В этом году Кайбицкий район отметил 30-летие. Почти 10 лет из них главой трудится Альберт Рахматуллин. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о планах «Август Агро» вложить в район 5,5 млрд рублей инвестиций, о перспективах, которые открывает Кайбицам трасса М12, а также об удивительном музее хлеба, который создала в районе семья известного российского агрария Петра Чекмарева.
Работал ветеринаром, возглавлял агрофирму
— Альберт Ильгизарович, в этом году исполнилось 30 лет Кайбицкому району, и почти 10 из них вы являетесь его главой. Наверное, это удачный момент, чтобы подвести некоторые итоги…
— Хочу начать с того, кто я есть. Родился в Кайбицком районе, в селе Русские Берлибаши, в простой семье. Отец 40 лет работал механизатором на тракторе, мать 25 лет была дояркой. С малых лет любил животных, помогал доить коров. После окончания ветеринарной академии работал ветеринарным врачом, возглавлял ветобъединение района. К началу 2000-х годов пора колхозов закончилась, появились инвесторы. В район пришла компания «Золотой колос» Рината Губайдуллина. 17 хозяйств было объединено в три агрофирмы, в одну из них — агрофирму «Кубня» — меня пригласили генеральным директором, там я проработал 8,5 года. Могу сказать, что первые инвестиции в сельское хозяйство в нашей республике начались именно с Кайбицкого района!
В 2012 году бывший глава района Завдат Гаффаров вышел на пенсию, меня пригласили на эту должность, хотя я поначалу сопротивлялся. Но один уважаемый человек тогда мне сказал: «А если не ты, то кто?» На тот момент району было 20 лет, и ни один коренной житель ни разу не был его руководителем. Он мне сказал: «Давай ты будешь первым».
— Так вас и «поймали»?
— Да (смеется), и я согласился стать главой Кайбицкого района. Понятно, что в первое время было очень тяжело. Как раз в те годы обанкротился «Золотой колос», активы были переданы «Ак Барс холдингу». Хотя я не могу сказать, что «Золотой колос» плохо работал. Губайдуллин поменял мышление людей и облик района. Раньше сахарную свеклу обрабатывали ручным методом, а он пришел и показал, что можно работать без мотыги!
— Как складывались отношения с «Ак Барс холдингом»?
— С Иваном Егоровым (гендиректором АБХ — прим. ред.) сложились хорошие отношения, он нас поддерживал во всем. Но сегодня мы снова передаем бразды правления сельским хозяйством новому инвестору — компании «Август Агро».
— «Август Агро» забрал земли «Ак Барс холдинга»?
— Да, «Ак Барс холдинг» из нашего района полностью ушел. Все земли агрохолдинга и все животноводческие фермы переданы компании «Август Агро Кайбицы». Старенькими фермами, малопродуктивными животными новый инвестор не хочет заниматься, планирует их продать и построить новый мощный комплекс на 3 350 коров в селе Ульянково.
— Сколько ферм после сделки с «Август Агро» оказалось не у дел?
— Всего у «Ак Барс Холдинга» в районе было 30 ферм, сейчас на пяти самых крупных из них работает «Август Агро». А для оставшихся 25 мы ищем новых владельцев. На момент сделки у АБХ было 11 тысяч голов скота, «Август» пока станет заниматься 5 тысячами голов, а после постройки нового комплекса будет закупаться новый скот. По предварительным подсчетам, в постройку комплекса, закупку техники и животных будет вложено 5,5 миллиарда рублей.
— Инвестиции, мегафермы — это хорошо, но село живо, пока там есть небольшие фермы…
— Мы бы все равно через три года к этому (закрытию ферм — прим. ред.) пришли: доярками молодежь работать не хочет, зарплата низкая, а работать в суперсовременном комплексе за хорошую зарплату еще можно уговорить. Наша задача — освобождающиеся фермы передать крестьянско-фермерским хозяйствам. С несколькими фермерами мы уже договорились.
«Из 140 километров дороги М12, которые проходят по территории нашей республики, 60 километров приходится на Кайбицкий район!»
Дорожная «стройка века»
— Большие перемены у вас районе!
— Да, 2021 год в истории Кайбицкого района, наверное, будет записан большими золотыми буквами. 30 лет району, приход нового инвестора, но самое главное — у нас началась «стройка века» — дорога М12. Из 140 километров дороги, которые проходят по территории нашей республики, 60 километров приходится на Кайбицкий район! В течение года день и ночь работает много дорожной техники — 150 многотонных машин и около 600–700 рабочих. По первоначальному проекту на эту дорогу жители района не могли попасть, не была предусмотрена дорожная развязка! 6 мая этого года президент РТ Рустам Минниханов приезжал в наш район, я ему напомнил про проблему с дорогой. Он сразу дал команду — на сегодня в проект внесены изменения.
