Рустам Хайруллин: «В проекте «Гаиля» было только два учебных класса, хотя у нас занимаются в неделю 40 групп. Самому маленькому ученику — меньше трех лет, самому старшему — более 90»

«НАДЕЮСЬ, ЧТО ОНИ ПОМОГУТ ЗАВЕРШИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО, ЧТОБЫ НАШ ИСЛАМСКИЙ ЦЕНТР НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В ДОЛГОСТРОЙ»

— Рустам хазрат, как возникла идея строительства исламского культурно-просветительского центра, который в народе называют медресе, при мечети «Гаиля»? Для чего вам новые помещения?

— По милости Аллаха название нашей мечети «Гаиля», что по-татарски означает «семья», и мы стараемся всячески, чтобы имя соответствовало делам, поэтому стремимся работать с самыми разными слоями населения. Мечеть наша достаточно большая, пусть ее строителю Хатыпу хазрату, который уже ушел из этого мира, Аллах ниспошлет высшую степень рая. Но в проекте «Гаиля» было только два учебных класса, хотя у нас занимаются в неделю 40 групп. Самому маленькому ученику — меньше трех лет, самому старшему — более 90. Все они учатся по программе ДУМ РТ, рассчитанной на три года.

Поэтому мы вынуждены детишкам и взрослым мужчинам давать азы ислама в подвале, под лестницей, поскольку классов не хватает. 40 групп вынуждены учиться в три смены. Например, утром приходят в основном неработающие пенсионеры, во вторую и третью смены — обеденное время и вечер — больше молодежи и взрослые работающие мусульмане. В этом году мечети «Гаиля» исполняется 7 лет, и вопрос расширения площадей уже давно назрел. Медресе необходимо, и пусть Аллах даст нам возможность достроить его, чтобы это новое здание приносило пользу. Конечно, «медресе» звучит громко, мы в центре будем давать начальное религиозное образование.

— Это так называемые примечетские курсы?

— Да, основанные на программе духовного управления мусульман Татарстана. На каникулах мы проводим занятия для школьников, разные образовательные мероприятия для детей. Реализуем ряд социальных проектов.

— В здании исламского центра будут только учебные классы?

— Конечно, там появится все необходимое, например конференц-зал, различные помещения, все это в соответствии с требованиями по пожарной безопасности, Роспотребнадзора. Тут все надо учитывать, ребенок после школы вряд ли захочет приходить, по сути, в еще один школьный класс, поэтому предлагаем детей обучать в игровой форме. А вот бабушки с удовольствием сядут за парту, так как это ностальгия по молодости, студенческим годам. Так что должны быть разные формы обучения, разные классы, разные методики, чтобы детям и взрослым было удобно и хотелось изучать основы ислама. Все это не должно идти из-под палки, когда папа или мама заставляет учиться.

— В новом центре при мечети «Гаиля» хватит мест для всех желающих?

— Да. Грамотно составим расписание, создадим для всех комфортные условия. Ориентируемся, чтобы после окончания наших трехлетних курсов ученики шли в медресе, например в «Мухаммадия», или имени 1000-летия принятия ислама, или в Российский исламский институт. Мы все прекрасно помним слова пророка Мухаммада, который говорил, что нужно учится от колыбели до могилы.

— На какой стадии сейчас находится строительство?

— Наш центр будет состоять из двух зданий: двухэтажного (там идет уже кладка стен) и одноэтажного (здесь началась копка котлована). До зимы нужно провести газ одновременно в оба здания, необходимо это сделать до наступления холодов. Разрешение на строительство выдано на год, я молю Аллаха, чтобы он направил к нам людей, которые прочитают эту статью. Надеюсь, что они помогут завершить строительство, чтобы наш исламский центр не превратился в долгострой.

«Исламский центр мы хотели к 1 сентябрю уже сдать, но пандемия внесла свои коррективы…» «Исламский центр мы хотели к 1 сентябрю уже сдать, но пандемия внесла свои коррективы…»

«МЫ ГОТОВЫ ПРИНИМАТЬ ПОМОЩЬ И СТРОЙМАТЕРИАЛАМИ, ДА ЛЮБОЙ ПОМОЩИ РАДЫ!»

— Как пандемия повлияла на ход строительных работ в центре?

— Мы целый год вели подготовительные работы, чтобы получить разрешение на строительство. И по милости Аллаха его получили в конце декабря. В этот же день с благословения нашего муфтия Камиля хазрата начали копку котлована и заливку фундамента. Потом объявляли разные акции, например «Купи кирпичик в рай». Так до пандемии успели кирпичики собрать на облицовку. Потом пришел кризис, когда мечети закрылись, а это значит, что люди перестали ходить, делать пожертвования. В результате денег не стало не только на строительство нашего медресе, но и даже на оплату коммунальных расходов мечети. Это был жесткий удар, мы постоянно молимся, чтобы болезнь ушла с нашей земли, а люди перестали болеть.

