Около 40 вопросов поступило от читателей «БИЗНЕС Online» на интернет-конференцию с участием начальника управления образования исполкома Казани Ирека Ризванова. Это и понятно: практически у всех есть в семье школьники, к тому же два последних учебных года усложнила пандемия коронавируса. О том, как пройдут в этом году ОГЭ и ЕГЭ, когда записываться в первый класс и детсад, будет ли учебной суббота и что грозит ученику за поход на антиправительственный митинг, — в нашем материале.
«Детям раздали более 3 тысяч гаджетов»
— Ирек Асафович, год назад вас назначили на должность начальника управления образования Казани. Чем был наполнен этот период?
— Год оказался интересным и непростым. Не только потому, что он явился первым, но и потому, что связан с пандемией коронавируса. Это был год кризис-менеджмента для меня. Первый и самый главный вызов — не сорвать образовательный процесс в период самоизоляции, сохранить связь между школой и детьми, чтобы дети продолжали получать качественные знания. Задача усложнялась тем, что нельзя было подсмотреть, перенять чей-то опыт, потому что весь мир впервые оказался в таких непростых условиях, когда пришлось всех переводить на «дистант». В данной ситуации главный наш стейкхолдер, ключевой человек — это ученик, ребенок, поэтому все строилось вокруг него.
Второй важный момент — как учащиеся сдадут ЕГЭ, если они в школу не ходят, с учителями встретиться не могут. А ведь личный контакт учителя и ученика весьма важен при подготовке к экзамену! Мы очень переживали, но, слава богу, все прошло хорошо. Провели огромную работу для организации выпускных экзаменов, наши лучшие учителя давали онлайн-уроки для учеников и онлайн-семинары для своих коллег.
Вместе с тем у нас никто не отменял прием в детские сады и первые классы, а эти процессы всегда были очными. Перестроили и их. И, конечно, очередной учебный год начался с новыми санитарными требованиями, которые тоже было непросто реализовать: это и индивидуальное расписание, и система одного кабинета на один класс, и плавающий график питания. Подобное давалось непросто, поэтому мы работали в штабном режиме, какие-то решения принимали поздно ночью, а рано утром запускали их в работу. На мой взгляд, руководители образовательных учреждений очень хорошо показали свое умение организовать деятельность даже в кризисной ситуации и решать все задачи. Вот таким был мой первый год.
— «Что выявила „удаленка“, насколько школы оказались готовыми к такой форме обучения?» (Сания)
— Никто не мог предположить, что все школы Казани — это 190 учреждений, 166 из которых муниципальные, — должны будут массово перейти на дистанционное обучение. Наверное, только у футурологов могли иметься такие предположения! У нас 148 тысяч учащихся, и для каждого надо было организовать онлайн-обучение. Потребовалась и дополнительная методическая поддержка учителей: нам пришлось за очень короткий срок обучать их новым технологиям. К сожалению, основная часть преподавателей не так легко владела цифровыми технологиями, особенно наши опытные педагоги. Нужно было и технологии освоить, и перестроить урок под новый вид общения с учениками. Для нас явилось даже неким открытием, что онлайн-урок совсем другой. В классе учитель видит глаза детей, тут же получает обратную связь, а когда у тебя 34 «окошечка» с учащимися, это совершенно другая картина. Как получить обратную связь, успеть опросить всех, оценить, все ли поняли тему? Даже чисто психологически это сложно. А если еще сопровождалось и техническими проблемами, то подобное многократно усложняло процесс обучения.
— Какой технический «затык» являлся основным?
— Их было очень много. В первую же неделю мы провели масштабное исследование, в котором приняли участие более 43 тысяч человек — и учителя, и родители, и дети. Мы собрали обратную связь, в чем возникают сложности. Во-первых, детям раздали более 3 тысяч гаджетов благодаря президенту РТ, мэру Казани, КФУ и просто неравнодушным горожанам. И учителей надо было обеспечить гаджетами и ноутбуками. Во-вторых, большую работу провели с провайдерами, потому что интернет порою просто «падал». В-третьих, всем психологически было сложно. Приходилось работать точечно, отрабатывать проблему с отдельными семьями индивидуально.
— Данный опыт обрел форму методичек и инструкций?
— Безусловно, такие документы есть в форме методических рекомендаций. Нам надо было все четко доводить до конечного пользователя, поэтому все пункты прописывались — как, куда, сколько. Касательно уроков — сколько их можно проводить, какой продолжительности, как быть с домашним заданием. И технические вопросы тоже регламентированы.