— М12 — это платная дорога, жители будут платить за выезд на нее?
— Конечно, все будут платить, но это сразу повышает инвестиционную привлекательность нашего района. У нас очень красивая природа, свежий воздух… Дорога — это большой шанс для нас с точки зрения налогов и новых рабочих мест. Люди уже спрашивают землю, хотят у нас строиться.
Молоко коровье и лошадиное
— Кроме «Август Агро», есть другие крупные инвесторы в районе?
— Должен сказать про предпринимателя Альберта Хаялиева (владелец и руководитель компаний «СЛ-агро», «Туган Як — агро»), который ведет свою деятельность в деревне Шушерма. Начинал он с производства травяной муки, которая идет на корм скоту. Потом взял небольшое хозяйство на 100–150 коров, которое «задыхалось». Закупил технику, поднял надои. Потом построил небольшой молкомбинат. Сейчас продукцию «СЛ-молоко» можно купить в «Бахетле», в фермерских магазинах. Хаялиев начал строительство комплекса на тысячу голов скота.
У меня есть мечта — надоить хотя бы 100 тонн молока в сутки и получить 100 тысяч тонн зерна. 100 тысяч тонн зерна мы получили в 2017 году, а вот 100 тонн молока пока не выходит. Но если будет тысяча голов у Хаялиева и 3 350 у Галяутдинова (руководитель «Август Агро» Айдар Галяутдинов — прим. ред.), то, бог даст, моя мечта осуществится.
— В вашем районе есть агрофирма «Подберезье», ее создавал еще академик Петр Чекмарев, ваш известный земляк. Чем занимается эта агрофирма?
— Большое Подберезье — родное село Петра Александровича. Сегодня директором агрофирмы «Подберезье» является сын Петра Чекмарева — Иван Чекмарев. Он занимается растениеводством, производит рапсовое масло, у него есть маленькая молочная ферма, пашня. Чекмарев много сделал для развития села, например, создал Музей хлебопашества и земледелия. Старинные мельницы: ветряные, водяные — такой высоты даже в Болгаре нет, плуги, сохи, привезенные со всей России! Построил в селе красивую деревянную церковь…
«Дуб символизирует стойкость, стойкие люди живут в нашем районе, которые любят работать. Три ствола дуба — это три народа, которые живут в нашем районе в согласии и дружбе»
Край дубрав
— Известно, что Петр I пометил дубравы Кайбицкого района как «корабельные рощи». Много ли осталось этих дубрав?
— Дубрав в республике имелось предостаточно, но в 1979 году был очень сильный мороз, дубы во многих районах республики померзли. Остались только в Кайбицком лесхозе. Дубы, которым по 200–250 лет, у нас сохранились на площади 1,1 тысячи гектаров.
— Был проект создания научно-производственного центра «Дубравы России». Удалось его осуществить?
— Идея возникла, когда министром лесного хозяйства был Наиль Магдеев (сегодня мэр Набережных Челнов — прим. ред.). Хотели построить в Кайбицах семеноводческий центр «Дубравы России». Проект прошел экспертизу, нужно было только получить поддержку из федерального центра. Месяца-двух Магдееву не хватило, чтобы довести этот проект, как его назначили мэром Челнов. Так что пока он приостановлен, но не закрыт! Это был бы мощнейший проект по восстановлению дубрав — не только для республики, но и для всей России. Кстати, им интересуются и в Европе, в район приезжали многочисленные делегации из Германии.
— На гербе Кайбицкого района — большой зеленый дуб с золотыми желудями. Что еще он символизирует?
— Дуб символизирует стойкость, стойкие люди живут в нашем районе, которые любят работать. Три ствола дуба — это три народа, которые живут в нашем районе в согласии и дружбе. У нас живут татары, в том числе и кряшены, русские и чуваши.
— С насильственной христианизацией татар связаны трагические страницы истории жителей района. Есть ли сейчас проблемы с межконфессиональным согласием?
— Никаких проблем нет. Я живу в деревне Берлибаш, это наполовину русская, наполовину татарская деревня — мы все праздники отмечаем вместе. Когда строится церковь, я личным примером показываю — выделяю деньги на фундамент, потом ищем инвесторов на дальнейшее строительство. Кряшенская церковь построена практически полностью на средства жителей села Большое Тябердино. У района есть большой друг — бывший глава Нацбанка Евгений Богачев, он почетный гражданин района, на Сабантуи приезжает, на открытие охоты. На строительство церквей он также средства перечисляет.
