«Мы не просто духовная организация, мы изучаем каждую деталь, каждый нюанс производства как эксперты, и поэтому нам доверяют», — говорит председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Ирек хазрат Зиганшин. В своем интервью он рассказал, что может помочь российским предпринимателям-мусульманам выйти на исламские рынки и почему сегодня рынок халяль в России напоминает эпоху дикого капитализма 90-х.
«НАШИ ЭКСПЕРТЫ ЛИЧНО ИЗУЧАЮТ ПРОИЗВОДСТВО»
— Ирек хазрат, возможно, первый вопрос прозвучит резко, но некоторые люди полагают, что сертификация по стандарту «Халяль» — фикция. Якобы достаточно заплатить определенную сумму — и заветный лейбл «халяль» может получить каждый желающий. А это и бренд, и цены чуть выше по рынку. Так ли на самом деле?
— Если кто-то полагает, что сертификат «Халяль» выдается без тщательной проверки предприятия, он глубоко заблуждается. Получить этот документ и право наносить знак «халяль» на свой продукт совсем не просто. Производство, не соответствующее канонам шариата, не пройдет сертификацию по стандарту «Халяль» ни за какие деньги — во всяком случае в комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Процедура сертификации сложная, многоуровневая, и, поверьте, изучение производителя происходит не только в кабинетах. Сначала предприятие (а мы работаем только с официально зарегистрированными компаниями, КФХ, ООО, ЗАО, и индивидуальными предпринимателями) подает заявку, в которой подробно расписывается вид деятельности, а также весь пакет правоустанавливающих документов. Их изучает экспертный отдел. И еще на этапе подачи заявки может быть дан отказ в совместной работе. Например, если некое заведение планирует сертифицироваться по стандарту «Халяль», но притом предлагает посетителям кальян или есть барная стойка, сертификата «Халяль» в нашем комитете оно не получит. Это позиция ДУМ РТ, так как приготовление пищи халяль не делает заведение, торгующее харамом, соответствующим требованиям ислама. Кроме того, мы проверяем всю нормативную и технологическую документацию — из какого сырья производится тот или иной продукт, потому что в ингредиентах блюд могут применяться вредные пищевые добавки, к примеру кармин, который используется как краситель. С точки зрения стандарта «Халяль» он вреден для нашего организма, так как делается из жучков кошенили. Так вот, только после скрупулезной экспертизы компания может быть допущена к проведению оценки непосредственно на производстве. Понимаете, мы не просто духовная, а экспертная организация, поэтому нам доверяют и считают самой строгой и надежной в России.
«Это позиция ДУМ РТ, так как приготовление пищи халяль не делает заведение, торгующее харамом, соответствующим требованиям ислама»
— Как проходит контроль производств? Ваши специалисты находятся там постоянно?
— Обязательно! Наши контролеры изучают производство — начиная от убоя скота и птицы и проверки состава входящего сырья до непосредственно производственного цикла. Контроль осуществляется на каждом предприятии, где производится сертифицированная нами продукция. Их у нас 120. Помимо собственного контроля, мы обучаем персонал самой организации, в том числе технологов и забойщиков. В 2018-м, когда я только возглавил комитет, приехал в компанию «Челны-Мясо». Помните, там был скандал с лейблом «Татарское трио халяль», который сотрудники отдела предприятия клеили на несертифицированную нами продукцию? После этого мы приостановили действие выданного сертификата и провели проверку. Была создана комиссия, в которую вошли сотрудники профильных ведомств республики. Нарушений в соблюдении стандартов «Халяль» на сертифицированной комитетом продукции мы не выявили, но в любом случае компания очень сильно оскорбила своими действиями мусульман республики. Мы вернули ей отозванный сертификат с условием, что она создаст отдельный изолированный цех для халяльной продукции. Организация серьезно вложилась в раздельное производство, и сегодня там все полностью соответствует канонам ислама. Вообще, мы постепенно добиваемся от предприятий перехода на 100-процентное халяльное производство. Например, в компании «Челны-Бройлер» вся птица забивается вручную — 170 тысяч голов ежедневно, заклание на птицефабрике производят два десятка забойщиков. На «Пестречинке» забой птицы также идет по канонам шариата. Мы уделяем особое внимание тому, чтобы в организации был налажен ручной забой птицы по всем правилам. Далеко не все центры сертификации подобным занимаются — мы же никогда не дадим свидетельство компании, где птицу забивают механически. Это не соответствует нормам ислама, так как забойщик в данном случае просто нажимает кнопку, он не может считаться забойщиком по фикху.
