Семьи, чтящие свои родословные, собрались в минувшие выходные в театре им. Камала на финал конкурса «Эхо веков в истории семьи — Тарихта без эзлебез». Руководитель госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова сообщила, что в республике настоящий бум создания шежере — родословного древа. «БИЗНЕС Online» побывал на мероприятии и узнал о знатном роде, который основал сирота, отставший от войск Пугачева, а также кое-что о предках спикера татарстанского парламента.
«СЛОЖНЕЕ ИСКАТЬ СО СТОРОНЫ ПАПЫ, ПОТОМУ ЧТО ТАМ РАНО УШЛИ ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ»
«Я свою родословную знаю не так далеко, порядка четырех поколений по одной линии, также и по другой, — рассказала „БИЗНЕС Online“ вице-премьер РТ Лейла Фазлеева. — По линии мамы достаточно сложно установить, до сих пор не все найдено». Председатель комитета Госсовета РТ по социальной политике Светлана Захарова осведомлена о собственных корнях примерно так же: «Знаю четыре-пять поколений. Сложнее искать со стороны папы — там рано ушли из жизни бабушки, а с маминой оказалось полегче, потому что прабабушка была жива, она нам рассказывала про своих».
Такие вопросы высоким гостям мероприятия являлись вполне оправданными, поскольку все это происходило на празднике родословной «Эхо веков в истории семьи — Тарихта без эзлебез», для проведения которого госкомитет РТ по архивному делу выбрал солидную площадку — театр им. Камала.
Председатель комитета Гульнара Габдрахманова в разговоре с журналистами честно призналась, что найти предков в архивах — дело нелегкое, тут нужно в числе прочего владеть старотатарским языком: «А также знать, какая метрическая книга с какой должна соединиться, какая ревизская сказка какую перепись отражает». Однако, по наблюдениям Габдрахмановой, сейчас составление родословных пользуется огромной популярностью: «Мы данную услугу оказываем давно, и, благодаря тому, что у нас в Татарстане сейчас экономически очень хорошее положение, люди стали задумываться о культурном наследии, духовном. И это радует». Правда о стоимости подобных услуг председатель госкомитета РТ говорить не захотела, мол, на празднике не принято рассуждать о каких-то приземленных вещах.
То, что семьи знают 5 или даже 9 колен своего рода, — хорошо, но не предел, заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» первый заместитель муфтия Татарстана Рустем Валиуллин. По его словам, образцом для всех мусульман является пророк Мухаммад, имевший четкое представление о своей родословной. «Пророк велел нам знать собственную родословную, а человека называть не только по имени, но и по отчеству, то есть он должен знать отца. Посланник Аллаха знал свой род от предка Гаднана, а это несколько десятков колен», — напомнил Рустем хазрат.
В течение всего года 38 семей из 37 районов республики соревновались между собой, проводя презентацию своего рода, если говорить современным языком. 6 победителей зональных конкурсов приехали в Казань
«НАС НАЗЫВАЮТ И БАШКИРАМИ, И ТАТАРАМИ, НО У НАС ЕСТЬ СВОЯ КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИЯ, МЫ ТАТАРЫ-ГАЙНӘ»
В чем же суть «Тарихта без эзлебез»? В течение всего года 38 семей из 37 районов республики соревновались между собой, проводя презентацию своего рода, если говорить современным языком. 6 победителей зональных конкурсов приехали в Казань, где строгое жюри должно было выбрать самую-самую чтущую традиции семью.
Динара Фахриева является жительницей Казани, но весь ее многочисленный род — из Бардымского района Пермского края. Она говорит, что жители там довольно сильно отличаются, по крайней мере по языку, от казанских татар: «Искать свою родословную было несложно, нам издавна известны имена предков. Мама знала их до 7-го колена, я дополнила до 9-го. Нас называют и башкирами, и татарами, но мы имеем свою культуру, традицию, мы татары-гайнә, у нас собственный разговорный язык, отличающийся от литературного». А вот семья Рамили Хамматуллиной из деревни Старое Курмашево представляет другую тюркоязычную этническую группу — тептяри. Про себя женщина говорит, что происходит из знатного рода, который основал мальчик-сирота неустановленной национальной принадлежности: «Наш род называют Мәнди, всего в нашей деревне 6 родов. Когда войска Пугачева из Башкортостана шли в Казань, то остановились у нас на привал. После того как они ушли на следующий день, отставшим от всех оказался мальчик. Один аксакал деревни усыновил его, нарек именем Габдельманнан. Мы являемся его потомками в пятом поколении».
