Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной Фото: tatarstan.ru

Ковид, вездесущий «РОСТЕХ» и НЕУГОМОННЫЙ КОЛЕСОВ

Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной. По словам оборонщиков, сложилось впечатление, что об ОПК просто забыли, а минобороны вообще заделалось эдаким ковид-диссидентом, отказавшись признать сложившуюся ситуацию форс-мажором.

Между тем главным трендом в татарстанской оборонке в минувшем году стала экспансия федеральных корпораций. Под напором федералов не устоял даже такой «мастодонт» татарстанского сегмента ОПК, как Казанский Гипронииавиапром. Некоторые полагают, что компанию подвело стремление к многопрофильности (и проектировать, и строить), другие считают, что институт заманили в долговую ловушку, создав сложности при получении оплаты за уже выполненные работы. Тем более есть сведения о том, что гендиректора и основного владельца КазГАПа Бориса Тихомирова давно склоняли к продаже института. Как бы то ни было, по информации наших источников, 50% плюс одну акцию получили структуры владельца московского НК Банка и холдинга «Технодинамика» Виктора Григорьева.

«Технодинамике» также в ближайшее время передадут сразу три казанских казенных предприятия — пороховой завод, ГосНИИ химических продуктов и «Точмаш». А несколько ранее под крыло холдинга ушел еще один татарстанский производитель боеприпасов, а заодно один из российских лидеров диверсификации — ПОЗиС.

Немало шума наделал конфликт между казанской фирмой «МВЕН» и обнинским НПП «Технология» им. Ромашина (ОНПП, входит в холдинг «РТ – Химические технологии и композиционные материалы» ростеховского дивизиона «Вооружение»). Обнинцы обвинили казанцев в грубых нарушениях условий договора на строительство 10 сельскохозяйственных самолетов Т-500. Те же ответили, что партнер просто-напросто пытается отобрать у них проект.

На уход под «Ростех» Казанского авиазавода им. Горбунова — филиала «Туполева» (КАЗ) можно было бы и не обратить внимания (процесс идет в рамках переподчинения госкорпорации всей Объединенной авиастроительной корпорации — ОАК), если бы не один нюанс. В ходе реформы главой «Туполева» назначен теперь уже бывший гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» Ронис Шарипов. Считается, что в Москву его выдвинул генеральный директор концерна «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов, которого считают тесно связанным с индустриальным директором авиационного кластера «Ростеха» Анатолием Сердюковым. По одной из версий, Колесов метит в гендиректоры объединенных ОАК и «Вертолетов России» (вариант слияния якобы прорабатывается), а потому заблаговременно расставляет своих людей.

Власть над КВЗ получил влиятельный в ОПК клан Белых. Новый управляющий директор предприятия Алексей Белых — сын управляющего директора улан-удэнского авиазавода Леонида Белых, которого называют «крестным отцом» в политике министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Злые языки даже уверяют, что назначение сына в Казань было приурочено к 70-летию папы. 

Бизнес-разборками некоторые источники объяснили и задержание гендиректора судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова — в московском изоляторе он провел ночь. Поводом стали откровения экс-сотрудника департамента аудита госконтрактов минобороны Юрия Ефимова, который сообщил о том, что получил от Мистахова взятку в 65 млн рублей. Так топ-менеджер, по мнению следствия, расплатился за согласование контрактов на поставку кораблей и просьбу о неснижении цены на них. Сам Мистахов если и не связал напрямую свои проблемы с грядущим подписанием мегаконтракта — на строительство первых в истории России вертолетоносцев, — то намекнул на это: «Для меня страшно, если проектное бюро, которое у меня в составе, и завод потеряют подобный контракт из-за того, что их руководитель попал в такую ситуацию». Отметим, что новость о том, что заказ отдают СК «Ак Барс», стала шоком для всей отрасли — прежде всего для петербургских конструкторских бюро.

И добавим, что, даже если было сильное желание прижать Мистахова, сделать это оказалось бы весьма трудно, в том числе потому, что гендиректор материнской компании корпорации — холдинга «Ак Барс» — Иван Егоров входит в ближний круг президента РТ Рустама Минниханова. То есть, даже если и имела место попытка некоего федерального клана повлиять на ситуацию, нашла коса на камень. И вертолетоносцы заложили — 7 июля, в присутствии президента России Владимира Путина.

СК «Ак Барс» блеснула на всю страну еще раз: в августе завод им. Горького спустил на воду первое в России пассажирское судно, работающее на сжиженном природном газе, — «Чайку-СПГ».

Нельзя не отметить первый полет реального (а не показушного, который продемонстрировали Путину годом ранее) прототипа Ту-160М. А под конец года в Казани взлетел тот же борт, но с одним совершенно новым двигателем (из четырех) — выпуск НК-32 на новом уровне (НК-32-02) возрождает фирма «Кузнецов». То есть перед нами пролог к совершенно новому, построенному с нуля Ту-160. Как сообщил 21 декабря на расширенном заседании коллегии минобороны министр Сергей Шойгу, госиспытания этого самолета начнутся в 2021 году.

Призываем наших читателей выбрать самое значимое событие 2020 года в оборонной отрасли Татарстана.