— «Какие меры санитарной безопасности приняты в школах?» (Г. Шигапова)
— Чтобы обеспечить эпидемическую безопасность, были закуплены рециркуляторы воздуха, дезинфекторы, термометры. Считаю, наши школы хорошо справились, потому что заболеваемость детей и преподавателей сегодня гораздо меньше, чем была три месяца назад и чем в этот же период прошлого года. Почему? Мы научили наконец детей и взрослых тщательно мыть руки и не трогать лица, носим маски. Все санитарные меры сейчас исполняются, и эффект от подобного, безусловно, есть.
«Никто не мог предположить, что все школы Казани — это 190 учреждений, 166 из которых муниципальные, должны будут массово перейти на дистанционное обучение»
«Коллеги из других городов говорят о том, что берут с нас пример»
— «Вы были директором лицея, знаете проблемы изнутри. Поменялся ли ваш взгляд на систему на новой должности?» (Эмиль Х.)
— В целом к сфере образования, как и к любой другой, бывают вопросы, есть какие-то недочеты, над которыми надо работать. Но вот что я понял, став руководителем системы образования города. Недавно выступал на одном из федеральных форумов, и потом мои коллеги из других городов еще несколько минут говорили о казанском образовании, о том, что действительно берут с нас пример. Если посмотреть наши результаты, например, в предметных олимпиадах, то Казань уверенно занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем надо понимать уровень финансирования, что эти два города — субъекты РФ, а Казань нет. Например, за прошлый год 67 наших одиннадцатиклассников признаны призерами всероссийских олимпиад, и мы лидируем в стране по количеству призеров в расчете на тысячу учащихся 11-х классов. И так по многим параметрам. Поэтому казанское образование правда достойно уважения и похвалы, я горд тем, что работаю именно здесь. Безусловно, есть еще много над чем трудиться, имеются точки роста, но в целом наше образование качественное.
— Конечно, с умными детьми заниматься легче и интереснее. А не забывают ли при этом об огромной массе других учащихся, не таких успешных?
— Я руководил школой для одаренных детей, и мне коллеги говорили: «Собрал самых умных и теперь рассказывает, как нам работать»… Работа с олимпиадниками очень сложная, потому что порой ученики знают гораздо больше своего наставника. И учителю постоянно надо повышать квалификацию, расширять кругозор. Что касается массового образования, не теряем ли мы фокус, — нет, не теряем. Основное внимание уделяется именно массовому образованию, просто самое измеримое у нас — олимпиады, ЕГЭ и ОГЭ. Это цифры, которыми легче всего оперировать. На самом деле на массовое образование мы тратим много времени, сил и ресурсов. Сегодня разрабатываем планы, куда будем двигаться в ближайшее время, и особое внимание уделяем школам, которые отстают по каким-либо показателям.
— Ваш предшественник на посту начальника управления образования Казани год назад на нашей интернет-конференции сказал, что повышенное внимание будет уделяться отстающим ученикам и школам. Фокус в сторону отстающих уже сместили?
— На все 100 процентов пока нет, но уверенно идем к этому. За последний год мы выявили 16 школ, которым требуется поддержка. Вместе с институтом развития образования мы проводим обучение персонала, оказываем методическую помощь. Данная работа идет очень плотно. И, хотя в образовании не бывает быстрых результатов, надеемся, что какие-то положительные перемены станут видны уже через 1–2 года. И, конечно, мы расширим деятельность, сфокусируемся не только на указанных 16 школах.
— Если учебное заведение в отстающих, то, наверное, этому способствует недостаточная квалификация педагогов?
— Не всегда так. И даже наоборот, в таких школах педагогический состав бывает более мотивированным и преданным своей профессии. Чаще отставание связано с внешними условиями, в которых учебное заведение находится: микрорайон, социальная среда, состав семей. На этот счет есть много исследований, и далеко не всегда виной отставания является педагогический коллектив, хотя такое тоже бывает.
«Образование в целом по России приобрело женское лицо»
— Часто задают вопрос, почему в школах мало учителей-мужчин.
— В целом тенденция идет к тому, что количество мужчин в школах у нас увеличивается: пять лет назад их было 8,8 процента, в этом году — 9,9. Стали приходить молодые мужчины, потому что государством оказывается хорошая поддержка — и федеральные гранты, и республиканские. Однако образование в целом по России приобрело женское лицо: мама дома, воспитательница в детском саду, учительница начальных классов, преподаватели средней и старшей школы. С психологической точки зрения необходимо, чтобы мужчины тоже присутствовали в школе, особенно это важно для мальчиков.
