30 лет назад при содействии первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева был создан Тюлячинский район. Многие до сих пор считают Тюлячи «младшим братом» Богатых Сабов. Но сегодня младший брат вырос и показывает перспективы роста — индекс промышленного производства в прошлом году зашкалил за 200 пунктов, 44% экономики района приходится на долю МСП, а местные предприниматели — одни из самых довольных властью. Два года назад главой района стал Назип Хазипов, до этого 16 лет трудившийся замминистра сельского хозяйства РТ. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, когда в районе построят современные молочные фермы, сколько тюльпанов произведут к 8 Марта и кто заразил тюлячинцев «парковой лихорадкой».
«Большинство населения в возрасте 50+ знаю в лицо»
— Назип Накипович, 28 ноября 1991-го решением Верховного Совета республики был создан Тюлячинский район. Получается, в этом году у района юбилей — 30 лет, поздравляем!
— Большое спасибо! Зур рэхмэт!
— Для чего потребовалось выделять Тюлячинский район из состава Сабинского?
— Тогда в районе инфраструктура была не та, что сегодня. Из отдаленных сельских деревень приехать в районный центр было очень трудно. Телефонов практически ни у кого не было, дорог асфальтированных — тоже. Чтобы из села Большие Нырси добраться до Богатых Сабов и обратно весной-осенью, в лучшем случае нужен был день, а в худшем — два. Для улучшения повседневной жизни людей и был создан наш район. Спасибо первому президенту РТ Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Сегодня район состоялся.
Также нужно отметить, что нашему району повезло с местными руководителями. С самого начала его образования район стремительно развивался благодаря Рустаму Галиулловичу Калимуллину, Ильдару Мухаметовичу Низамову и Ильдусу Фатиховичу Зарипову.
Моя задача заключается в том, чтобы дать дальнейшее качественное развитие району.
— Тюлячи до сих пор рассматривают как «младшего брата» Сабов. Тяжело ли вам живется в тени влиятельного соседа?
— Считаю, что Сабинский район — самый инновационный сельский район, не только в республике, но и в РФ. Мне очень комфортно работать с главой Сабинского района Раисом Нургалиевичем Миннихановым. Мы люди одного поколения, тесно общались, когда я еще работал в минсельхозе. Часто ездим изучать передовой опыт в Сабы и, честно говоря, заимствуем многие вещи, которые там дают экономически эффективные результаты.
Сегодня наш народ и народ Сабинского района дружат, экономика связана, люди женятся, замуж выходят. Я сам родился в Сабинском районе, окончил среднюю школу, оттуда призвался в армию. Но потом долгие годы жил в Тюлячинском районе. Даже когда в Казани работал, у меня в Тюлячах оставался дом, построенный еще в середине 90-х годов. Я туда приезжал-уезжал, содержал огород. Большинство населения Тюлячинского района в возрасте 50+ я знаю в лицо.
— То есть вы знали, что когда-нибудь вернетесь!
— (Смеется.) Знать не мог. Но я рад вернуться на свою малую родину. Когда мне предложили должность главы района, спросили: «Где с семьей будешь жить?». Я сказал, что у меня в Тюлячах дом есть. 18 сентября 2019 года возглавил район, 19 сентября мы с женой уже там жили. В районе я себя чувствую очень комфортно. Население — трудолюбивое и активное. Тюлячинский район — самый экологически чистый район нашей республики, это документально подтверждено!
«За время моей работы в минсельхозе были выведены татарстанские породы молочных коров, овец, пчел»
«Считаю до сих пор себя частью команды министерства сельского хозяйства»
— Вы 16 лет работали замминистра сельского хозяйства республики. Как раз был период расцвета и заката ряда агрохолдингов. Гордитесь своей работой или есть ощущение, что не все удалось?