Чудеса самообложения
— По численности населения в районе уже много лет отрицательная динамика. Как остановить отток населения?
— Самый главный минус у нас связан с тем, что смертность превышает рождаемость, молодежь уезжает в города. Конечно, убыль населения происходит не только в нашем районе, но это самоутешение. Вопросом надо заниматься. Как? Понятно, что жилье для молодой семьи на селе должно быть, хорошая зарплата.
У нас в районе проблем с землей нет, кто приезжает — даем землю бесплатно: пожалуйста, стройся. По программе устойчивого развития сельских территорий профинансировали строительство домов для 140 семей. Но есть условие, что участник программы должен отработать в течение пяти лет в сельском хозяйстве или социальной сфере.
В районе сегодня созданы все условия для того, чтобы жить, общаться, отдыхать. Благодаря президентским программам в районном центре созданы парки «Сабантуй», «Дубрава», работает школа искусств, практически все школы, клубы отремонтированы. 250 ветеранов и вдов Великой Отечественной войны обеспечили жильем. Для детей-сирот построили трехэтажный дом. Аварийного жилья в районе нет. Программу «Наш двор» выполнили за один год. Во всех селах и деревнях построили детские площадки. В райцентре на всех улицах есть асфальтовое покрытие, в 95 процентах населенных пунктов построены внутрисельские дороги.
— Читала, что когда-то в районе не было и клочка асфальта, люди даже хотели, чтобы их присоединили к Чувашии. Было такое?
— Это было до 1990-х годов прошлого века. Жители, в основном кряшенских деревень, которые живут на границе с Чувашией, увидели, что в соседней республике «московское» обеспечение: дороги асфальтированы, товарообеспечение хорошее. Они обратились в ЦК КПСС с заявлением: «Мы уходим в Чувашию, нам не нужна Татария».
Почему 30 лет назад Кайбицкий район выделился из Апастовского? Это не секрет. На тот момент Апастовский район был самым большим в республике. Но все инвестиции в нем вкладывались в территорию вокруг Апастово. Мы же были отшельниками. Сколько было женщин, которые рожали на дорогах, потому что не успевали доехать до родильного дома. Чтобы попасть в Апастово с «молькеевского куста» (ряд населенных пунктов близ села Молькеево — прим. ред.), люди добирались до Канаша, потом на электричке до Свияжска, затем пересаживались на поезд и ехали в Каратун и потом из Каратуна до Апастово. Целый день ехали до районного центра, а сейчас за 15 минут мы доезжаем до Кайбиц и за полчаса до Апастово.
Люди тогда измучились, устали. Мы благодарны первому президенту нашей республики Минтимеру Шаймиеву: без его политической воли не состоялся бы наш район.
«С начала программы в район уже проинвестировано 200 миллионов рублей: 39 миллионов собрано жителями, остальное дала республика»
— Самообложение помогает решать проблемы с дорогами, которые у вас были?
— Раньше за главой поселения не были закреплены финансовые полномочия. Но при этом все в него тычут: «У тебя здесь грязь, там дороги нет, тут забор покосился». А когда в 2014 году началась программа самообложения, люди почувствовали себя хозяевами. В поселении жители собираются, большинством голосов принимают решение, что нужно сделать, собирают деньги (как правило, по 500 рублей в год) и кладут на казначейский счет. На 1 рубль самообложения бюджет добавляет 4 рубля.
С начала программы в район уже проинвестировано 200 миллионов рублей: 39 миллионов собрано жителями, остальное дала республика. Более 60 миллионов из средств самообложения мы направили на постройку дорог. На будущий год у 100 процентов населенных пунктов в районе будет щебеночная дорога. Этим я занимаюсь сам. В сходах населения участвую лично. Если есть какие-то споры, сам людей разнимаю. Может быть, и не надо, но у меня деревенский подход, наверное. Я же местный человек, процентов 20–25 людей в районе мне знакомы, а в лицо так уж всех знаю!
— Слышала, вы работаете с 6 утра до позднего вечера. Как восстанавливаете силы?
— У меня 8 лошадей, 30 голов овец, есть маленький трактор. Когда есть время, сам занимаюсь своим хозяйством. Зимой езжу на снегоходе. В неделю 2 раза бассейн, по вечерам с детьми, коих у меня трое, играем в настольные игры. Вот таким образом восстанавливаюсь.
— Спасибо за интересное интервью! С днем рождения вас, здоровья и успехов!














