«Мы не пытались быть похожими на что-то. Наша основная цель — чтобы мечеть совпадала с канонами нашей религии. В республике такая мечеть, я думаю, единственная», — рассказывает имам-мухтасиб Альметьевского района Исмаил Сингатуллин об открывшейся сегодня после реконструкции главной мечети райцентра — Центральной им. Фахретдина. Воплотить проект в жизнь помогла «Татнефть», а накануне с журналистами пообщался сам Наиль Маганов. Руководитель нефтяного гиганта явно считает этот проект важным как для себя, так и для компании. «БИЗНЕС Online» рассказывает, как в Альметьевске появилась одна из самых современных мечетей Татарстана.
«Мечеть в Альметьевске обновилась не только в облике, но и концептуально»
«В истории татарского народа мечети всегда играли роль центра общественной жизни. Как до революции в мечетях кипела жизнь, так и сегодня они в Татарстане служат площадками для реализации социальных, образовательных, богословских, благотворительных, молодежных, детских, семейных мероприятий, — напоминает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ первый заместитель главы ДУМ РТ Ильфар Хасанов. — Центральная мечеть в Альметьевске расположена на пересечении нескольких транзитных путей движения пешеходов, поэтому она, безусловно, станет точкой притяжения и развития».
Именно Хасанов сегодня ранним утром в отсутствие находящегося в хадже муфтия Татарстана Камиля Самигуллина открывал после реконструкции Центральную мечеть Альметьевска и прочитал с ее минбара по случаю Курбан-байрама праздничную проповедь о важности семейных ценностей и брачных уз.
Главная мечеть нефтяной столицы РТ может вместить до 1,2 тыс. верующих
Главная мечеть нефтяной столицы РТ может вместить до 1,2 тыс. верующих, в Казани эта цифра больше только у Кул-Шарифа, где имамом служит тот же Хасанов, — 1,7 тыс. человек. Высота большого минарета составляет 52,5 м без шпиля (у Кул-Шарифа 58 м).
«Мечеть в Альметьевске обновилась не только в облике, но и концептуально, — констатирует Ильфар хазрат. — Она стала одной из самых современных мечетей в Татарстане».
Было известно, что здание мечети 1998 года устарело функционально и эстетически, так что в свое время приняли решение о реставрации объекта. В 2018-м был проведен конкурс, заказчик в лице «Татнефти» выбрал эскиз мастерской «Арканики» из Москвы. Для Альметьевска они уже делали проекты реконструкции штаб-квартиры «Татнефти», благоустройства сквера «Каракуз», реконструкции универмага 70-х годов в общественный центр «Алмет», который стал местом притяжения горожан. Такую же задачу хотели решить и для существующей мечети — превратить ее в мусульманский религиозно-просветительский центр.
Архитекторы предложили убрать парковку перед мечетью, чтобы расширить ее функционал, изменив градостроительную структуру. В «Арканике» придумали построить на ее месте стилобат, который стал первым уровнем религиозного центра. Второй уровень — площадь на кровле стилобата и сама мечеть.
«Стилобат носит общественную функцию, расширяя возможности мечети: в нем могут проходить и выставки, и городские мероприятия, и республиканские конференции, и молебны, во время крупных исламских праздников — когда помещения только одного молельного зала не хватает», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель и основатель мастерской «Арканика» Никита Выходцев.
Никита Выходцев: «Стилобат носит общественную функцию, расширяя возможности мечети: в нем могут проходить и выставки, и городские мероприятия, и республиканские конференции, и молебны, во время крупных исламских праздников — когда помещения только одного молельного зала не хватает»
В стилобате расположен многофункциональный зал для собраний общины, национальный ресторан, халяльный магазин, зона прощания. Все пространства могут функционировать автономно — есть отдельные входы. С уровня стилобата можно попасть в здание мечети на стеклянном лифте или подняться на смотровую площадь перед зданием по уличным лестницам.
Центральное пространство стилобата — фойе, которое используется для проведения мероприятий, а для религиозных праздников может стать дополнительным пространством для намаза. Фойе выполнено в светлых оттенках — мраморный пол, колонны плавных форм и кессоны на потолке из архитектурного бетона в цвет фасада здания.
В здании мечети расположен молельный зал с михрабом и минбаром, библиотека, зал омовения, зал для никаха и имянаречения (откроется позже), музей, посвященный развитию ислама на юго-востоке РТ (откроется позже), зона хазратов, комната имамов, балкон молельного зала для женщин, детская игровая комната, зона отдыха
В здании мечети расположен молельный зал с михрабом и минбаром, библиотека, зал омовения, зал для никаха и имянаречения (откроется позже), музей, посвященный развитию ислама на юго-востоке РТ (откроется позже), зона хазратов, комната имамов, балкон молельного зала для женщин, детская игровая комната, зона отдыха.
