«Это только первый ход, который продавили», — говорит о последних ограничениях Запада, введенных против России на нефтяном рынке, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В своем очередном материале автор «БИЗНЕС Online» разбирает решение G7 и Европы об ограничении цен на российскую нефть, которое введено с 5 декабря: как такой шаг повлияет на объемы нефтедобычи, каким образом Китай, Индия и Турция уже компенсировали все то, что Европа сократила в части морского импорта энергоресурсов, и почему России сейчас не надо суетиться и дергаться.
Так ли уж неопределенна ситуация и что там дальше с этими ограничениями для России будет?
На этой неделе в российской экономической прессе, а также в китайской, турецкой, арабской и другой, уделялось много внимания ограничениям, которые 5 декабря ввели страны G7 и Европа на цену российской нефти, — $60. Это довольно мало. Что характерно, ОПЕК+ на заседании перед 5 декабря говорили не об увеличении, не о сокращении добычи, а о том, чтобы оставить все как есть с правом срочно собрать мониторинговый комитет, как только ситуация определится. Таким образом, они сочли данное ограничение как меру, создающую дополнительную неопределенность.
Поскольку цены на нефть имеют принципиальное значение для нашего бюджета, я думаю, следует самим разобраться, так ли уж неопределенна ситуация и что там дальше с этими ограничениями для России произойдет РФ заявляет, что если ограничения введут, то мы странам, которые их введут, перестанем совсем продавать нефть. Соответственно, для начала важны оценки: а как это скажется на объемах добычи Россией?
По оценкам экспертов, сокращение составит от 0 до 2 млн бочек нефти в сутки. Большинство же оценивает сокращение в единицу и выше. В частности, международное энергетическое агентство дает оценку порядка 1,5 млн бочек в сутки. Вице-премьер РФ, курирующий энергетику, Александр Новак после заседания ОПЕК+, общаясь с прессой, заявил, что нынешний год у нас идет с повышением — добыча составит 530 млн бочек в сутки. Плюс 1% по сравнению с прошлым годом (хотя сразу после начала спецоперации большинство экспертов говорили о существенном снижении добычи, мол, оборудования или еще чего-то не будет, зато введут ограничения и т. д.). Но, по словам Новака, никакого снижения добычи в этом году не было, наоборот, произошло небольшое увеличение. При этом на следующий год он прогнозирует снижение до 490 млн т — примерно на 0,8 млн бочек в сутки.
Я посмотрел данные по тому, как меняется экспорт в разные страны. Полагаю, что вообще никакого снижения не произойдет на следующий год. Как все выглядит на практике? Существенно снизились поставки в Северную Европу — Швецию, Германию и т. д. Они сократили импорт нефти из России примерно с 1,16 млн бочек в сутки до 0,14 миллиона. Это то, что идет морем. Но дальше, что интересно, Южная Европа нарастила импорт российской нефти. Не очень сильно, но все же, поскольку часть их электростанций зависит от нефтепродуктов.
«Турция тоже значимо нарастила импорт российской нефти. Она покупала порядка 0,1 миллиона бочек в сутки, теперь — около 0,3 миллиона. Они хотят стать нефтяным хабом»
Турция уже выбила себе преференции по газовому хабу и теперь претендует на нефтяной
Что происходило в трех странах — Китае, Индии и Турции? В КНР импорт из России морем до спецоперации составлял примерно 0,6 бочки в сутки, к середине лета — максимум 1,1 млн, сейчас порядка 0,9–1 миллиона. Таким образом, китайцы нарастили импорт примерно на 0,3 млн бочек в сутки. Индия вообще копейки импортировала из России, максимум летом была единичка. Сейчас — порядка 0,75 млн бочек в сутки. Это значит, рост импорта в Индии и Китае уже перекрыл все снижение от импорта в Европу. А еще интересно, что туда, в Азию, идут поставки как бы «в неизвестные страны» — порядка 0,4 млн бочек в сутки без указания конкретной страны. Тем не менее понятно, что они где-то перегружаются и перенаправляются в ту же Европу.
Существенный момент. Турция тоже значимо нарастила импорт российской нефти. Она покупала порядка 0,1 млн бочек в сутки, теперь — около 0,3 миллиона. Думаю, это очень важный момент. Тем более их пресса пишет, что они и по нефти хотят стать хабом. То есть кучу преференций и шанс стать большим хабом по газу они с Россией уже согласовали и теперь хотят сделать то же самое с нефтью. Грубо говоря, если Европа чудит, то в ее южную часть через Турцию может идти перепродажа нефти и нефтепродуктов.
