«К 2024 году в России нужно заменить около 140 тысяч лифтов — это огромный объем, парк устаревает», — говорит о перспективах открытия первого лифтового завода в Татарстане гендиректор ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина. Уже к 2023 году с конвейера площадки промпарка «Зеленодольск» должны выйти первые лифты на коммерческий рынок. В планах — производить до 1,5 тыс. единиц в год, а также заняться их монтажом и обслуживанием. О том, какую зарплату обещают будущим специалистам на новом заводе, есть ли проблема с износом лифтов в республике и как предприниматель решилась на строительство завода в условиях беспрецедентных санкций и ухода крупных иностранных компаний с отечественного рынка лифтов, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Лифтовый завод в Татарстане — уже к 2023 году
— Гульшат Альбертовна, в конце прошлого года стало известно, что ваша компания намерена построить завод по производству лифтового оборудования в Зеленодольском районе. Расскажите подробнее — на какой стадии этот проект сейчас?
— Мы начали строить завод на площадке технополиса «Новая Тура» — как резиденту ТОСЭР «Зеленодольск» нам выделили участок под строительство в 2 гектара. Площадь здания — около 8 тысяч квадратных метров. Статус резидента дает определенные льготы, и я думаю, они сделают нас более конкурентоспособными. На сегодня мы подняли весь каркас здания, ведутся кровельные работы, и уже в ближайшее время планируем заходить на внутреннюю отделку. Запуск намечен на конец 2022-го – начало 2023 года.
— Почему для строительства завода вы выбрали Зеленодольский район?
— Сыграло свою роль несколько факторов. Здесь нам предложили участок со множеством преимуществ, к Казани это самый близкий район, он активно развивается. Кроме того, находится на пересечении трассы федерального назначения М7, это позволит наиболее удачно организовать логистику. Площадка промпарка очень перспективная — рядом с нами находятся такие крупные резиденты, как Wildberries и Ozon.
— Какова будет мощность вашего завода?
— Максимальная мощность — до 1,5 тысячи лифтов в год. На первых этапах в планах производить 300 единиц, затем постепенно станем увеличивать этот объем. Внутри помимо производства мы планируем также открыть выставочный зал, где можно будет ознакомиться с нашей продукцией. На заводе также будет организовано гарантийное обслуживание лифтового оборудования.
— Привлекаете ли вы к запуску завода другие компании?
— Еще до начала строительства мы посетили несколько действующих лифтостроительных предприятий и провели полный анализ их работы. Поэтому проектировали наш завод с учетом уже наработанной практики. Самим проектом здания занималась казанская компания, а по внутренней логистике нас сопровождают привлеченные специалисты в лифтовой сфере, которые запускали уже не одно производство.
«Наш проект одобрен инвестиционным советом при президенте Татарстана, включен в перечень приоритетных. Мы надеемся на успешный запуск производства и минимальные потери в процессе строительства, несмотря на резкий скачок цен на материалы»
— Есть ли трудности с подбором кадров, учитывая, что в Татарстане нет подобного лифтового завода?
— Мы планируем трудоустроить около 100 человек, средняя зарплата будет около 60 тысяч рублей, это выше, чем в Зеленодольском районе и самом Зеленодольске. Дефицит кадров есть, на сегодня наше предприятие испытывает небольшие трудности по их подбору. На постоянной основе нам нужны технические специалисты, конструкторы, инженеры, технологи. Для нас задача номер один — создать костяк профессионалов с наличием опыта в производстве, подобном нашему.
— Как санкции повлияли на проект строительства лифтового завода и насколько проект был зависим от импорта?
— К моменту введения санкций мы уже завели здание под кровлю. Мы видели, как резко росли цены на строительные материалы, и оперативно отреагировали: зафиксировали цены в договорах и быстро закупили самые необходимые на ближайшее время материалы. По мере дальнейшей стройки станем проводить тендеры, наблюдать. Из позитивных моментов видим следующее — лифт, изготовленный на нашем заводе «Татлифт», будет отечественным, все санкционные моменты мы уже точно предусмотрим, и производство будет выстроено самым оптимальным образом.
— Сколько средств планируете вложить в проект? Выросла ли стоимость строительства завода, есть ли проблемы с банками и как вы их решаете?
— Размер инвестиций был просчитан в 2020 году и составлял 350 миллионов рублей. В нынешних условиях эта цифра, конечно, изменилась, поэтому привлекаются кредитные средства, в том числе с помощью обновленного пакета мер поддержек для бизнеса. Мы благодарны президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову за те условия, которые созданы в регионе по поддержке бизнеса. Наш проект одобрен инвестиционным советом при президенте Татарстана, включен в перечень приоритетных. Мы надеемся на успешный запуск производства и минимальные потери в процессе строительства, несмотря на резкий скачок цен на материалы.
Есть также определенные нюансы — получение льготного кредита займет много времени, на это может уйти и около полугода. Поэтому рассматриваем несколько альтернативных вариантов финансирования, в том числе и привлечение инвестора, чтобы быстрее запустить завод и начать производить.