Мечеть при этом сделали доступной — пожилым, прихожанам с детьми обеспечен удобный доступ на объект, чего в старой мечети не было. На территории предусмотрены лифты для маломобильных людей, которые позволяют подняться людям сразу на уровень площади и в одном уровне войти в данное помещение и аналогично спуститься.
Мечеть им. Фахретдина до реконструкции
«Раньше здесь даже окна не открывались, была грязь, а сейчас установили четыре лифта»
Любопытно выглядит история центральной мечети Альметьевска. Достаточно сказать, что к данному объекту непосредственно приложили руку все руководители «Татнефти» начиная с 1990-х. При Ринате Галееве (возглавлял «Татнефть» в 1990–1999 годах) она была возведена и даже какое-то время носила его имя, при Шафагате Тахаутдинове (1999–2013) провели первую капитальную реконструкцию, наконец, при действующем гендиректоре нефтяной компании Наиле Маганове начинается новая жизнь культового сооружения.
Первый камень в фундамент Центральной мечети был заложен еще во времена Советского Союза, в июне 1990 года, и это был на тот момент четвертый мусульманский приход в городе, рассказывает «БИЗНЕС Online» бывший имам-мухтасиб Альметьевского района Наиль Сахибзянов, который трудился на данном посту с 1996 по 2011 год. Удивительно, но самая первая мечеть в нефтяной столице Татарстана была открыта еще в 1977 году — в эпоху развитого социализма, что было довольно редким явлением для тех лет.
«Когда забивали первую сваю под Центральную мечеть, состоялся большой праздник. Приезжал сам муфтий Европейской части СССР и Сибири Талгат Таджуддин, — вспоминает Сахибзянов. — Во время церемонии были собраны деньги на ее постройку, которые быстро обесценились, и в начале 90-х строительство приостановилось. И тут после совершения малого хаджа Ринат Гимаделисламович Галеев предложил, чтобы „Татнефть“ подключилась к строительству. Строили ее турки, а торжественное открытие состоялось 20 июня 1998 года, она была названа именем Рината Галеева».
Наш собеседник вспоминает, что именно в 1998 году главой Альметьевского района стал небезызвестный Ильшат Фардиев. «Я встретился с ним и попросил помочь в строительстве рядом и медресе, которое было открыто в том же году в декабре, — продолжает Наиль хазрат. — Назвали мы ее именем Ризаэтдина Фахретдина. В 2002 году центральная мечеть также была переименована в честь выдающегося татарского богослова».
Последние изменения в жизни мечети Сахибзянову, ныне рядовому прихожанину-пенсионеру, пришлись по душе: «Это мировой тренд, мечети в стиле техно можно увидеть в странах Персидского залива. Раньше здесь даже окна не открывались, была грязь, а сейчас установили четыре лифта».
«Большинство людей в восторге от того, что мечеть сделана в таком стиле»
Тех, кто бывал в Центральной мечети Альметьевска еще до реконструкции, действительно ждет сюрприз. В этом убедился и «БИЗНЕС Online». Кажется, что на месте главного Дома Аллаха нефтяной столицы Татарстана выросло совершенно новое здание. Не стало златоглавого купола, полумесяцы на пяти минаретах теперь не снаружи, а спрятались внутри башен, поменялся и цвет стен.
Накануне здесь провели экскурсию для журналистов, которые поинтересовались впечатлениями от нового облика мечети у имама-мухтасиба Альметьевского района Исмаила Сингатуллина. «Сколько людей, столько и мнений, но, если пара человек высказалась, что минарет не такой, полумесяц не такой, — это лишь их мнение, — философски заметил Исмаил хазрат. — Но большинство людей в восторге от того, что мечеть сделана в таком стиле, который подходит нашей религии, нашему шариату. Если вы про купол, который сегодня видите в цвете серебра, то ислам поощряет серебро и отходит от золота. Мы не пытались быть похожими на что-то. Наша основная цель — чтобы мечеть совпадала с канонами нашей религии. В республике такая мечеть, я думаю, единственная». По словам главного муллы района, в самом Альметьевске сейчас 12 мечетей, а в скором времени достроят еще одну, соответственно, город полностью обеспечен мусульманскими храмами.
Вообще, проект получился уникальным с технической точки зрения, рассказал руководивший стройкой по линии «Татнефти» Андрей Тимиров
Несмотря на то что до первого намаза оставалось меньше суток, на объекте работа кипела полным ходом. В то же время молельный зал, оформленный в минималистическом стиле, был уже почти готов, а в глаза бросался минбар — трибуна, откуда имам произносит свои проповеди. Авторы при его оформлении также ушли от традиционных штампов.
