«Уверен, что новый театр имени Камала станет архитектурной сенсацией и подлинной жемчужиной нашего города, настоящим манифестом новой, современной Казани», — комментирует ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Искандер Измайлов инициативу Центробанка, предлагающего граждан выбрать объекты, которые попадут на новую купюру в 1 тыс. рублей. Однако еще не введенное в эксплуатацию здание на Кабане в онлайн-голосование не попало, хотя столица Татарстана там и представлена тремя объектами. О том, как в современной России меняется отношение к дизайну национальной валюты, — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».
Из страны, страны далекой,
С Волги-матушки широкой,
Ради сладкого труда,
Ради вольности высокой
Собралися мы сюда.
Н.М. Языков
(1803–1847)
«Изображение христианских храмов без крестов недопустимо»
Как говорят классики литературы и юриспруденции, с тех пор как финикийцы изобрели деньги, ответ на один вопрос — как отблагодарить ближнего своего — отпал, а другой сакраментальный вопрос — что на них изображать — встал для тех, кто их чеканил во весь огромный рост. Но для монархий он опять отпадал сам собой, поскольку кто чеканил монету, тот и заказывал свой портрет. Ведь в древности и Средневековье в отсутствие телевидения и других СМИ понять, кто сейчас тобой управляет, можно было только посмотрев на чеканенный лик властителя.
Надо сказать, что по крайней мере одному монарху это стоило жизни. Людовик XVI успешно бежал из Парижа, но уже на границе один внимательный каретник увидел в окне экипажа, который он чинил, лицо, показавшееся ему очень знакомым. Мастерство королевских чеканщиков золотых луидоров сыграло злую шутку! Бдительный гражданин быстро доложил местным властям. Король был схвачен, судим и, как мы знаем, казнен.
Возможно, поэтому современные власти выбирают для дизайна монет и купюр более нейтральные и культурно ориентированные сюжеты. Современные банкноты — это скорее путешествие в мир истории и культуры, галерею великих политиков и деятелей культуры. На этот счет существует даже огромная современная научная литература в рамках исторической антропологии.
В современной России также был сделан упор на памятники и знаковые архитектурные сооружения. При этом авторы первых вариантов банкнот совсем не были озабочены какой-то сообразностью и отражением многообразия страны и ее многонациональных традиций. Все было довольно дешево и очень сердито. Но постепенно такая ситуация стала меняться. И это правильный путь.
Банк России 29 ноября запустил процедуру онлайн-голосования за символ для оборотной стороны новой тысячерублевой банкноты. Голосование проходит на официальном сайте Центробанка. Это во всех смыслах знаковое решение. Не могу избавиться от впечатления, что это голосование, как и желание поднять вокруг него шумиху в СМИ, является попыткой регулятора сменить повестку дня. Не секрет, что последнее решение главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной поднять ключевую ставку до 21% годовых стало причиной обсуждения и резкой критики со стороны не только депутатов Государственной Думы, но и реального сектора экономики, в частности российского военно-промышленного комплекса. В этих условиях важно поменять повестку дня, дать повод СМИ говорить о Центробанке не только как о разрушителе экономики, но и дать некую положительную новость.
Предыдущее голосование за дизайн банкноты вызвало бурную реакцию и сильное недовольство. Поводом стало то, что на оборотной стороне банкноты было изображено здание бывшей Дворцовой (Введенской) церкви. Храм в советское время был закрыт, а в нем была открыта столовая для чиновников. В начале 2000-х здание было отреставрировано и в нем создана экспозиция Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан в Казанском кремле. Хотя в настоящее время церковь не принадлежит Русской православной церкви, выдвижение ее изображения в качестве символа вызвало возмущение. Заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что «изображение христианских храмов без крестов недопустимо, а ограничение присутствия креста в публичном пространстве — это попытка уничтожения христианского наследия России». С одной стороны, формально он прав, хотя если храм не используется для нужд церкви, то, очевидно, что кресты на нем и не являются обязательными. Но с другой — а если бы кресты на этом здании были, то церковь бы не возражала против такого символа Казани?
Эта ситуация, очевидно, придуманная, чтобы создать положительный образ ЦБ, а ставшая эпицентром скандала, была тихо прикрыта. Онлайн-голосование за спорный вариант дизайна тысячерублевки не проводилось, хотя в предыдущие годы ЦБ не раз прибегал к такому способу учета общественного мнения. Например, в 2016 году россияне выбирали символы для новых на тот момент купюр в 200 и 2000 рублей. Там тоже, кстати, Казань едва не набрала большинство голосов, но решение было принято в пользу Крыма — Севастополя и Херсонеса. Заметим, там изображен храм (хотя это археологические остатки), но он не имеет ни креста, ни каких-либо других христианских символов. Но это возражения РПЦ не вызвало.
