«Я написал 87 иконостасов от Камчатки до Соловков, ни за один не заплатили. Я пишу для людей», — рассказывал накануне журналистам Ильгиз Ханов на экскурсии по Вселенскому храму, в котором открылась выставка репродукций картин Николая Рериха. Ханов поведал о чудесах, с которыми столкнулся его брат Ильдар, о том, как в каждом зале храма человек сможет испытать катарсис, и за чей счет он содержит главную достопримечательность Старого Аракчино.
-
Храм всех религий — известное архитектурное сооружение, визитная карточка поселка Старое Аракчино. Его строительство на месте родительского дома в 1992 году начал Ильдар Ханов, российский художник и скульптор. Работы над комплексом зданий продолжились и после смерти Ханова в 2013 году, его дело повел дальше брат Ильгиз Ханов. По словам Ильгиза, храм он содержит на средства, которые получает от сдачи в аренду своей квартиры в Москве. Второй источник дохода — билеты за вход в помещения храма. Их цена — 100 рублей. Храм в сезон, по словам Ханова, посещают от 50 до 1000 человек в день.
Название «Храм всех религий» условно — мало кто приходит сюда молиться. Это культурная достопримечательность, архитектурный символ всех религий и их музей. О храме слышал каждый житель Казани, многие видели его снаружи, но не каждый бывал внутри. Накануне эту экскурсию для журналистов провел Ильгиз Ханов в сопровождении сотрудника храма Фарида Хайруллина. Он рассказал легенду, почему Ильдар Ханов решил возвести такой храм. По словам Хайруллина, к художнику во сне пришел Иисус и сказал: «Надо строить Вселенский храм». Ильдар ответил: «Как я построю? Я же бедный художник». На что Иисус заявил: «Бери лопату и начинай строить». Ханов взял лопату и стал копать землю под фундамент.
-
Сейчас вход в храм находится со стороны Волги. Ильдар Ханов планировал сделать вход с обратной стороны здания, там, где сейчас стоят два больших сфинкса. По словам Хайруллина, грива сфинксов похожа на шлем, и при этом у сфинксов лицо Гагарина. Судите сами.
-
Храм окружен каменным забором, и изнутри мозаикой выложены таблички с именами пророков. Войти в храм можно через высокую арку, Хайруллин называет ее мехрабом. Справа на арке выложено имя Актуб, так на татарский переводится имя Яков, слева — Гайсэ, или Иисус.
-
А это Тугра (персональный знак) Ильдара Ханова. Раньше такие печати были у султанов и ханов. Здесь написано, как его зовут и чей он сын. По словам Хайруллина, тугру Ханова изготовил 95-летний художник Владимир Попов, который начал заниматься каллиграфией только в 70 (!) лет. Сейчас он признан одним из лучших каллиграфистов в исламском мире.
-
В Храме всех религий понравится человеку, который любит разгадывать загадки. Отдельного внимания заслуживают купола. Например, эта «спираль» — буддийская ступа, которая символизирует 7 чакр человека.
-
Поводом для пресс-тура стало открытие выставки репродукций картин русского художника Николая Рериха. На выставке собраны копии картин, написанных в 1923–1928 годах, когда Рерих вместе с женой был в Гималаях. Поэтому почти на всех картинах горы. Ильдар Ханов дружил с сыном Николая Рериха, Святославом. По одной из версий, это он вдохновил художника построить храм.
«Это не подлинники, конечно, — признается руководитель татарстанского рерихского культурного объединения Борис Зайцев. — Но это дело нашего сердца, мы их бережем, изредка вынимаем. Других вариантов представить публике Рериха сейчас нет, все в запасниках, отношение к нему в России пренебрежительное. Высокое искусство России не нужно, его хотят убрать, взамен дать телефоны, телевизионные шоу, а вот эту глубину философскую не надо человеку, он будет думать. А зачем нам думающий человек?»
Ильгиз Ханов же заметил, что и репродукции имеют ценность. «Даже в газете икона мироточит», — добавил он.
-
На вопрос о том, какую веру он исповедует, Ильгиз отвечает, что он йог. «Вот кто я? По рождению мусульманин, потом крестился, а вообще я йог. От попов сейчас отхожу, потому написал 87 иконостасов от Камчатки до Соловков, ни за один не заплатили. Я пишу для людей».
По словам Ханова, Рерих смог одолеть Гималаи, потому что занимался криойогой, а «она позволяет войти в соитие с богом, вызвать бога в себе». «У нас в каждом зале человек сможет испытать катарсис. Каждый зал будет давать возможность войти в состояние над собой. Задача нашего комплекса — приобщить людей к медитации», — заметил Ханов. По его словам, он занимается йогой уже 52 года. А каждые понедельник, среду и пятницу проводит занятия в храме для всех желающих бесплатно.
