В концертном зале им. Чайковского в Москве прошли гастроли Государственного академического симфонического оркестра РТ. На втором концерте личного абонемента в Московской филармонии коллектив Александра Сладковского собрал аншлаг, погрузившись в полярные миры музыки Арнольда Шенберга, Людвига ван Бетховена и Рихарда Штрауса. А помогли ему в этом солисты столичной филармонии и зала «Зарядье». Среди них — виртуоз с тюркскими корнями Равиль Ислямов (скрипка) и уроженка Казани Лада Лабзина (орган). Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Покорить Москву
В этом году Государственный академический симфонический оркестр РТ (ГАСО РТ) в Москве — особенно частый гость. В начале сентября коллектив ярко открыл сезон в Московской филармонии Первым концертом и Пятой симфонией Петра Чайковского, через месяц в Концертном зале им. Чайковского поздравил с 118-летием Дмитрия Шостаковича, в октябре выступил в «Зарядье» с произведениями Скрябина. А в ноябре оркестр вернулся в зал им. Чайковского со сложнейшей программой из сочинений немецких и австрийских композиторов.
Этот успех во многом заслуга главы «татарстанских симфоников» Александра Сладковского, чьей неиссякаемой энергии можно позавидовать. За три дня до концерта маэстро перенес экстренную операцию (на фестивале «Денис Мацуев у друзей» в Казани его заменил глава госоркестра Челябинской области Алексей Рубин), но гастроли в Москве он не отменил и собрал в главном музыкальном зале страны своих почитателей.
Это говорит и о профессионализме худрука ГАСО РТ, и о доверии к нему столичной публики. Уже седьмой сезон оркестр имеет свой абонемент в Московской филармонии и за все время не повторил здесь ни одной программы. В этот раз они смело вошли в «Просветленную ночь» Шенберга, устроили «предвыборную кампанию» в Тройном концерте Бетховена и выступили пророком в поэме «Так говорил Заратустра» Штрауса.
«В чем секрет того, что мы единственный региональный оркестр, который уже много лет подтверждает возможность быть приглашенным в Московскую филармонию? Он заключается в том, что мы очень интенсивно развиваемся несмотря ни на что, у нас набралась целая когорта постоянных слушателей, которые покупают абонементы на наши выступления. Мне очень лестно, что мы всегда играем при полном аншлаге, всегда нас встречают стоя, — отмечает худрук ГАСО. — Помимо творческой составляющей, это оправдывается и с экономической точки зрения. Из года в год мы держим марку и абонементы продаются. Мы уже ведем переговоры на абонемент сезона 2025/2026. Могу сказать, что один из концертов будет со знаменитым аргентинским тенором Хосе Кура, который покорил мировые оперные сцены, также будет исполнена Четвертая симфония Шостаковича».
Романтичную историю Шенберг взял из стихотворения Рихарда Демеля и «переложил» для струнного оркестра
От мрака к свету
Идею «Просветленной ночи» — «последнего аккорда всей музыки XIX века» — меломанам объяснил ведущий Артем Варгафтик: «Двое идут вместе через темную, непроглядную ночь. Она говорит Ему, что ждет ребенка и ребенок этот не его (говорит с тревогой, трепетом и страхом). Он берет Ее за руку, отвечает, что любит и что они всегда будут вместе. И вот двое как шли, так и идут, но уже через яркую, сияющую, просветленную ночь».
Романтичную историю Шенберг взял из стихотворения Рихарда Демеля и переложил для струнного оркестра. Экспрессивно-картинная поэма разом требует от музыкантов театральности, психологизма и деликатности звука — чуть пережмешь, и катарсический флер рассеивается, как дымка с первыми лучами солнца. ГАСО РТ выполнил все условия — и перед зрителем развернулся эстетский пейзаж. Глухую ночь изображают зловещие остинато виолончелей и контрабасов, бурю — вихревые тремоло тутти, женщину — щемящий голос скрипки, мерцание звезд — изящные пиццикато.
Так же изящны нагнетания и спады внутри одного-двух тонов в оркестре, звуковой баланс между группами инструментов, вкрапления solo и «хор» струнных, поющий пряные шенберговские гармонии. В этом кружеве динамики и тембров время остановилось: полчаса музыки одновременно пролетели вмиг и показались вечностью. А визуальную атмосферу создали яркие фонарики на пюпитрах.