Вообще, если проанализировать изображения на купюрах, то выяснится некая логика изображений. Хотя некоторые купюры, уверен, есть только в коллекциях у нумизматов, а кто не успел их отложить, горько сожалеет об утрате такой возможности, но для анализа надо оценивать все денежные знаки без всяких купюр, простите за каламбур.
«В определенный момент было решено внести кардинальные изменения в дизайн банкнот и их символику»
«Нас ждет печать скорее банкнот в 10 тысяч рублей, чем что-то другое»
Давайте посмотрим внимательно:
5 рублей — Новгород (памятник 1000-летию России и Кремль).
10 рублей — Красноярск (часовня Параскевы Пятницы на вершине Караульной горы с Коммунальным мостом через Енисей и Красноярская ГЭС).
50 рублей — Санкт-Петербург (Дева-Нева на стрелке Васильевского острова и Здание Биржи там же).
100 рублей. Самая многострадальная купюра и до недавнего времени самая востребованная. Хотя скоро, видимо, тоже выйдет из употребления. Первоначально — Москва (Большой театр и квадрига работы Петра Клодта на нем), сейчас — Москва (Спасская башня Кремля и Ржевский мемориал).
500 рублей — Архангельск (Памятник Петру I и Соловецкий монастырь).
1000 рублей — Ярославль (Памятник Ярославу Мудрому и церковь Иоанна Предтечи).
2000 рублей — Владивосток (мост на остров Русский и космодром Восточный).
5000 тыс. — Хабаровск (памятник Муравьеву-Амурскому и мост через Амур).
Следует сказать, что эти купюры образца 1997-го с модификациями 2004 и 2010 годов были выполнены без всякой логики и учета специфики многонациональной и многоконфессиональной страны. А также без учета какой-то географической целесообразности. Например, Дальневосточный федеральный округ представлен тремя банкнотами, Москва — двумя, а Северному Кавказу или Сибири не досталось ни одной. Явный переизбыток на купюрах изображений различных православных святынь, но никаких мечетей или синагог нет. При этом некоторые обыватели яростно возражали против самой идеи полумесяца на башне Сююмбике (Суйум-бике).
При этом надо иметь в виду, что купюры в 5 и 10 рублей фактически не печатались с 2013 года. Они были не так востребованы, а печать их со всеми степенями защиты была слишком дорогой, намного превосходя их собственный номинал. Но в 2014-м оказалось, что чеканка монет не менее, а сейчас и более затратное дело. И было решено вернуться к печати бумажных купюр. Так что коллекционеры могут возликовать, но необходимо тогда придержать монеты 5 и 10 рублей, которые могут выпасть из оборота. Скоро такая же участь может ожидать даже 100-рублевые купюры, которые станут подобной разменной монетой. Видимо, скоро смысл поговорки «копейка рубль бережет» будет доступна только высоким интеллектуалам и нумизматам.
Но вернемся к купюрам высокого достоинства. Вполне очевидно, что в ЦБ работают вполне квалифицированные и образованные люди. Они не менее простых обывателей, видимо, удивлялись произволу в символике изображений на банкнотах, их несистемности и ситуационности. В определенный момент было решено внести кардинальные изменения в дизайн банкнот и их символику.
Насколько можно понять, эта реформа началась в 2017 году с введением банкнот номиналом в 200 и 2000 рублей. Если спросить меня (чего никто никогда не собирается делать), то я бы никогда не вводил купюру в 200 рублей. Она дорогая в изготовлении, но при размене очень неудобна. Для ее оборота нужно изготавливать еще 100-рублевые купюры в значительно большем количестве, и она в этом не помогает обороту. Возможно, скоро ее заменят на монеты. Так и 2000-тысячные купюры никак не помогают размену. Вполне возможно, что более удачным был бы вариант с банкнотой в 2500 рублей по аналогии с российской императорской купюрой в 250 рублей — знаменитой «катеньке», выполнявшей ту же функцию. Но полагаю, что скоро нас ждет печать скорее банкнот в 10 тыс. рублей, чем что-то другое.