1. МИНОБОРОНЫ НЕ ЗАМЕТИЛО МЕСЯЦ САМОИЗОЛЯЦИИ

1. МИНОБОРОНЫ НЕ ЗАМЕТИЛО МЕСЯЦ САМОИЗОЛЯЦИИ

По словам татарстанских оборонщиков, в пиковые дни самоизоляционного паралича производства об ОПК, по сути, забыли, а главный заказчик — минобороны — отказался считать пандемию форс-мажором, то есть хоть чем-то помочь заводам, например отсрочить выполнение гособоронзаказа. Между тем в разгар первой волны пандемии в апреле – начале мая всей оборонке пришлось пережить примерно месяц простоя. Есть мнение, что произошедшие тогда сбои в работе кооперационных цепочек сказываются до сих пор.

Фото: «БИЗНЕС Online»

2. КОНТРАКТ НА ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ ДОСТАЛСЯ ТАТАРСТАНУ

20 июля на керченском заводе «Залив», подконтрольном СК «Ак Барс», заложили два универсальных десантных корабля. Вертолетоносцев такого класса в России никогда не строили. Проектирует их Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. Безусловно, это выражение большого доверия к татарстанским корабелам.

Фото: kremlin.ru

3. ПРОДАЖА «КАЗАНСКОГО ГИПРОНИИАВИАПРОМА»

3. ПРОДАЖА КАЗАНСКОГО ГИПРОНИИАВИАПРОМА

В октябре стало известно, что 50% плюс одна акция Казанского Гипронииавиапрома стала принадлежать оборонному магнату Григорьеву и институт вошел в его холдинг «Технодинамика».

Фото: «БИЗНЕС Online»

4. НАЗНАЧЕНИЕ ГЕНДИРЕКТОРОМ «ТУПОЛЕВА» КАЗАНЦА РОНИСА ШАРИПОВА

4 июня совет директоров «Туполева» утвердил генеральным директором близкого к Колесову Шарипова, до этого возглавлявшего казанскую «Радиоэлектронику им. Шимко», которая разрабатывает системы госопознавания «свой-чужой»

Фото: «БИЗНЕС Online»

5. ВЛАСТЬ НА КВЗ ЗАХВАТИЛ ЕГО ИЗВЕЧНЫЙ КОНКУРЕНТ

5. ВЛАСТЬ НА КВЗ ЗАХВАТИЛ ЕГО ИЗВЕЧНЫЙ КОНКУРЕНТ

В ноябре стало известно, что пост управляющего директора КВЗ займет Алексей Белых — сын главы давнего конкурента КВЗ, Улан-Удэнского вертолетостроительного авиазавода. Почти одновременно появилась информация, что КВЗ попал под санкции минфина США.

Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

6. СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО В РОССИИ ПАССАЖИРСКОГО СУДНА, РАБОТАЮЩЕГО НА СЖИЖЕННОМ ГАЗЕ

Как обещают, прогулочное судно «Чайка-СПГ» выйдет на регулярные маршруты уже в будущую навигацию. Пока это рейс до Свияжска, но предполагается, что появятся и другие направления. Судостроительная компания «Ак Барс» уже ведет переговоры о продаже аналогичных судов в Пермский край.

Фото: «БИЗНЕС Online»

7. ПОЛЕТ ПРОТОТИПА ТУ-160М

7. ПОЛЕТ ПРОТОТИПА ТУ-160М

На казанском авиазаводе 3 февраля в первый полет подняли долгожданный Ту-160М. Это переоборудованный в новую версию строевой самолет, за ним последуют еще два прототипа, а дальше — построенные с нуля машины. Дополнительный оптимизм вселяет то, что в декабре на первом прототипе испытали новый двигатель НК-32-02 — это тоже возрождение на новом уровне производства советского времени.

Фото: минобороны РФ / ТАСС

8. ОТКАЗ ОТ ИДЕИ ВЫВЕСТИ ИЗ КАЗАНИ ПРОИЗВОДСТВО ПОРОХА

В ближайшее время сразу три казанских боеприпасных предприятия — пороховой завод, ГосНИИ химических продуктов и «Точмаш» — передадут госкорпорации «Ростех». Ранее под ее крыло ушел еще один местный боеприпасник — ПОЗиС. Параллельно стало известно о том, что планы о выносе за пределы Казани порохового завода пересмотрены — он остается.

Фото: «БИЗНЕС Online»

9. ЗАДЕРЖАНИЕ РЕНАТА МИСТАХОВА

9. ЗАДЕРЖАНИЕ РЕНАТА МИСТАХОВА

Ночь с 3 на 4 марта генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс», депутат Госсовета РТ Мистахов провел в московском ИВС. Причина — расследование о взятке в 65 млн рублей, которую топ-менеджер якобы дал чинам минобороны. Случайно или нет, но задержали гендиректора в преддверии подписания контракта на строительство вертолетоносцев.

Фото: «БИЗНЕС Online»

10. «РОСТЕХ» ОТКАЗАЛСЯ ПОКУПАТЬ СДЕЛАННЫЕ ДЛЯ НЕГО КАЗАНСКИМ МВЕНОМ САМОЛЕТЫ

Под угрозой срыва оказался совместный проект «Ростеха» и Татарстана по созданию всероссийской системы авиахимработ. «Дочка» госкорпорации — ОНПП «Технология» им. Ромашина — обвинила разработчика и производителя сельхозсамолетов — МВЕН — в нарушении условий договора. Авиапроизводитель заявил, что ничего не нарушал, самолеты готовы. 

Фото: «БИЗНЕС Online»