Кандидаты в артисты
«Новый день» в зале Чайковского ознаменовал Тройной концерт Бетховена. Варгафтик с юмором анонсировал его как «предвыборную кампанию» трех кандидатов: скрипача Равиля Ислямова, виолончелиста Василия Степанова и пианиста Сергея Давыдченко. Они спустя 220 лет переняли эстафету у эрцгерцога Рудольфа, концертмейстера Берлинской капеллы Карла Августа Зайдлера и виолончелиста Антонина Крафта, для которых композитор создал концерт.
Романтическая иллюзорность уступила место классической стройности, героике и светлой лирике. Их аккумулируют лаконичные Allegro, Largo и Rondo alla polacca. А молодые солисты проявили себя Артистами, передавая друг другу музыкальные темы и поэтизируя моторные пассажи. Особенно преуспел в этом Ислямов: его непринужденная манера созвучна раннему бетховенскому стилю. Степанов продемонстрировал интеллигентный звук и контакт с оркестром, Давыдченко — грамотную фразировку и внимание к партнерам.
ГАСО РТ в концерте — и чуткий аккомпаниатор, и четвертый Артист. Эти роли Сладковский аккуратно чередует, не затмевая солистов и не сдерживая «голос» коллектива. Он слышен в пространных оркестровых экспозициях и ярких апофеозах, венчающих финал и первую часть. Они произвели особое впечатление: после Allegro музыкантам аплодировали даже меломаны со стажем.
«Бетховен, Штраус, Шенберг — это все одна линия немецкой музыки, мне и оркестру очень близкая. Их сочинения давно в репертуаре ГАСО РТ. Мы обязаны блистать, показывать самый высокий класс», — подчеркнул Сладковский
Слово мастера
«Так говорил Заратустра» Штрауса — музыкальная «экранизация» одноименного романа Фридриха Ницше. Девятичастное полотно сравнимо с человеческой жизнью (от рассвета до полуночи), раскрывает глубинные тайны бытия и масштаб исполнителя — в поэме композитор использовал четверной состав оркестра. Таким мощным фронтом ГАСО РТ в концертом зале встретил «Восход», рассказал «О радостях и страстях» и спел «Погребальную песнь».
«Предисловие, или Восход» — уже признанный «хит в хите». Кроме поэмы Штрауса, им открывались концерты Элвиса Пресли в Лас-Вегасе и начинается телепередача «Что? Где? Когда?» на Первом канале. В откровения персидского пророка, 10 лет постигавшего мудрость в горах, зрителя погрузили долгий унисон низких струнных, зовы меди и тутти с громовыми ударами барабана. А следом — триумфальный аккорд Лады Лабзиной, хранительницы органа «Зарядья».
В этих полярных элементах оркестр стал единым организмом, тем самым Сверхчеловеком, о котором говорили Заратустра, Ницше и Штраус, и сохранил единство в следующих частях цикла, несмотря на темповые, фактурные и образные контрасты. Черту им подвели 12 сакральных ударов колокола, а следом отзвучала благословенная «Песня ночного странника». Так говорит Сладковский.
«Бетховен, Штраус, Шенберг — это все одна линия немецкой музыки, мне и оркестру очень близкая. Их сочинения давно в репертуаре ГАСО РТ. Мы обязаны блистать, показывать самый высокий класс, — подчеркнул Сладковский. — „Просветленная ночь“ — технологически невероятно сложное сочинение, с которым наш оркестр прекрасно справляется. И конечно, вишенка на торте, самое мощное сочинение, — это „Так говорил Заратустра“ Штрауса. Это одно из самых сложнейших произведений, по которому можно судить о качестве оркестра. И я очень рад, что мы прекрасно справились с этой задачей. Для оркестра это полезно, потому что если играть простые сочинения, то очень быстро деградируешь, а мы хотим развиваться. Поэтому и впредь я буду ставить сложные творческие задачи для оркестра и мы будем самым тщательным образом готовиться и добиваться самых выдающихся успехов».
16+