— Однозначно положительного было больше. Это были годы внедрения самых современных технологий в животноводстве. Когда в начале 2000-х мы побывали за границей, то увидели их животноводческие комплексы, удивлялись. Потом Айрат Хайруллин (создатель агрохолдинга «Красный восток» — прим. ред.) построил высокотехнологичный по тем временам молочный комплекс «Каргополь» в Алькеевском районе. Сегодня у животноводства республики уже другой уровень и другая экономика. Я благодарен президенту республики, правительству и лично Марату Готовичу Ахметову (бывший министр сельского хозяйства РТ — прим. ред.), мы работали очень дружно и эффективно.
— Вы же курировали животноводство?
— Да, в те годы было построено много крупных сельскохозяйственных предприятий: «Камский бекон», «Челны Бройлер» и другие. Это время рождения и роста малых форм хозяйствования, тысяча семейных ферм была создана. Конечно, имелись и проблемные моменты.
Многие хозяйства сегодня работают на молочных фермах и заводах, которые были построены и модернизированы Вагизом Мингазовым (бывшим главой «Вамина» — прим. ред.). Если бы не он, не знаю, были бы живы сегодня эти предприятия.
Были выведены татарстанские породы молочных коров, овец, пчел. Мы официально зарегистрировали татарскую породу лошадей. Подумали: почему у башкир есть своя порода лошадей, у бурят есть, а у нас нет? И теперь татарская лошадь — часть нашего народа. Считаю до сих пор себя частью команды министерства сельского хозяйства.
Возродить Тюлячинскую ярмарку
— На районном гербе изображены весы, наполненные монетами и зерном. Весы — символ ежегодной Покровской ярмарки в селе Тюлячи. Позже в районе стали проводить Тюлячинский базар. Нет ли планов по возрождению традиции?
— Базар я помню, когда был маленьким, ходил туда с покойным отцом. Потом его закрыли. Но сейчас мы базар потихоньку возрождаем. Хотим развивать его как туристический объект. Ярмарка будет расположена в удобном месте, на въезде в район.
— Это где шалаш с Лениным?
— Да, именно там. Место очень красивое.
— Доля малого и среднего бизнеса в районе — 44 процента (в РТ — около 25 процентов). Индекс промышленного производства в прошлом году зашкалил за 200 пунктов, растет объем инвестиций. Чем объясните «тюлячинское чудо»?
— В прошлом году мы увеличили обороты производства СХПК «Навруз», которое производит сливочное масло и сыр. Открыли новое производство стальных профилей. Значительно увеличила производственные мощности компания ООО «ЛМР Пласт». Развиваются и другие промышленные предприятия. Близость к Казани свою роль играет, хорошие дороги. Это все дает свои результаты, рабочие места, дополнительные налоговые отчисления в бюджет и в конечном итоге повышает эффективность работы экономики района.
«Завод СПГ – ООО «ТопГаз» сегодня строится. Более 950 миллионов рублей инвестиций, инвесторы — москвичи»
Завод СПГ строится, «ЛМР Пласт» идет на расширение площадей
— В районе в прошлом работал маслодельный завод «Вамина». Сейчас это действующее предприятие? Кому принадлежит?
— Руководителем завода сегодня является Раиля Хисматуллина, работает под брендом СХПК «Навруз». Ежесуточно перерабатывают 75 тонн молока. Продукцию выпускают качественную — твердые сыры и масло. Можно купить в Казани, в том числе на ярмарке на улице Тинчурина. Сейчас предпринимательница купила еще две производственные линии — будут производить мягкие сыры и мелкой фасовки масло.
— В 2014 году в Тюлячах была заложена капсула под строительство завода по сжижению природного газа (СПГ). Проект не угодил на «свалку истории»? Кто сейчас занимается его реализацией, когда запуск?
— Завод СПГ – ООО «ТопГаз» сегодня строится. Более 950 миллионов рублей инвестиций, инвесторы — москвичи. Силами республики туда проложили дорогу. На 75 процентов завод уже построен, заканчивают подведение инфраструктуры и установку оборудования. Планируется в I квартале 2022 года завершить строительство. Это будет первый завод СПГ в Татарстане.