«ПО ЗАКОНУ НАРУШЕНИЙ НЕТ, А ПО ШАРИАТУ НЕДОПУСТИМО»
— Не кажется ли вам, что слишком много скандалов стало вокруг знака «халяль»? То ДНК свиного мяса обнаружат в якобы разрешенном продукте, то лейбл с мусульманским названием на запрещенный продукт наклеят…
— Вы правы, отечественная халяль-индустрия сегодня напоминает эпоху дикого капитализма 90-х в России. Единых и понятных правил игры на этом рынке пока нет: невозможно привлечь к ответственности нарушителей стандартов «Халяль», отсутствуют технические стандарты на товары и услуги «Халяль», зато увеличивается количество практикующих мусульман — потенциальных клиентов и потребителей для российских производителей. И это, к сожалению, становится плацдармом не только для различного вида недобросовестной рекламы или конкуренции, но и для элементарного незнания, что такое халяль. В нашей стране нет культуры понимания халяль. Данное представление у большинства россиян ограничивается исключительно сферой питания, в которой не должна применяться свинина.
«Харам — это целая система запретов для мусульман: в их поведении и нравственности, пище и одежде, способах зарабатывания денег и отдыха, в целом в образе жизни. Соответственно, халяль — то что для нас дозволено»
Однако харам — это целая система запретов для мусульман: в их поведении и нравственности, пище и одежде, способах зарабатывания денег и отдыха, в целом в образе жизни… Соответственно, халяль — то, что для нас дозволено. В последние годы мы значительно расширили направления деятельности. И сегодня выдаем документ о сертификации производителям молочной, мясной продукции, косметических средств, пищевых добавок, хлебобулочных и кондитерских изделий, масложировой продукции, промышленной химии, а еще на медицинские услуги, к примеру обрезание и родовспоможение. Буквально на прошлой неделе (17 декабря) мы выдали свидетельство частному роддому в Казани — там смогут принимать роды в соответствии с этическими требованиями шариата. Что это означает: использование разрешенных медикаментов, обслуживание медперсоналом женского пола и халяльное питание. Мусульманам известно, что Всевышний не принимает молитв в течение 40 дней после употребления харама. Поэтому следить за тем, что попадает тебе на стол, в твой дом, твой организм и организм твоих близких и детей, в поле их зрения, — обязанность наших единоверцев. В мусульманских странах проще, там стандарту «Халяль» соответствует почти всё: продукты питания, лекарства, косметика, одежда, медицинские услуги, сфера отдыха и развлечений, финансовые отношения. Мы живем в государстве, в котором ислам стал возрождаться сравнительно недавно, а исламская инфраструктура, частью которой является халяль-индустрия, — явление еще более новое для российской общественности. Это объективное обстоятельство нужно учитывать. Но если для производителей халяль — чаще всего просто бизнес, то для мусульман — образ жизни. Жертвами обмана становятся именно последние. Доходит до того, что продавцы могут сами написать на этикетке слово «халяль» и продавать как халяль, выложив товар на одной витрине вместе с сертифицированными товарами.
— И как не стать жертвой обмана?
