В Татарстане появится новое мобильное приложение для оказания цифровых госуслуг — его создадут на базе сервиса для общения с соседями и решения жилищных вопросов «Локоло», который заменит «Услуги РТ». В МФЦ заработают госконсьержи, а чиновникам установят сервис для работы с ИИ, сообщил на заседании комитета Госсовета республики по экономике замминистра цифровизации Булат Габдрахманов. О том, как депутаты пытались разобраться, сможет ли «джипити» проникнуть на татарстанские предприятия, и решали, как избежать отупения следующих поколений госслужащих, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Приложение госуслуг РТ заменит «Локоло»
Мобильное приложение по оказанию госуслуг «Услуги РТ» ожидает перерождение, анонсировал сегодня на совместном заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству замминистра «цифры» РТ Булат Габдрахманов. Депутаты собрались сегодня, чтобы выслушать доклад о том, насколько эффективно работает закон РТ «Об информационных системах и информатизации Республики Татарстана». Пользуясь случаем, Габдрахманов поделился несколькими новостями.
Еще в августе минцифры анонсировало обновленную концепцию «Госуслуг 2.0», но только сейчас, в конце года, впервые публично была озвучена конкретика. Выяснилось, что созданное в 2009-м мобильное приложение заменят обновленным сервисом для общения с соседями и решения жилищных вопросов «Локоло», в котором появится возможность получить госуслуги. Проще говоря, минцифры выпустит новое единое приложение, которое объединит функционал «Локоло» и «Услуг РТ». Рабочее название нового приложения — «Госуслуги 2.0».
«Предполагается, что „Локоло“ станет единым приложением для всех жителей Татарстана. Фактически это будет новая версия приложения „Услуги РТ“. В 2009 году оно было реализовано и довольно устарело, много жалоб мы получаем. В будущем появится единое приложение, которое объединит и вопросы ЖКХ, и общение с соседями, и общение с государством, и классические госуслуги», — рассказал депутатам Габдрахманов.
Как пояснил замминистра «БИЗНЕС Online», сервис «Локоло» уже расширился — в нем появились функции, которые ранее были только в приложении «Услуги РТ». Сам портал госуслуг РТ останется прежним, изменится только мобильная версия. «Бывает сложно модернизировать существующее приложение, поэтому приходится рядом выстраивать качественное удобное приложение, и его оставлять в качестве главного», — объяснил изменения Габдрахманов.
Фишка нового приложения — сервис «Госконсьерж», который позволит позвонить сотруднику кол-центра госуслуг по видеосвязи и подать заявление по любой услуге. «Тебе не нужно даже самому заполнять заявление. Звонишь, озвучиваешь проблему и в онлайн-формате получаешь услугу. Такого еще не было в России. В следующем году, в первом-втором квартале, будем запускать», — сообщил замминистра.
Рассказал Габдрахманов и о работе над цифровой ИИ-платформой для госслужащих «Госпромпт». Сервис позволит служащим использовать большие языковые модели на профессиональном уровне, не обладая навыками промпт-инжиниринга. Как и обещалось ранее, решение заработало уже до конца года. Платформу используют уже 300 сотрудников. «Недавно на обучении руководителей органов исполнительной власти мы его продемонстрировали раису республики Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову.<…> Уже мы его активно тестируем, устанавливаем на различных рабочих местах и в аппарате раиса, и в аппарате правительства, и в министерстве экономики 36 сотрудников на нем работают. Всего подключено сегодня более 300 рабочих мест», — рассказал Габдрахманов.
- корректировать тексты;
- делать краткое содержание материала;
- подготавливать техническое задание;
- создавать аналитические справки;
- получать разъяснение сложных тем;
- составлять контент-план для госпабликов;
- отвечать на обращения граждан;
- работать с Excel-файлами;
- получать экспертное мнение по вопросу;
- получать правовую экспертизу документов на соответствие нормативно-правовому акту;
- приводить нормативно-правовые акты в соответствие с нормами законодательства;
- формировать заключение о кандидате на должность по резюме.
В неделю в среднем пользователи сервиса «Госпромпт» решают четыре задачи. Предполагается, что к 2025 году использование сервиса позволит госслужащим выполнять 40% рутинных задач на 30% быстрее и на 20% качественнее и повысит удовлетворенность сотрудников от работы. «Реализация проекта продолжится в следующем году. Цель — установить „Госпромпт“ на всех рабочих местах во всех государственных ведомствах. Результаты в рамках тестирования проекта выше ожиданий, сотрудники даже не догадывались о некоторых возможностях», — рассказал Габдрахманов «БИЗНЕС Online».
Марат Галеев добавил, что сейчас у большинства детей, которые воспитаны на «компьютерных технологиях», отсутствуют системные знания и способность анализировать, потому что они моментально находят информацию и моментально ее забывают
«Может получиться как в фильме «Тупой и еще тупее»
У депутатов накопилось к министерству множество вопросов, но казалось, народные избранники, особенно старшего возраста, не совсем владели терминологией, поэтому порой с трудом формулировали мысль. Что ж, технологии и правда развиваются слишком быстро.