— «Сколько учреждений образования строят в Казани ежегодно? Есть ли недостаток мест сегодня, в каких районах?» (Ирина Ивановна)
— Напряженные места имеются, более того, они будут оставаться, к сожалению. Есть проблемы в Приволжском, Советском и Ново-Савиновском районах, связанные с новыми застройками, большими жилыми комплексами. И это несмотря на то, что Казань является чемпионом среди городов-миллионников по вводу образовательных учреждений.
За последние 5 лет в Казани построено 11 школ на 16,5 тыс. учащихся, а за 10 лет — 104 детских сада более чем на 18 тыс. мест. Немалый вклад внесли в это национальные проекты, которые стартовали в 2019 году. Благодаря им уже построено 6 школ и 19 детских садов.
— «Когда в Казани искоренят вторую смену в школах?» (Дмитрий)
— Больше половины школ — 87 — работает только в первую смену, но остальным приходится обучать и во вторую, потому что в Казани высокая рождаемость, а также многие приезжают сюда жить и работать из других городов и регионов. Это, безусловно, хорошая тенденция, но на учреждения образования она накладывает дополнительную нагрузку.
«Чтобы люди не скапливались и не теряли времени, в этом году мы составим графики посещения родителями школ»
«Каждый дом в городе закреплен за определенной школой»
— «Сколько первоклашек пойдут в школу в Казани в 2021 году?» (Алла)
— Каждый год учащихся 1-х классов становится больше на 1,5–2 тысячи. Так что пока мы уверенно растем.
— В советское время строили типовые школы на оптимальное количество учащихся, а сегодня увлеклись гигантоманией. Разве большая школа — это разумно, в том числе с точки зрения санитарной безопасности?
— Во-первых, если строить маленькую школу, то целесообразно ли предусматривать там бассейны и просторные спортзалы? А когда строят одну большую школу, затраты на дополнительную инфраструктуру оправданы. Во-вторых, не надо забывать, что школы — это некий социальный магнит, место проведения досуга, получения дополнительного образования. Для родителей очень важно, когда после учебы ребенок остается в школе и здесь же занимается в кружках, а не едет в «музыкалку» на другой конец города. Надо сказать и о том, что новые школы — это просто шедевры сегодня — и по дизайну, и по оснащению. К тому же при строительстве каждого нового объекта, чтобы избежать каких-то ошибок, учитывается обратная связь от руководителей учебных заведений, построенных по таким же проектам 1–2 года назад.
— Когда появляется новая школа с дополнительной инфраструктурой, наверное, многие хотят туда попасть всеми правдами и неправдами, в том числе коррупционными путями. Это большая проблема?
— Сложности возникают, но, чтобы их избежать или минимизировать, принято постановление исполкома Казани: каждый дом в городе закреплен за определенной школой.
— Но, например, к крутой 122-й школе прикреплено всего пять малоквартирных домов! А кто остальные учащиеся? Нет ли здесь коррупционной составляющей?
— Нет, потому что прокуратура ежегодно проверяет, все ли дети получили места в школе, которая закреплена за их домом. А вообще, по закону родители могут отдать ребенка в любую школу, где есть свободные места. Что касается конкретно гимназии №122, то детей в Кировском и Московском районах не так много, и плотность населения здесь гораздо ниже, поскольку мало высотных домов, а школ и детских садов построено как раз много, поэтому нет смысла по 20 домов закреплять за одним учебным заведением.
— Почему новые дома не закрепляют за 122-й гимназией?
— Есть же еще СанПиНы: если какая-то школа хоть на 50 метров ближе к дому, то к ней и прикрепляют.
— Если в округе мало детей, то в учебное заведение можно записаться из других районов. Каков порядок сегодня?
— Раньше прием в первый класс начинался 1 февраля, а в этом году согласно приказу министерства просвещения РФ внесли изменение: прием заявлений будет проходить с 1 апреля по 30 июня для детей, проживающих в микрорайоне, а также для имеющих преимущество (например, братья и сестры учащихся данной школы). А с 6 июля принимаются желающие, не по месту регистрации. В марте проведем более масштабную информационную кампанию.
