренними установлениями религии», — настаивал Гайнутдин в заявлении, опубликованном 21 декабря на фоне публичной критики документа. Отцы рожденных в религиозных браках детей должны обеспечивать их, не вынуждая женщин просить пособия у государства, указал духовный деятель.
В своем заявлении Гайнутдин привел третий стих Корана, где сказано: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной». Как отметил руководитель ДУМ РФ, «институт религиозного полигамного брака профанируется» из-за невежества и его используют как «лазейку для утех». «Эти невежды не отдают себе отчет, что второй брак подразумевает создание полноценной семьи со всей вытекающей религиозной ответственностью за супругу, за детей. Буквально каждый день к нашим имамам обращаются брошенные вторые-третьи жены, которых просто использовали. И обращаются первые жены, которые чувствуют себя обманутыми», — написал глава ДУМ РФ.
Не помогла и отсылка Гайнутдина к тому, что фетва призвана защитить вдов и сирот участников спецоперации. Изначально темы СВО в ДУМ РФ не касались и говорили о защите женщин и детей в целом, но после критики председатель ДУМ РФ выступил с уточнением. «Но есть и другие ситуации. Наши воины-мусульмане, отправляясь на специальную военную операцию, понимая всю степень риска, задаются вопросом: кто же будет заботиться об их семьях в случае их гибели? Испокон веку у российских мусульман принято, что вдову погибшего, согласно установлению Господа, берет в жены его брат, чтобы все дети от этого брака росли под опекой большой семьи, чтобы была социальная защищенность», — заметил Гайнутдин.
Он также извинился перед «сестрами по вере» за то, что в ДУМ РФ не сразу отчетливо донесли свое намерение. Оно в том, чтобы «разъяснить права и обязанности сторон в полигамном браке согласно исламскому учению», говорилось в заявлении.
«Правильно, [что ДУМ РФ] не видит смысла [вступать в полемику по поводу фетвы]. Выводы, судя по всему, сделаны, и межнациональный мир в России больше не подвергнется провокациям. Инцидент исчерпан», — отреагировал уже сегодня Малофеев в своем телеграм-канале.
Член совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов удовлетворен отменой фетвы, а вот реакцией общественности на это остался недоволен. «Новость о том, что совет улемов ДУМ РФ все-таки отозвал фетву (разрешение) на многоженство, среди многих вызвала уж слишком сильно позитивную реакцию. А с чего вдруг такой оптимизм? Как будто мы в одночасье победили всех исламистов-радикалов и сторонников международного терроризма», — негодует он в своем телеграм-канале. Кабанов также добавляет, что «думские провокаторы намеренно провели относительно успешную антироссийскую информационную акцию и в очередной раз „продемонстрировали“ своим радикально настроенным последователям и сторонникам (братьям-исламистам) как внутри нашей страны, так и за рубежом, что „кафирская“ власть в России их „притесняет“».
Дозволенность многоженства прописана в Коране, и совет улемов ДУМ РФ пересмотреть или отменить это дозволение не может, подчеркнул Мухетдинов
ДУМ РФ: «Те, кто хочет подобные никахи заключать, их продолжат заключать. Для этого не нужны ни загсы, ни фетвы»
Есть фетва или нет, это «никак не отменяет и не регламентирует кораническую норму о допустимости многоженства», подчеркнул сегодня в разговоре с «БИЗНЕС Online» первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. «Авторы фетвы, ее разработчики преследовали цель упорядочить эту ситуацию, но ошиблись с названием фетвы. Надо было назвать ее не „Проблематика многоженства“, а „Запрещение многоженства для тех, кто не соблюдает определенные правила“. По-другому ее надо было назвать. Потому что они (авторы заключения — прим. ред.) как раз и настаивают на том, что многоженство и те формы, которые оно сейчас приобрело, носят разнузданный характер. Потому что все люди, которые используют эту кораническую норму, пренебрегают основными, базовыми, ключевыми постулатами Корана. А это достичь справедливого отношения к возможным потенциальным женам и, соответственно, к детям. И вот они, желая лучшего для участи женщин и детей, понимая, что эти браки очень распространены на Северном Кавказе, [подготовили заключение]», — отметил спикер.
«В повестке дня вопрос есть. Приходят недобросовестные люди, особенно молодые, которые считают, что брак — это вот как сходил в кино на свиданку. Или заменяют понятие никаха какими-то суррогатными гражданскими формами сожительства. Или просто заводят любовницу… И вот они попытались все вот это регламентировать в рамках коранического послания, в рамках того, как это имеет место в исламском шариате. Но манипуляторы сделали акценты на совершенно противоположных вещах. И поэтому, как выразился Шамиль хазрат Аляудинов, смысла дискутировать, полемизировать нет. Те, кто хочет подобные никахи заключать, их продолжат заключать. Для этого не нужны ни загсы, ни фетвы, ни какие-либо циркуляры. А те, кто сторонился многоженства, а их абсолютное, тотальное большинство, также и продолжат сторониться этого вопроса», — указал Мухетдинов.