Каждый из финалистов конкурса подготовился к выступлению, которое включало концертные номера, олицетворяющие их род. Например, Ольга Санникова из марийской деревни Синерь Кукморского района, которая представляет род Иксановых, возрождает традиции финно-угорского народа, в частности, уже пятый год подряд проводит праздник Шорыкйол, который бурно отмечают после православного Рождества гуляниями и специальными гаданиями. Схема ворожбы весьма незатейливая, по словам Санниковой, но эффективная: «Надо прийти в овчарню и в темноте с закрытыми глазами схватить овечку, загадав при этом желание. Так девушка может узнать, какой у нее будет жених: черненький, беленький, старенький, молодой, красивый, ладненький или хромоногий». Правда, найти жениха задача непростая, тем более что в Кукморском районе Татарстана имеется лишь пять марийских деревень.
А вот Набиулла Абдуллин из деревни Бурметьево Нурлатского района умудрился откопать в архивах 13 колен своего рода, узнал поименно порядка 500 человек, хотя и ушло на эту работу немало времени…
А вот Набиулла Абдуллин из деревни Бурметьево Нурлатского района умудрился откопать в архивах 13 колен своего рода, узнал поименно порядка 500 человек, хотя и ушло на эту работу немало времени…
МУХАМЕТШИН: «ИЗВЕСТНО, ЧТО МЫ АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ»
Гостем праздника должен был стать Рустам Минниханов, но в итоге в театре им. Камала появился председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Спикер республиканского парламента внимательно осмотрел экспозиции каждой семьи, ведь по условиям конкурса команды должны представить жюри национальные блюда и костюмы, причем аутентичные, а также предметы быта и книги, которые они бережно хранят и ценят. Тот же Абдуллин из Нурлатского района с гордостью показал спикеру татарстанского парламента самовар 1870 года, который настолько хорошо сохранился, что его без опасений можно разжечь хоть сейчас, имелись бы вода и дровишки.
С представителями же чувашского села Старое Суркино Фарид Хайруллович пообщался как с родными, а все потому, что они приехали из Альметьевского района. «Мои земляки», — пояснил Мухаметшин сопровождавшим его лицам, среди которых были едва ли не в полном составе представители объединения женщин – депутатов Госсовета РТ «Мәрхәмәт — Милосердие».
Далее Мухаметшин испил чаю у актанышцев, ему вручили күчтәнәч (тат. «подарок») в форме маленького мешочка, который назывался «куян капчыгы» (тат. «заячий мешочек»), но что там внутри, дарители сообщать не стали — дескать, пусть будет сюрпризом. А возле презентации кукморских марийцев спикер Госсовета РТ неожиданно вспомнил татарскую песню «Эх, Кукмара», в которой есть припев: «Их, Кукмара, Кукмара, Ерагаймасын ара. Сагынырсың, саргаерсың, Читләргә китеп кара». Мухаметшин подзабыл слова и пытал представителей братского народа, причем по-русски: «Сагынырсың, саргаерсың, как там дальше-то?» Но ни активистке Санниковой, ни главе архивного комитета Габдрахмановой, к которым обратился председатель парламента, слова шлягера в исполнении Альфии Авзаловой не были знакомы.
Журналистам же Фарид Хайруллович честно признался, что знает своих предков не так глубоко, но обещал обязательно изучить данный вопрос в дальнейшем. «У нас, у татар, отцы говорили, что каждый 7 колен должен знать, — напомнил в том числе и себе глава Госсовета. — К сожалению, мне моя родословная известна только до дедушки со стороны мамы и папы и некоторых прадедов. Документы еще не удосужился собрать, хотя известно, что мы альметьевские — в селе Альметьево жили наши предки, от них и наш род пошел: Миграновых, Мухаметшиных… Хотя мой отец родился в Сармановском районе, его уже давно нет в живых. Я думаю, мы в архивах со своей семьей, детьми обязательно после сегодняшней встречи инициируем поиск дел. Подобное нужно, потому что основа любого общества — это семья, род, благополучие всей территории, на которой живут вот такие родовитые, помнящие, берегущие имена собственных предков люди».
Ну а главный приз конкурса — сертификат на 150 тыс. рублей — получили представители того самого марийского рода Иксановых, для которых незнание песни «Эх, Кукмара» не стало препятствием на пути к победе.






