— «На сайте госуслуг РТ можно подать заявление на прием в школу. Но подобное профанация дистанционной услуги. После подачи заявления нужно лично прийти в учебное заведение. В чем смысл данной услуги, какая при этом экономия времени?» (Шамиль)
— При подаче документов онлайн школа в любом случае обязана удостовериться в их подлинности. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что нам не всегда присылают подлинные документы, например о прописке. А чтобы люди не скапливались и не теряли времени, в этом году мы составим графики посещения родителями учебных заведений.
«Мы за вовлеченность родителей в образовательные процессы»
— «Недавно на заседании Совфеда министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что каждый месяц будут проводить всероссийские родительские собрания. Как подобное может быть осуществлено?» (Аркадьев)
— На мой взгляд, это очень хорошая идея, я ее однозначно поддерживаю, потому что обратная связь всегда важна. Мы за вовлеченность родителей в образовательные процессы, чтобы вместе с ними идти к одной цели. Осуществимы ли всероссийские родительские собрания? Думаю, сегодня это гораздо проще сделать, потому что все уже научились общаться онлайн, никого словом Zoom не поставишь в неловкое положение. Более того, уже 7 таких родительских собраний федеральный министр провел. Подобное очень хорошая тенденция.
— А как отбирают родителей на такое собрание?
— Они сами заявляются со всей России, отправляя свои вопросы. Это открытое мероприятие. Такие площадки общения могут быть разных форматов. Даже мое участие в вашей интернет-конференции — тоже своего рода родительское собрание, поскольку я отвечаю на вопросы ваших читателей.
— Как чисто технически проходит всероссийское собрание? Люди присылают вопросы, а потом министр публикует на них ответы?
— Нет, все проводится онлайн. Но вопросы можно направить заранее, поскольку ответы на некоторые из них требуют подготовки.
— «Что сделано в казанской системе образования по нацпроекту „Образование“»? (М.И. Зиганшина)
— Нацпроект «Образование» — один из ключевых национальных проектов. Прежде всего это строительство новых современных школ. Первый объект в рамках данного нацпроекта у нас был построен в 2019-м — это лицей №186, в 2020-м — школа №187, полилингвальный комплекс «Адымнар», в текущем году в материально-техническом плане будет оснащено две школы для детей с ограниченными возможностями. Это лишь то, что мы видим, верхушка айсберга. Нацпроект — это не только строительство и покупка материально-технических ценностей, но и большая работа с педагогами и руководителями, поддержка молодых учителей, в том числе методическая. Такая работа, безусловно, влияет на качество образования.
«Думали, как бы не „упасть“, а в Казани по некоторым результатам ЕГЭ даже превысили планку»
— «В СМИ прочитала, что вузы в 2021 году будут вводить вступительные экзамены, игнорируя ЕГЭ. Ваше отношение к единому государственному экзамену и такой перспективе?» (Дарья)
— Однозначно ЕГЭ быть, потому что, по мнению ректорского корпуса России, это единственный на сегодняшний день адекватный инструмент измерения знаний абитуриентов. Никакой речи об отмене единого государственного экзамена не идет. К тому же ЕГЭ с каждым годом совершенствуется, становится удобнее и комфортнее для выпускников.
— «Смогут ли нынешние одинадцатиклассники из-за пандемии коронавируса успешно сдать ЕГЭ и поступить в вузы?» (Мария Николаевна)
— Вот прошлогодним выпускникам и их родителям стоило переживать! И мы волновались вместе с ними. На сегодняшний день все дети ходят в школу, мы практически вернулись к привычной жизни и система образования функционирует так, как и до пандемии. Я не думаю, что есть причины для беспокойства, все будет хорошо.
— Вы сказали, что в 2020 году выпускникам стоило переживать. А есть данные, как они поступали в вузы, все ли желающие прошли?
— Сравнив результаты последних пяти лет, мы не увидели каких-то серьезных изменений, чтобы сказать, что провалились из-за эпидемии, хорошо сохранили планку. Думали, как бы не “упасть“, а в Казани по некоторым результатам ЕГЭ даже превысили планку. Например, по русскому языку на 0,58 балла вырос средний результат, по истории — на 4,5 балла, по французскому — почти на 10. Из одиннадцатиклассников 2020 года 93,7 процента поступили в высшие и среднеспециальные учебные заведения, примерно так же, как и в любой другой год.
