«Все, кто участвовал в первом марафоне по Wildberries, говорят нам большое спасибо: они зарегистрировали личный кабинет, хотя у некоторых не было на тот момент товара. Теперь им не придется платить 10 тысяч», — рассказывает исполнительный директор центра электронной торговли Инесса Яруллина. В этом году ЦЭТ запланировал еще два марафона для предпринимателей по выходу на онлайн-площадки и договорился о продлении услуги по бесплатному выводу товаров татарстанских предпринимателей на маркетплейсы. О том, как марафоны делают из местных МСП «бестселлеров» и почему бизнесменам нужно поторопиться в ЦЭТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Даже в крупном бизнесе не все еще умеют работать в этом направлении. Людей надо учить»
Онлайн-торговля расцветает в Татарстане буйным цветом не первый год, и цифры тому пример: так, в период с конца 2020 года по июнь 2022-го количество селлеров из республики, которые продают свои товары онлайн, выросло более чем в 100 раз до 31,5 тыс. человек. А их оборот по итогам 2021 года составил рекордные 25 млрд рублей. Важностью освоения торговых онлайн-площадок давно озаботились и в руководстве региона.
«Нам ведь надо продвигать нашу продукцию. Нам нужно, чтобы те же самозанятые имели доступ на новые рынки, малый и средний бизнес, крупный [тоже], потому что даже в крупном бизнесе не все еще умеют работать в этом направлении. Людей надо учить», — наставлял президент Татарстана Рустам Минниханов.
С этой целью год назад по поручению президента Татарстана в республике был создан первый в стране центр электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко». Его главная задача — помогать предпринимателям, самозанятым и компаниям выводить свою продукцию на ведущие маркетплейсы России. За год своего существования ЦЭТ вывел онлайн около 5 тыс. предпринимателей. Один из способов — бесплатные марафоны: специалисты ЦЭТ по «косточкам» разбирают наиболее крупные площадки, по шагам рассказывая, как предпринимателю начать торговать онлайн. Два марафона, по Wildberries и Ozon, уже прошли, каждый привлек более 400 предпринимателей.
«После марафонов мы проводили опрос, более 70 процентов участников ответили, что смогли зарегистрироваться и понимают, что делать на маркетплейсах, — рассказывает топ-менеджер ЦЭТ „Маркетплейс.Легко“ Инесса Яруллина. — Впереди у нас еще два марафона, с 3 по 17 октября пройдет марафон по „Яндекс.Маркету“, с 14 по 29 ноября — по KazanExpress. Почему мы рассказываем об одной площадке за раз? Да, если мы говорим о маркетплейсах, то в целом алгоритм выхода на площадку примерно один: регистрация кабинета, создание карточек товара, настройка складов, но у каждого маркетплейса свои технические тонкости, от которых многое зависит, начиная от того, как покупатель воспримет товар на маркетплейсе, и заканчивая тем, каким он получит товар. Ну и сейчас такое время, что у маркетплейсов что-то меняется каждую неделю, они постоянно ищут баланс по стоимости логистики, хранения, оптимизации, чтобы и селлеров не обидеть, и чтобы покупателям было комфортно. Мы держим руку на пульсе этих изменений и рассказываем о них».
Для кого этот марафон? Принять участие смогут как юридические, так и физические лица. Самозанятым, увы, услуга недоступна, но они могут зарегистрироваться как физлица. Все, что нужно, — подать заявку на эту услугу через платформу МСП.РФ. По словам Яруллиной, на марафон по «Яндекс.Маркету» зарегистрировались уже более сотни человек: кто-то участвовал в предыдущих марафонах и хочет открыть для себя новую площадку, кто-то уже торгует на маркетплейсах и хочет «подкачать» знания именно по «Яндекс.Маркету».
Мероприятия проводятся в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Организатором серии из четырех образовательных онлайн-марафонов «От идеи до продажи» выступает АНО «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“» при поддержке министерства экономики РТ и центра «Мой бизнес» фонда поддержки предпринимательства РТ.
В ходе онлайн-обучения участники марафона получают всю необходимую информацию для начала торговли на маркетплейсе — проходят регистрацию своего магазина, учатся создавать карточки товара и загружать фотографии, подготавливать продукцию по стандартам данной торговой площадки, определять наиболее выгодную для себя схему логистики, настраивать рекламу товаров и склад в личном кабинете и т. д.
«Весь марафон проводится в формате видеоуроков, вопросы разбираются в чатах. В марафоне „Яндекс.Маркета“ лекции будут читать кураторы, об этом очень просили участники предыдущих марафонов. Еще одна новинка — кураторы в режиме реального времени будут показывать работу в личном кабинете. Стараемся в каждый марафон привнести что-то новое, чтобы было интересно и легко усваивать материал», — продолжает Яруллина.
По ее словам, марафон полезен не только для действующих предпринимателей, но и для «физиков»: менеджеры маркетплейсов сейчас очень востребованы, и любой человек, пройдя марафон, получит общие знания о том, как устроена площадка, как она работает, узнает алгоритмы работы, регламент прохождения регистрации, все тонкости и нюансы.