Вообще, проект получился уникальным с технической точки зрения, рассказал руководивший стройкой по линии «Татнефти» Андрей Тимиров. «Интерьер и экстерьер на 90 процентов — индивидуальное решение, и таких уникальных решений вы нигде не встретите, — говорит наш собеседник. — Это и применение архитектурного бетона на фасадах мечети, архитектурного бетона в интерьерах, индивидуальное исполнение под каждое помещение. Это потребовало соответствующих компетенций, квалификации исполнителей».
«Заказ был простым — мечеть должна быть очень дружелюбной!»
Именно в этот момент в мечети появился генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов. Было видно, что для него открытие нового объекта — это не рядовое событие. И в начале беседы он упомянул, что к строительству Центральной мечети Альметьевска непосредственным образом имели отношение его предшественники Галеев и Тахаутдинов.
— К нам обратились, рассказав о проблемах с куполом мечети: протекает, ржавеет. Я попросил своего хорошего друга Никиту Сергеевича Выходцева (гендиректор архитектурной мастерской «Арканика» — прим. ред.) посмотреть, что там. Они поднялись, посмотрели все чертежи и сказали, что купол нужно срочно приводить в порядок, иначе мы его потеряем и мечеть будет закрыта. Оказывается, купол построен не по проекту. Затем думали, думали и пришли к нынешнему лику мечети. Заказ был простым — мечеть должна быть очень дружелюбной! Если вы присутствовали на объектах «Татнефти», вы могли увидеть нашу характерную особенность — мы везде сносим заборы.
Наиль Маганов: «Мечеть для нас — это не просто место, где собирается объединенная какими-то едиными традициями, верованиями общность людей, но и культурный центр»
— Почему?
— Заборы разъединяют, а нам надо, чтобы людей что-то соединяло, чтобы все люди воспринимали пространство открытым, воспринимали его как свое. Чтобы была вообще такая культура — не замыкаться, а быть открытым. Это, кстати, в ценностях нашей компании прописано, а белый, мне кажется, как раз цвет открытости.
Мечеть для нас — это не просто место, где собирается объединенная какими-то едиными традициями, верованиями общность людей, но и культурный центр. Потому что для нас религия — это не столько набор ритуалов, сколько некая духовная, философская история.
— О стройке уже рассказывают одну легенду. Дескать, прежний купол был золотым, а сейчас вы это золото использовали для каких-то других целей. Правда ли это?
— Пророк не одобрял золото, он одобрял серебро. На самом деле этим занимались профессионалы, вопрос лучше задавать архитекторам, которые поделали огромную работу. Прежде чем приступить к проекту, они объездили полмира, во всяком случае те страны, где есть элементы исламской культуры. Беседовали, много встречались. Мне нужно подарить сюда в музей все наши альбомы, все наши эскизы, все протоколы обсуждения: как начиналась эта история, как мы шли к это идее.
— Вы сами планируете сюда ходить на намаз?
— Посмотрим, посмотрим…
«Мы не считаем это затратами, мы считаем это инвестициями. Инвестиции в культуру — это то, что окупится всегда. Чем более высоким будет уровень культуры здесь, вокруг нас, тем богаче будет страна, тем богаче будут люди и регион в целом»
— Понятно, что при строительстве мечети не принято говорить о вложенных в нее средствах, но все же насколько значительными были затраты?
— Мы не считаем это затратами, мы считаем это инвестициями. Инвестиции в культуру — это то, что окупится всегда. Чем более высокий будет уровень культуры здесь, вокруг нас, тем богаче будет страна, тем богаче будут люди и регион в целом. Это продуманные инвестиции, даже не в моем понимании, а в понимании компании. У нас есть акционеры, совет директоров, у нас есть Рустам Нургалиевич Минниханов — председатель совета директоров. Это стратегия компании, ее суть, это говорит об ответственности.
Люди приходят на стройку, переживают, хотя их никто сюда не заставляет приходить. Я на работу хожу пешком, иногда в 7 часов утра женщины, просто жительницы города, сюда с ведерками идут. Спрашиваю: «А куда вы идете?» Они говорят: «Вот, надо помочь». Это всех объединяет, делает людей ближе между собой. Это то, что объединяет страну, нашу республику. Кстати, строители отсюда — могу сказать, здесь нет секрета — перемещаются в один из альметьевских православных храмов, ему тоже предстоит реконструкция.
«В первую очередь, когда что-то делаем, думаем о тех людях, которые здесь живут, которые все вместе создают эти материальные богатства»
— Можно ли назвать обновленную мечеть новой туристической достопримечательностью Альметьевска?
— Мы не думаем о туризме. Всегда рады гостям, но в первую очередь, когда что-то делаем, думаем о тех людях, которые здесь живут, которые все вместе создают эти материальные богатства.