— «Есть ли какие-то изменения с проведением ОГЭ и ЕГЭ в этом году?»(Дамир)
— На сегодняшний день ряд прошлогодних изменений сохранится. Единый госэкзамен будут сдавать те выпускники, которые планируют поступать в вузы, причем обязательным является только ЕГЭ по русскому языку. Остальные напишут обычные выпускные контрольные работы по русскому языку и математике. А вот ОГЭ по этим двум предметам обязателен. Также девятиклассникам предстоит контрольная по одному выбранному ими предмету. Мы надеемся, что сроки тоже сохранятся: ОГЭ — с 24 мая по 2 июля, ЕГЭ — с 31 мая по 17 июля.
— «Кто дал установку директорам и завучам на вопросы родителей отвечать, что если не нравится, то можно перевестись в другую школу?» (Лилия)
— Конечно, никто такой установки не давал. Родители имеют право на обучение детей в тех учебных заведениях, которые они выбрали. Я надеюсь, что наши школы и детские сады будут правильно выстраивать свои отношения с родителями.
— Особенно часто и остро данный вопрос встает при переходе из 9-го в 10-й класс. Как на сегодня он решен?
— Когда я работал в школе, мне казалось, что это одна из глобальных проблем, ведь ее много обсуждали в СМИ. Оказывается, нет. В прошлом году обращений по указанному поводу были единичными. Потому что школы создают условия для всех: открывают профильные и универсальные классы. Да, есть случаи, когда в такие классы не набираются достаточное количество ребят, и тогда эти учащиеся переходят в соседнюю школу, где есть данный профиль. Но подобные вопросы решаются, серьезной проблемой их назвать нельзя.
— Еще один вопрос от Лилии: «Почему учителя физкультуры заняты только хорошими показателями ГТО, но не помощью в проектах, внутришкольными спортивными мероприятиями и развитием физической культуры?»
— Школы и детские сады — в первую очередь про здоровье и безопасность детей наравне с образованием и воспитанием. Я уверен, что подобное частный случай. И федеральной повесткой подчеркнуто, что три часа уроков физкультуры — минимум, которым должны заниматься школьники. А что такое ГТО? Отжимание, бег, прыжки, подтягивание, и это не противоречит урокам физкультуры.
— Может быть, вопрос в том, что занимаются в основном с теми детьми, которые способны хорошо сдать нормы ГТО.
— Не уверен, что дело обстоит именно так. Уроков физкультуры никто не отменял, они проходят в рамках федерального образовательного стандарта, и учителя-предметники понимают, чему они должны научить детей на своем уроке.
«На сегодняшний день ряд прошлогодних изменений сохранится. Единый госэкзамен будут сдавать те выпускники, которые планируют поступать в вузы, причем обязательным является только ЕГЭ по русскому языку»
«Не надо фокусироваться на двойке!»
— Третий вопрос Лилии: «Почему учителя, особенно новоиспеченные, разбрасываются двойками?»
— Оценки всегда являлись вопросом диалога. Каждый ученик и родитель имеют право поинтересоваться, за что поставлена двойка, что нужно сделать, чтобы восполнить пробел в знаниях. Не надо фокусироваться на оценке! Нужно сосредоточиться на том, что необходимо сделать для восполнения пробела.
— А если дети говорят, что работы над ошибками после тестирования не было?
— Они могут этого не заметить. Учителя обязательно корректируют программу по предмету, усиливают внимание, уделяемое каким-то темам, в чем-то начинают медленнее идти, в чем-то ускоряются, если усвоение хорошее.
— Очень многое зависит от характера и даже настроения педагога…
— Конечно. Как и от настроения и характера учащегося, его родителей. Все индивидуально, и не надо единичные случаи масштабировать в глобальную проблему. У нас 148 тысяч учащихся в школах, 76 тысяч детей в детских садах. Это почти как весь Нижнекамск!
— «Будут ли в школах психологи?» (Диляра Шакирова)
— Психологи у нас есть, в школах их сегодня 196, более 230 — в детских садах. К сожалению, есть и учреждения, где данных специалистов на сегодняшний день нет. Некоторые учреждения обеспечивают наличие психолога, привлекая внешних совместителей. А еще у нас есть уникальный центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс», который работает со всеми школами и детскими садами. Там собраны высококвалифицированные специалисты, которые проводят огромную работу.
— Каким образом подобное происходит?
— Центр работает как со школами и детскими садами, так и с детьми и их родителями. И туда приходят, и специалисты выезжают по каким-то сигналам.
— С какими проблемами к ним чаще обращаются?