— Кроме того, ограничения, которые введены в стране из-за коронавируса, здорово ударили по бизнесу, а ведь предприниматели — основные благотворители…

— Да, это так, но в то же время не оскудела рука дающая и у простых людей. Недавно к нам пришла татарская әби, принесла 100 тысяч рублей. Я ей сказал, что не возьму эти деньги. А она в ответ: «Хазрат, я у тебя не спрашиваю, возьмешь ты или нет! Я хочу, чтобы мои кирпичи были в раю». Ведь пророк говорил: те, кто помогает строить подобные заведения, попадут в рай. А бабушка сразу сказала, чтобы я не переживал, и предусмотрительно приехала со своими детьми, которые ждали в машине. Я пригласил их, они в один голос сообщили, что так было решено на семейном совете.

Мы готовы принимать помощь и стройматериалами, да любой помощи рады! Например, можно просто прийти, чтобы убраться, помочь своими руками. Исламский центр мы хотели к 1 сентябрю уже сдать, но пандемия внесла свои коррективы…

«Все в этом мире идет от Всевышнего. И если человек жертвует, то ему в разы больше возвращается»

— Говорят, что тем, кто жертвует на благое дело, Аллах дает свою награду не только в вечной жизни, но и в этом мире. 

— Я часто вижу подтверждение тому. Могу привести один недавний пример. Как-то мы обратились к бизнесмену, нужен был бетон. Он сначала думал, вроде тяжело, кризис, но все же решился нам помочь. Мы просили 70 кубометров бетона — это где-то 10 машин. А в процессе заливки оказалось, что нужно еще 20 кубов. Предприниматель, скрипя зубами, согласился нам их дать. Прошло некоторое время, бизнесмен пришел ко мне и рассказал, что у него срывался один крупный заказ, о котором он даже перестал думать, успокоился, вроде как клиенты уже ушли. «Но, как только я сказал бухгалтеру оплатить дополнительный бетон для строительства медресе, через несколько минут поступил звонок от „потерянного клиента“, который сказал, что решил с нами работать», — рассказал мой собеседник.

Все в этом мире идет от Всевышнего. И если человек жертвует, то ему в разы больше возвращается. Человеку, который жертвует, записывается награда, принимаются его молитвы. Всевышний возвращает в несколько крат больше, причем не только деньгами, может быть здоровьем, благом, счастьем детей и родителей. Можно жертвовать от имени покойной мамы или отца, их уже нет, но из-за того, что сын проявил щедрость, ее почести в раю только увеличиваются.

— Иногда люди сомневаются — жертвовать им или нет, дескать, муллы все разворуют. Есть такое?

— Мне, будучи имамом, каких только сказок не приходилось слышать. Шайтан не дремлет. У нас же все прозрачно, можно запросить в бухгалтерии документацию, человек, если не доверяет, может сам материалы купить и привезти, оплатить по смете. Можно сомневаться в мулле, но тот кирпич, который перед вашими глазами каменщик положил в кладку, никуда же не денется, или окно, которое вставили в проем, также останется на всю жизнь.

«Каждый может сделать свой вклад в доброе и полезное дело, в развитие исламского образования и строительство нашего культурно-просветительского центра» «Каждый может сделать свой вклад в доброе и полезное дело, в развитие исламского образования и строительство нашего культурно-просветительского центра»

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПОЖЕРТВУЕТ, ЭТО БУДЕТ ДАЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПОЕЗДКА В ХАДЖ»

— До одного из двух главных праздников в исламе — Курбан-байрама (31 июля) — остаются считанные дни, как вы готовитесь к нему?

— Очень часто приходится слышать вопрос, можно ли курбан не делать, а эти деньги просто отдать, например на строительство медресе. Имаму, которому очень тяжело дается возведение, может, и хочется сказать: «Дайте деньги нам, мы продолжим строительство». Но так нельзя делать. Обряд на Курбан-байрам — это обязанность мусульманина, потому совершайте курбан.

А вот что касается хаджа, то подходят мусульмане, говорят: «А можно мы деньги, которые накопили на паломничество, передадим на богоугодное дело? В этом году ведь Саудовская Аравия закрыла границы». Тут люди могут жертвовать, если они, например, собирались ехать не в первый раз или уверены, что на первую поездку еще накопят деньги. В таком случае, если человек пожертвует, это будет даже лучше, чем поездка в хадж. 

— Как в мечети «Гаиля» пройдет в 2020-м обряд жертвоприношения, гает-намаз?

— В этом году нельзя будет выбрать барана. К животным людей не подпустят, просто забойщики на специальной базе станут заниматься своим делом от чьего-то имени и будут привозить готовое мясо, которое люди заберут. Сейчас средняя стоимость животного — 8,5 тысячи рублей, к слову, часть средств, заработанных мечетью на жертвенных животных, также пойдет на строительство исламского культурно-просветительского центра.

Что касается праздничного намаза, то пока в пятницу к нам в мечеть заходят лишь 100 человек, хотя там мест в 4–5 раз больше, остальные молятся во дворе со своим намазлыком, в масках, перчатках. Гает-намаз пройдет в этом году по той же схеме. Таковы реалии нашей сегодняшней жизни…

А пока каждый может сделать свой вклад в доброе и полезное дело, в развитие исламского образования и строительство нашего культурно-просветительского центра.