«Это точно не хай-тек»
Мухтасиб Альметьевского района уже упомянул, что в адрес нового проекта на просторах сети раздается в некоторых комментариях критика, дескать, мечеть сделана не в «татарском» стиле. Между тем архитекторы, приступая к работе, провели большое исследование стран, где исповедуют ислам.
«В ходе исследования, помимо мечетей Татарстана и других российских городов, мы посетили мечети таких стран, как Турция, Марокко, Египет, Узбекистан, где исламская традиция не прерывалась, — рассказала „БИЗНЕС Online“ руководитель по развитию архитектурной мастерской „Арканика“ Анастасия Андриянова. — Изучались современные мечети и религиозные комплексы, которые находятся при них. В исламе нет строгого канона, например, который есть в христианстве, как должна выглядеть мечеть. Мечеть трактуется в дословном переводе как „Дом Аллаха“ — место собрания исламской общины, куда приходят люди для того, чтобы посвятить время Богу и пообщаться с другими людьми на религиозные вопросы. Таким образом, фантазия команды проекта ничем практически не сдерживалась».
В общем, современное формообразование мечети дает абсолютную свободу архитекторам, что позволяет создавать уникальные объекты, которые были реализованы за последнее время. С точки зрения архитектуры в данном случае обращались к религиозному объединению Education City Mosque в Дохе (Катар) и межконфессиональному комплексу Abrahamic Family House на острове Саадият в Абу-Даби (ОАЭ).
«Определить, к какому архитектурному стилю относится мечеть, оказалось делом сложным»
«Мы стремились создать уникальный образ, который будет отражать принципы ислама и традиции Татарстана», — подчеркивает руководитель «Арканики» Выходцев. При этом архитекторы не затронули в мечети минареты, оставили в ней купольную структуру и элементы, свойственные исламу, татарской идентичности и Альметьевску.
Но определить, к какому архитектурному стилю относится мечеть, оказалось делом сложным. «Я думаю, что определять стиль очень сложно для религиозных зданий. Это точно не хай-тек, — уверен Выходцев. — Относится ли поиск стиля к религиозным зданиям, религиозной архитектуре — это крайне сложный вопрос, который точно будоражит умы архитекторов уже, наверное, с XX века». Хай-теку свойственно применение обилия стекла, композитных материалов из металла, объясняют авторы проекта. «Можно посмотреть работы Ричардса Роджерса, и это будет хай-тек. А это нельзя назвать хай-теком. Мы по техническим характеристикам не проходим ни по одному элементу», — говорит Андриянова.
«Для того, кто ищет знания, рай станет обязательным»
Реновация мечети трансформирует архитектурный объем и пластику фасада. Купол поднят, чтобы пропускать свет из-под барабана в молельный зал, изменилась конфигурация минаретов и решения геометрии фасада. Фасады здания выполнены из крупноформатных панелей из архитектурного бетона, на минаретах и ограждениях применяется металл бронзового оттенка.
В образе используются два основных приема: арабская каллиграфия на главном фасаде, перфорированные и рельефные панели с традиционным орнаментом на южном, западном и восточном фасадах. Геометрический орнамент, то растворяющийся, то проявляющийся на фасаде — отсылка к культуре региона с одной стороны и эффектный прием для интерьеров — с другой. Затейливая игра светотени заполняет помещения мечети, путешествуя по пространствам в течение дня.
Никита Выходцев называет подарком судьбы возможность сделать такое крупное ритуальное сооружение
Главный, северный фасад мечети имеет двойную конструкцию. Сначала — фактическая оболочка здания, затем — второй фасад из архитектурного бетона, с прорезями в виде каллиграфии. В вечернее время текст подсвечивается изнутри, акцентируя внимание на главном фасаде и входном портале. Каллиграфическая композиция на главном фасаде — текст с татарского шамаиля (религиозный знак, основанный на арабской каллиграфии, оформленный в виде станковой картины) XIX века, переводится так: «Для того, кто ищет знания, рай станет обязательным». Чтобы адаптировать текст шамаиля, «Арканика» пригласила казанского художника каллиграфа Наджипа Наккаша. Им было разработано несколько вариантов написания в техниках куфи и насх с учетом технических ограничений, заданных архитекторами.
Выходцев называет подарком судьбы возможность сделать такое крупное ритуальное сооружение. «Мы находимся не просто в мечети. Это исламский культурный центр, это центр идей людей разных религий, — говорил он накануне на встрече с журналистами. — В первую очередь для мусульманской общины города, но в то же время мы стоим сейчас не в сакральной части мечети, сюда могут прийти все, кто хочет, это многофункциональное пространство. Тут может проходить, например, выставка арабской каллиграфии, книг. Тут и кафе, ресторан, детская комната, куда пришедшая в мечеть мама во время намаза может оставить своего ребенка, библиотека и много еще чего».














