— Психолог обязан в первую очередь не допустить проблемы, для чего проводится и тестирование, и просто общение с детьми. Работа специалиста порой проходит незаметно. В этом как раз и суть визита к психологу, потому что дети в переходный период начинают замыкаться и свои проблемы не всегда доносят до взрослых. Очень важно специалисту взаимодействовать с классными руководителями и учителями, чтобы выявить возможные сложности еще в зародыше.
«Средняя зарплата учителя составляет 39 тысяч рублей»
— Насколько часты случаи травли детей в школах?
— Все непросто. Что видят люди на поверхности: получил двойку и (не дай бог) выпрыгнул из окна. Но на самом деле проблема зачастую гораздо более сложная, в том числе связанная с ситуацией в семье. Мы нередко забываем про роль родителей в жизни ребенка. К счастью, трагических случаев у нас немного, но каждый из них для нас просто катастрофический, и мы разбираемся в причинах.
— Не боитесь, что данная тема станет «тиктоковой» и модной, и дети начнут это делать ради картинки?
— У нас много различных опасений, поэтому немало работы проводится с психологами, классными руководителями и учителями. Пользуясь случаем, призываю родителей быть более вовлеченными в жизнь детей, в вопросы образования и воспитания. Зачастую общение сводится к пяти минутам в день: «Как дела?» — «Все нормально». Так вот, это не есть нормально! Нужно больше общаться, узнавать, чем собственные дети интересуются, вместе с ними проживать их жизнь.
— «Что входит в обязанности классного руководителя?» (Хуснуллин)
— Есть функциональные обязанности классного руководителя. На мой взгляд, классное руководство очень ответственная и сложная работа. Когда я был учителем, то всегда вел класс и порой не один. Однозначно воспитательный процесс в целом в школе лежит прежде всего на плечах классного руководителя. Это и прогнозирование возможных конфликтов, и повышение успеваемости детей. Учитель не обязан, но, на мой взгляд, должен интересоваться тем, что происходит в доме, в личной жизни ученика, с кем он дружит. Досуговые мероприятия — походы, экскурсии — все тоже на плечах классных руководителей. И многое ими сегодня делается.
— С точки зрения материального поощрения классных руководителей в настоящее время не обижают?
— Сейчас есть федеральные доплаты за классное руководство, что поддерживает наших педагогов, их настроение улучшилось. Но я как человек, прошедший данный путь, скажу так: никакие материальные поощрения работу классного руководителя не окупят. Это действительно колоссальный труд, когда ты на телефонной связи с родителями в режиме 24 на 7.
— Но вы говорите сейчас про хорошего классного руководителя…
— Я верю, что у нас таких очень много.
— «Почему системой оплаты труда в Казани не предусмотрены школьным учителям надбавки за ученую степень?» (Юлия)
— Действительно, согласно gоложению об условиях оплаты государственных образовательных организаций республики, эта надбавка, к сожалению, не предусмотрена.
— А как дела с зарплатами учителей?
— Дела обстоят неплохо, средняя зарплата педагога составляет 39 тысяч рублей.
— Как достигается такая сумма — дополнительной нагрузкой или надбавками?
— Зарплата учителя, конечно, зависит от объема его нагрузки: сколько часов в неделю он ведет уроки, есть ли у него классное руководство, работает ли в группе продленного дня. А еще немаловажную роль играют образование, стаж и категория педагога.
«59 процентов обучающихся выбрали в качестве родного языка именно татарский»
— «Образование совершенно устарело. На 80–90 процентов оно в жизни не пригодится». (Александр) Может быть, федеральный образовательный стандарт пора пересмотреть?
— Чтобы понять, что такое ФГОС, нужно его прочитать. Данный документ не только о предметах изучения, он гораздо шире. Что касается устаревания — даже не обсуждается, что каждый человек должен иметь базовые знания. То, что они устаревают, это дискуссионный вопрос. Если у Александра есть понимание, как решить проблему, с удовольствием с ним встречусь лично или буду ждать от него сообщение в
«Инстаграме».
— Какое-то время назад говорили о планах отменить учебную субботу. Это будет реализовано?
— В 65 школах субботние уроки как минимум для начальных классов с текущего учебного года переведены в формат «дистанта». Мы слышим от родителей, учащихся и учителей хорошие отзывы по этому поводу. Думаю, тенденция все-таки идет в сторону освобождения субботы от очных занятий. И родителям хорошо — два выходных дня проводят со своими детьми, семья может уехать за город, что не мешает школьнику при помощи гаджета участвовать в занятиях по Zoom, выполнять домашние задания. Решение о переходе на пятидневку остается за руководством самих учебных заведений.