Я к этому отношу и пробку, которую они там организовали из танкеров. Все пишут об огромном заторе в Босфоре и Дарданеллах. Полагаю, это турецкий способ получить очередные преференции.
Если все это просуммировать, то понятно, что никаких объективных экспериментальных данных о том, что должно быть сокращение добычи в России, нет. Все, что Европа сокращает в части морского импорта нефти, в принципе уже компенсировано Индией, Турцией, Китаем, Азией. Я предполагаю, что вообще никакого сокращения добычи нефти у нас может не произойти, повторю, потому, что не вижу никаких экспериментальных причин, никаких фактов, которые бы говорили об этом.
Ну и второе. Это, естественно, цены. Допустим, мы ничего не сократим, но из-за этих $60 за бочку недополучим бюджет. Для начала надо зафиксировать, что в бюджете цена отсечения осталась порядка $45 за бочку. В этом плане российский бюджет сверстан с огромнейшим запасом. Другой момент. Ни Китай, ни, что особо важно, Индия к ограничениям не присоединится. Индия об этом заявила вполне определенно. Они будут руководствоваться строго национальными интересами и покупать исходя из выгоды для своей страны.
Что в этом плане может быть по ценам. Если посмотреть цепочку средних цен по годам, то в 2020-м по соглашениям с ОПЕК+ было $42 за бочку, в 2021-м — $69, на 2022-й дают цифру порядка $79. Точно ее назвать трудно, потому что все это дисконтирование очень хитрое, многое неизвестно. Например, по контрактам с Китаем часто не фиксируется публично никакая цена. Так что это своего рода оценочная цифра. Тем не менее, ею руководствуются все эксперты. $79-80 — среднее значение по итогам этого года. Я бы здесь упомянул и то, что в конце того года я как раз давал прогноз, что цена на нефть будет $77 (плюс-минус 5) за бочку. Должен отметить, оценка неплохо соответствует действительности на данный момент.
Запад формирует антиОПЕК+ по нефти
Вообще говоря, что же это значит, что может эту цену изменить? Только нарушение соглашений с ОПЕК+, поскольку Индия и Китай туда перебрасываются, да и та же Турция. Если они к этим ограничениям реально не присоединятся, то никаких оснований считать, что появится давление на цену, для России нет. Соответственно, все остальное будет определяться тем, как Россия поддержит соглашения с ОПЕК+, и с теми ходами, которые они сделают дальше. Пока у нас опять-таки есть все экспериментальные основания считать, что они делают правильные ходы, стабилизирующие цены в условиях экономического роста без большой рецессии в мире. Значит, и в части цен мы можем достаточно уверенно предполагать, что ничего там кардинально не изменится в связи с введенными ЕС ограничениями.
Так что, на мой взгляд, нет никакой необходимости в жестких чрезвычайных решениях. Тем не менее обсуждают три варианта решений со стороны России. Во-первых, запретить торговать нефтью со странами, которые присоединились к ограничениям по цене. Во-вторых, ввести максимальный дисконт, который возможен по отношению к марке Brent для нефти Urals и который может быть указан в этих сделках. В-третьих, запрет контрактов, куда включается условие ограничения цены $60 за бочку. На мой взгляд, это все не имеет принципиального значения. Компании не станут торговать по таким ценам, которые включают в себя такой низкий односторонний потолок. Поэтому, мне кажется, России не стоит суетиться, дергаться, и это облегчит договоренности с ОПЕК+.
На самом деле их тоже волнует это ограничение, потому что они понимают, судя даже по публикациям в прессе, что это первый шаг, что Запад, так или иначе, формирует антиОПЕК+ с точки зрения покупки нефти и всего остального. Понимают, что Россия сейчас в уязвимом положении и это только первый ход, который «продавили». Если бы и страны ОПЕК+ его поддержали, то дальше такие решения распространились бы и на другие страны. Поэтому ОПЕК+ относятся к этой мере тоже крайне отрицательно в большинстве своем. Часто их руководители заявляют об этом. Поэтому, на мой взгляд, единую линию с ОПЕК+ выдержать было бы достаточно легко.
Резюмируем вышестказанное. Эту меру бывший американский министр финансов назвал смехотворной. Я смехотворной бы ее не назвал как раз из-за общей идеи формирования контрОПЕК+. Тем не менее реально она никакого особого эффекта на рынок нефти в 2023 году не окажет.