«После первых двух марафонов кто-то открыл ИП или стал самозанятым, чтобы реализовывать свою продукцию на маркетплейсах. Есть множество классных кейсов. Например, предприниматель ООО „Агат“ делает подушки. В прошлом году они вышли на маркетплейсы и быстро стали „бестселлерами“ по России. Предпринимательница с брендом Tags& Ribbons продает силиконовые бирки для тех, кто занимается хендмейдом. Она наш прошлый „марафонец“, в ходе марафона вышла на Ozon, на четвертый день продаж получила статус „бестселлера“, на 7-й день продаж вся продукция была раскуплена! — продолжает Яруллина. — Нам сейчас все, кто участвовал в первом марафоне по Wildberries, говорят большое спасибо: в рамках марафона они зарегистрировали личный кабинет, хотя у некоторых не было на тот момент товара. Теперь, если они захотят выйти на этот маркетплейс, им не придется платить 10 тысяч за регистрацию. Если есть интерес к маркетплейсам, думаю, с выходом нужно торопиться: если Wildberries ввел платную регистрацию, что мешает другим маркетплейсам сделать то же самое? Они все равно смотрят друг на друга».
Бесплатную услугу по выводу на маркетплейсы продлили до ноября, но только для юрлиц
Второй фронт работ специалистов ЦЭТ — услуга «онбординг», при которой предпринимателя «доводят» за ручку до первых продаж на маркетплейсе. «Бесплатная услуга доступна только для предпринимателей и самозанятых, зарегистрированных в Татарстане. Предоставление этой услуги планировалось завершить 1 сентября этого года, в результате переговоров мы добились ее продления до 1 ноября 2022 года, теперь только для юрлиц, — поясняет Яруллина. — Чтобы получить ее, нужно быть предпринимателем, иметь регистрацию в РТ, подать заявку на данную услугу через портал МСП.РФ до 1 ноября этого года».
Что входит в эту услугу? Специалисты ЦЭТ помогают предпринимателю зарегистрироваться на пяти основных маркетплейсах (Ozon, Wildberries, KazanExpress, «Яндекс.Маркет», AliExpress), назначают личного аккаунт-менеджера, в своей студии делают фото и оформляют карточки на 10 видов товаров, настраивают наиболее подходящую логистику, ведут сопровождение по подготовке и упаковке товара. «Мы практически „за ручку“ доводим предпринимателя до первой отгрузки, рассказываем о настройке рекламных инструментов, предприниматель уже осознанно решает, за какую рекламу ему платить и что она даст», — продолжает Яруллина.
«Главное — сделать грамотный анализ рынка, после него настройка инструментов — дело техники»
В перспективе ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» начнет продвигать товары действующих онлайн-продавцов на платной основе. По словам Яруллиной, компетенции специалистов центра будут интересны бизнесменам, которые почувствовали вкус к онлайн-продажам. «Под каждого предпринимателя мы делаем полный анализ кабинета, выясняем, в какой ценовой нише находится его товар, в каких ценовых категориях располагаются его конкуренты, какие логистические схемы ему выгодны, где у него „провисы“. На это уходит очень много времени, потому что главное — сделать правильный анализ, после него корректировка и настройка инструментов — дело техники», — рассказывает Яруллина.
Опыт у специалистов ЦЭТ огромный, в том числе и по продвижению. За помощью в центр обращался предприниматель с брендом «Стул и Ков». В ЦЭТ сделали новые фото продукции, скорректировали описание на основе ключевых слов, изменили схему логистики, подключили рекламные инструменты, сделали инфографику, оформили витрину. Конверсия просмотров выросла в 10 раз, конверсия «в корзину» — в 3 раза.
Другой пример — предпринимательница, которая шьет шторы. «Она понимала — продать готовые шторы сложнее, чем услуги по пошиву на заказ. Мы сделали выгрузку по Wordstat* — более 330 тысяч в месяц запросов „купить шторы“, именно готовые, вывели ее на Ozon, продажи идут, каждый день она продает только на одной площадке на сумму до 7–10 тысяч рублей», — объяснила топ-менеджер «Маркетплейс.Легко».
Цель центра электронной торговли — превратиться для предпринимателей в агентство полного цикла, не только выводить их на онлайн-площадки, но и помогать наращивать объемы. «Пока мы очень загружены, поэтому можем взять на продвижение максимум пять предпринимателей по минимальной цене. Онлайн-торговля — единственная сфера, показавшая стабильный рост даже в кризисные явления 2020-го. Важно, чтобы татарстанские предприниматели успели занять свою нишу, и мы готовы в этом помочь», — заключила Яруллина.
С инструкцией для подачи заявки на участие в марафоне можно ознакомиться здесь.
Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко»
Адрес: г. Казань, ул. Лево-Булачная, 24/20
Тел.: +7 (843) 222-9-222
Сайт: ecom.tatar
* Wordstat — сервис для оценки пользовательского интереса к конкретным тематикам и для подбора ключевых слов рекламодателями
18+