«Наш лифтостроительный завод — «Татлифт» — будет способствовать развитию лифтовой отрасли»
Санкции и бизнес
— С российского рынка начали уходить зарубежные производители лифтов. О проблемах сообщили американская OTIS, финская KONE и немецкая ТК Elevator. Как вы считаете, с какими проблемами столкнется отрасль с уходом таких крупных игроков, ведь многие комплектующие для российских заводов были импортными? Да и многие застройщики закладывали в проекты лифты этих производителей.
— Стоит отметить, что зарубежные поставщики в большинстве своем обеспечивали Россию лифтами повышенной комфортности и высокотехнологичными скоростными лифтами. Несмотря на санкции и трудности, российский рынок лифтового оборудования интенсивно развивается и совершенствуется. В регионах страны созданы малые и средние лифтостроительные предприятия, модернизируются крупные советские лифтостроительные заводы. В результате этого отечественные производители уже занимают более 70 процентов рынка внутри страны. Конечно, теперь нам предстоит проделать огромную работу, так как в составе лифта есть импортные компоненты, а у каждого производителя свой конструктив, который сейчас придется переделывать с учетом аналогичных комплектующих.
— Хватит ли российских комплектующих для ремонта лифтов в России, как считаете? Не встанет ли техника?
— Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Но, скорее всего, серьезного дефицита не возникнет, так как в России кроме лифтостроительных заводов есть заводы и производства, которые активно развиваются в плане лифтовых комплектующих, осваивают и развивают их новое направление.
— Какие возможности открываются с уходом иностранных компаний для российских производителей лифтов?
— На мой взгляд, сейчас открывается ряд возможностей для российских производителей по замене зарубежных лифтов на отечественные аналоги. В том числе и наш лифтостроительный завод — «Татлифт» — станет способствовать развитию лифтовой отрасли. Мы надеемся, что наш проект займет свою нишу и продукция завода будет востребована.
— Как скоро мы сможем полностью уйти от импорта, сколько времени это займет? Есть ли какие-то комплектующие, которые заменить невозможно?
— Этот процесс ухода от импорта идет уже давно. Согласно постановлению правительства России от 17 июля 2015 года №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», заводы должны получить от минпромторга страны соответствующее заключение о статусе продукции отечественного производителя. К 2024 году такие заключения должны получить все лифтовые заводы на территории России для участия в государственных закупках. В сегодняшних условиях производителям придется приложить много усилий для того, чтобы этот процесс ускорить. Что же касается комплектующих, существуют альтернативные рынки.
«Для нас самое главное — выйти на рынок с качественной, конкурентоспособной продукцией»
— По вашей оценке, существуют ли сегодня в Татарстане проблемы по износу лифтового оборудования?
— Эта проблема характерна в целом для России — нужно заменить около 140 тысяч лифтов к 2024 году, это огромный объем. Парк устаревает. Такие цифры были озвучены на комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при минстрое России в 2020 году. Правительство Татарстана к этому вопросу подошло основательно, и еще в 1998 году был составлен краткосрочный план по замене лифтового оборудования, по которому лифты ежегодно менялись. В связи с этим в нашем регионе подобная проблема так остро не стоит, но в целом по стране она существует. Для сравнения: в Татарстане, по данным того же общественного совета, доля износа составила всего 1 процент, тогда как в соседних регионах эти цифры в разы больше. В Ульяновской области в 2020 году доля износа лифтов была 64 процента, в Удмуртской — 60, Самарской — 54, а в Башкортостане — 29 процентов.
Что касается Казани, то на сегодня в многоквартирных домах заменили все лифты с истекшим сроком эксплуатации. Хотя еще в 2007 году таких насчитывалось более 1,4 тысячи. Но сколько еще жилья будет строиться? Количество вводимого жилья только увеличивается. Рынок жилья довольно перспективный для нашего производства как в республике, так и за ее пределами. Благодаря качеству и дизайну мы сможем конкурировать с известными лифтовыми брендами.
«Будем создавать сильный конструкторский отдел, который сможет отвечать на любой запрос, чтобы имелась возможность подобрать любую комплектацию»
— Какую именно продукцию будет выпускать ваш завод?
— Мы планируем выпускать пассажирские лифты грузоподъемностью от 400 килограммов до 1,6 тысячи. Ценовая категория разная — будет и бюджетный, и премиальный класс. Первую пробную партию хотим выпустить уже к началу 2023 года, и, скорее всего, она пойдет на коммерческий рынок. Это будут лифты с хорошей комплектацией. Для нас самое главное — выйти на рынок с качественной, конкурентоспособной продукцией на рынок. Особое внимание уделяем самому конструктиву лифта: улучшенному дизайну, плавности хода, энергосбережению, металлоемкости — чтобы снизить себестоимость. Свой интерес к сотрудничеству уже проявляют действующие иностранные заводы, а также российские производители.
