«Эпиграфическое наследие Республики Татарстан: проблемы сохранения и изучения» — на круглый стол с таким названием позвали журналистов в Институт истории им. Марджани «Эпиграфическое наследие Республики Татарстан: проблемы сохранения и изучения» — на круглый стол с таким названием позвали журналистов в Институт истории им. Марджани Фото: татаровед.рф

«Наша практика показывает, что каждый год только в Татарстане разрушается около 10 памятников»

Информационным поводом для проведения круглого стола оказалось недавнее разрушение памятника знаменитому татарскому купцу-меценату Ибрагиму Юнусову на Ново-Татарском кладбище Казани. Могила занимала площадь в 2 кв. метра. Из-за того что памятник Юнусову накренился на ограду соседнего захоронения, его демонтировали, а могильную плиту превратили в груду обломков.

Старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Марджани Айдар Гайнутдинов, нашедший кусочки плиты, где арабицей были выбиты первые буквы имени и фамилии усопшего, погребением которого в свое время руководил сам Шигабутдин Марджани, сообщил участникам круглого стола о плачевном состоянии могильных памятников в целом. По словам Гайнутдинова, каждый год только в Татарстане разрушается около десятка памятников, являющихся частью исторического наследия. «И, конечно, это количество продолжит увеличиваться, они будут разрушаться по естественным причинам, например, дерево падает, — приводит пример оратор. — Если дерево падает, то можно сказать, что наполовину мы его уже утратили, потому что, когда памятник падает, на него падает листва, она превращается в почву, камень остается под почвой, и все: люди будут ходить по нему, он останется под землей и никто его не выкопает».

Старший научный сотрудник центра письменного наследия ИЯЛИ им. Ибрагимова Азат Ахунов сообщил, что таким образом ежегодно исчезают один-два древнебулгарских камня, которые просто зарываются в землю. Что интересно, ученый еще одной причиной ухода в небытие артефактов назвал и человеческое суеверие. «Кладбища в районах находятся в плачевном состоянии, во-первых, нет средств, во-вторых, суеверие. Люди боятся пилить деревья, заходить на кладбища. Религиозные деятели должны объяснять, а объяснять людям бесполезно, — посетовал Ахунов. — В Челябинской области в Троицке находится могила Зайнуллы Расулева (татарский мусульманский религиозный деятель, ишан, последователь суфизма, просветитель — прим. ред.), она разваливается, потому что приходящие туда паломники разрушают памятник, откалывают от него камни, толкут их и пьют, смешивая с водой. Считается, что все это имеет лечебную силу. Там забор, через который перелезают, — единственный охранник, работающий за символические 5 тысяч рублей, не успевает за всем уследить».

По словам Ахунова, в настоящее время захоронения в Троицке и Татарской Каргале Оренбургской области требуют особого внимания. Ведь именно там сохранились ценные памятники, которые не были тронуты даже во времена советской власти.

По словам Ахунова в настоящее время захоронения в Троицке и Татарской Каргалы Оренбургской области требуют особого внимание. Ведь именно там сохранились ценные памятники, которые не были тронуты даже во времена советской власти По словам Ахунова, в настоящее время захоронения в Троицке и Татарской Каргале Оренбургской области требуют особого внимания. Ведь именно там сохранились ценные памятники, которые не были тронуты даже во времена советской власти Фото: Азат Ахунов

Заведующий центром письменного наследия ИЯЛИ Ильгам Гумеров также говорил о «человеческом факторе», усугубляющем проблему. «Некоторые люди, думая, что они дольше сохранят памятник, начинают его чистить, красят серебрянкой, а ведь эта краска, наоборот, разрушает камень, — сообщил Гумеров. — Вообще, те камни, до которых не дотрагивалась рука человека, лучше сохраняются, нам надо поставить на повестку дня вопрос работы с людьми».

Профессор Фарид Хакимзянов предложил выпустить специальное пособие о том, как нужно ухаживать за могилами. Так, по его словам, не рекомендуется мыть памятники, а если приходится это делать, то вода должна быть как минимум кипяченой, а в идеале — дистиллированной.