«Для нас представляет интерес именно ситуация с купюрой в 1 тысячу рублей, поскольку если на лицевой стороне предполагается изобразить Нижегородский кремль, то на оборотной — какой-то вид другого города»
«После скучных и невнятных стен Кремля должно быть что-то национальное и выразительное»
В чем суть реформы, которую еще в июле 2021 года объявил зампред Центробанка Михаил Алексеев? Предполагалось постепенно заменить старые купюры на новые с обновленным дизайном. При этом в их изображениях подразумевалась определенная логика.
10 рублей — Новосибирск (Сибирский ФО);
50 рублей — Санкт-Петербург (Северо-Западный ФО);
100 рублей — Москва (Центральный ФО);
200 рублей — Крым (Южный ФО);
500 рублей — Пятигорск (Северокавказский ФО);
1000 рублей — Нижний Новгород (Приволжский ФО);
5000 рублей — Екатеринбург (Уральский ФО).
В соответствии с этой реформой предлагается отказаться от каких-либо символов, связанных напрямую с религией. Развалины византийского храма в Херсонесе, видимо, таковыми не считаются, но в других случаях принцип выдержан четко.
Для нас представляет интерес именно ситуация с купюрой в 1 тыс. рублей, поскольку если на лицевой стороне предполагается изобразить Нижегородский кремль, то на оборотной — какой-то вид другого города (как это можно видеть на других купюрах нового дизайна). На суд общественности предлагается 25 вариантов. Предварительно в список достопримечательностей Поволжья, представленный для голосования, вошли Вятский художественный музей им. Васнецовых, Музей изобразительных искусств им. Эрьзи в Саранске, Музей народного творчества в Пензе, главный корпус Казанского федерального университета, музеи-заповедники «Тарханы» и «Болдино», Музей-усадьба Чайковского, Дворец земледельцев в Казани, дом-памятник Гончарову в Ульяновске, Жигулевская ГЭС, международный аэропорт Гагарин, монументы Матери-Покровительнице в Чебоксарах и Славы в Самаре, Музей истории Оренбурга. А также памятник Салавату Юлаеву в Уфе, музейно-выставочный центр «Самара космическая», парк покорителей космоса им. Гагарина, парусная волжская барка, Пермский краеведческий музей, Президентский мост через Волгу, Самарский академический театр драмы им. Горького, Саратовская консерватория им. Собинова, скоростной пассажирский теплоход «Метеор», автомобильный мост через Волгу в Саратове и центр семьи «Казан».
Понятно, что в соответствии с принятым новым дизайном это будет не какой-то один вид и памятник, а некий коллаж. Любой человек, неравнодушный к своему культурному наследию, может по ссылке найти этот конкурс на сайте Центробанка и проголосовать.
«Уверен, что новый театр имени Камала станет архитектурной сенсацией и подлинной жемчужиной нашего города, настоящим манифестом новой, современной Казани, устремленной в будущее, но сохраняющей свои традиции»
Я некоторое время обдумывал эту проблему, и мне кажется, что авторы выберут какой-то вариант с видом Волги (недаром же появились черно-белые и очень невыразительные фото парусников на Волге) как фон. Не думаю, что это будет какой-то мост, поскольку он уже есть на 2000-рублевой купюре. Предполагаю, что на передний план выберут какой-то интересный архитектурный ансамбль. После скучных и невнятных стен Кремля должно быть что-то национальное и выразительное. Из всех представленных вариантов таким является, как это ни покажется странным, центр семьи «Казан». Но не уверен, что предложил бы его, если бы мог выбирать, поскольку уверен, что новый театр им. Камала станет архитектурной сенсацией и подлинной жемчужиной нашего города, настоящим манифестом новой, современной Казани, устремленной в будущее, но сохраняющей свои традиции.
Но в предложенных условиях «Казан» — лучшее решение. Этот памятник хорошо вписывается ведущим на фоне любого предложенного варианта, он выразительный, современный и неожиданный. Можно было бы его совместить с Казанским университетом. Но нам предлагаются отдельные памятники, а не готовые дизайнерские решения с комбинацией различных объектов.
В любом случае это повод еще раз заявить о Казани как важном культурном, экономическом и архитектурном центре нашей Родины, который достоин представить свои выдающиеся достижения, отраженные в камне, в том числе на самой востребованной купюре.
Как горожанин и патриот Казани, я желаю победы в этом конкурсе и призываю всех отдать свой голос за казанские памятники.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции