Cпрос на новые автомобили премиального сегмента в I квартале начал постепенно восстанавливаться, но до докризисных продаж еще очень далеко Фото: © Dasril Roszandi / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Новые авто не такие уж и новые

По данным аналитического агентства «Автостат», которые были предоставлены «БИЗНЕС Online», спрос на новые автомобили премиального сегмента в I квартале начал постепенно восстанавливаться, но до докризисных продаж еще очень далеко. По итогам первых трех месяцев 2023-го татарстанские дилеры смогли реализовать автомобилей премиум-класса почти в 3,5 раза меньше, чем год назад. В абсолютном выражении «просадка» составила 534 единицы с 755 до 221 проданного авто.

При этом рынок премиальных автомобилей хоть и со скрипом, но пытается отыграть падение. Так, в самом провальном II квартале 2022-го новых автомобилей такого класса в республике было поставлено на учет 135 единиц, в III квартале — 141, в IV — 158. Из 221 поставленной на учет в I квартале новенькой «ласточки» 47 было реализовано в январе, в феврале и марте — 87 и 89 штук соответственно.

Из всех проданных авто только два произведено в 2023-м. 167 автомобилей сошло с конвейеров в 2022-м, а у 52 машин в графе «год выпуска» в ПТС стоит 2021-й. 34%, или 76 авто, выпущено в Германии, 40 — в России, 31 приехало из США, а Япония и Великобритания поставили в Татарстан 19 и 16 авто соответственно. Помимо основных стран поставщиков, в список производителей добавились Канада, Мексика, Таиланд и даже Беларусь.

Несмотря на спад по количеству, на первом месте в списке автомобилей от баварской компании стоит, как раньше, спортивный, мощный, но экономичный BMW X5 Фото: © Ringo Chiu / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

BMW вернулся на вершину пьедестала

Нестабильность на автомобильном рынке в прошлом году пошла на руку Mercedes-Benz, который в течение апреля – декабря 2022-го занимал лидирующие позиции на рынке автомобилей премиум-сегмента. Но, после того как дилеры нашли пути обхода санкционных барьеров, все вернулось на круги своя. По итогам прошедшего квартала на первом месте в люксовом сегменте по общему количеству проданных в Татарстане премиальных авто расположился BMW. «Отличник» рейтинга сумел поставить на учет в РТ 62 баварских автомобиля, что на 73%, или на 168 машин, меньше, чем годом ранее. 33 автомобиля были произведены в Германии, 16 — в России, 9 — в США, а оставшиеся четыре единицы прибыли из Мексики, Беларуси, Австрии и Китая. Все машины либо 2021-го, либо 2022 года выпуска. 35 авто забрали физлица, а 27 уехало в гаражи компаний.

А что по моделям? Несмотря на спад по количеству, на первом месте в списке автомобилей от баварской компании стоит, как раньше, спортивный, мощный, но экономичный BMW X5. Хоть позиция кроссовера не пошатнулась, но результаты не радуют. Машин данной модели зарегистрировано на 24 меньше — 22. Сейчас дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (249 л. с.) в комплектации M Sport предлагается как минимум за 10,2 млн рублей, тогда как в начале прошлого года цена на «базу» начиналась от 6,63 млн рублей. Аналогичные машины в апреле 2021-го стоили от 9,29 млн, но у дилеров нельзя было найти ценник ниже 15 млн рублей.

Второе место с минимальной просадкой по группе (минус 48%) занимает премиальный кроссовер BMW X7, продажи которого составили 14 штук против 27 в прошлом году. X7 — модифицированная версия X5, у них не только общая платформа, но и схема подвесок. При этом новый BMW X7 превосходит Mercedes-Benz GLS на 31 мм, по колесной базе — на 30 миллиметров. Все знают, что в России размер автомобиля — это отражение статуса машины: чем больше он, тем круче. Набор моторов X7 достался от X5, где базой выступает xDrive30d с трехлитровой дизельной «шестеркой» мощностью 249 л. с. Стоимость кроссовера на таком движке в комплектации M Sport Pro обойдется покупателю минимум в 12,5 млн рублей, а топовая версия M60i xDrive с бензиновым 4,4-литровым V8 с наддувом, который выдает 530 л. с. и 750 Нм крутящего момента, — в 21,6 млн рублей.

Ухудшив свой результат в 4,5 раза, на третьем месте разместился люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3. Автомобили такой модели приобрели всего 6 татарстанцев, тогда как в прошлом году — 27. Если в начале 2022-го купить подобное авто можно было минимум за 4,52 млн рублей, то сейчас цена на него начинается от 6,19 млн рублей. За более продвинутую и «напичканную» версию придется выложить от 8,29 млн рублей.

Стоит отметить и постоянных наших участников. BMW 5 Series (6,1 млн против 4,25 млн рублей в 2022-м) убавила 26 регистраций до четырех, а баварская «тройка» (от 4,15 млн рублей) ушла только в одни руки, что на 11 единиц меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Два новых BMW iX — первых премиальных электрических кроссоверов в истории баварского бренда — выехали на дороги Татарстана в I квартале текущего года. «Электричка» в версии xDrive 50 с блоком силовых аккумуляторов емкостью 111 кВт·ч с запасом хода в 600 км обойдется минимум в 13 млн рублей, с более слабым движком на 326 л. с. — в 9,9 млн рублей.

Из необычных авто можно выделить 2-литровый 258-сильный родстер австрийского производства BMW Z4, который приобрел один наш земляк. 340-сильный кабриолет в модификации M40i 3.0 Steptronic предлагается примерно за 10 млн рублей.

Фаворитом у Mercedes с 10 регистрациями стала модель GLS-Class, сторонников помпезности которой оказалось меньше на 23 человека Фото: © Xinhua / Xinhua / www.globallookpress.com

Mercedes снова второй

Отступив по итогам I квартала, на втором месте разместился Mercedes. Он, как и лидер рейтинга, сбавил свои обороты на 74%, или в 3,8 раза. Продажи бренда в республике упали по итогам января – марта на 142 авто с 193 до 51 единицы, причем одна машина выпущена в 2023-м, 41 авто — в 2022-м, 9 оставшихся — в 2021-м. По сравнению с самым «жирным» I кварталом 2020 года, когда было реализовано 288 машин данной марки, продажи просели в 5,6 раза. Несмотря на столь резкое падение, Mercedes практически сохранил долю бренда в люксовом сегменте на уровне 2022-го — снижение составило всего 2% (с 25 до 23%).

Фаворитом у Mercedes с 10 регистрациями стала модель GLS-Class, сторонников помпезности которой оказалось меньше на 23 человека. Полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS по факту является третьим поколением GL. Пять таких автомобилей реализовано с 330-сильными дизельными моторами, четыре — с гибридными бензиново-электрическими на 367 л. с. и один кроссовер с 4-литровым двигателем мощностью 612 л. с. Все, кроме одного, произведены в 2022 году. При этом два из 10 собрано в России, два — в США, а остальные имеют немецкие корни.

С самой минимальной просадкой в группе на втором месте расположился австрийский уазик, или выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-Class. Несмотря на ситуацию на автомобильном рынке, полноприводник пользуется стабильным спросом у наших земляков. В целом по республике разъехалось 10 новеньких вездеходов повышенной комфортности, что всего на одну единицу меньше, чем в прошлом году. Уточним, что за такой комфорт в виде G350 d 2,9 4Matic 9G-Tronic нужно будет отдать минимум 21 млн рублей, а если нравится бензиновое рычание, то и все 38 млн рублей. Версию AMG можно же приобрести по цене от 28 млн до 55 млн рублей в зависимости от комплектации.

В сегменте представительских автомобилей неплохой результат показала модель S-Class. Mercedes W223 построен на платформе MRA, которая использовалась в C-Class, а сам автомобиль изготовляется в версии Mercedes-Maybach. Продажи автомобиля для людей, достигших высот, снизились на 44% до 9 реализованных авто, 7 из которых оформлены на компании. При этом одна из машин текущего года выпуска, 6 вышли с конвейера в 2022-м, а два авто — это складские остатки 2021-го.

Постоянный лидер марки Mercedes прошлых рейтингов, модель GLE-Class, показала наиболее провальные результаты как в относительном, так и в абсолютном показателе. Самая популярная модель немецкого бренда в мире отобразила 86-процентное падение, или всего 7 проданных таких авто, что в 7,3 раза меньше прошлогодних значений. И дело не в цене, которая держится на уровне 10,5–13 млн рублей в течение года, а, скорее всего, в отсутствии автомобилей у татарстанских дилеров.

Что касается немассовых авто, то в Татарстане приобрели два роскошных седана Mercedes-Maybach S-Class, длина которого — без малого 5,5 м, а стоимость варьируется от 29 млн до 77 млн рублей. Оба автомобиля имеют 6-литровый двигатель мощностью 612 л. с., один из них зарегистрирован на частника, второй — на юрлицо.  

Также купили один электрический флагман Mercedes-Benz EQS 2021 года выпуска. Электромобиль-лифтбэк, выпускаемый в Зиндельфингене, в зависимости от емкости аккумулятора и мощности двигателя обойдется приверженцам экологичного стиля езды в сумму от 13 млн до 18 млн рублей.

Продажи Audi снизились на 67 автомобилей и по итогам I квартала составили всего 13 штук Фото: © Andrej Sokolow / dpa / www.globallookpress.com

Audi растеряла свои «кольца»

Еще один представитель большой немецкой тройки, марка Audi, снизив продажи более чем в 6 раз, спустилась со своего насиженного годами третьего места на 6-ю позицию нашего рейтинга премиальных автомобилей. Продажи Audi снизились на 67 автомобилей и по итогам I квартала составили всего 13 штук. Таким образом, доля бренда среди люксового сегмента сократилась почти в 2 раза с 10,6 до 5,8%. 7 автомобилей выпущено еще в 2021-м, а остальные — в 2022-м.

Посмотрим, что смогли купить татарстанские водители – приверженцы марки Audi. Это четыре спортивных кроссовера Q8, три среднеразмерных кроссовера Q7, два компактных кроссовера Q5 и по одной модели A4, RS Q8, A3 и даже один полностью электрический среднеразмерный кроссовер E-Tron.

Если первые две немецкие марки завозят в РФ обходными путями, то новенькие Audi практически пропадают с российского рынка. По всей стране за первые три месяца текущего года было продано всего 135 автомобилей, а в 2022-м, по данным ассоциации европейского бизнеса, объем продаж составил почти 2,4 тыс. машин.

Самыми провальными выглядели продажи бестселлера Lexus — обновленного RX Фото: © imago stock&people / imago stock&people / www.globallookpress.com

Lexus растерял половину продаж

Сильно провалил продажи и Lexus. Расположившись на третьем месте нашего рейтинга автомобилей премиум-класса, японский бренд просел на 24 регистрации, или на 51%. Итогом стало незначительное увеличение автопарка республики на 23 новых Lexus, производимых японской корпорацией Toyota Motor. Это худшие показатели за все время продаж марки.

Самыми провальными выглядели продажи бестселлера Lexus — обновленного RX. Урвать оставшиеся в наличии машины (все они либо 2021, либо 2022 года выпуска) смогли только 14 автолюбителей из Татарстана, тогда как в 2022-м радовались покупкам 27 человек. Следом идет Lexus NX, для которого потеря 7 регистраций вылилась в 88-процентный спад продаж. Итогом стала реализация лишь одного компактного кроссовера. Зато полноразмерный внедорожник LX раскупили на уровне прошлого года. 6 внедорожников ценой от 18 млн до 22 млн рублей разъехалось по гаражам обеспеченных граждан. Отсутствие машин, а также подросший ценник вкупе сделали свое дело — все меньше новеньких «японцев» мы можем наблюдать на наших дорогах.

Расположившись на четвертом месте, Genesis смог реализовать за исследуемый период всего 21 автомобиль Фото: © Ringo Chiu / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

«Корейцы» в минусе, но нарастили рыночную долю

Genesis, доля которого в премиум-сегменте в начале 2022 года составляла всего 8%, по итогам января – марта 2023-го увеличил ее до 9,5% на фоне просевших продаж автомобилей других марок. Но, несмотря на выросшую долю, продажи авто премиум-сегмента от компании Hyundai не показали аналогичного всплеска. Расположившись на четвертом месте, Genesis смог реализовать за исследуемый период всего 21 автомобиль, что почти в 3 раза, или на 39 авто, меньше, чем в прошлом году. Стоит отметить, что 12 авто собрано на заводе в Калининградской области, 10 из которых в 2022-м, а два — в 2021-м. Примечательно, что в целом по России продажи Genesis за это же время упали на 87% с 494 до 62 единиц. Таким образом, треть Genesis в РФ разошлась по Татарстану.

Лидером продаж бренда Genesis по итогам I квартала 2023 года стал кроссовер GV80. За указанный период в Татарстане продано 12 автомобилей данной модели, доступной на российском рынке с декабря 2020-го. Genesis GV80, объединивший в себе комфорт престижного седана с удобством и внедорожными способностями кроссовера, обойдется в сумму от 7,1 млн до 10 млн рублей за 249-сильный мотор объемом в 2,5 литра.

