«Ребята, которые когда-то нашли Руслана Белого, пишут, что они нашли меня и уже едут», — заявил в своих социальных сетях казанский стендап-комик Артур Шамгунов. Причиной шквала негатива и угроз в его адрес стали шутки про башкир, которыми он смешил народ еще в 2018 году. Сейчас в соседней республике нашлись те, кого задели его слова.
«Не знаю, что еще сделать, чтобы вы успокоились»
Известный казанский комик, основатель Stand Up клуба Казани Артур Шамгунов серьезно напуган. На юмориста обрушился шквал критики и угроз со стороны жителей Башкортостана. Чтобы хоть как-то успокоить страсти, накануне Шамгунов высказался на эту тему в своих социальных сетях: «Я адекватный человек. Испытываю ли я страх? Да. Мне неприкольно, что кто-то обещает меня вычислить. Тем более что в век интернета это сделать несложно. Те же ребята, которые когда-то нашли Руслана Белого, пишут, что они нашли меня и уже едут».
По словам комика, ему сейчас «невесело»: «Особенно неприятно получать угрозы. Возможно, действительно кто-то едет. Кто-то мне пишет: „Ты че, зассал?“». В своем обращении он подчеркивает, что искренне расстраивается, когда люди по каким-то не понятным ему причинам обижаются на шутки. По его словам, он не хочет звонить в полицию и призывает решить конфликт мирным путем: «Я, по-моему, извинился. Шутка старая. Не знаю, что еще сделать, чтобы вы успокоились».
Еще полгода назад Шамгунов в подкасте «Даст Подкаст» рассказал, из-за чего зародился скандал. По его словам, на сольном концерте одна женщина закатила истерику, которая даже переросла в драку. «Просто ей не понравилась шутка про женский алкоголизм. Как вы думаете, какой она была? Конечно же, бухой. Бухой бабе не понравились шутки про бухих женщин. Она сказала: „Нельзя шутить про политику, детей и родителей“. Я такой: „Ну добрый вечер! У меня про это сейчас будет целый час“. А здесь ироничность была в том, что я сказал: „Если в зале есть пьяная разведенная башкирка, то давайте мы на берегу договоримся…“ И угадайте кто мне написал? Конечно же, разведенная женщина из Башкортостана», — рассказал артист.
Фраза про «пьяных, разведенных и башкир» прозвучала еще в 2018 году, однако завирусилось видео с выступлением только сейчас. «Смешно, что это крутится уже год, — недоумевает Шамгунов. — Я продал свои монологи на „Юмор ФМ“. И, видимо, там были какие-то шутки про башкир. И это крутится уже год. Но вот одна такая нашлась, до нее только это дошло».
«БИЗНЕС Online» удалось связаться с представителем комика Юлией Чупико, но девушка отказалась от каких-либо комментариев: «Я передам Артуру, что вы звонили. Если он посчитает нужным, то выскажется», — сказала девушка на том конце. К моменту публикации материала обратного звонка в редакцию не поступало.
Юморист неслучайно выбрал Башкортостан темой для своих шуток. По его словам, ранее он сам прожил в республике 10 лет: «Все меня прикалывают, что я башкир. Даже папа, например. Это даже больше внутренний прикол для друзей, когда тебя все называют башкиром. А ты выходишь еще и с этого прикалываешься, причем без какого-то негатива. Это же не первый случай. Таких было много. Я уже устал. Надо найти какой-то новый прикол».
В Башкортостане ранее уже обижались на юмор. Бойцы клуба «Тархан» догнали Руслана Белого в Ульяновске
Напомним, что это не первая история, когда жители республики требуют публичных извинений в свой адрес. В 2018 году другой стендапер Руслан Белый в рамках проекта «Комик в городе», выступая в Уфе, назвал Салавата Юлаева бандитом и высмеял звуки башкирского языка. Башкиры требовали от Белого публичных извинений, а курултай организовал сбор подписей, требуя отнять лицензию на вещание у телеканала ТНТ. В это же время десант спортсменов бойцовской команды «Тархан» устроил за Белым погоню, настигнув артиста в Ульяновске, где они пообщались с его директором. Соответствующее видео они выложили в сети. К слову, именно они, по словам Шамгунова, написали ему в сообщениях, что нашли его и уже едут.
Тем не менее ответа от Белого или ТНТ на просьбу извиниться перед башкирами так и не последовало. Впервые стендапер прокомментировал ситуацию в интервью Юрию Дудю в программе «вДудь»: «Я говорил в контексте. За последние 100 лет в нашей стране поменялось три власти, и каждая, условно, конкретных персонажей подстраивает под себя, дабы использовать их с точки зрения пропаганды. И, может быть, мы не будем так быстро ставить героям памятники. Посмотрим, насколько они себя проявят при разных политических строях. Это по большей части был троллинг власти. Я так задумал — никто не понял».
Белый добавил, что заявления, которые на него написали в Генпрокуратуру, ни к чему не привели: «По-моему, Роскомнадзор сказал, что там ничего такого нет. Всё, — признался Белый. — Я не думаю, что что-то такого плохого сделал. Это не была шутка. Это было размышление на тему конкретного персонажа в разных политических строях. Ни один комик не пытается никого обидеть. Мы пытаемся, чтобы было смешно. И местами делаем какие-то попытки порассуждать».
Спустя год публично извинятся пришлось уже Даниру Сабирову. Тогда татарский юморист в своем выступлении показал пародию на башкирский танец перед народным съездом Башкортостана. В нем он исполнял танец, в шутку комментируя все движения. «Один башкир проснулся утром. У него сушняк. Он просыпается, видит кумыс и пошел, пошел», — шутил тогда Сабиров.