— «Как сегодня изучают татарский язык в школах?» (Маршида)
— На сегодня острота проблемы снята. Согласно ФГОС татарский у нас преподается в рамках предмета «родной язык». В этом учебном году 59 процентов обучающихся выбрали в качестве родного языка именно татарский, 41 процент — русский. В соответствии с базисным учебным планом родной язык и литература даются в объеме трех уроков в неделю. Но каждая школа, исходя из своей специализации и контингента обучающихся, может вводить больше или меньше уроков татарского.
— «Почему в первом классе нет английского языка? Изучать его приходится платно». (Евгения, школа №12)
— Надо разобраться в вопросе подробно. Не всегда бывает именно так, как пишут в обращении.
— «При каких условиях школа может быть полилингвальной в действительности, а не внешне?» (Алсу Хасанова)
— Чем можно измерять качество школы? Одним из неформальных критериев является ее популярность среди родителей. В текущем учебном году у нас открылся полилингвальный комплекс «Адымнар», данная школа стала очень популярной и востребованной. Организовать полилингвальную школу, чтобы это не было проформой, непросто. В первую очередь все упирается в кадры. Они должны не просто владеть иностранным языком, но и уметь вести предмет на нем. Я считаю, «Адымнар» справляется с указанной задачей, они привлекли много квалифицированных педагогов.
— А где их взяли? Из вузовских преподавателей?
— Есть и из вуза, есть и преподаватели – носители языка. И среди наших педагогов немало тех, кто владеет языками. Специалистов для полилингвальных школ готовят в КФУ, где имеются двойные специальности, например, математика и английский язык, информатика и английский, начальная школа и английский. Пользуясь случаям, скажу, что у нас есть возможность целевого обучения будущих учителей по данным направлениям, на каждую специальность на 2021 год есть квота на поступление по 25 человек.
— Что вы думаете по поводу инклюзивного образования?
— В Казани есть школы, где такое обучение реализуется очень хорошо. Но надо понимать, что не все учебные заведения даже инфраструктурно к этому готовы. Конечно, в данном направлении ведется большая работа — в год оснащается несколько школ и детских садов, а новые школы строятся уже с лифтами, специальными санузлами и комнатами. Одним из вопросов, с которыми я столкнулся, когда пришел в управление образования, являлось именно инклюзивное образование. Есть у нас группа мам, которые болеют за это дело. Мы с ними активно общаемся и делаем все возможное, чтобы поддержать в каких-то вопросах.
— Нужно ли инклюзивное образование внедрять во всех школах или должны быть опорные учреждения образования?
— Конечно, в опорных школах делать это комфортнее, потому что и инфраструктура там соответствующая, и дополнительные ставки тьюторов есть, и учителя обучены работе с такими детьми, и медицинское сопровождение усилено. А еще нельзя забывать и о других учениках. Во-первых, надо, чтобы они были готовы нормально реагировать на какие-то моменты, во-вторых, могли оказать поддержку детям с ограниченным здоровьем. Я слышал приятные истории, как одноклассники помогают больным аутизмом: если ребенку становится плохо, другие дети просто его обнимают.
— Но больные дети проживают по всему городу, удобно ли их возить на другой конец Казани?
— Мы стараемся, чтобы опорные школы были в каждом районе. Там предусмотрены и специальные подъездные пути.
— Как сегодня в школах организовано горячее питание?
— Каждый день у нас осуществляется родительский контроль по питанию, что дало хороший результат. Такая быстрая обратная связь позволяет держать руку на пульсе. Раньше говорили, что питание плохое или невкусное, а когда начинаешь разбираться, то оказывается, что ребенок просто не любит какое-то блюдо. А ежедневный родительский контроль показал нам, что ситуация с питанием в целом неплохая. Хотя, конечно, есть моменты, над которыми надо работать, например, чтобы еда была горячей. Для этого закупили дополнительное оборудование. Большинство родителей, судя по результатам чек-листов, довольны тем, как питаются дети.
— Где сегодня готовят питание — в школах или с фабрики в боксах привозят?
— 90 школьных столовых относится к «заготовочному» типу. Они готовят самостоятельно. То есть департамент питания привозит им продукты, а повара готовят еду на месте. Еще 91 столовая работает по типу «ланч». Из департамента к ним поставляются сложные гарниры и блюда из мяса, птицы, рыбы в готовом охлажденном виде в гастроемкостях. Вся продукция готовится ранним утром этого же дня.
