«Пандемийные» строгости, рост цен на оборудование, отсутствие импортозамещения… На все это жаловались вчера на коллегии АИР РТ татарстанские предприниматели. При этом республика сохраняет за собой место в топ-10 регионов по привлечению инвестиций и имеет шансы упрочить его в 2022 году: прямо на коллегии китайская компания презентовала проект молокоперерабатывающего завода стоимостью 12 млрд рублей. О том, где осядут юани и сколько республика получит на новых ресторанах «Макдоналдс», узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Какое место занимает Казань по объему частных инвестиций
Итоговая коллегия агентства инвестиционного развития РТ обошлась на этот раз без президента и премьера: рядом с руководителем АИР РТ Талией Минуллиной во главе длинного стола сидел первый вице-премьер Рустам Нигматуллин. Камерным мероприятие назвать было нельзя: вместе с теми, кто подключился по Zoom, примерно 500 человек, в том числе были инвесторы и представители бизнеса.
Главные тезисы доклада Минуллиной:
- Татарстан занимает 6-е место по объему привлеченных инвестиций в основной капитал. «В 2021 году сохранили второе место после Москвы в федеральном рейтинге инвестиционного климата», — прокомментировала руководитель АИР.
- Сроки по выдаче разрешений на строительство в РТ выросли с 62 до 79 дней при среднем значении для регионов-лидеров в 43 дня. Это негативно сказывается на инвестиционной повестке региона. Ухудшились и показатели эффективности процедур по подключению к электроэнергии, и ряд других позиций.
- По государственно-частному партнерству (ГЧП) Татарстан занял только 67-е место. АИР разработало проект госпрограммы развития ГЧП. Он проходит межведомственное согласование и встречает сопротивление, поскольку «отраслевые министерства не хотят, чтобы у них были установлены показатели по ГЧП — это накладывает на них определенные обязательства».
- Вложения в основной капитал выросли на 12%, в том числе частные — на 13%, частные из субъектов России — на 15%. «Уровень иностранных инвесторов у нас немного снизился, но почти все иностранные компании инвестируют через свои представительства в Москве и Санкт-Петербурге — отсюда мы видим рост инвестиций из субъектов России», — пояснила Минуллина.
- Самым привлекательным сектором остаются обрабатывающие производства — 50% всех частных инвестиций.
- Главными зарубежными источниками инвестиций стали Германия, ОАЭ, Чехия, США, Словакия.
- В РТ по объему привлеченного в экономику частного капитала лидируют Нижнекамский и Верхнеуслонский районы, Камское Устье.
- В Казани из крупных проектов можно отметить строительство гипермаркета Obi, запланированное на 2022 год начало реконструкции ТЦ «МЕГА», ряд планов КВЗ. «Казань по объему частных инвестиций занимает только 16-е место, хотя потенциал у города высокий», — отметила Минуллина.
- ОЭЗ «Алабуга» одобрили стратегию развития на пять лет. Ее реализация позволит увеличить показатели в 3 раза.
- В 2021 году был ряд крупных начинаний с частными инвестициями: Umatex от «Росатома» на 8,5 млрд рублей, компания «Хухтамаки» запустила проект на 1,4 млрд рублей по производству экологически безопасной упаковки для яиц (ввод в эксплуатацию — в 2022-м), третья очередь оптово-распределительного центра стоимостью 1,1 млрд рублей для Ozon в Зеленодольском районе, 1,2 млрд планирует вложить «Макдоналдс»: за пять лет он намерен построить в РТ еще 12 ресторанов.
Радмир Беляев обратил внимание на проблему кадрового дефицита
И где импортозамещение?
Далее слово предоставили действующим и потенциальным инвесторам, и Минуллина попросила подбрасывать «ложки дегтя» — рассказывать о проблемах. Гендиректор ГК «Манзара» (работает в Нижнекамске, построил там колесо обозрения, торговый центр) Артем Белкин рассказал, что два года не может получить землю: «В конце 2020-го на инвестсовете и президентом, и премьером был одобрен проект строительства в Зеленодольске подобного нижнекамскому „Манзара Молла“. Большую поддержку мы получили от главы района, но почти два года не можем получить землю, хотя земля есть, все за… Рустам Камильевич, помогите нам, пожалуйста, с решением вопроса». Нигматуллин похвалил инвестора, который зашел в конкурентный город, и посоветовал показать расположение будущего ТЦ на генплане. Проблем, по его словам, быть не должно.