Итогом такого перформанса стало открытое письмо в адрес Рустама Минниханова, которое было опубликовано на сайте всемирного курултая башкир. В нем соседи требовали запретить выступления артиста на территории РБ до конца года. В дело даже пришлось вмешиваться казанскому Кремлю: «Мы считаем, что в вопросах, касающихся традиций народов, нужно быть деликатными, так как это может быть остро воспринято другими народами. Как уже стало известно, артист извинился, а мы, в свою очередь, продолжим тесное сотрудничество в сфере искусства с нашими соседями», — высказывалась тогда Лилия Галимова.
Несмотря на публичные извинения, артисту пришлось перенести свои выступления в Башкортостане. В официальном сообщении Сабирова говорилось, что причиной послужили проблемы со здоровьем юмориста.
«Стендап — это выступление человека, который в устном жанре веселит народ. С такой точки зрения все наши юмористы — Жванецкий, Хазанов, Задорнов — стендаперы»
«Было бы смешно — посмеялись бы. Тут не над чем»
По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», шутить на тему национальности можно, но это необходимо делать аккуратно, а самое главное, смешно. В данном случае наши собеседники отмечают, что юмор получился скорее неловким.
Шамиль Валеев — руководитель аппарата Общественной палаты Республики Башкортостан:
— Прозвучало очень буквальное восприятие «башкирского» образа жизни, очень архаичное и главное — несмешное, у нас не стреляют в спину из лука даже за стремные шутки. Хорошо бы различать братское подтрунивание и обесценивающий кураж. Стоит ли ради красного словца ставить под угрозу дружбу народов? Публичное выступление сейчас предполагает, что оно рано или поздно появится в сети. Что здесь и произошло, с элементами позднего зажигания.
Мне лично, как жителю Башкортостана, было странно слышать такое выступление. Это даже трудно назвать шуткой. В конце концов обидно и за разведенных женщин, которых ставят в один ряд с алкашами. У нас очень много браков в стране распадается, в том числе и в наших республиках, — я сам вырос с мамой. Чем они ему не угодили?
При этом надо сказать, что всегда найдутся люди, которые ищут поводы для обид. В данном случае артист своим выступлением дал им повод выразить хейт. Прозвучала неудачная шутка, которая спровоцировала избыточную реакцию на нее. Затем последовали неуклюжие извинения. Вся эта ситуация в общем вызывает элементы неловкости, что ли… Было бы смешно — посмеялись бы. Тут не над чем, как и плакать.
Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока:
— Комик, безусловно, имеет право на что угодно. Прилетит ему за это нож под ребро, кирпич по голове или пуля — это второй вопрос. Как и вообще по поводу юмора бывает. Человек, который кому-то хамит, предполагая, что ему как с гуся вода. А его аудитория в данном случае его всячески поддерживает. Ну, наверное, должен понимать, что будут последствия. Не всех хорошо в детстве воспитывают. Мозгов очень у многих в голове не хватает, они позволяют себе неэтичные вещи там, где этого позволять себе нельзя.
Национальный вопрос — острый, и по этому поводу чрезвычайно много крови пролилось, в том числе в отношениях между татарами и башкирами. В конце концов пусть этот человек (я не знаю, что это за комик местного значения, хотя вроде за стендапом слежу) поедет в Чечню, в Грозный, выступит перед местными и скажет то же самое относительно чеченцев. Как вы думаете, будет какая-нибудь реакция или нет? А пусть он съездит в Турцию и там скажет туркам что-нибудь в этом роде, или в Иран, поговорит с иранцами, или в Саудовскую Аравию, пообщается с тамошними бедуинами. И дальше его привезут, видимо, в Казань хоронить по частям. Потому что в целом состояние тела точно не сохранится.
Поэтому реакция из Башкортостана более чем понятная. Это как Charlie Hebdo. А имеет ли право, например, вольный европейский художник изобразить пророка Мухаммеда в непотребном виде, чтобы все, кто является такого типа анархистами, могли весело посмеяться над этими персонажем? Инцидент с Charlie Hebdo был очень показательным. Издевательство над тем, что для других важно, имеет место быть, только если у вас нет никаких шансов встретиться с этими людьми в реальной жизни или они никогда про вас не узнают. Никаких проблем, шути про папуасов Новой Гвинеи. Вряд ли кто-то там знает про Татарстан. Смешно будет, если он (комик — прим. ред.) к папуасам приедет, там его вообще съедят за такие шутки в прямом смысле этого слова.
Руслан Белый в свое время сказал, что главное для комика наказание, если зал ему не аплодирует. Белый в данном случае просто человек по сравнению со мной молодой. Он, видимо, не застал той поры, когда ты рот открыл, что-то такое сказал и закрыть еще не успел, а уже прилетело. Жизнь такая.
Стендап — это выступление человека, который в устном жанре веселит народ. С такой точки зрения все наши юмористы — Жванецкий, Хазанов, Задорнов — стендаперы. А теперь вопрос: можно ли сравнить юмор упомянутого казанского стендапера с юмором Жванецкого? Стендапером был Михаил Михайлович, а не это неудачливое, явно пытающееся, тужась, из себя что-то выдавить…
Ну пусть учится. Это не значит, что нужно обходить национальные, религиозные темы в юморе, вопрос, как вы это подаете. Оскорбительно это или нет? Вы опускаете людей ниже плинтуса или подмечаете что-то и по этому поводу веселите? В конце концов евреи про себя рассказывают еврейские анекдоты куда более жесткие, чем это каким угодно антисемитам в голову придет. Но тут получается, что мы-то сами себя знаем и это совершенно точно неоскорбительно. Если ты сам про себя шутишь, да пожалуйста! Если он башкир, тогда башкиры его либо простят, либо повесят, за что можно повесить. У него есть право шутить, но у людей, которые на это обиделись, есть полное право на это отреагировать.