«Вот искусственный интеллект, вот этот вот „промпт“… Есть возможность госслужащим пользоваться, по неким шаблонам решать вопросы, — начал задавать вопрос цифровому замминистра депутат Марат Галеев. — Но это первая генерация, так скажем, госслужащих нормальной будет, потому что есть определенные наработки, кругозор, багаж, а вот генерации вторые, третьи могут оказаться абсолютно беспомощными без этого».
Галеев добавил, что сейчас у большинства детей, которые воспитаны на «компьютерных технологиях», отсутствуют системные знания и способность анализировать, потому что они моментально находят информацию и моментально ее забывают. Он предложил Габдрахманову обсудить изменения в системе образования с минобрнауки.
«Я знаю, что сейчас госслужащие начали пользоваться. И может получиться как в фильме „Тупой и еще тупее“», — добавил Галеев и даже привел в пример бразильское телевидение, где искусственный интеллект спутал футбольный мяч с лысой головой судьи и несколько минут транслировал только ее изображение. Габдрахманов в ответе ограничился расплывчатым ответом о том, насколько важно, чтобы ИИ не использовался бездумно, и, может быть, даже нужно вовлекать детей в создание инструментов на его основе, чтобы они знали его внутреннее устройство.
«Это из области желаемого. Конкретно надо что-то делать с министерством образования вам вместе», — как будто остался неудовлетворенным ответом Галеев, хотя и сам признался, что не знает, что нужно делать.
— Марат Гадыевич, у меня есть ответ, — вмешался в диалог Марат Ахметов. — Вы знаете, у нас в половине школ интернет не работает.
В зале раздался смех.
— Столько материалов, которые можно было бы использовать в программном процессе, а интернет не работает, — продолжил уже серьезно Ахметов. Но доказательств не предоставил — при этом, по данным минцифры РТ, в республике 100% школ подключены к интернету через волоконно-оптические линии связи.
— Будем надеяться, что все-таки у половины-то работает, — ответил Галеев.
— Вообще искусственный интеллект когда-нибудь начнет интеллектуально мыслить? — вдруг резко сменил тему Ахметов.
— Уже сегодня умеет. Много споров на эту тему, Марат Готович, — ответил заместитель министра. — Но сегодня, если по ту сторону стоит искусственный интеллект и ты с ним общаешься, ты можешь не отличить его от человека с точки зрения размышлений. Сегодня это уже есть.
Владимир Холоднов
Проникнет ли «джипити» на предприятия?
От вопросов философских вернулись к практическим. Оказалось, отсутствие компьютерных технологий в жизни детей волнует депутатов не меньше, чем их присутствие. Как же все-таки министерство борется с цифровым неравенством, поинтересовался Галеев.
«С годами в любом случае проблема решается. И для устранения цифрового неравенства отдельная есть программа в нацпроекте — „Экономика данных“. Каждый год у нас от 80 до 90 поселков подключается, в том числе где меньше 500 человек [проживают]», — ответил Габдрахманов. После этого градус обсуждения снова повысился: депутаты возмутились, что этого недостаточно, начали вспоминать районы без связи. Их резко остудил заместитель председателя экспертного совета по экономике Владимир Холоднов.
— Смотрите, цифровая трансформация во многих отраслях промышленности открывает широкие возможности для разного рода криминальных проявлений. Что делает минцифры для обеспечения безопасности, непроникновения искусственного интеллекта в служебные сервисы?
Габдрахманов взял крошечную паузу.
— Служебные сервисы предприятий вы имеете в виду? — уточнил он.
— Да. Можно через «джипити» зайти даже?
— Честно, не очень понял вопрос, — ответил немного растерянный замминистра. — Но требования к защите информации, если это госсистема или госпредприятия, самого высокого уровня.
Габдрахманов также напомнил, как Казань отбивалась от кибератак во время саммита БРИКС и отбилась.
— То есть такие меры принимаются? — уточнил Холоднов.
— Мне кажется, что вот та работа, которую предприятия сейчас проводят по замене импортных программных решений на отечественные, как раз и есть об этом, — поддержал Габдрахманова депутат Галеев.
В заключение депутаты все-таки признали, что закон об информационных системах и информатизации, принятый еще в 2007 году, работает эффективно и соответствует законодательству, но, безусловно, требует актуализации. И законопроект о внесении в него изменений дополнит нормативный акт, к примеру, понятием «искусственный интеллект». «Это синхронизация с теми технологиями, которые сегодня появляются и используются и которые заложены в нацпроекте „Экономика данных“. Наша задача — чтобы то, что сейчас есть в отрасли, нашло свое отражение в законопроекте. Этот закон описывает рамки цифровизации, и они должны соответствовать реальности», — пояснил Габдрахманов «БИЗНЕС Online».