Глава Менделеевского района Радмир Беляев обратил внимание на проблему кадрового дефицита и рассказал, что для решения вопроса в Менделеевске создадут многопрофильный колледж. Градообразующий «Аммоний» направит на это 50 млн рублей. «Сохранение и удержание молодежи — первоочередная задача, и один из важнейших проектов концепции — создание учебного заведения нового формата „Алабуга-Политех. Менделеевск“», — рассказал Беляев. Отметил он и расширение «Алабуги» в сторону Менделеевского района — там разместится проект стоимостью 1,9 млрд евро «Аммоний-2».
Гендиректор «Нэфис Косметикс» Дина Лаврикова рассказала о растущих с 2019 года вложениях «Нэфис»: общая сумма — 1,7 млрд рублей. «В 2021 году мы организовали производство капсул для стирки, грандиозный проект по увеличению мощностей производства гелей для стирки до 11 тысяч тонн, — сообщила она. — И ежегодно большие суммы тратятся на техническое перевооружение цехов и производственных комбинатов». Лаврикова указала на рост затрат на сырье и транспортно-логистические услуги, который начался в прошлом году и до сих пор не остановился. «Второй существенный фактор — это отсутствие отечественных аналогов на ключевые сырьевые компоненты и возможности импортозамещения, — констатировала она. — Ну и ограниченные возможности по компенсации затрат, большое повышение цен на готовую продукцию. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы рост цен сдержать, и это сказывается на нашей инвестиционной деятельности». Минуллина предложила совместно поработать над поиском импортозамещающих компаний.
Дина Лаврикова: «Мы прикладываем максимум усилий, чтобы рост цен сдержать, и это сказывается на нашей инвестиционной деятельности»
Генеральный директор ООО «Аква-Регион» Евгений Вайнер представил проектом ГЧП в области спорта: он построил в Набережных Челнах спортивный клуб семейного формата, который оказывает бесплатные оздоровительные услуги для лиц с ОВЗ, детям из малообеспеченных семей, пенсионерам. За три года объем инвестиций в проект достиг 495 млн рублей. Но. «Мы попали с нашей стройкой в пандемийный год, рост цен на оборудование, западные поставки, которые нечем заменить, — только на этом плюс 100 миллионов рублей удорожания получили», — рассказал предприниматель.
В чем Татарстан провинился перед минэкономики России
Замгендиректора китайского АО «Сычуань рэйлвэй инвестмент современное развитие сельского хозяйства» Ван Гэ рассказал о проекте завода с годовым объемом производства 19,2 тыс. т сухого молока и с мощностью переработки 500 т молока в сутки. В строительство планируется вложить 1 млрд юаней (порядка 12 млрд рублей). «Данный завод — часть проекта по созданию агропарка в ПФО в рамках межправительственного сотрудничества в формате „Волга — Янцзы“, который включает в себя создание животноводческого комплекса, молокоперерабатывающего завода, мясоперерабатывающего предприятия и логистического центра», — рассказал Ван Гэ.
Татарстан привлекает китайцев как лидер в производстве молока, сама же КНР заинтересована именно в сухом варианте продукта, поэтому новый завод не станет конкурентом действующим в республике производствам. В каком районе РТ осядет проект, пока неясно: по словам Минуллиной, участок будут подбирать еще пару месяцев, она посоветовала главам районов побороться за такой лакомый кусочек.
В завершение коллегии Нигматуллин напомнил, что республика 6-й год подряд удерживает место в тройке лидеров по инвестициям в реальный сектор экономики России, но расслабляться рано. «Необходимо персонально работать с каждым инвестором, не только оперативно решать его проблемы и вопросы, которые возникают, но и слушать этих людей и понимать, что они приносят деньги на нашу землю», — наказал Нигматуллин. Он также обратил внимание на то, что по ТОСЭРам в Нижнекамске, Менделеевске и Чистополе наблюдается невыполнение обязательств перед минэкономики России по объему инвестиций и рабочим местам. «Прошу в текущем году заниматься этой работой, — указал Нигматуллин, — а не только привлекать новые инвестиционные проекты», — подытожил первый вице-премьер.



