СПГ — это снижение расходов на топливо для грузовых автомобилей, сельскохозяйственных машин, овоще-зерносушильных заводов и деревообрабатывающих предприятий. СПГ сегодня стоит порядка 30–33 рублей за литр, а бензин — 45–50 рублей, разница ощутимая.
— А заправки-то будут?
— Сейчас вопрос обсуждается с «Татнефтью», чтобы на их заправках установить емкости для СПГ. Планируется такие заправки разместить на дороге М7, в районе Казани и Челнов.
— Расскажите про промпарк «Тюлячи». Это первый промышленный парк в России среди сельских районов. Идут ли туда резиденты, какова заполняемость?
— Промышленный парк «Тюлячи» начали строить в 2012 году. Сегодня он имеет 40 гектаров земли, на его территории работает 9 компаний-резидентов. Там работают 459 человек, это много. У нас во всем сельском хозяйстве порядка 800 человек трудятся, а тут в одном промпарке столько!
— Основным резидентом кто является?
— ООО «ЛМР Пласт», производит различные бытовые изделия из пластика. Трудоустроены 360 человек, годовой оборот за 2020-й — 2,7 миллиарда рублей, и сегодня они идут на расширение, еще 4,3 тысячи квадратных метров производственных и складских площадей на стадии завершения. Инвестиции составили порядка 600 миллионов рублей, на будущий год планируют продолжить развитие.
Мы с учредителями в тесном контакте. Сегодня у них встал вопрос о строительстве жилья для своих работников, земельный вопрос отрегулировали, думаю, в ближайшее время начнут строить.
— Тюлячинский район стал побратимом с турецким муниципалитетом Гебзе. Чем заслужили такую честь?
— Это случилось еще в 2015 году. В Турцию ездила наша делегация, они к нам приезжали, и вот по результатам этих встреч было принято такое решение — стали побратимами. Пока из-за коронавируса контакты приостановлены, надеюсь, в будущем году получится восстановить эти связи.
Приход «Августа», расцвет «Богородских роз»
— Какие еще резиденты имеются в промпарке?
— У нас есть прекрасный резидент — «Богородские розы», выращивает цветы. Сейчас на предприятии готовятся к 8 Марта, закупили посадочный материал. 2 миллиона тюльпанов к празднику будут радовать женщин по всей стране. Компания «Авангард-строй» изготавливает металлические двери, тоже в этом году увеличили объем производства, построили дополнительный производственный цех на 20 миллионов рублей. Также у нас есть компания «Кряж+», они перерабатывают автопокрышки и получают резиновую крошку, которую используют при строительстве спортивных площадок и производстве «мягкой брусчастки».
— В районе есть агропромышленный парк «Максат», он работает?
— Это потенциально привлекательная инвестиционная площадка. Но компания, которая управляла парком, находится в процедуре банкротства. Сейчас мы занимаемся подбором новой управляющей компании, идет процедура выкупа объектов.
На территории хотим создать агропромышленный парк по производству сельхозпродукции. Там имеется убойный цех, переработка картофеля и овощей, птицеводческое производство. В начале будущего года все юридические вопросы решим и будем развивать там сельскохозяйственное производство.
— В прошлом году в район пришел новый инвестор — компания «Август». Что это даст району?
— Очень серьезная компания, работающая по последнему слову науки и техники. В первый же год они построили зерносушильный комплекс на 65 тонн в час. В будущем году начнут строить завод по очистке семян. И вторым шагом планируют построить современный молочный комплекс на 1,2 тысячи голов.
— В районе нет крупного молочного комплекса?
— Вы наступили на самое мое больное место! Я животновод, а в районе современного животноводческого комплекса сегодня нет. Но мы начали активно этим делом заниматься. В этом году хозяйство «Алан» планировало ввести первую очередь нового комплекса на 500 голов, уже земляные работы провели, но коронавирус передового руководителя этого предприятия у нас отнял. Закончили процедуру переоформления документов, с весны начнем строить этот комплекс.
Второй комплекс — на 500 голов — строит компания «Игенче», аналогов ему нет в Татарстане.
— А в чем уникальность?