— С точки зрения запроса застройщиков многоквартирного жилья, что вы им готовы предложить?
— Коммерческий рынок требует нового продукта, который бы отвечал как российским, так и зарубежным стандартам. Для строительного рынка мы можем предложить персонализированный подход — изготовить лифт по конкретному дизайну. Вообще в новостройках некоторые нюансы связаны с машинным помещением — есть оно или нет, потому что оно занимает определенное количество квадратных метров, и некоторые проектировщики из-за экономии места в зданиях его не закладывают вовсе. Поэтому мы станем делать лифты в нескольких вариантах. Будем создавать сильный конструкторский отдел, который сможет отвечать на любой запрос, чтобы имелась возможность подобрать любую комплектацию.
— Сколько может стоить один готовый лифт на рынке?
— Здесь стоит учитывать множество различных факторов. Это зависит от числа остановок, грузоподъемности, установленного оборудования. Ориентировочная стоимость одного лифта — в районе 1,9 миллиона рублей. Сейчас трудно сказать, как сильно изменится ценник, в данный момент отрабатываем новые логистические цепочки и рассматриваем комплектующие «несанкционных» стран.
— Было ли подорожание лифтов на рынке за последнее время?
— Только в 2021 году цены повышались два раза, в 2022-м произошло увеличение на 25 процентов. Основа лифта — это металл, а он, как известно, очень сильно вырос в цене. Также в лифте есть импортные комплектующие, которые тоже подорожали.
— Чем сейчас занимается ваша компания, пока строится завод?
— Долгие годы мы занимались монтажом лифтов в Казани, а также обслуживанием. С нами работают и управляющие компании, и ТСЖ. Мы знаем все болевые точки данной отрасли и в будущем, конечно, учтем это при производстве наших лифтов.
«Я никогда не переставала учиться. Однако опыт и практика, расширение коммуникаций — лучшие инструменты для получения знаний для меня»
«Отец всегда мне говорит: «Иди вперед и ничего не бойся!»
— Компания ООО «Татлифт» относительно молодая на рынке, основана в сентябре 2020 года. С чего началась история ее создания?
— История компании началась еще в 2000-х годах и напрямую связана с моим отцом — Альбертом Нуриевичем Загидуллиным. Он проработал в лифтостроительной отрасли более 50 лет и начинал с обычного электромеханика по лифтам. В 2002 году ему пришла идея создать организацию по монтажу и сервису лифтов — в то время предпринимательство в России развивалось очень активно. Постепенно это переросло в семейное дело. Я находилась с отцом с самого начала создания компании, была рядом и прошла все этапы — мы совместно развивали монтажное дело и сегодня пришли к тому, чтобы построить современный завод по производству лифтов в Татарстане — это мечта нашей семьи, и сегодня она воплощается в жизнь.
— Когда вы начали заниматься лифтовым бизнесом? Где вы всему обучались?
— Конечно, свой опыт мне передавал отец, он для меня всегда опора и надежное плечо. Сейчас он на пенсии, но в курсе всех дел. Он мне всегда говорит: «Иди вперед и ничего не бойся!» И я следую этому правилу по жизни. Сам он родился в деревне Турнали Арского района и приехал в Казань, когда ему 14 лет. Работал на заводе, ближе к 20 годам стал электромехаником и проработал 25 лет на предприятии, которое занималось обслуживанием лифтов. Мой отец знает лифты от и до и всегда был на хорошем счету. Тяга к знаниям, наверное, у меня от него. Я никогда не переставала учиться. Однако опыт и практика, расширение коммуникаций — лучшие инструменты для получения знаний для меня. Так же, как и отец, я начала заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет, имею опыт работы в разных направлениях, сейчас понимаю, что лифтостроительный завод актуален как никогда и это направление является ключевым.
— Как отдыхаете в свободное время, чем увлекаетесь?
— У меня трое прекрасных детей, люблю проводить время с ними. Также мне нравится активный отдых: горные лыжи, дайвинг, путешествия — хоть с палатками на 3 дня в лес! Я люблю взаимодействовать с природой — для меня это источник энергии.
— Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса в вашей отрасли.
— Скажу одной фразой — дорогу осилит идущий. Нужно идти к своей цели, несмотря на невзгоды и трудности, и не останавливаться!
Визитная карточка компании
Год основания: 2020
Основной вид деятельности: производство лифтов
Визитная карточка руководителя
Загидуллина Гульшат Альбертовна, генеральный директор ООО «Татлифт»
День рождения: 10 августа
Образование:
Казанская государственная сельскохозяйственная академия (бухгалтерский учет и аудит), 2002 год.
Казанский (Приволжский) федеральный университет (менеджмент), 2017 год.
Этапы карьеры
1995–2004 — индивидуальный предприниматель.
2004–2020 — руководящие должности группы компаний в лифтовой сфере.
С 24 сентября 2020 года и по настоящее время — генеральный директор ООО «Татлифт».