«Если подросток 12–14 лет, не до конца понимая, что происходит, пойдет на митинг, то в первую очередь это просто небезопасно»
«Политические взгляды — это не какой-то урок, который дается в школе»
— Читатель спрашивает: «Какая работа проводится в школах с учениками после митингов? Не считаете ли вы упущением учебных заведений и программ то, что подростки не разбираются и не имеют даже примерного представления о политической ситуации в стране?»
— Воспитательный процесс в школах не строится по принципу «до митингов» и «после митингов», мы не живем в таком формате. Весь образовательный процесс мы организуем по федеральным стандартам, республиканским и городским программам воспитания.
— Пришлось же под коронавирус подстраиваться, вот еще и под митинги, может быть, придется…
— Мы этого делать не будем, потому что наша образовательная и воспитательная траектория известна. Самое главное, чтобы учащиеся разбирались в правовом поле, понимали, что законно, а что нет. Если подросток 12–14 лет, не до конца понимая, что происходит, пойдет на митинг, то в первую очередь подобное просто небезопасно. Что касается политических взглядов, то это решать каждому человеку самому — кого он станет поддерживать, против чего будет выступать. И надо понимать, что политические взгляды не какой-то урок, который дается в школе и который можно выучить хорошо или плохо. Проводятся различные классные часы, уроки обществознания тоже нацелены на то, чтобы дать понять ребятам законность тех или иных поступков. И опять мы забываем про роль родителей, а они важнейший фактор в данном вопросе: что обсуждается дома, каких взглядов сами придерживаются.
— Задержания школьников на митинге в Казани были?
— Насколько я знаю, имелось два таких случая. Здесь уже работа правоохранительных органов.
— Как-то на школе подобное отразится?
— Ругать, кого-то наказывать — неправильно. Но нам важна обратная связь: митинг это или футбольный матч, где ребенок как-то себя неправильно повел, — в любом случае для нас важно проанализировать ситуацию и разобраться в причинах.
— Ректор КФУ сказал, что студентов, в отношении которых заведут уголовные дела из-за участия в митинге, отчислят. Если уж из школы исключать не будут, то, наверное, на учет в комиссию по делам несовершеннолетних поставить могут?
— Думаю, комиссия обязательно обратит внимание на данный момент, потому что это определенное действие, которое было совершено. Законно или нет, станет решать суд или правоохранительные органы. А кого-то исключать из школы — точно незаконно.
«В школах есть школьное самоуправление, где-то даже выбирают своего президента»
— «Сегодня в школе практически нет детских общественных организаций. Вам не кажется, что их наличие могло бы способствовать воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения?» (Громов)
— У нас большое количество общественных организаций, и все они работают. И это огромный пласт воспитательной работы. Став начальником управления образования, я посетил бывшие дома пионеров, которые сегодня называются учреждениями дополнительного образования, и приятно удивился. Многие просят сделать пристрой к зданию, поскольку посещаемость большая. Один из руководителей сказал, что в кружки и секции их небольшого учреждения ходят 6 тысяч детей. Я был в приятном шоке!
— Но там же только творчеством занимаются…
— В том числе есть и юнармейцы, патриотическое движение. И это не просто дети в форму переоделись и у них уроки, как у всех. Нет, это скорректированная под них учебная программа, специализированные занятия.
— Но единой общественной организации типа пионерской на все школы уже не будет?
— В планах есть активизировать городской совет старшеклассников, в который вошли бы представители всех школ. В принципе, он сегодня есть, но мы думаем, как переформатировать его работу, чтобы это была хорошая дискуссионная площадка.
— Министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов после очередного митинга сказал, что нет площадки, на которой молодежь могла бы высказываться, и предложил создать молодежный парламент. Как вы к этому относитесь?
— Такой парламент уже существует. А в школах есть школьное самоуправление, где-то даже выбирают своего президента, проходят дебаты. Возможно, не хватает диалога.
— Наверное, наличие подобной работы зависит от желания и энтузиазма директора и педагогов учебного заведения?
— Конечно, требования такого к школам нет, но во многих из них данная работа ведется.
— Ирек Асафович, спасибо за интересный разговор!
Ризванов Ирек Асафович родился 8 марта 1988 года в Казани. Окончил Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (2011).
2006–2015 — воспитатель, заведующий интернатом, заместитель директора по иностранным языкам МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района Казани.
2015–2020 — директор МАОУ «Лицей-интернат № » Московского района Казани.
С 3 февраля 2020 года — начальник управления образования исполнительного комитета Казани.