— Доильный зал будет расположен под одной крышей вместе с фермой, он станет согреваться за счет тепла, которое выделяется в результате охлаждения молока. Сейчас активно ведутся бетонные работы, к весне планируем зайти под крышу и сдать объект в IV квартале 2022 года.
Третий животноводческий комплекс на 800 голов мы планировали построить с агрофирмой «Агролак» (владелец — глава известной строительной компании «Фортэкс» Рауф Галямов — прим. ред.). Но год не сложился из-за засухи, проект притормозили. Надеюсь, что в будущем году он будет продолжен.
— В целом на какое количество голов скота у вас в районе сегодня имеется инвестпроектов?
— Мы планируем ввести пять комплексов на 3,5–4 тысячи голов молочного стада в ближайшие два-три года. Если бы не засуха да не коронавирус, мы бы уже частично в этом году ввели. У нас задача на ближайшее будущее — «2 по 100»: 100 тонн молока в сутки надаивать и 100 тысяч тонн зерна в год производить!
«Рабочие места у нас есть вакантные. Но, когда под боком Казань с ее инфраструктурой, конечно, некоторые стремятся туда поехать работать. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше»
Парковая «лихорадка»
— В районе идет строительство красивого парка в деревне Баландыш. Участвуете в программе парков и скверов?
— Мы во всех республиканских программах, которые нам подходят, активно участвуем. В этом году в общей сложности получили из бюджета 553 миллиона рублей, для нас это большая сумма. Участвуем и в федеральных программах. Бюджетные инвестиции затронули 56 объектов — ремонт дорог, школ, детсадов, строительство административных зданий для сельских поселений.
В том числе принимаем участие в программе парков и скверов. Мы завершили четвертую очередь набережной Тюлячки, очень хорошая набережная получилась. А в деревне Баландыш у нас креативный глава сельского поселения, он несколько раз получал призы по итогам республиканского конкурса по оформлению новогодней елки. Сам начал делать этот парк, и нам захотелось его поддержать, мы вошли в проект с республиканской программой.
— Целесообразно ли в деревне с 600 жителями строить большой парк?
— 600 человек для села — это немало, это большой населенный пункт. Но главное, что проснулись другие товарищи по принципу: «Почему он делает, а я не делаю?» Аланское сельское поселение выкопало пруд, сейчас делает площадку для отдыха из брусчатки и парковку для машин. Айдаровское сельское поселение также не осталось в стороне и построила парковую зону для жителей. Патриот села Верхние Кибя-Кози — он бизнесмен, для своего родного села тоже решил сделать современную спортивную площадку, которая полностью отвечает требованиям времени.
Готовим программу на будущий год — всем захотелось поучаствовать!
— Есть данные, что 20 процентов жителей Тюлячинского района работают в Казани. Что с этим делать будете?
— У нас много вакантных рабочих мест. Но, когда под боком Казань с ее инфраструктурой, конечно, некоторые стремятся туда поехать работать. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Но многие обратно возвращаются через три-четыре года.
— Расскажите про семью. Знаем, что ваш сын Айрат работает в Россельхозбанке. Мы даже включали его в число завидных женихов республики, не женился еще?
— Пока не женился (смеется). Дочка замужем, двое внуков. Она юрист, у нее своя компания. Жена — учительница татарского языка и сейчас помогает в школе по мере сил. Супруга — заслуженный учитель РФ и РТ. Мы уже 42 года вместе.
— Остается ли время на дело для души?
— Я люблю историю, у меня дома маленький музей, коллекция домашней утвари — самовары, радиоприемники. Сын собирает мотоциклы советского производства. А так в свободное время (его почти нет) стараюсь каждый день 5 километров проходить пешком. По воскресеньям коньки надеваю. Из меня хоккеист уже, конечно, такой себе (смеется), но тем не менее катаюсь. В районе есть своя команда, она играет в «Ночной хоккейной лиге».
— Назип Накипович, каким вы видите район в будущем?
— С его трудолюбивым, активным и спортивным народом — только процветающим!
— Спасибо большое за интервью!