По мнению модератора круглого стола, замдиректора института им. Марджани Марата Гибатдинова, сохранять эпиграфическое наследие очень важно, т. к. информация, данная на камнях, является надежным историческим источником. Письменные же сохранились в весьма ничтожном количестве.

Почему же никто не следил за могилой городского головы Татарской ратуши Казани купца Юнусова? Список из 17 таких могил был продемонстрирован участникам конференции Фото: татаровед.рф

«Пока у кладбища не появится статус мемориала, там никогда не будет порядка»

Почему же никто не следил за могилой городского головы Татарской ратуши Казани купца Юнусова? Дело в том, что он не входил в реестр объектов культурного наследия. Список из 17 таких могил был продемонстрирован участникам конференции. К слову, там нет и последнего пристанища Марджани. Теоретически его тоже могут уничтожить, причем не понеся за это никакого наказания.

Как рассказал старший научный сотрудник отдела новой истории института им. Марджани Айдар Ногманов, в свое время председатель татарстанского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фарида Забирова предлагала дополнить данный список еще 6 именами. Но Забирова скончалась в разгар пандемии, а один из тех самых памятников — поэту Миргазизу Укмаси, современнику Габдуллы Тукая, — администрация Рыбно-Слободского района заменила на новый, а старый куда-то безвозвратно исчез.

Ученые видят решение проблемы в придании статуса национального пантеона выдающихся деятелей татарского народа Ново-Татарскому кладбищу в Казани с фиксацией этого статуса в федеральных и республиканских нормативных документах. В этом случае все объекты, расположенные там, будут охраняться государством. «То, что Ново-Татарское кладбище — национальный пантеон, надо подкрепить правовыми документами. Ситуация с памятником Ибрагиму Юнусову — это показатель общего состояния на кладбище. Надо не отдельные памятники включать в список, а все кладбище, дать ему статус объекта культурного наследия», — считает Ногманов.

Директор медресе им. 1000-летия принятия ислама Волжской Булгарией Ильяс Зиганшин полностью согласен с историком. «Пока у кладбища не появится статус мемориала, там никогда не будет порядка, — считает Ильяс хазрат. — Наше медресе ежегодно 2 мая проводит здесь мероприятие „Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел“ („Цени наставника, когда он жив, не забывай его могилу после кончины“), мы обходим захоронения, совершаем дуа. В течение 25 лет находим забытые могилы религиозных деятелей, отмечаем их, изучаем камни, составили маршрут, куда включены порядка 100 имен».

Ильяс хазрат предлагает в случае обветшания могильного камня известной личности, прежде чем его заменить, созвать специальную комиссию, состоящую из специалистов, которые и должны вынести свой окончательный вердикт.

Айрат Файзрахманов: «У нас на федеральном уровне есть программа сохранения могил ветеранов Великой Отечественной войны. На таком примере можно подумать о создать такой программы и у нас» Айрат Файзрахманов: «У нас на федеральном уровне есть программа сохранения могил ветеранов Великой Отечественной войны. На таком примере можно подумать о создании такой программы и у нас» Фото: «БИЗНЕС Online»

Без помощи государства здесь не обойтись, с этим согласен и его представитель — начальник отдела взаимодействия со СМИ и общественными организациями министерства культуры РТ, историк Айрат Файзрахманов.

«У нас на федеральном уровне есть программа сохранения могил ветеранов Великой Отечественной войны. На таком примере можно подумать о создании такой программы и у нас, — сообщил Файзрахманов. — Сейчас создается рабочая группа по сохранению Арского кладбища, с такой же целью поднимается вопрос и о Ново-Татарском. После рассмотрения концептуальных вопросов, понимания, сколько нужно будет для этого средств, возможно идею предложить в высокие инстанции».

Данный вопрос был внесен в проект резолюции, так же как исследование памятников с помощью специального оборудования и создания 3D-моделей могильных камней. О положительном примере в данном вопросе в конце круглого стола поведал научный сотрудник отдела новой истории института им. Марджани Искандер Гайнуллин. В прошлом году они выиграли грант РНФ по изучению болгаро-татарских памятников современными методами. Было предложено изучить 160 памятников, из них 72 уже исследовано.