Пришедший составить конкуренцию немецкой тройке и Lexus Genesis GV70 стал завоевывать сердца прекрасной половины автолюбителей Татарстана. Несмотря на это, продажи кроссовера снизились в республике в 3 раза с 26 до 8 регистраций. В России на Genesis GV70 ставят дизель объемом 2,2 л, а также бензиновые турбомоторы 2,5 (249 л. с.) и V6 3,5 (379 л. с.). Чтобы обращать на себя внимание на дорогах за рулем этой сравнительно новой модели, нужно быть готовым расстаться с суммой от 6,5 млн до 9 млн рублей.

Автомобили британской компании Jaguar Land Rover также зафиксировали отрицательные результаты продаж по итогам первых трех месяцев этого года Фото: © Николай Хижняк, РИА «Новости»

Land Rover за 15–35 млн мало кому по карману

Автомобили британской компании Jaguar Land Rover, представленные в нашем рейтинге, также зафиксировали отрицательные результаты продаж по итогам первых трех месяцев этого года. В Татарстане реализовано 18 авто Land Rover, что на 42% ниже квартального показателя 2022-го.

При этом объемы реализации отдельных моделей Land Rover выросли по сравнению с 2022 годом. Так, например, продажи полноразмерного полноприводного люксового внедорожника Range Rover увеличились на 9% до 12 реализованных авто, и это несмотря на цену от 23 млн до 35 млн рублей. Land Rover Defender, в среднем оцениваемый в 15 млн рублей, разошелся в количестве четырех штук, что на две единицы меньше по сравнению с прошлым годом. По одной продаже пришлось на компактные кроссоверы Land Rover Discovery Sport и Range Rover Velar.

Если в 2022 году зарегистрировано четыре «электрички», то в 2023-м — 7 Фото: © Cfoto / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Продажи Tesla обогнали Porsche

Стоит отметить электрические агрегаты автомобильной компании Tesla. В Татарстане за счет эффекта низкой базы, что понятно, количество регистраций новых авто данной марки за квартал увеличилось почти в 2 раза. Если в 2022-м зарегистрировано четыре «электрички», то в 2023-м — 7. У «пилотов» электрокаров в РТ популярна Model Y — 6 регистраций, одна регистрация пришлась на Model 3.

Любимец нашего бомонда Porsche сдал позиции электрическому «американцу». За квартал Porsche показал почти 8-кратное снижение количества регистраций новых авто — 6 против 46, что ослабило его позиции до 8-й строчки рейтинга. Все 6 продаж пришлись на Cayenne, впечатляющая динамика с отточенной управляемостью и умной электроникой которого обходится любителям таких спортивных кроссоверов в 13–15 млн рублей.

Чем дороже, тем устойчивее к кризису

Неполным был бы список люксовых авто без редких для наших дорог марок автомобилей. Так, в начале года в республике реализовали пять мощнейших пикапов RAM 1500, что в 2,5 раза больше, чем в 2022-м. Инфернальный пикап с 712-сильным мотором объемом 6,2 л, заставляющий выстрелить с места до 160 км/ч за 10,5 секунды, продается у нас по параллельному импорту за 8,9–12 млн рублей.

Клуб владельцев Jeep пополнился четырьмя поклонниками (в прошлом году — двумя): два из купленных авто пришлось на преемников военного автомобиля Wrangler, один — на символ бандитского автомобиля 90-х, американский внедорожник с премиальным немецким акцентом Grand Cherokee, а один — на новый полноценный пикап с решеткой радиатора от Wrangler — Gladiator.

В дополнение к этому в республику завезли огромную глыбу с передком и светодиодными фарами в стиле седана Lincoln Continental, который представляет собой перелицованный Ford Expedition — Lincoln Navigator прошлогоднего выпуска. Помимо этого, в республиканских ГИБДД встало на учет три Cadillac Escalade американского производства с 6-литровым 420-сильным двигателем и два Bently Bentayga английского происхождения с 550-сильным мотором ориентировочной стоимостью в 30 млн рублей.

Сложившаяся ситуация на автомобильном рынке привела к неравномерным продажам премиальных авто. Те автомобили, которые ранее поставлялись в рамках договоров с автодилерами, показали наибольшие просадки по продажам, что связано в первую очередь с санкционным давлением. Но, несмотря на санкционные ограничения, продажи авто люксового сегмента стоимостью от 20 млн рублей практически не просели, а иногда даже показывали положительную динамику.