-
«Меня спрашивают: „Почему ты, татарин, иконы пишешь?“ Я говорю: „Если Русь пропадет, не будет ни татар, ни башкир, ни удмуртов“», — говорит Ильгиз Ханов.
-
Зал Будды сильнее всего пострадал от пожара в 2017 году. «Что интересно, Будда не пострадал: он как был золотой, так и остался», — рассказывает Хайруллин. Стены были черные, плитка вскипела, упала, витражную люстру, на которой изображены 12 знаков зодиака, сейчас восстанавливают. Раньше здесь находился кабинет Ильдара Ханова, весь архив, все его стихи утеряны.
-
Ильгиз Ханов считает, что красивее татарских женщин нет. Один из залов посвящен татарским красавицам во главе с Сююмбике, все картины нарисованы им на досках из-под икон. «Есть легенда, что когда Казань завоевал Иван Грозный, Сююмбике хотели отдать за него замуж и она должна была изменить веру. Чтобы этого не делать, Сююмбике сбросилась с башни и разбилась. У нас своя легенда: она сбросилась, упала и разбилась на 40 татарских красавиц», — шутит Хайруллин.
-
Автопортрет Ильдар Ханов нарисовал за одну ночь в 22 года, это одна из его дипломных работ (он учился в Москве, в институте им. Сурикова). «Ему сказали: если завтра не сдашь работу, мы тебя отчислим. Модели не было, сам себя нарисовал», — говорит Хайруллин.
Синтетические краски для соседней картины Ханову подарил конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев, они дружили. Также тут есть фотография Ханова с мексиканским художником Альфаро Сикейросом, тот организовывал одно из первых покушений на Троцкого. «Это ярый коммунист, звал Ильдара расписывать здание ООН в Нью-Йорке, но в советское время бедный художник… куда он поедет?» — объяснил Хайруллин.
Портрет Высоцкого тоже неслучаен. Ханов дружил с Высоцким, Любимовым, Евтушенко. «С Высоцким как он познакомился? Ильдар задержался ночью в мастерской. Где ночью поесть? Он поехал на Рижский вокзал, встал в очередь, покупает какао, хлопает себя по карманам, чтобы купить булочку, денег нет. Сзади стоит парень, купил 10 какао, 10 булочек, оказалось — Владимир Высоцкий. Так они подружились и вместе поехали в общежитие Суриковского института. Высоцкий еще работал на возведении памятника „Родина-мать“ в Набережных Челнах», — рассказывает Хайруллин.
-
Зал «Краеугольный камень веры» появился после того, как храмом занялся Ильгиз Ханов. Все четыре стены завешены иконами, а пол и потолок планируется сделать зеркальными. Таким образом, человек, который попадает в зал, окружен со всех сторон иконами. Кто-то здесь плачет, кто-то смеется. Корреспондент «БИЗНЕС Online» не почувствовала ничего.
Также в Храме всех религий есть зал, посвященный язычеству, зал Иисуса, зал древнего Египта (оба брата любят египетскую культуру), католический зал.
-
Отдельного внимания заслуживает история скульптуры «Родина-мать» в Набережных Челнах. Ильдар Ханов создал ее к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1975 году. Никто не соглашался браться за работу в феврале, чтобы до мая за короткий срок построить скульптуру. Ханова нашли в Москве. Проект скульптуры не был согласован, и когда его стали сдавать союзу художников СССР, произошел скандал. По словам Ильгиза Ханова, тогдашняя министр культуры Екатерина Фурцева, «огромная женщина, которая разговаривала только матом», сказала, что в Татарии не может стоять своя Родина-мать. Скульптуру решено было взорвать. Чтобы этого не произошло, Ильдар Ханов какое-то время жил внутри. Делу помог случай. Леонид Брежнев пригласил французскую делегацию во главе с Андре Ремаклем в Набережные Челны. Тот сравнил автоград с Детройтом, на въезде в который «какая-то птица стоит». Когда об этом рассказали Брежневу, памятник оставили. И Хановым отдали бульвар Энтузиастов, на территории которого впоследствии появлялись их скульптуры, фонтаны и прочие архитектурные формы.
-
Из окон Храма всех религий открывается прекрасный вид на Волгу. Если перебраться в Верхний Услон, откроется чудесный вид на Казань и Храм всех религий. Как раз за Волгой, «когда потеплеет», Ильгиз Ханов хочет установить памятник старшему брату.