Так или иначе, дозволенность многоженства прописана в Коране, и совет улемов ДУМ РФ пересмотреть или отменить это дозволение не может, подчеркнул Мухетдинов. «Это точно так же, если бы они сказали, что теперь можете пятикратный намаз не читать. Они же это не могут сказать. И даже если скажут, это все равно не будет работать», — заметил зампред ДУМ РФ.
«Прокуратура влезла, потому что, как я понимаю, было на нее оказано давление с разных сторон, многочисленные письма. Как эти браки, никахи, регулируются с точки зрения светского законодательства — это большой вопрос к законодателям, юристам. Вообще, открыли очень интересную тему для дискуссии: как рассматривать любые иные формы брака. Вот люди живут гражданским браком. И тоже могут быть случаи, когда у человека есть официальная жена, а он еще там с кем-то сожительствует. Надо обращать на это внимание органам государственной власти, опеки и привлекать таких людей к ответственности, как предлагают некоторые депутаты Госдумы. Если вы будете преследовать многоженцев, значит, надо преследовать и всех тех, которые нарушают церковные законы… Или, например, обет безбрачия. Он нарушает понятие традиционной семьи, где написано, что должен быть муж и должна быть жена. А если ты добровольно принимаешь выбор вообще не сочетаться браком никак?! Тебя должны за это наказать или наказать только тех, кто хочет вторую жену взять? А кто вообще не хочет взять ни одной?» — рассуждает Мухетдинов в разговоре с нашим изданием.
«И задача именно регламентировать, ограничить, запретить подобные многочисленные браки. Чтобы убрать спекуляцию, похоть и вот эти все элементы, которые мы как имамы вынуждены наблюдать, когда для молодых людей брак — это вот что-то такое поверхностное. Пришел к мулле в мечеть, никах прочитал — и все, ты имеешь право для сексуальных отношений. А кто-то, спокойный человек, который не заморачивается религиозными нормами, просто заводит на стороне любовницу. Примерно то же самое, только для одного одна норма, для другого — другая. И задача была ограничить вот эти подобные практики. Чтобы они не ассоциировались с исламом, Кораном, не прикрывались исламской нормой шариата», — добавил представитель ДУМ РФ.
«Почему отменили? Президент России на прямой линии похвалил Казань, Грозный, и кому-то в элитах это дико не понравилось»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали, почему ДУМ РФ отозвало фетву о многоженстве и изменит ли это ситуацию с религиозными браками.
Кирилл Кабанов — председатель национального антикоррупционного комитета, член президентского совета по правам человека:
— Прежде всего это была провокация, причем информационная. И направлена она на раскол в обществе, против конституционного строя, правил, законов. То, что государство и общество очень быстро отреагировали и заставили отменить [эту фетву], что они крайне редко делают, — хорошо. Но то, что они отделались легким испугом, — плохо. Мы с самого начала говорили, что надо здесь провести проверку на наличие уголовного состава.
Мы с коллегами, с правоохранителями спорили, что при определенном понимании уголовный состав, по нашему мнению, есть. Дело в том, что, когда любые представители по религиозному или национальному признаку призывают не исполнять Конституцию, законы, менять их под законы религиозные — это на самом деле подмена конституционного строя. Тем более когда мы говорим о нашем государстве. Это любой юрист скажет, что были попытки именно такого характера. Тем более это не первые попытки. Я считаю, что вообще в светской стране, которой является Россия, не может быть ни исламского, ни иудейского, ни христианского банкинга, ни бизнеса по законам шариата, ни тем более браков.
Следующий этап — это шариатские суды. Они уже работают фактически, есть в закрытом режиме, существуют в общинах, диаспорах. Это очень опасно. Потому я могу сказать, что ни к чему хорошему, тем более к укреплению наших многонациональных сложившихся отношений, это не приводит.
Самое главное у радикалов — создать фон, что Россия является врагом ислама, что неправда. У России есть российский ислам с традиционно устоявшимися традициями. Есть сложившиеся отношениями между христианами, исламом, мусульманами, иудеями. Это существует уже много-много-много веков. И попытка изменить это привела к кавказской войне, к чеченской войне. История была страшная, до сих пор не закончилась.
Наши коллеги, друзья в Беларуси говорят: «У нас живут все — белорусские таджики, белорусские узбеки, белорусские евреи, белорусские поляки. Они все белорусские, они живут в Беларуси». Вот и у нас должны быть российские. И никакого другого варианта быть не может. Потому что мы живем в едином Русском мире. А Русский мир объединяет всех. Это очень важно. Вообще этот вопрос раньше не стоял, но сейчас он специально искусственно поднимается, чтобы дестабилизировать внутриполитическую обстановку в стране. С учетом того, что у нас огромное количество радикалов, которые к нам приехали из стран Средней Азии, Закавказья, такие провокации как раз являются для них формированием враждебных настроений и дополнительной агрессии.