— Следите за наличием на товаре специальных значков достоверных сертификационных центров. Логотипы нашего комитета известны. Мы недавно сделали ребрендинг, поэтому их на сегодняшний день два. Со временем, когда население привыкнет и запомнит новый знак, мы будем использовать только его. А пока для удобства потребителей действительны оба знака. С ними можно ознакомиться на нашем сайте. Они гарантируют полное соответствие продукта всем нормам ислама. Кроме того, потребитель вправе потребовать у продавца документы на право использования знака «халяль». Но порой люди и сами беспечны: ведутся на громкие названия и стилистическое оформление упаковки. Совсем недавно мы выявили продукт одного из татарстанских производителей бекона — колбасу со специфическим названием, которая была обернута в зеленую пленку, подписана шрифтом восточной вязи и украшена изображением мечети. Не забыли даже указать по-арабски الهلال («аль-хиляль»), что означает «месяц». Его звучание похоже на известное слово «халяль», которое, однако, пишется иначе — حلال. Что это: незнание арабского и неудачная попытка написать «халяль» по-арабски или сознательное введение покупателя в заблуждение? Мы не имеем никаких правомерных инструментов для привлечения данного производителя к ответственности, но предупреждаем своих единоверцев о таких случаях через свой официальный сайт и аккаунты в соцсетях. Но люди и со своей стороны тоже должны быть бдительными и помнить: «Вы то, что едите».
— Правильно ли я понимаю, что производитель, продающий под видом «халяль» вовсе не разрешенный продукт, не несет никакой ответственности?
— Так как религия и государство у нас разделены, в России нет никаких нормативных актов, которые бы наказывали за нарушение стандартов «Халяль». Что получает предприниматель в таком случае: скандал, общественное порицание, крах репутации… И всё! Хотя вы как покупатель можете обратиться в комитет по защите прав потребителей, ведь ваши права в таком случае были нарушены. По сути, человек становится жертвой недобросовестной рекламы. Часто нам поступают сигналы о том, что там, где продают халяль, реализуют и свинину. Пример: сетевые федеральные гипермаркеты. Мы неоднократно обращались к ним с просьбой — соблюдать товарное соседство, не нарезать одним ножом мясные халяльные продукты и те, что не являются таковыми, например с содержанием свинины. По шариату подобное недопустимо. Но в сетях нам отвечают: «Мы не нарушаем никакой закон». И это проблема не только Татарстана, нам поступают жалобы и из других регионов. В России зарегистрировано более 50 коммерческих центров добровольной сертификации «Халяль». И в некоторых из них руководители даже не мусульмане — это нонсенс! Если глава никого отношения к исламу не имеет, то как можно гарантировать соблюдение всех требований шариата? Так что следует обращать внимание на то, какая организация выдала сертификат, на ее репутацию, опыт работы, наличие экспертов в штате. А процедура сертификации, напомню, происходит на добровольной основе.
— ДУМ РТ как мусульманская религиозная организация со своей стороны предпринимает меры по регулированию этого рынка?
— Во-первых, комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ самый строгий с точки зрения соблюдения канонов ислама, в других регионах сертифицирующие организации менее требовательные. Во-вторых, мы поддерживаем идею внедрения единого стандарта «Халяль» и устрожения норм проверок, главное — чтобы единый стандарт был разработан тщательно, с учетом специфики местности и без нарушения религиозных норм. Поэтому в 2017 году при Росстандарте на базе Российского исламского института был создан технический комитет, который занимается разработкой единых для всей страны стандартов «Халяль». Они станут общефедеральными и впервые за всю историю новейшей России будут внедрены в качестве ГОСТов. По сути, это позволит урегулировать рынок и внести единые и понятные для всех правила. Данные стандарты будут имплементированы и в мировой исламский рынок, что позволит расширить возможности для российских предпринимателей, желающих экспортировать свою продукцию за рубеж. Но пусть не обижаются на нас наши производители, вся эта деятельность подразумевает не поддержку бизнеса (хотя, разумеется, попутно подобное будет достигнуто), а защиту именно интересов простых потребителей, соблюдающих мусульман, для которых каноны ислама не пустой звук.