Я не занимаюсь политической демагогией. Есть закон, есть Конституция. Там все написано. Вопрос в том, что ДУМ занимается демагогией. Это не позиция. Оно занимается противоправной демагогией и подменой понятий. Конституция и закон написаны для того, чтобы были стабильные отношения в обществе, в разных конфессиях, разных национальных группах. Для этого единые правила игры принимаются. Конституция принималась всеми, единым голосованием. Всеми! И все должны ее соблюдать, вне зависимости от религии. Не может быть исключительных религий, и не может быть исключительных людей по религиозному, национальному признаку.
Максим Шевченко — журналист:
— Это комический абсурд, потому что фетва Аляутдинова — это ничто. Есть установление Корана, что мусульманин может брать до четырех жен, относясь к каждой из них по справедливости. На это никак не повлияет, хоть если даже все имамы и все муфтии, которые были в истории человечества, свои фетвы дадут, а потом их отзовут. Причем в Коране сказано брать четырех жен не ради наслаждения, удовольствия и разврата, а ради рождения детей.
Почему отменили? Президент России на прямой линии похвалил Казань, Грозный, и кому-то в элитах это дико не понравилось. От этого у кого-то просто перекрутило кишечник, случилась истерика. Сразу развернулась целая исламофобская компания. Смотрите, еще президент не успел закончить пресс-конференцию, а уже [основатель «Царьграда»] Константин Малофеев опубликовал пост. А что сказал Аляутдинов? Он сказал, что мусульмане, которые считают, что, заключив брак с тремя женщинами, могут жить с ними сексуальной жизнью и как-то их содержать, неправы. Если вы берете четырех жен, то вы должны им обеспечить равные условия: если у вашей первой жены дом, то у всех остальных трех тоже должен быть точно такой же дом. Если у вашей жены машина, то и у всех остальных тоже должна быть такая же машина. А то ловкачи появились в исламском сообществе: берут девчонок, живут с ними, а через год разводятся. Это разврат, не имеющий никакого отношения к установлению ислама, потому что многоженство — это социальная норма, существующая ради обеспечения безопасности женщины, ее детей, социального статуса, имущественного положения. Он обратился к тем, кто пренебрегает установлениями ислама, заключает так называемый исламский брак, который, по сути, не является браком, потому что брак без имущественного, социального договора не считается браком.
Вот мы русские. Ну что себя обманывать? У нас есть друзья, например, у которых есть жена и еще любовница. Какие контракты имеет эта любовница? Какие права? Да никаких. Мы прячемся за так называемой любовью, за романтикой. «Я тебя люблю», «и я тебя люблю». Потом проходит какое-то время, и женщина задумывается: «Да, он меня любит. А как дальше? Начнется, скажем, война — что делать?» Поэтому если разумно отнестись к этой ситуации, то мы увидим вещи без всякой мистики.
Расул Тавдиряков — мусульманский блогер, автор телеграм-канала «Мулла из-за угла»:
— Видимо, напугались на фоне этой ситуации. На фоне СВО все ужесточается, закручивается. Поэтому они уловили, что это может иметь последствия. По сути дела, эта фетва и не нужна была. Люди как брали вторых жен, как с любовницами жили, так и продолжат. Чем любовница от второй жены отличается? Тот, кто не соблюдает [религиозные правила], не мусульманин, то просто любовницу прячет. А мусульмане сходили к имаму и заключили договор, просто никах почитали. Как это было, так и будет. На эту фетву никто не будет смотреть. Просто, как я уже сказал ранее, это было разъяснение того, чтобы не было несправедливости по отношению к женщинам. То есть попытались как-то эту вещь сделать понятной и упорядочить. Упорядочить, чтобы это не было произволом. Что там когда захотел, с кем захотел, пошел почитал, потом талак (развод в исламе — прим. ред.) дал на следующий день. Просто пытались, наоборот, привести в порядок. Но прокуратура усмотрела в этом (и это тоже понятно с точки зрения российского законодательства), что сегодня они в противоречие с Семейным кодексом какую-то фетву издадут, завтра там, не знаю, какие-то шариатские правила будут вводить. Видимо, они на упреждение пошли, чтобы показать, что вы должны свои фетвы привести в соответствие с российским законодательством. Я думаю, что именно такой логикой руководствовались в прокуратуре. Естественно, муфтии это уловили, может быть, с перепугу, а может быть, просто сказали: «Все, мы вас поняли, мы это отзываем, больше такого не будет».
Я думаю, что здесь ничего страшного, трагичного не произошло. Просто сейчас сама ситуация в стране… Все немножко напряженные, каких-то врагов ищут, каких-то там лишних движений [стараются не делать]. Может быть, лет пять назад на эту фетву никто не обратил бы внимания. Просто сейчас такая ситуация. Я даже сам себя сдерживаю, чтобы лишний раз какую-то новость публиковать. Я вижу, какие последствия могут быть. Сейчас лучше лишний раз себя сдержать, что-то не высказать, что-то не написать, чем потом какие-то последствия [получить]. Я желаю, чтобы все это сгладилось, чтобы решилось мирным путем, договорилось духовное управление с прокуратурой. Сейчас не время выяснять отношения.
* экстремистская организация, запрещенная в России